Прежде, чем начать этот рассказ, я хотел бы изложить вкратце некоторые основные факты об Исландии, в том числе и кажущиеся очевидными, для того, чтобы внести ясность в моё описание всего происходящего.
Исландия -- самый крупный в мире остров вулканического происхождения, находится на разломе двух тектонических плит (евразийской и североамериканской), которые расползаются здесь на несколько сантиметров в год. Это обуслваливает повышенную вулканическую активность этих мест и наличие большого числа горячих источников,вследствие непосредственной близости лавы к поверхности, а также тот факт, что в Исландии совсем нет земли.Фермеры, которые что-то выращивают, покупают землю за границей и используют её преимущественно в теплицах. Основной ландшафт -- камни, поросшие мхом и травой (конечно, это там где не горы и не ледник). Тем не менее,практически вся территория находится в частной собственности и везде, где это возможно, используется под пастбища(разводят исландских лошадей и баранов). Конечно, в Исландии растут и деревья, и они даже иногда образуют лес.Но если вы вдруг заблудитесь в таком лесу, то вам нужно просто встать с колен ;).
Сами исландцы активно используют своё географическое положение: электричество вырабатывается на термальных электростанциях, горячая вода берется из термальных источников (и поэтому от неё очень сильно пахнет сероводородом), а холодная вода из под исландского крана -- самая лучшая в мире, так как много где её источником являются тающие ледники без какой-либо последующей обработки.Все эти ресурсы возобновляемые, но, хотя и государство просит их не транжирить, я нигде не встречал никакого намекана экономию электроэнергии или воды.
В Исландии в среднем 270 дождливых дней в году. Но погода меняется очень быстро: может идти проливной дождь,который через полчаса резко сменится солнечной погодой. Но всего на 15 минут: потом либо всё закроет облаками, либо опять пойдёт дождь. И так постоянно. Но, несмотря на это, у исландцев совсем нет зонтов (и даже нигде не продаются), потому что ни один зонт не устоит противпервого же порыва ветра, которые тоже нередко встречаются в этой стране. Вместо этого они очень легко одеваются и ездятна машинах.
Исландия -- страна-заповедник. Тут просят не ходить по мху , ездить на машине по бездорожью -- незаконно,и я нигде не встретил ни одного сколь нибудь серьёзного промышленного производства. Такое впечатление, что вся страна живёт рыболовством, животноводством и обслуживанием туристов. Вообще, езда на автомобиле здесь приятна:хорошие дороги, практически нет машин. Литр бензина стоит примено 1 евро.
Во всех бедах мирового финансового кризиса обвинили премьер-министра Исландии, которому местные жители чуть не надавали люлей. Последствия этих проблем для простых туристов чувствуются только в значительном падении курса исландской кроны и цены на многие вещи здесь не кажутся теперь совсем заоблачными.
Ну ладно, пожалуй хватит, дальше буду рассказывать обо всём по ходу дела...
Наше путешествие, как это часто бывает, началось с Красных Ворот, где мы доели очередную порцию приготовленных роллов,оставили Нату за главного и отправились с Ленинградского вокзала, где поезд преподнёс нам приятный сюрприз в видезамечательной попутчицы до Питера. В городе на Неве мы успели лишь навернуть с десяток километров по его замечательным улицам и проспектам; зайти в Чайную Ложку; попробовать конопляного пива и под конец дня заброситься в Форд Транзит,организованный нам Натальей Суслиной Модератор: ссылка удалена, читаем правила viewtopic.php?f=43&t=3316 для переезда в Хельсинки. По моим подсчетам, автобус, отправляющийся в 9 вечераот гостиницы Октябрьская, должен пересечь финскую границу после полуночи (по московскому времени после часа ночи),что позволит по максимуму использовать выданную на 10 дней датчанами визу,однако я не учёл того факта, что автобус заполнится и отправится на 45 минут раньше, а водила будет ехать со средней скоростью 120 км/ч и окажется на границе гораздо раньше. Поэтому пришлось договариваться с ним и со всеми пассажирамио том, чтобы задержаться на 40 минут в duty free. Водитель попался адекватный и посодействовал нам в обмен на провознами блока сигарет через таможенников. Вся дорога заняла 7 часов и уже в 3 ночи по местному времени мы попали вгород, по которому бродили толпы полупьяных финнов, периодически поющих и выкрикивающих что-то. Я даже сперва очень уидивился: в ту ли я Европу попал? На улице повсюду валялся мусор и пустые бутылки, а около макдональдса было такоевпечатление, что из него всё вынесли и размазали по улице. Однако с наступлением утра город стал постепенно приходитьк нормальному виду, а на улицах стало появляться всё больше трезвых людей в белых кепках и комбинезонах разных цветов,у которых мы и узнали, что в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается Вальпургиева ночь, которая имеет и финский колорит -- это праздник выпускников лицеев, весьма безбашенно отмечающийся.
