Прилетел бесцельно, т.е. без особой программы,
так, просто поболтаться по городу - всё равно, рейс в Москву только через два дня...
Взял в аэропорту мотор, разговорился с таксёром,
оказалось, он может катать хоть сутки, за fixed price...
Благо его английский оказался довольно сносным
Идея чем себя занять, возникла довольно бысто:
Я:- А не сгонять ли нам на границу?
Таксист: - Да не вопрос, сэр.
Я - И почём у вас тут "всё про всё"?
Т. - 80000 Вон (чуть меньше 75 USD, 1 USD=1100 Вон), и все дела, мой мотор в Вашем распоряжении на 8 часов!
Я - Ок, завтра в 10 к гостинице...
Т. - Не вопрос ни разу
Мотор подан во время и вот мы в пути...
С заднего сидения такси глазею на сеульские развязки, постройки и трафик...
Хорошо-то так, солнышко светит...
От Сеула до демаркационной зоны - 52 км по прямой.
Выезжаем из города - обычные корейские пейзажи: пересохшие рисовые чеки,
сёла, лавки, да заправки с магазинчиками...
Тут по обочине, марширует подразделение южно-корейской армии,
в полной боевой выкладке:
Кто-то тащит пулемёт
Но "рота на марше"
Дальше - больше:
Всё время, после окончания Корейской войны (27.06.1953),
была опасность нападения КНДРовских войск и прорыва их к Сеулу,
с целью объединения двух Корей, под прекрасными идеями чучхе.
Да и сейчас она есть в некоторой степени, особенно после событий 2010 года,
когда воиска КНДР начали лупить из пушек по островам, рядом с Сеулом,
потопив при том южнокорейский военный корабль с частью команды...
К тому же КНДРовский "фюрер" (зачёркнуто), мудрый вождь сменился.
Что бы танковые клинья не прошли сразу на столицу,
(благо память о взятии Сеула северо-корейцами в 1950 и 1951 годах,
жива и по сей день) дороги перекрываются таким образом:
Если будет прорыв танков на направление Сеула,
то эти бетонные блоки подрываются и заваливают дорогу
А тут огромный бетонный блок сверху, вместо моста,
опустится на танки супостата, при его подрыве:
И такими штуками нашпигованы все дороги...
Пошли указатели на крайний северный пограничный пункт,
с мемориальным комплексом, где велись переговоры и
подписали акт о прекращении огня
Та же дорога №1, кстати и ведёт на Пхеньян...
Такси доезжает почти до первого блок-поста и сворачивает на огромную парковку..
С водителем договариваюсь, что он меня здесь ждёт, пока я еду на экскурсию на
таком вот автобусе, в погранзону:
Водила бежит со мной в кассу, договаривается на самую ближайшую экскурсию.
Сама экскурсия на 3 часа стоит всего 8700 вон (8 USD),
в кассе дают билетик, проверяют паспорт и данные вносят в список.
До экскурсии пол часа, я же прогуливаюсь рядом...
Погранзона начинается в 50 метрах.
Всё в "колючке", кое-что нельзя фотографировать,
пулемётные гнёзда, доты и вышки по паре штук на сотню метров...
Тут же стоит что-то вроде часовни с "колоколом мира"
Простреленный как решето паравоз времён войны,
застывший перед разрушенными опорами моста на тот берег...
Мост отстроили сразу после войны, и долгое веремя это было единственное место
для обмена пленными и родственниками, пока северным корейцам это не надоело:
слишком уж много народу пыталось сбежать на юг...
Там же есть свой монумент Освобождения
Равно как и сувенирные магазинчики, ресторан, кафешка и...
очень много местных...
Пожилые пары подходят к самой сетке, увязаной слоями ленточек
молча и долго смотрят за тот берег - в жесточайшей трёхлетней Корейской войне
погибло более 6 миллионов корейцев, это не считая китайцев,
русских, американцев, австралийцев...
Миллионы семей оказались разделёнными навсегда...
Автобус заполнен и мы движимся к первому блок-посту...
