Все нижеизложенное суть впечатления, личные, субъективные и неполные, а отнюдь не объективная информация и не руководство.
День 1 - Луанг-Прабанг.
Впечатление, производимое этим городом, очень сильно зависит от числа туриков на его улицах. Мы прилетели в Лаос из Ханоя ( LaoAirlines operated by VA, 130 юсд вкл. налог на вылет, бронь через ханойский отель, самолет заполнен на 70%), но даже после Вьетнама город показался шумным и тесным - толпы на улицах, забитые кафешки, не АоНанг в разгар сезона, но почти. Забегая вперед - когда мы снова оказались в ЛП через 4 дня народ куда-то подевался, и город стал милым, симпатичным и уютным. Он, собственно, такой и есть - в меру провинциальный, в меру аутентичный и очень комфортный.
И в добавок до предела русифицированный. Мало того, что в меню ресторанчиков прописана "Спасиба большая", в королевском дворце в спальне королевы висит портрет короля работы Ильи Глазунова, а на рынке продаются матрешки с лаосскими чертами лица - так еще и хозяйка первого же понравившегося нам отельчика оказалась вполне русскоговорящей. Милая женщина, дальше мы уже не искали.
T.T.First House, #30 Ban Hoxieng, (85671) 254904, (85620) 566 9298, Ms Thanaporn Rajsadavong. ( это не она у входа )
Порадовала локация: 50 м. до Меконга, а если пройти еще 200 налево, то в самом конце набережной будет расторанчик на платформе, где приятно сидеть и наблюдать закат, лучше чем на горе в центре, имхо. 50 м от отеля в сторону от Меконга - замечательная французская кофейня, гарсоны, круассаны... А за углом от нее - местное турагентство, хозяин коего, опять же, бегло и интересно говорит по-русски. Сам отель недешев - 35 юсд, но - просторная комната, белоснежное белье, полноценный санузел, балкончик, деревянные полы, мебель и потолки - мы не пожалели о потраченном. Но и засиживаться не стали.
День 2 - ЛП - Nong Khiaw
Лодки на север по речке Nam Ou отходят с пристани каждый день, около 8-00. Билеты можно купить накануне с наценкой в турагентствах на набережной, или с утра в кассе у "вокзала". Лодка была узкая, длинная и быстрая. Нас в лодке было 7 туриков, так что можно было и ноги вытянуть, и повертеться. Отъехали 20 мин до первой речной заправки - и двоих из нас пересадили на другую лодку, пустую - и мы понеслись типа цугом. Немного по Меконгу, у Pak Ou - поворот на север, и пошла красота. Красота реальная, фотки не передают, увы.
Ехали быстро, продувало не по-детски: футболка+свитер+куртка+периодически джин из фляжки - только-только!. А на стоянках на пляжиках через 2 минуты и в футболке жарко - местные купаются, балдеют. На стоянках не кормят, к офигению товарища из Франции, ожидавшего сервис. No service, no connection, сортир - в джунглях. К вечеру, насытившись прекрасными видами и намахавшись до судорог местным ребятишкам вдоль берега, домчались до Nong Khiaw. ( лодок на Muang Ngoi в это время уже не было, да нам и не надо ) Городок аутентичен. Отельчики есть на обеих сторонах реки, разницы не ощутил, зависли с той, где пристань - 7 юсд за basic бунгало ( гор. вода, чел. туалет, 24 часа свет - всё).
В эти места уже лучше с кипой кип - курс зависит от направления ветра, возникало непонимание. Место красивое, но дикое - можно взять на прокат велик, но карту не предлагали. Турагентств нет - по треккингу надо неформально договариваться с местными или через отель - сводят к пещерам или еще куда. Если не лень в гору переть... Но нам хотелось не ходить, а плыть.
День 3 - Nong Khiaw - Muang Khua
Лодка на MK должна была отходить в 8-00. Это сказал нам вечером лодочник, он же кассир, он же начальник вокзала. Недовыспавшись от холода, прийдя на пристань к 8-00, мы услышали от него же новую вводную - 9-00. Начал подтягиваться туристический народ. Они много о чем говорили, но чаще других звучало "fuck" и "stuck". По ходу лодка перенеслась с 9 на 11 - и в мою душу закралась тревога. Лодки оттуда уходят не каждый день - и в ЛП, и на север. Они уходят, когда народ соберется и истомится. Но нам повезло - на север нас собралось 15 человек, ( и еще 10 до Muang Ngoi, отдельным пароходом ), и в 11 лодка таки вышла. 15 человек - это значит, что вы сидите спиной к борту, ваши полусогнутые ноги упираются в противоположный борт, будучи зажаты между соседями, а их ноги практически возлежат у вас на плечах. Впрочем, через какое-то время местные повылазили, организм смирился, а красота за бортом вполне искупала неудобства ( у моей спутницы иное мнение ). Но имхо, пейзажи и вправду сильные. И сильнее, чем в первый день, хотя и были уже не в новинку. Лодка шла 5,5 часов, и к вечеру мы были в МК.