Покинув микроавтобус, мы переместились в, пожалуй, единственное круглосуточно работающее место в Хельсинки -- автовокзал,совмещенный с торговым центром Kamppi (на улице-то прохладненько было в то время). Однако наш сон периодически прерывалсяохранниками, считающими, что находиться на вокзале в горизонтальном положении нельзя. Когда нам это окончательно надоело,уже наступило утро и мы отправились на ЖД вокзал, расположенный неподалёку, оставили там вещи в камере хранения и пошли на поиски товаров, которые планировали купить перез поездкой в Исландию.Но оказалось, что 1 мая помимо всего прочего в Финляндии -- выходной и все магазины закрыты,поэтому планам по шоппингу было не суждено сбыться. Однако, прогуливаясь, наткнулись на отличный ресторан в Scandic Marski,где перед нашими глазами предстал завтрак с очень разнообразным шведским столом и мягкими диванчиками с подушками.
(Выпускники финских лицеев в белых кепочках, справа -- ЖД вокзал Хельсинки)
На обратном пути мы задержались в Финляндии подольше и я посвящу ей отдельный рассказ, а тем временем небольшая прогулкадо ЖД вокзала, 615 автобус в Вантуу, встреча с друзьями приводят нас в удобный Boeing-757 авиакомпании Iceland Air, который за3.5 часа добросил нашу компанию до аэропорта Кефлавик.
К счастью, мы были заранее предупреждены о том, что банка пива в Исландии стоит 10 евро (правда, видимо в связи с кризисомв магазинах можно было купить за 5), поэтому затарились в duty free по полной по прилёту в аэропорт. А на выходе нас уже ждали два Ниссана Мурано, взятых в аренду у Geysir.is и мы, будучи уставшими, отправилиськ первой точке нашего путешествия -- Голубой лагуне -- курорту, построенному нагеотермальных источниках и лечебной грязи. Лагуна, хотя и в какой-то степени является искусственным сооружением,произвела очень яркое впечатление и помогла восстановить силы. Разместились в отеле-санатории Blue Lagoon Clinic, причём нужно отметить, что у них есть своя лагуна, в которой гораздо меньше народу и приятнее, но она открыта для туристов ограниченное время утром и вечером, в дневные часы там лечатся больные псориазом. Размещение в Clinic даёт возможность посещать основную лагуну в любое время, но 1 раз в день на весь период проживания.
(Голубая лагуна)
(Голубая лагуна, ближняя ко мне часть -- купальная, в остальных -- скорее всего холодная вода.)
(Озеро, непосредственно примыкающее к Голубой лагуне)
На следующий день мы совершили прощальное купание и отправились по "золотому кольцу" Рейкъявика.Первой достопримечательностью стал национальный парк Тингвеллир -- место, находящееся на разломе между дрейфующими Евразийской и Североамериканской тектоническими плитами, рядом с крупнейшим озером Исландии. Также у этого места есть и исторический контекст -- здесь был основан самый древний в мире парламент (Альтинг).
(Национальный парк Тингвеллир, река Oxara)
(Национальный парк Тингвеллир, долина реки Oxara. Вдали горы евразийской тектонической плиты, мы -- на североамериканской.)
()
(Карликовый лес)
Затем мы посетили Geysir -- поляну горячих источников, среди которых собственно сам гейзерThe Great Geysir, извергающийся крайне редко иStrokkur, извержение которого происходит каждые 5 минут, а также куча дырок в земле из которых идёт пар или раздаются бульканья грязи. Конечно, нужно встать поближе к заградительной верёвочке к Строккуру со стороны направления ветра и ощутить гейзер на себе, впечатления просто незабываемые к счастью, рядом есть кафе, где можно отведать горячего супчика и теплого чаю.
