В Исландию я начала собираться еще зимой.
Не сказать, что эта страна была у меня *мечтой*, уж очень скептически я относилась ко всем отчетам, где кроме *полей до горизонта* и лошадей по обочинам, я ничего и не видела….Оказывается зря…..
Оказывается Исландию можно *смотреть* по-разному, и по-разному ее *увидеть*…..Все зависит от целей и задач, которые вы ставите. Проехать по кругу весь остров? Исходить вдоль и поперек все тропинки? Залезть на все ледники и вулканы? Или как я - посетить все самые красивые места и увезти с собой гигобайты фотографий….
Теперь, проехав по всему острову, исколесив не один километр хороших и плохих дорог, посетив все впадинки и выпуклости, я могу с уверенностью сказать - Исландия стоит того, чтоб туда съездить. Хоть один раз, но она того стоит. Да - дорого. Зато все другие страны сразу покажутся очень дешевыми и доступными )))
Этот отчет не будет содержать лирики и массы эмоций. Я просто хочу рассказать о своем опыте поездки, дав некоторые советы по тем местам, где была.
И так…..
Для начала несколько советов, которые могут вам пригодиться или нет))))
когда ехать?:
-любое время, начиная с конца мая. Для получения максимальной отдачи, чтобы все успеть увидеть, обежать и сфотографировать лучше ехать с конца июня ,когда открывают все дороги на Плато, до середины июля. В это время максимально длинный день, и короткая ночь.
Исландию желательно посмотреть до того, как вы соберетесь посетить такие страны как –Национальные Парки США (Йеллоустоун),ледники Аргентины( Перито Морено),фьорды и водопады Норвегии, птиц и китов Чили, вулканы Камчатки, вытекающую из под ног лаву Гватемалы... Чего нет в этих странах, и что в избытке есть в Исландии- огромные лавовые поля и черные вулканические пляжи….Но тем и хороша Исландия, что при небольшом своем островном размере, она совместила в себе все то, что можно увидеть сразу, и одним махом. При этом давая полную свободу для передвижений и не обременяя большим количеством туристов, мельтешащим перед твоим фотоаппаратом.
в каком составе ехать?
-как показал мой опыт поездки, не обязательно набирать огромную компанию для удешевления мероприятия. Самое дорогое, что вас может поджидать в Исландии -это аренда машины. Нужен ли джип или можно обойтись легковушкой? Ответ для этой страны однозначен –да! Если вы хотите колесить по грунтовкам, то вам придется раскошелиться на полноприводный джип, еще желательно, имеющего пониженную передачу( т.е. брать не паркетник, а именно джип). На легковушке далеко с трассы номер 1 не съедешь, а значит - не увидишь и половина того, что может предложить эта страна. Нам наш довольно старенький джип Сузуки Гранд Витара, с полным покрытием и навигатором обошелся в 3350 долл США на 17 дней. При наличии двоих человек(троих-четверых), уже вполне можно ехать, так как остальные траты не столь существенны, а небольшая компания всегда приоритетнее, чем разное количество *жаворонков* и *сов*.
Если у вас нет компании, но вы очень хотите посетить Исландию, то лучшим для вас вариантом будет воспользоваться услугами туристических автобусов. Они напоминают простые маршрутки (правда все автобусы специально оборудованы для плохих дорог и имеют привод 4 на 4), которые курсируют между всеми более значимыми природными объектами Исландии. Есть рейсы даже на Аскью! В этом случае вы будете передвигаться в группе бэкпекеров, от точки А в точку Б. Расписание этих автобусов можно найти на сайте:
http://www.ioyo.is
Вопрос визы и попадания в страну:
Вопрос получения датской визы совсем не простой, но решаемый. Основная трудность заключается в том, что Датское Консульство, выдающее шенгенскую визу для посещения Исландии, требует оплаченную бронь всех отелей и…приглашение! …или от местного жителя, или от турфирмы. Вторая трудность заключается в том, что не всякая местная турфирма может прислать приглашение. Эта туристическая компания должна пройти аккредитацию в Московском Датском Консульстве, и не абы как!!!!! (ну это вообще маразм), а в паре с местным Московским тур -агентством…… а далее….далее следующее -чем дальше в лес, тем больше пней…..Собрав все документы, можно самим подать на визу, но тогда срок ее рассмотрения будет непонятен…..либо, что настоятельно рекомендуется в самом Консульстве- подать через Визовый Центр (примерно такой же, как подача документов на визу США). В результате всех телодвижений, возможно стать обладателем визы, и не простой, а очень золотой…… Просто так купить датскую визу для въезда в Исландию нельзя- в Москве всего 6 ( и 1 в Питере) аккредитованных фирм, которые вам визу без их *пакета услуг* не продадут.