Muang Khua не избалован туристами. Переход во Вьетнам открыт, но не очень популярен, да и автобусы через него ходят, как я понял, только 2 раза в неделю. Лодки на юг тоже не ежедневно, и люди зависают на 2-3 дня или уезжают на юг автобусом. Сам городок - побольше, чем NK, но по-переферийней, и местные люди смотрят на тебя или с неприкрытым (позитивным) интересом - те, кто помоложе, или с некоей смесью ошарашенности и настороженности, кто постарше, чисто по-деревенски. С утра дети идут в школу - мальчики отдельно, девочки отдельно - в два нескончаемых потока - в этом городке детей на порядок больше, чем взрослых. За ними, с балкона типа местного полицейского участка, с удовлетворением, руки в карманах, наблюдает Начальник в форме. Впрочем, изрядную часть этой молодежи я позднее обнаружил в бильярдной за автовокзалом. По площади ездит некий невоообразимый пепелац - туда-сюда, туда-сюда - я так понял, что это для нас, для туристов такой аттрекшн придумали.
В 9 вечера город вымирает, свет с 18 до 21, с размещением проблем нет. Нам после галер хотелось чой-то шикарного и с цыганами, мы въехали в самый пафосный SernalyHotel, 15 юсд, чисто, просторно, персонал ( 1 шт.) ни по-английски, ни по-французски, ни по-русски - ни хрена. Есть там тоже особо негде, единственный ресторанчик за углом, но какое мне там прожарили мясо! Есть прелести в домашней кухне! Да и в целом, от лаосцев у меня остались самые приятные впечатления. Мне тоже ( как и format, напр.) они не показались ленивыми. Они, скорее, адекватны - они в меру дружелюбны, в меру открыты, они делают, что нужно, но без надрыва и без желания этот надрыв сыграть. Они живут в некоем своем, внутреннем ритме, а не в ритме вечно спешащих туристов - и вот в этом они, имхо, очень глубоко правы.
День 4 Muang Khua - Udomxai - PakBeng
Это была техническая часть нашего маршрута.
Автобус на Удомксай выходит ежедневно в 9-00, места сидячие, но креслица такие маленькие! Дорога петляет по ущелью, идет вдоль какой-то речки, перебирается по мостикам - красиво, но уже не так, как было на реке, и, часа через 3, выводит в долину, по центру которой пылится Udonxai, местный Рим, в который ведут все дороги. Там можно найти отельчик, можно перекусить, но лучше всего - оттуда немедленно уехать.
Ехавшие с нами немецкие спортсмены перекинули рюкзаки в автобус до Luang Nam Tha, прибывшая попозже группа зачартерила туда же микроавтобус, ну а мы взяли билеты на, как мы думали, автобус до Muang Houn. Не-а! Хёндай Портер, сцуко, с лавочками вдоль бортов и багажом на крыше. С нами ехало: 14 лаосцев, 2 лаосенка, детская кроватка, 4 мешка риса по 50 кг., электро(предположительно)двигатель неизвестного предназначения ну и так по мелочи. Мелочь равномерно покрывала весь пол - я думал, там должны были быть мои ноги? Это было очень аутентично, экологично, интересно - короче, в этот день мы приобрели тот Опыт, который и отличает Самостоятельного Путешественника от презренных туристов. Дорога не запомнилась ничем, разве что деревеньками с домами на сваях.
За час до заката мы вкатились в Muang Houn и, не обнаружив там следов цивилизации ( пишут, есть и отель, и кофейня) на следующем, пустом уже частном пикапчике, за бешенные деньги, сказать о которых я стыжусь, рванули в PakBeng. По ходу, но уже в темноте, на подъезду к Меконгу, дорога пошла вдоль очень красивого, как мне показалось, ущелья. Я даже подумал, что если мы застрянем в PakBeng'e, надо бы туда прогуляться. Но мы не застряли.
День 5 - PakBeng - LP
Мы изначально не хотели плыть 2 дня по Меконгу, предположив, что природа на севере будет поинтересней. Так оно и оказалось. Несмотря на то, что на лодке в PB нам досталось шикарные кресла - не то от большого автобуса, не то от маленького самолета - это нам за то, что мы на пристань раньше всех пришли, к 8-00 - несмотря на это, впечатления от реки остались совсем не такие сильные. Оно вроде бы тоже самое, но совсем уже не то.
Лодка была забита по уши - большинство народу сидело на деревянных лавчонках с низенькой спинкой, пришедшие позже всех томились на рюкзаках в машинном отделении и по ходу глохли. Туда же отправили и подсевших в Tha Suang. Лодка вышла в 9-00, к 16-** мы были в ЛП.
Проведя назавтра длинный lazy day в ЛП, послонявшись по улочкам, побаловав себя массажами, кафешечками у пруда с лилиями и тихим парком перед королевским дворцом, побродив вечером по большому, но бестолковому рынку, прикупив местной нац. одежки и опробовав ее в тот же день - удобно, однако - на след. день мы ушли в SiemReap, опять же LaoAir by VA, 180 юсд через отель в Ханое, самолет заполнен на треть.
Я очень рад, что этот небольшой фрагмент нашего путешествия состоялся. Я хотел увидеть природу, не затоптанную и не "сохраненную" - и я увидел и то, на что рассчитывал, и много больше. Такое путешествие местами не назвать комфортным, но красота увиденного - реальная красота, имхо, намного перевешивает все относительные неудобства.