Граница (КПП Ташанта)
Работает с 9.00 до 17.00 кроме субботы и воскресенья. Нам повезло - в 9 утра мы были первыми. По утверждениям местных дальнобойщиков, серьезный затор может образоваться, только если подъезжает автобус с транзитными казахами, а так можно проехать спокойно. Пограничники проверяли только личные вещи, машины не смотрели, все оформление заняло минут 30-40. На "ничейной" зоне несколько раз проверяют паспорта и регистрацию на машину. Дорога в «ничейной» зоне по большей части обычная колея, после дождя или во время таяния снега может быть труднопроходимой для легковушек и паркетиников. На монгольской стороне процедура гораздо более длительная и какая-то бессмысленная: надо заполнять кучу формуляров, иногда полностью на монгольском языке, различные официальные лица несколько раз вызывают наружу к машине, просят открыть дверь и на этом завершают осмотр. Перед монгольским КПП надо остановиться и заплатить какой-то ветеринарный сбор (что-то около 15 рублей за человека, можно в рублях). На самом КПП тоже надо платить, что-то вроде 50 рублей за человека. После прохождения границы надо остановиться у очередного шлагбаума и в будке купить страховку (860 руб. за машину, можно в рублях) – это к вопросу, нужна ли в Монголии «зеленая карта» и где ее купить. Обе границы можно пройти по доверенности, обязательно нотариальной, но не обязательно генеральной.
Деньги
Можно поменять сразу после прохождения границы (ориентир – потрепанный зеленый флаг Хаан Банка над одним из бараков), но в наш приезд он был закрыт. Меняли в Улгии и то с большим трудом: местные банки рубли не принимали, можно было поменять у неких «валютчиков» на рынке. Курс на конец апреля был 47 тугриков за рубль. Нам в этом смысле (да и по многим другим вещам) очень сильно помог русскоговорящий Канат из BlueWolf Travel (http://bluewolftravel.com/, где он находится можно увидеть на карте Улгия в ЛП): и валютчика вызвал, и чаем угостил и советов полезных надавал. Самое удивительное, что при этом никаких туров мы у него не заказывали – только заказали пермиты в погранзону (50 тыс. тугриков на четверых человек). Кстати, о пермитах – как раз в апреле изменился порядок их получения, теперь документы отсылаются в Уланбатор и весь этот процесс занимает где-то 3-5 дней, поэтому планируйте график путешествия соответственно. В других городах, кроме Улгия и Уланбатора рубли поменять практически нереально, из наличных денег советую брать доллары в мелких купюрах, в Монголии они более популярны. В райцентрах есть банкоматы, тугрики можно было снять по курсу 43:1, однако самой картой расплатиться практически нереально, даже там где есть соответствующая наклейка. При планировании количества наличных, которые нужно взять с собой, учитывайте дороговизну топлива – на бак в 90 л бензина уйдет где-то 110-120 тыс. тугриков
Подготовка машин
Для движения по основным трассам («федеральным дорогам») при осторожной езде, наверно, может быть достаточно паркетника или даже легковушки, а вот при отклонении от этого маршрута нужен джип, и очень хорошо подготовленный. Основные вещи, на которые надо обратить внимание (из нашего опыта):
- • несколько запасных полноразмерных колес (2-3 на машину должно быть достаточно), лучше всего использовать грязевую резину; соответственно, нужно установить сетку или внешний багажник на крыше;
• жесткие пружины и внедорожное «люфтование» - может быть критическим при проезде некоторых ям и, особенно, при езде вне дорог по пересеченной местности;
• хай-джек, он же реечный домкрат – незаменим как при смене колес, так и при вытаскивании из грязи;
• шноркель – может сильно понадобиться при форсировании глубокого брода;
• электрический насос (от аккумулятора) – он будет нужен очень часто при смене колес и просто для подкачки;
• канистры для топлива или дополнительный бак сверху – некритично, но лишние 50 л избавят от неприятных неожиданностей;
• «люстра» - очень хорошо помогает при движении в темноте;
Почти в каждом населенном пункте есть шиномонтаж (дугуй засвар), довольно качественный – заплатки и «грибы» в наших колесах держались намертво.
Отдельно про музыку в машине – из-за пыли и песка CD-проигрыватели, скорее всего, очень быстро полетят, советую брать FM-трансмиттер и соответствующий mp3-гаджет.
Топливо
Бензин (92-й) и дизель в Монголии есть почти везде, даже в южных регионах (т.е. в Гоби). АЗС много, в том числе довольно современного вида, нам рекомендовали заправки «Ник» (белый логотип на красном) – вроде как лучшее качество. Топливо везде дорогое, бензин стоит около 1500 тугриков за литр. Может быть, имеет смысл залить в канистры на российской стороне 98-й, бензин, чтобы потом разбавлять им местный – не пробовали, но и на местном доехали вполне нормально. Газовое оборудование, как показала практика, отваливается почти сразу, да и газовых заправок в Монголии нет.