(Гейзер Strokkur. Не самая удачная фотка ;))
(Термальные "лужи" в Geysir)
(Красная булькающая грязь в Geysir)
Немного согревшись и просушившись, отправляемся смотреть водопад Gullfoss, состоящий из двух "ступенек" в 11 и 21 метр. Я никогда ранее не видел столь крупных водопадов, зрелище очень захватывающее, правда потом оказалось, что все самые красивые и мощные водопады будут впереди.
(Водопад Gullfoss)
(Водопад Gullfoss)
Ну что же, план достопримечательностей на этот день был выполнен, теперь можно и заняться поисками жилья.Проехав какое-то расстояния и не встретив указателя на кемпинги, мы решили заезжать к фермерам и расспрашивать у нихо местах, где можно остановиться. Такой расспрос привёл нас к фермерше, которая не знала, где тут кемпинг,но предложила снять коттедж за 5000 крон. Исландских крон, правда у нас тогда ещё не было, отдали 36 евро, но в пересчётена 6 человек, получились смешные деньги за отличную крышу над головой с кухонькой и подогреваемым бассейном.Место это находится рядом с Hella, если быть совсем точным, вот здесь.
(Наш скромный коттедж рядом с Hella)
(Тот же коттедж, но снаружи)
Проснувшись и позавтракав (а завтрак состоял из йогуртов, будербродов с сыром и вчерашнего ужина), отправились в направлении достижения цели путешествия -- объехать вокруг острова. Первая достопримечательность на пути -- водопад Seljalandsfoss, за которым есть небольшой грот, и на негоможно посмотреть "изнутри". Также рядом с этим водопадом есть множество красивых маленьких водопадиков и множество чаек,расположившихся на утесах отвесных скал.
(Водопад Seljalandsfoss)
(Он же, но с другой стороны)
(Небольшие водопадики в окрестностях Seljalandsfoss)
()
Полюбовались, едем дальше. Водопад Skógafoss. Пожалуй, самый высокий из всех, что мы видели: вода падает с высоты 60 метров. Интересный эффект у подножия водопада -- в солнечную погоду можно увидеть двойную радугу. Мы, конечно, не поленились и забрались наверх, откуда открывается не менее красивый вид на водопад и долину Skógasandur.
(Водопад Skógafoss)
(Водопад Skógafoss, вид сверху)
На парковке у Скогара обнаружили рекламу компании, организующей двухчасовые экскурсии на близлежащий ледникMýrdalsjökull, однако при телефонном звонке нам сказали,что по воскресеньям экскурсии они не проводят, но мы не стали отчаиваться и решили поехать самостоятельно к обозначенной meeting point, чтобы посмотреть на ледник и разведать обстановку. На точке мы обнаружили несколько машин, ящик с кошками и близлежащий ледник, выглядевший весьма пологим и очень хорошо подходящим для прогулки. Конечно же, обязательно отправились прогуляться. Погода в очередной раз испортилась, но тем не менее красивым трещинам с голубоватым оттенком и ручейкам, спускающимся в ледниковую бездну, очень порадовались. Здесь необходимо всё же признать некоторую оплошность -- проигнорированные кошки. Провалиться в трещину было практически невозможно, но вот соскользнуть куда-нибудь и улететь так, что мало не покажется -- легко, потому прогулка показалась несколько экстремальной, зато хорошо осталась в памяти. Также своей обувью мы, вероятно,шокировали группу полностью экипированных туристов, возвращающихся навстречу с ледника. К счастью, всё прошло благополучно.
(Ледник Mýrdalsjökull, трещина)
(Ледник Mýrdalsjökull)
(Ледник Mýrdalsjökull)
Движемся дальше по первой трассе и через несколько километров сворачиваем на грунтовку к морскому берегу.Здесь произошла моя первая встреча с Атлантическим океаном. И, надо признаться, не самая теплая -- при попытке посмотреть на бушующую стихию поближе,к камню, на котором я стоял, подошла большая волна и обдала с ног до головы. В остальном очень красивое место, особенно порадовал пляж с вулканическим песком и чайки, приютившиеся с подветренной стороны скалы.Чуть позже посетили мыс Dyrhólaey с маяком, откуда открывается красивый вид на океан и береговую полосу.