Что же делать?, спросят любители бюджетных поездок. А делать надо следующее –получать другую визу шенген, например -Финнскую.
Самым дешевым способом долететь до Рекьявика является, все таки, перелет через Хельсинки. Можно лететь разными лоу- костами, через Европу, но на выходе будет несколько пересадок и предпоследний пункт вылета: или Копенгаген, или Лондон, откуда больше всего вылетает самолетов в Рекьявик. Из Хельсинки же можно долететь прямим рейсом Исландской авиакомпанией (http://www.icelandair.com)за 3 часа и 450 долл.
Погода:
Погода в славной Исландии именно та, что называется *правильная для фотографий*.т.е. частая смена света - сырости –ветра –дождя –солнца- и туч. Имеет удивительное свойство делить местность на разные зоны- зона дождя, зона шторма, зона тепла и солнца….. Казалось бы, и остров то не такой большой, чтоб в пределах 10 км, иметь все прелести времен года…..Ан нет….И лед и пламя…..все в одном флаконе….Потому, утром, выходя на улицу, никогда не знаешь, что тебя ждет через час или два. По этой причине, приходилось возить с собой *отдельный пакетик * одежды, где умещались такие , казалось бы разные вещи, как крем от солнца и накидка от дождя)))
Одежда:
Температура там почти всегда одинаковая--+10 градусов...
Советов по одежде может быть много, от *берите телогрейки* или просто *футболки*. Опять же, все зависит от того, сколько времени вы собираетесь проводить на свежем воздухе. Будете ли ходить в треки или просто лежать в горячих источниках. Мы, практически все время, находились на природе по 17-18 часов……потому, и одежда была соответствующая.
Я ходила всегда в дорогой и наиболее комфортной одежде, проверенной мною и в других *мокрых и холодных *странах - Патагонии и Норвегии…
это:
-полуботинки гортекс +трек носки,
-термобелье легкое,
-брюки легкие непромокаемые гортекс, фирмы РедФокс
-свитер полартек,
-куртка гортекс,фирмы РедФокс
-кепка полартек (довольно много где приходилось одевать, очень холодные ветра),
вообщем то этого хватит...
Все весит очень немного, но по качеству- не промокнуть- не замерзнуть -держать ветер и холод- жару- эта одежда самая функциональная...
Если вы решили ездить по Исландии бюджетно, и собираетесь останавливаться в гестхаусах или домах фермеров, то неплохо бы взять с собой спальник или пастельное белье. Если вы едите с палаткой, то все вопросы отпадают сами по себе, так как палатку можно ставить практически везде, и при наличии хорошего не мокнущего оборудования, будет вполне комфортно.
Расходы:
-как уже писала, основные расходы связаны с арендой машины. К этому надо добавить стоимость бензина, заливаемого в бак на каждой заправке. Бензин в Исландии не дешев, что и так понятно -страна практически ничего не производит. Один литр бензина стоит от 193 до 203 кроны, в зависимости от того, как далеко от трассы номер 1 находится заправка. Часто на заправках нет обслуживающего персонала -закрыто по причине сиесты –выходных –раннего -позднего дня....Тогда вам придется пользоваться своей кредитной –дебетовой картой, что не всегда для многих может быть удобно. Есть вариант купить сразу несколько карточек для заправки, например у такой компании, как N 1. Подъехал, вставил карту, налил бак бензина. При пустом баке 1 заправка выходит примерно на 9000 крон. Оставшиеся 1000 крон можно долить на другой заправке N1. Информация считывается с карты электроникой - больше, чем наминал карты, вы не истратите...
Следующая статья расходов - жилье и питание, об этом я напишу более подробно.