Я единственный бледнолицый
Всего в том месте из белых, видел только двух пожилых финок...
На посту тормозят, в автобус входят корейский и американский солдат.
Смотрят паспорта, сверяют списки...
Первая остановка - приграничная станция,
открытая со стороны Южной Кореи, после договорённостей 2000 года,
когда договорились соединить Трансукорейскую и Китайской и Трансибирской ж/дорогами.
Стерильная чистота, несколько военных.
Сообщение вроде есть, но нерегулярное, хотя касса открыта.
Уж не знаю, продадут ли билетик до Пхеньяна..
Чуть в стороне - автомобильный пункт пропуска и несколько фур в очереди,
со слов офицера - пункт работает, КНДР тоже надо что-то кушать,
но попасть туда туристу - нереально,
только сотрудникам ОЭЗ в Кэсоне.
Едем дальше. Проезжаем ещё два блок-поста.
По обочинам патрули, вдоль леса - колючая проволока.
Сам лес заминирован, о чём ясно говорят такие таблички:
По пути замечаю как минимум две
полностью развёрнутые миномётные батареи и зенитки в маскировке.
Минуты через три, нас привосят на самую высокую точку,
откуда КНДР, как на ладони:
Я бросаюсь фоткать открывшуюся панораму,
шикарно видна вся граница, два гигантских флагштока с флагами КНДР и РК,
друг напротив друга и много чего ещё, но....
... моему горю нет предела:
тут же выскочил корейский солдат, из ниоткуда
и вежливо, но настойчиво попросил всё удалить.
What a fuck!!!
Куцый огрызок северокорейского пейзажа всё же вышел...
рассматривай за денюжку (500 вон) сколько влезет,
а фоткать - нельзя!
Нас везут на место т.н. 3-го туннеля.
Дело в том, что для успешного вторжения,
северокорейцы нарыли туннелей под границей.
Сколько их всего - не знает никто, кроме конечно лидеров КНДР.
В период с 1974 по 1990 -й их нашли четыре штуки.
Третий случайно "открыли" в 1975 году:
это почти двух километровая нора 2 м х 2 м,
прорубленная с помощью динамитных шашек на глубине 80 с лишним метров,
с уклоном на север ( чтобы не затопило "южный" конец норы)
и выходящая прямо за передовые позиции ю-корейских войск.
Пропускная способность туннеля - 40000 тысяч солдат в час.
А это почти три пехотных дивизии, в течении часа
могут оказаться в 50 км от столицы...
Сейчас там рядом, наверху сделали музей из разных северокорейских артефактов
где пластмассовые маникены, охраняют участок ненастоящей границы
Покажут кино, а на улице будет стоять памятник объединения двух Корей
Зато можно спуститься и в сам туннель,
одев жёлтую строительную каску на входе.
Сразу скажу, что людям, страдающим клаустрофобией...
...может быть не очень уютно в узкой гранитной норе,
длиной 400 метров, где идти надо пригнувшись,
а два человека расходятся с трудом...
Фотографировать везде запрещено,
поэтому простите за качество...
Собственно в сам туннель, попадаешь по этому
ходу, пробитому под хорошим углом на 500 м.
Подниматься обратно по нему без тренированной дыхалки...
есть вагонетки, как альтернатива
Сама нора:
Которая заканчивается стальным листом и подсвеченной колючей проволокой,
в 170 метрах от фактической границы.
Военные просто заварили её наглухо в трёх местах последовательно,
предварительно заминировав.
Разворачиваюсь обратно,
поднимаюсь наверх, где уже ждёт автобус.
Последний пункт - крестьянская деревня, в магазинчике которой
продаюся дары местной природы, рис и немного сувенирки.
Есть даже продукты из КНДР!
На память беру пару бутылок продукции северокорейской
ликёро-водочной промышленности с криво приклеенными этикетками
и корнями женьшеня внутри, да пару маек.
Автобус везёт обратно, на постах уже не тормозят.
Докупаю сувениров и прыгаю в ожидающее меня таксо.
На Сеул!