Дороги
Дороги в Монголии есть плохие, очень плохие и никакие (т.е. полное отсутствие дороги там, где она должна быть). В западной части страны асфальта нет, «федеральная трасса» представляет из себя несколько колей разного качества, протоптанных грузовиками. На отрезке Улгий-Ховд такая дорога наиболее вменяемого качества, потом становится гораздо хуже. При планировании передвижения можно принять 400 км в день за максимальную / реалистичную границу (в зависимости от интенсивности передвижения). Хотя тот же Канат говорил, что он доезжает из Улгия в Гоби за полтора дня. Особенность «федеральной трассы» не в самих ямах, а том что они возникают очень неожиданно и на каждой такой яме можно легко потерять подвеску. То есть можно двигаться и 80-100 км/ч, но при этом надо иметь быструю реакцию и вовремя определять опасные участки. Средняя скорость по федеральной трассе у нас получалась 40-60 км/ч с учетом остановок, замены колес и прочего ремонта. На второстепенных дорогах 40-50 км/ч – наиболее реальная скорость (соответственно, средняя, с учетом остановок и ремонта будет еще ниже). Ночью двигаться можно, опять же если особо не зажигать. Дороги на картах и в реальности очень сильно различаются. Самое тяжелое – когда дорога внезапно кончается. Поэтому одна из основных частей подготовки к самостоятельной поездке – GPS и карты.
Карты и GPS
Официальных векторных GPS карт Монголии, насколько я знаю, не существует. Карты под ози я скачал здесь - http://www.geoconnect.info/gps_map/198/ (для отдельных регионов, разный масштаб, скан 1990 года). Карта для Навитела (http://www.gpsvsem.ru/map.php?id=582) почему-то не работала, есть общая и не очень подробная карта для Гармина (ссылку не помню, но могу выложить если надо) – главное ее преимущество в том, что она показывает ситуацию по состоянию на текущий момент. На этот продукт - http://mapsshop.ru/product_1781.html - особо рассчитывать не стоит – доставку мне сделали ровно к моменту окончания поездки в Монголию
Еще несколько ссылок по картам (без привязок к GPS-координатам):
http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/i ... _map.shtml
http://kedr../Maps/MapListSe ... d9d8ad9eb4
http://www.travelling.lv/ru/mongolia/maps/
http://www.africatwin.ru/travel/korolev ... _karta.zip
Обычная 30-километровка, которая продается в книжных магазинах, довольно бесполезна и может использоваться только для общего представления о протяженности маршрута.
Когда не работали карты ози, мы использовали гарминовские карты вместе с бумажной распечаткой из последней ссылки. Еще одно достоинство последней карты – она на монгольском языке, и некоторые монголы, которые умеют читать и разбираются в картах, могут показать, где вы находитесь. Кстати, если нет автомобильной подзарядки для гарминовского навигатора, не забудьте взять солидный запас батареек – в Монголии их купить почти нереально.
Еще одна проблема с ориентированием – зачастую рядом находятся несколько населенных пунктов с одинаковым названием, около Ховда мы насчитали штук 5 таких. Очень полезно забивать в навигатор не названия, а GPS-координаты (в ЛП есть полный список с привязкой к населенным пунктам).
Местное население
Вполне дружелюбное и миролюбивое, в отличие от тех же алтайцев. Не прочь выпить, но в пьяном состоянии опасности не представляют. По-русски почти не говорят (но отдельные слова понимают), разговорники и словари помогают плохо – монгольские слова, хоть и написанные на кириллице, произносятся не так, как мы привыкли читать. Нам очень помогла специальная программа для айфона (типа WordBank) – находишь нужное слово и он переводит его вместе с озвучкой на монгольский. Язык жестов тоже помогает не очень хорошо – при всей моей симпатии к этому народу, соображают они не очень быстро, а зачастую даже не пытаются понять. Очень любопытные, но не навязчивые – могут подойти просто так, посмотреть и поулыбаться. Особенность менталитета, очень удивившая меня – монголы не торгуются, но при этом и не пытаются обмануть в расчетах. К концу поездки мы расслабились и вообще не проверяли, что нам там насчитали. Может быть, поэтому они не очень любят китайцев.
Гостиницы
Есть почти в каждом населенном пункте, надо смело подъезжать к магазину на главной площади и спрашивать – покажут направление, а скорее всего, дадут мальчишку-проводника, чтобы показал дорогу. Стоимость – от 30-40 тыс. тугриков за номер люкс-полулюкс в райцентрах (Ховд, Баянхонгор) до 20 тыс. тугриков за номер на четверых в маленьких поселках. Если предлагают юрту – соглашайтесь, не думая. Это намного удобнее и просторнее, чем самый лучший люкс. Отдельно надо узнавать про график подачи воды и электричества – зачастую их отключают на ночь (это если надо помыться или подзарядить что-нибудь на ночь). Горячая вода – сильный дефицит, такой номер (как правило, люкс) может стоить намного дороже (и опять же, всю воду отключают на ночь). В крупных городах мы ориентировались по рекомендациям ЛП, в маленьких, как правило, гостиница одна. Кроме пафосных гостиниц туалет всегда на улице (т.е. в прямом смысле – на проезжей части того, что там называется улицей), иногда до него надо ехать на машине. Еда – невкусная, мясо – жесткое, спасают старый добрый доширак и роллтон (наверное, поэтому в каждой приличной гостинице вместе с ключами выдают термос с горячей водой).
Что взять с собой (помимо общепринятых вещей)
- • канистры для воды – особенно для Гоби, где пресная вода есть, но имеет специфический привкус
• марлевые повязки – незаменимы в южных областях, особенно при пылевых бурях
• детские гигиенические салфетки («жопные салфетки») – очень помогают при посещении удивительных монгольских туалетов; вообще же возьмите столько влажных салфеток, сколько сможете – есть вероятность, что ими придется мыться
• теплую шапку – для непредвиденных морозов, и кепку – в основном, чтобы потом не вытряхивать песок из головы
• крем от загара – даже в холодный сезон солнце может легко сжечь кожу
• рации – желательно хорошего качества (пыле- и влагозащита) и большой дальнобойности; два комплекта (один подзаряжается, другой работает)
• много энергетиков – на больших перегонах они здорово облегчают жизнь.