В среднем, вполне бюджетное (но не бомжовое) путешествие обойдется в 200 долл в день + билет и виза....при условии,что вы живете Не в палатках и ездите НЕ на велосипеде)))))
Жилье:
Как и в других странах – на разный вкус и кошелек. Единственная отличительная особенность Исландского проживания для туристов - маленький размер предоставляемых комнат. Будь-то номер в 7,5 квадратных метров в отеле на Плато, за 110 евро (цена по интернету) или комнатушка в гестхаусе, стоимостью в 60 долл, но все те же 7-9 метров. Душ и умывальник -на этаже))))
Во многих домах фермеров ,предоставляемые комнаты вообще выглядят странно….туда можно только войти и упасть на кровать…..распаковать чемодан уже негде….Санузел, как правило, один на всю ферму))))
Правда - везде очень чисто. Так что, собираясь в Исландию, забудьте американские стандарты номеров и их кровати…..после этой поездки они вам вообще покажутся необъятными.
Второе отличие от *остального Мира* -это продажа за дополнительную плату белья и завтрака. В некоторых местах завтрак включают в цену, как дополнительный бонус при заказе…но, как правило, вы или привозите с собой постельное белье, либо спальник,…либо….
Если рассматривать поездку в Исландию как бюджетную, то вам придется остановить свой выбор на гестхаусах или домах фермеров. Ценовой диапозон от 3200 крон (примерно 25 долл) за *нары* в гестхаусе и до 80-150 долл на фермах . При этом, на ферме вам могут выделить как комнату в своем доме, так и отдельно стоящий домик со всем оборудованием. И даже здесь, в отдельном домике может быть сюрприз- в одном месте, при полностью оборудованной кухне ,мы не нашли подушек и одеял..))))))))))
Если ваша компания состоит из более чем 3х-4х человек, то лучшее решение для проживания - это аренда небольших коттеджей. Единственная проблема в этом случае может быть та, что эти коттеджи как правила не имеют своих интернет сайтов и часто заказ осуществляется путем телефонного звонка. Где раздобыть телефон? Конечно в справочнике! )))) или….у местных жителей))))
Все свое жилье мы забронировали заранее, пользуясь услугами Татьяны из Исландии. Связано это было с тем, что у нас были другие планы и задачи по путешествию- мы не собирались искать в ночи для себя жилье, возвращаясь после многих съемок в 11-12 ночи…..
Коттеджи, домики, комнатки на фермах и в гестхаусах хороши еще и тем, что дают вам возможно существенно сэкономить на еде, готовя ее самостоятельно, не посещая дорогие рестораны.
Еда:
Еда в Исландии есть.
Это точно!))))
Смотря, правда, за какие деньги и где)))) На грунтовых дорогах типа F купить еды невозможно, нигде, и ни за какие деньги. Основные центры продажи еды по дороге, как это не странно, являются бензозоправки, они же кафе, они же промтоварные магазины, они же-1000 и одна мелочь. Правда и здесь полно нюансов….Если вам нужна какая-либо мелочь, ее вы можете искать долго…..Методично объезжая магазины и заправки)))))
Потому, вся страна, а заодно и все самостоятельные туристы живут по принципу - один раз съездил в магазин, забил багажник под завязку, и месяц жуй котлетки))))
Лучшим решением посетить исландский магазин является поход в местную торговую сеть Бонус. Цены…..цены вполне приемлемые. Цены на некоторые продукты питания точно такие же, как в Москве и Питере. А на некоторые -не совсем гуманные, их можно просто пропустить, заменив чем то другим. Например? Например- цена на 1 жаренную куриную ножку, продаваемую в кафе на заправке, стоит 600 крон, это 4.8 долл, на 1 сосисочку в булке-850 крон, это 6.4 долл. С другой стороны, и сосиски и куру гриль можно купить в гипермаркетах, а не на заправках, тогда кура гриль целиком вам обойдется дешевле 1000 крон( это 8 долл), а упаковка сосисок -в 600. И конечно! самая большая статья расхода по еде - это алкоголь…..Поллитра виски в местном винном магазине, который работает 3 раза в неделю, стоит 30 долл.
Йогурты, хлеб, печенье, сахар, варенье, мясо для гриля, макароны и многое другое вполне можно подкупать и на заправках, по ходу вашего движения, тем более, что все, что вы купите не будет носить *промышленный характер*.