(Атлантический океан, вулканические пляжи)
(Высота волн достигала нескольких метров)
(.. и даже, неожиданно, больше ;))
Уже вечерело, хотелось есть и сушиться, поэтому отправились на поиски жилья по цене, сходной с ценой предыдущего дня в Vikи его окрестности. План поиска предполагал заезд в соседнюю деревню, куда помимо долгой объездной дороги вела короткая горная.Раз уж наши машины 4х4, почему бы и не проехать? Подъём на гору был, хотя и довольно крутым, но вполне проходимым. На горе можно подъехать к мысу, с которого виден Vik и окрестности. А вот спуск заставил очень сильно поволноваться:на крутой, скользкой и извилистой дороге мы чуть было не перевернули одну машину. После этого по дорогам, обозначеннымзнаком 4x4 only, мы решили не ездить. В конце концов поселились в Vik в одном из домиков с зелёной крышей, рядом с отелем Edda (ресепшен к домикам находится на заправке напротив). Стоимость не такая приятная, но вполне терпима -- 15000 крон.
Следующее утро выдалось как обычно пасмурным, поэтому, отправившись дальше по первой трассе, видимо из-за нежелания покидать теплую машинку, проехали мимо ряда достопримечательностей, остановившись лишь в национальном парке Skaftafell.Но в парке ничего особенно интересного не было, поэтому уже через полчаса двинули к Лагуне Айсбергов -- озеру Jökulsárlón, сделав остановку на одном из съездов с дороги,не доезжая туристической стоянки. В этом месте айсберги более скучены друг к другу, меньше по размерам и не поддаются течениюреки, выпадающей из залива. Конечно же, у одного из участников возникла идея залезть на айсберг, но все они находились в нескольких метрах от берега. Мы нашли ближайший и набросали камней, чтобы на него запрыгнуть. Задумка удалась, и вотуже все желающие оказались на льдине, а самые отмороженные осуществили небольшую прогулку, перепрыгивая с одногоайсберга на другой.
(озеро Jökulsárlón)
()
(Забрались на льдину ))
К сожалению, в туристическом месте (после переезда реки) такое повторить было уже нельзя, так как айсберги находилисьдальше от берега, но зато можно было наблюдать морских котиков, заплывших в озеро из океана. 4 мая уже работала амфибия,однако, после самостоятельной прогулки по айсбергам, воспользоваться её услугами никому не захотелось.
Затем последовал долгий переезд и очень вкусный обед в Höfn в ресторане Kaffi Hornið (ð читается как d).в самом городе красивый порт, остальные достопримечательности мы пропустили, так как были голодные.После обеда была поставлена цель добраться как можно ближе к Egilsstaðir, поэтому далее ехали практически без остановок,за исключением мыса Eystrahorn, на котором расположен маяк Hvalnesviti. Расположились на ночевку в г. Breiðdalsvík (конечно сложно назвать его городом, всего 273 жителя)в чудном отеле Blafell, интерьеры которого сделаны в ретро-стиле, но выглядят оченьдаже впечатляюще (2 комнаты обошлись в 15000 крон, как и в предыдущий день). Сотрудник на ресепшене научил основным словам на исландском языке. Исландцы потом очень радовались, слышав вместо thank you -- takk fyrir, а вместо good bye -- bless.
(отель Blafell, холл)
Пятый день нашего путешествия начался с напоминания о том, что мы попадаем в северную Исландию, снежными пейзажами вокруг и даже местами нерасчищенными дорогами.
()
К сожалению, на самый мощный водопад Европы -- Detifoss, полюбоваться не удалось, так как подъезды к нему были закрыты. Туристы, которых мы встретили позже, рассказали, что они объехали это заграждение, но наткнулись на брод и переезжать его на своём седане не стали. Очень жаль, но продолжаем движение дальше.Через какое-то время учуиваем резкий запах сероводорода -- приближается место разлома плит и активной геотермальной деятельности. Сворачиваем в сторону вулкана Krafla, он извергался последний раз в 1984 году, однако и сейчас земля под ногами там тёплая, местами даже раскалённая и кое-где булькает грязь. В кратере Viti -- зелёное озеро.Рядом находится геотермальная электростанция. Чуть дальше по первой дороге поворот на Hverir -- поле геотермальных источников.
