aka_pushkin » 03 окт 2020, 11:49
Все выше и нижесказанное - это исключительно мой опыт и мое мнение, никому не навязываемые. Просто делюсь :)
Подавляющее большинство автоматически планирует поездку вокруг титульного города аэропорта. В случае Израиля это не совсем оправдано: расстояние от Бен Гуриона до любого крупного города страны составляет час езды на общественном транспорте, а мне еще не попался ни один знакомый/приезжий, который бы описал Тель Авив как "приятный", "красивый" или "необычный". Он абсолютно достоен пары дней на Яффо, Ротшильд, музеи и т.д., и в среднем это вполне приемлемый вариант для отдыха "пляж-клуб", но альтернативы вроде Греции, Кипра, Испании или Италии по соотношению цена-качество будут на порядок лучше. И так же как в любом крупном городе, в Тель Авиве есть районы, в которых находиться просто неприятно. Поэтому, лично на мой взгляд, ехать в Израиль и базироваться в Центре - не лучший вариант, только если целенаправленно не ищется именно этот тип отпуска.
С другой стороны, Иерусалим - это намного больше чем Старый Город и центр трех религий. Приехать в него на обзорную экскурсию на день равноценно приезду на день в Рим с фотографией на фоне Колизея. Реально, но зачем? Иерусалим - место уникальное исторически и культурно, он не обязан понравиться всем, но вполне оправдывает приезд в Израиль сам по себе.
Что же касается Хайфы, то вот она явно самый приятный и красивый город страны, но при этом чтобы быть интересной, нужно знать как ее смотреть, а информации как это делать нет вообще. Этот город полностью игнорируется всеми, от министерства туризма Израиля до жителей самой Хайфы. Она тоже вполне элементарно осматривается за пару дней, но только фотографии на фоне Садов все-таки недостаточно.
(Начинается мое мнение)
Чтобы получить удовольствие от поездки в Хайфу, нужно сначала понять что это за город, и что в нем особенного.
В Израиле есть два типа городов: очень древние и очень новые; Хайфа - единственный город Израиля, чья история ведется с 18го века, причем он никогда не разрушался и никогда не перестраивался, поэтому Хайфа сохранила следы всех важных событий в Палестине начиная с турков, включая историю создания Израиля.
На протяжении всей своей истории и до 90ых, Хайфа была самым важным индустриальным и транспортным центром Палестины. Иерусалим всегда был религиозным центром, но он всегда был только религиозным центром; а Тель Авив начал набирать обороты только с 60ых годов.
До середины 19го века, Хайфа состояла из двух арабских районов: христианский Вади Ниснас и мусульманский Вади Салиб. Как обычно, обе общины не смешивались, и в Нижнем Городе можно очень четко увидеть где заканчивается один район и начинается другой. В середине 19го века, на некотором отдалении, добавился третий: Немецкая Колония, основанный христианским орденом темплеров из религиозных мотивов.
Одновременно, Хайфа начала набирать значение как главный порт региона, и турки соединили город с хиджазской железной дорогой, сделав Хайфу на десятки лет единственной связью с внешним миром для Палестины; для работы порта, турки приглашали специалистов из других частей Отманской Империи, которые селились в виллах на окраине города. После Первой Мировой войны, британцы продолжили развитие города - был расширен порт, построен первый межународный аэропорт Палестины и нефтеперерабатывающий завод.
В эти же годы в Европе набрал силу сионизм - национальное еврейское движение. Поскольку Хайфа была транспортным центром Палестины, то город стал основной точкой еврейской иммиграции. Нужно понимать, что сионизм был национальным движением, а иммигранты в основном были нерелигиозными, молодыми образованными евреями из Центральной и Западной Европы. Ими был основан район Адар, первый "сионистский" район Палестины. Поскольку приезжие получили образование в Европе, то и район застраивался по европейскому типу, что его разительно отличало от старой части города; был построен Технион - первый в Палестине университет, а застройка района велась в принятых на тот момент стилях в Европе - баухаус и эклектика, изменные для местного климата. Кстати, есть даже архитектурный стиль "хайфский баухаус", отличающийся от обычного облицовкой иерусалимским камнем. Особо интересно старое здание хайфского Техниона; из-за желания построить что-то "национально еврейское", университет больше похож на европейские синагоги (берлинская, будапештская), а деканом было предложено стать Альберту Эйнштейну. Он никогда в университете не преподавал, но приезжал, и на площади около Техниона растут две пальмы, посаженные им и его женой.