Расскажу, как организовали себе питание мы.
Из России мы привезли с собой некоторые быстрорастворимые крупы, хлопья, картошечку, супы. В дополнении к ним шла сырокопченая колбаска, чай и кофе. Все остальное было куплено в *Бонусе*, расположенном в 5 минутах от аэропорта. Потратив чуть больше 200 долларов, мы потом 10 дней пытались все это съесть))))))
Проживая на фермах и в гестхауса, не всегда возможно воспользоваться кухней. Поэтому, привезенная с собой газовая горелка ( весит 200 грамм) тоже является неплохим решением. Она дает возможность в течении 10 минут вскипятить воду и получить горячий чай, кофе и остальное…Кемпинг газ можно купить на любой заправке. Для приготовления мяса на тех же заправках покупается одноразовый гриль. И так…..Утром каждый ест то, что любит и привык, в обед как правило идет легкий перекус, а вечером вполне можно пожарить и мяса на гриле, правда….если позволяет погода.
Если вы не хотите связывать себя на отдыхе приготовлением еды ,то вам прямая дорога в ресторан. Во многих местах, где мы жили, был ресторан. Ужин в таких местах стоил 4200 крон (33 долл), иногда за порцию, иногда в виде *буфета*.
Маршрут:
Маршрут зависит от того, что вы хотите увидеть, об этом я уже писала.
Наше путешествие было *заточено* под фото, потому и писать я буду только про то, что интересно было увидеть нам, именно в контексте получения максимально большего материала для фотографий.
И так….. пройдено более 4600 км за 17 дней по маршруту:
-Reykjavik (проездом)--Hrauneyjalon--Landmannalaugar—Langisjor-Seljalandsfoss-Skogafoss-Dyrholaey-Vik-Lakagigar-Skaftafell-Jokulsarlon-Egilsstadir-Askja-Kverkfjoll-Dettifoss-Myvatn-Godafoss-Akureyri-Heydalur-Haenuvik-Dynjandi-Latrabjarg-laugar-Rif-Hellnar-Borgarnes-Husafell-Gullfoss- Reykjavik
Дороги:
Те грунтовые дороги, которые мы проехали, были вполне хорошего качества, я бы даже сказала - это не дороги, а автобаны! Хорошо укатанный грейдером грунт, отсутствие ям и колдобин, позволяет даже по дорогам с надписью 4 на 4 проезжать без особых проблем. В центральной части страны почти все дороги проходят среди лавовых полей, что и определяет их характер- даже сильный ливень не способен их *размочить*. Вулканическая крошка мгновенно впитывает воду, позволяя дороге все время оставаться в хорошем состоянии. Плохие дороги в Исландии я видела только 3....это 902, 338 и 206.....они реально задалбывают....Именно скоростью проезда- по этим дорогам передвигаться можно только со скоростью до 28-30 км в час, объезжая острые камни и лавовые нагромождения. От постоянного переключения скоростей и выискивания булыжников, через несколько часов по этим дорогам сильно устаешь .Тем не менее, это дороги и по ним можно проехать.
Особенность многих дорог под маркером F является огромное количество бродов. Когда мы получали свою машину в прокат, нас сразу предупредили, что машина полностью застрахована, за исключением непредвиденных случаев, связанных с водными переправами. Т.е., если мы где либо застрянем в речке и намочим электрику , то нам надо самим решать вопрос с эвакуацией из воды и просушки всех агрегатов))))
Броды.....не видела ни одного серьезного брода, наверно при нас был невысок уровень рек.....все конечно зависит от таяния ледников, от дождей, от того, май еще. Или уже июль на дворе….
В один день мы проехали 18!!!!!бродов(9 туда и 9 обратно) и можно сказать воспринимали все как веселое развлечение ))))))))))))))))) Не боясь потерять что-то по дороге.... Главное запомнить правило -никогда не съезжайте с дороги, когда едите через брод....Там укатанный грунт и шанс застрять не велик.....а вот при съезде, можно и в ямку угодить, тогда нужен будет трактор. Как узнать где проходит дорога в речке? По следам…))))проехавших до вас машин…)))