У подножия горы Геллерт, в узком месте Дуная, когда-то была переправа. С этой переправы была видна пещера на горе, а слово «пешт» на одном из древнеславянских наречий означает «пещера». Поэтому переправа называлась Пештской, и город, образовавшийся там же, стал называться Пештом.
Первоначально пещера получила название пещеры Святого Иоанна, жившего там и лечившего больных минеральной водой из теплых источников, протекавших там. Сейчас теплом этих источников отапливается весь церковный комплекс.
В 1924 году возникла идея о строительстве пещерной церкви, чтобы, в пережившей войне Венгрии, был храм примирения, где монахи молятся, прежде всего, за Родину. Цель построения национального храма примирения состояла в том, чтобы венгры вернулись к своей главной патроне – Деве Марии (Богородице), которой король Иштван (Стефан 1) предложил быть заступницей Венгрии перед Богом. Поэтому венгерское название скальной церкви такое – Скальная церковь Великой Женщины Венгрии. Церковь создавали как венгерскую копию Лурдской гротты и первую часовню, разместившуюся в пещере Святого Иоанна, освятили в 1926 году. Потом построили главный неф, имеющий вид входа в тоннель.
В главном нефе находится алтарь Святого Степана (он же Иштван, он же Стефан 1).
В нижней части церкви, выходящей к Дунаю находятся часовни Святых Имре (эмерика), Елизаветы (Эржбеты) и Маргариты Арпадской. Эта часть вступила в действие в 1931-м году. А в 1934 году вступил в действие и монастырь паулинов. Паулины – единственный монашеский орден, основанный в Венгрии (где-то в 13 веке).
Из этой церкви, при отступлении в 1945 году, фашисты взорвали близлежащий мост Сободшаг через Дунай.
Трагическое время для скальной церкви не закончилось и после 45-го года. 13 мая 1948 года возле нее было разогнано 100 тысяч верующих, молившихся во время «фатимского примирения». Потом режим разогнал орден паулинов, а в 1951 году церковь и монастырь были закрыты, а монахи арестованы. Вход в главный неф был заделан бетонной стеной, остатки которой не убираются и по сей день (и это надо помнить). В церкви при социализме действовала какая-то научная станция, а помещения монастыря были отданы под общежитие Балетного института ))).
После разрушения СССР монастырь и церковь были возвращены ордену паулинов.
В средние века орден паулинов был не самым маленьким, имел сотни монастырей. Но, в 1786 году, наряду и с другими орденами, император Иосиф II разогнал и орден паулинов. И получилось, что у этого венгерского ордена осталось только два монастыря, и оба в Польше. Но, как уже говорил ранее, почти через 150 лет (в 1934 году) паулины смогли вернуться в Венгрию, и служить на родной земле. Правда, через два десятилетия, орден паулинов опять попал в беду и гонения, но выжил, и в 2001 году снова смог вернуться домой. Крест церкви, видный издалека, поставлен 16 июля 2001 года, в 50-ю годовщину разрушения первоначального.
Из внешней пещеры по коридорам можно попасть во внутреннюю часть церкви, в которой проходят мессы.
Как я уже говорил, церковь носит имя Великой Женщины Венгрии – Девы Марии. Ее образ представлен скульптором Майзиком. Особенной чертой образа является то, что Иисус не сидит на коленях Богородицы, а стоит возле нее и протягивает ей священную корону, с просьбой принять ее. Этим художник выразил то, что король Иштван выполнил волю Господа, когда перед смертью положил Священную Корону и всю Венгрию на милость Великой Женщины.
Пройдя дальше по коридорам можно попасть в польскую часовню, подаренную обществом Польско-Венгерской дружбы в 1994-м году, в честь 60-летия возвращения паулинов на историческую родину. В одной из ниш маленькой часовни можно увидеть барельеф польского священника Максимилиана Колбе, погибшего в Освенциме. Он добровольно вышел на смерть, дав возможность уцелеть соседу по бараку, отцу четырех детей. Сосед действительно выжил, в 1971 году участвовал в беатификации, а в 1982 году – в канонизации Святого Максимилиана Колбе.
Последним помещением скальной церкви (в которое есть свободный доступ), это часовня Святого Степана, украшенная резьбой по липе. Ее сделал трансильванский художник-резчик Ференц Бела, подаривший церкви свои работы в 1990 году.
Много раз и во многих местах я был в разных культовых местах, но именно здесь какое-то ощущение спокойствия. Вот сейчас пишу, вспоминаю свои ощущения и какая-то домашность на душе.
Вот еще немного фото напоследок.