(Кальдера вулкана Krafla)
(Наши машинки, а также свидетельство того, что мне удалось-таки потоптать ледяную исландскую мантию )
(Геотермальная станция Krafla)
(поле геотермальных источников.)
Надышавшись сероводородом, насмотревшись булькающих грязей едем к берегам озера Mývatn. Здесь же находим очередное место для ночлега в Reykjahlíð -- что-то типа одноэтажного таунхауса, но весьмапросторного, за 17400 крон, с русскоговорящими горничными (думаю, тут можно было найти и дешевле, но уж очень не хотелось этим заниматься). Как только разместились, поехали сразу купаться в озере на горячих источниках Jarðböðin -некоем подобии голубой лагуны, но здесь вода была сернистая и совсем не солёная, присутствовали два "бассейна": одинтеплее, другой прохладнее. К сожалению, "паровая баня" немного разочаровала: сауны голубой лагуны были гораздо приятнее,но всё это не помешало поотмокать в комплексе несколько часов.
На следующий день, объехав по первой трассе вокруг озера Myvatn, отправились прямиком в Húsavík -- "Europe's whale watching capital".В начале мая голубые киты ещё не подплывают в Хусавику, но нам предложили посмотреть на 17-метровых горбатых китов.Недолго думая, мы согласились на трёхчасовую прогулку в море, а пока ожидали отхода корабля посетили музей китов, расположенный неподалёку. Нам показали и китов и, вдобавок, остров паффинов с минимального расстояния. Впечатлений, как всегда, куча, нужно бы остановиться, впитать ) но едем дальше.По пути делаем остановку на Godafoss -- водопаде богов.
(Godafoss)
Ближе к вечеру появляемся в Akureyri -- крупном северном портовом городе. Отужинали в замечательном вегетарианском кафе, которое очень порадовало своими блюдами, даже несмотря на отсутствие в них мяса.После прогулки по городу и его магазинам, опять садимся по машинам, ведь следующий день -- последний в нашем путешествии,и к его завершению хотелось бы приехать в Рейкъявик и хотя бы немного посмотреть сам город.
(Akureyri)
(Лютеранская церковь в Akureyri)
(Дорога на Юг)
Совершили небольшой марш-бросок и остановились в старинном гостевом доме (явно в нём раньше жили фермеры). Обстановка внутри на уровне двадцатилетней давности, но это даже внесло особенный колорит по сравнению c более современным жильём, в котором мы ночевали раньше. Любопытство заставило заглянуть на чердак этого дома, где хранилось множество старинных вещей.
(Старинный дом исландских фермеров)
Хорошо выспавшись и позавтракав, мы отправились к финальной точке путешествия. Времени до финиша ещё оставалось с запасом, потому решили заехать в Hvammstangi, так как туда указывал знак на достопримечательности ;) Заходим в tourist information desk, спрашиваем, что тут можно посмотреть )сказали, что посмотреть можно морских котиков, но нужно ехать ещё 15 минут на север. Съездили, но, к сожалению,никого не обнаружили, так как котики оказались не настолько наивными, чтобы при сильном ветре и в дождь выползать на берег.Зато заехали на фабрику шерстяных изделий, при которой есть свой магазин с довольно низкими ценами. Там же нам провели небольшую экскурсию по фабрике, показали весь процесс изготовления шерстяных изделий.
Затем практически без остановок доехали до Рейкъявика. Оставили машину недалеко от большого пруда и пошли гулять по городу. Несмотря на неподходящую для прогулок погоду, общее представление о городе и его достопримечательностях получили. А вечер провели в тёплой дружелюбной компании настоятеля Русской Православной Церквив Исландии отца Тимофея, у него даже удалось поспать пару часов.
(Рейкъявик)
В 4 часа утра раздался звонок будильника: пора. Быстрый завтрак, сборы, переезд в аэропорт (машину нужно простооставить на стоянке, положив ключи в бардачок ;) ), посадка, и всё, что нам остаётся -- сказать Bye Iceland, помахавэтой прекрасной стране крылом самолёта.
(Bless!)
P.S. наш общий GPS-трек по Исландии -- здесь, но, к сожалению, записывать его целиком я стал не сразу, поэтому начало трека до Vik построено вручную весьма приблизительно.