Очень быстро евреи стали примерно половиной жителей города, что, разумеется, привело к напряженности с арабским населением, и в 30ых-40ых годах Хайфа стала одним из центральных мест стычек между евреями и арабами. Это продолжалось до создания государства Израиль и Войны за Независимость, когда мусульмане оставили город. Вади Салиб опустел, но решением муниципалитета был законсервирован до 2000ых годов. Христиане же Вади Ниснаса остались.
В 50ых годах в Израиль началось массое бегство сефардских евреев из мусульманских стран, и в Хайфе их поселили в заброшенном Вади Салибе. Отношения между новоприехавшими и европейскими евреями были напряженными - сказывалась огромная разница в образовании, культуре, ментальности и степени религиозности; сефарды ощушали себя дискриминированными (небезосновательно). В 70ых годах, на фоне войны Судного Дня, началось восстание, получившее название "беспорядки Вади Салиба", перекинувшееся на всю страну и изменившее политическую структуру Израиля; а сами жители Вади Салиба в итоге были расселены, и квартал снова остался заброшенным на еще 30 лет.
Так что в 50ые город представлял из себя следующую структуру (снизу-вверх): порт - арабские районы - Адар - Технион - новый район Центральный Кармель. В 56-ом весь город соединила линия метро-фуникулера Кармелит (самое короткое метро в мире).
Вот :)
Это очень вкратце.
Поэтому, после обязательных Бахайских Садов, монастыря кармелитов и прочего, смотреть город нужно идя вдоль линии метро вниз.
1. Станция Ган ха Эм. Район 50-ых, когда город "дополз" до вершины горы Кармель.
2. Станция Голомб. Это верхний и наиболее новый кусок Адара; верхняя граница Хайфы в конце 40ых-начале 50ых. Архитектура того времени для относительно обеспеченных.
3. Станция Массада. Технион, верняя часть Адара до 40ых. Поздний баухаус и эклектика, структура улиц "сеткой" и европейская планировка 30ых годов (улицы Бальфур, Массада, Ерушалаим и Нордау).
4. Станция хаНевиим. Центр Адара, торговая часть. Баухаус, в основном хайфский баухаус (улицы Герцль, хеХалуц).
5. Станция Солель Боне. Граница между Адаром и арабской частью. Это окраина города до 30ых годов - отманские виллы работников порта (улица хаНевиим), административные здания 30ых в стиле хайфского баухауса и эклектики (улица Хасан Шукри) и рынок, разделяющий арабов и евреев.
6. Станция Кикар Париз. Центральная площадь старой Хайфы - отманская архитектура 19го века.
На запад - христианский и живой Вади Ниснас, на восток - мусульманский и мертвый Вади Салиб (часть района была разрушена в 2000ых и застроена административными зданиями, старая застройка начинается от улицы Вади Салиб); за Вади Салибом - историческая железнодорожная станция Хайфа Восток (единственная, кстати, в мире, с которой ходили прямые поезда на три континента). На самой площади и около - старый турецкий рынок, разделявший христиан и мусульман. Ближе к морю (улицы хаАцмаут, хаНамаль) - британская колониальная архитектура порта. Наоборот на запад, за Вади Ниснас начинается Немецкая колония и немецкая же архитектура 19го века(улица Бен Гурион).
Кусок от станции метро и до Немецкой Колонии - это молодежно-ресторанный центр города, но от, например, Тель Авива его отличает что это смешанный еврейско-арабский центр. Хайфа - это "Тель Авив израильских арабов", так что это в нем можно увидеть такое явление как "арабские хипстеры" :)
Мне кажется, если смотреть на Хайфу в такой призме, то город становится исключительно интересным. Это история, которую можно увидеть своими глазами в архитектуре и структуре. Только надо знать как смотреть :)