Написала эти слова, а дальше сижу и думаю, откуда будет правильней начать…
Начну с того, что мужу вдруг резко изменили дату начала отпуска - на август… Лето, везде жара и возле теплого моря туева хуча галдящих детей и их нерадивых родителей. Я не против детей, просто за ними надо следить, а не орать на них через весь пляж...
В общем, настроение у меня очень испортилось и начала подбирать варианты не пляжного отдыха. Как подошла к Словакии, не интересно. Но в процессе поиска столкнулась с тем, что зимне-горнолыжная Словакия освещена более чем достаточно, а вот летняя - просто караул. Неделями я не выходила из Интернета, а инфы насобирала всего ничего.
Исходя из этого, очень сложно было продумать маршрут. Ключевые точки нашла, а вот проложить удачный маршрут, чтобы не метаться по стране – было сложно. Но в процессе поиска информации по летней Словакии я нашла чудесный сайт, http://mapy.zoznam.sk/, очень рекомендую, там просто детальная карта Словакии, если соберетесь, обязательно распечатайте себе необходимый кусок дороги. Она там реально очень подробная, и с помощью этой карты можно легко определиться с направлением движения по стране. Это объективная необходимость, т.к.люди в географии родного края не сильны. Например, в городе Велки Капушаны нам никто внятно не сказал, как добраться до Попрада (а это зимняя столица страны) и без карты нам было бы туго... Что не удивительно, в Попраде никто не слыхал о Капушанах.
Так я и решила написать небольшой отчет по этой стране.
Как туда добираться? Лететь – отказать, т.к.летом самолеты летают только в Братиславу, а нам от границы до Попрада ближе, чем из Братиславы до Попрада. Решили поездом. - до Чопа, потом местной электричкой переехать границу, ну а там на первом большом ж/д узле найти подходящий поезд до Попрада. Попрад- это «…ворота в Высокие Татры» - чья-то цитата, не помню. Поэтому у нас все дороги должны были вести именно туда.
Приключения начались уже в Чопе. Местная электричка, на которую мы надеялись, уже не ходила. Почему - не знаю. Большое спасибо добрым таксистам, для которых подвозить клиентов до границы - хороший заработок. Они нам быстро объяснили как и куда нам надо ехать, чтобы быстро перейти границу. Пешком. Для меня это в первый раз и это было волнительно. Не надо забывать, что мы переходили через непонятно какую границу, и через эту самую границу прошли очень много наших «невозвращенцев» столько раз, что набили оскомину словакам. А у меня, как назло, новый паспорт, в котором только эта виза и все. Спасло меня то, что у паспорт мужа почти заполненный и ехали мы груженные разнокалиберной фототехникой (она у нас такая протертая, залюбленная…). Думаю, что именно после осмотра нашей фотоаппаратуры нас молча и безропотно пропустили. Хотя до этого смотрели весьма подозрительно и настороженно.
Все, мы в Словакии.
Думали - Европа… Ага, щас.
Я забыла сказать, что все цыгане, проживавшие ранее на просторах нашей необъятной Родины, похоже, все абсолютно переселились в Словакию. Я не знаю сколько их там, но цыган у них, как афро-американцев в Америке. Только в Словакии это два в одном. Между собой славяне и цыгане не пересекаются. Я даже не видела, чтоб дети дружили. Специально не присматривалась, но так в глаза не бросилось. Цыгане со своими, славяне со своими. Детей в Словакии много, и вообще, их отношение друг к другу - можно позавидовать. Я не сравниваю жителей очень западной Европы с нами, это нереально, но вот отношение среди братьев-славян сравнить можно. Так вот, у них лучше. И отношение между друзьями, и между незнакомыми людьми. И это уж очень бросается в глаза…
Однако хватит лирики, всегда хорошо, где нас нет. В первом же большом городе (тех самых приснопамятных Капушанах, нах...), мы воочию повстречали цыганский табор. Причем в худшем его проявлении - дома обшарпанные, дворы вытоптаны, обуви возле дома выставлено больше, чем в витринах магазинов, детей во дворе немеренно, мужики лениво сидят на лавке и сразу протягивают руку - типа дай денег. Но если на них не обращать внимания, то они не сильно и настаивают. Дети (цветы жизни) – вот те задалбывают так, что хочется прибить. Но давать ничего нельзя. Если только покажешь свою слабинку и дашь хоть конфетку - все, попадалово. Тут уже подтянутся взрослые, а там, если место не очень туристическое, то точно отдашь последнее. Причем с улыбкой. Так что мы с протокольными рожами прошли сквозь их строй, и сразу акклиматизировались. Да, вот, забыла сказать: ДЕНЬГИ НАДО МЕНЯТЬ ЗАРАНЕЕ. Хотя, по моему, это уже не актуально, вроде бы у них ввели евро. Но о запасе наличных в любом случае нужно позаботиться. Банки и обменники работают строго отведенное рабочее время, банкоматы тоже не всегда круглочуточные. И еще - ИЗБАВИ ВАС ГОСПОДЬ от тревел-чеков . Мы обганяли дсятка два банков, пока не нашли единственный (!), в котором нам их обменяли.
А возвращаясь к нашим ба... цыганам, потом мы уже поняли, что любой авто- или ж/д вокзал и прилегающие территории - это полная их собственность и вотчина.
О билетах. Они у них достаточно интересные. Вы можете купить билет из пункта А в пункт Б в любой кассе, даже если это вообще пункт В, даже если между этими станциями ничего не ходит… Но вот как добираться на перекладных из того же пункта А в тот же пункт Б – вам практически никто не ответит. Вот тут и необходима моя распечатанная подробная карта. Она нас всегда выручала. Мы смотрели по карте какие есть города между этими нужными нам станциями и уже потом смотрели расписание поездов/автобусов. И так складывался маршрут. Не сложно, если знать направление, то время можно уже подгадать.
Приехали в Кошице, опять цыгане, осмотр города оставили на обратную дорогу, ну очень хотелось еще засветло добраться в горы.
Город Кошице
И снова Кошице
Вид с колокольни на Оперный театр, вот с той самой колокольни, которая на заднем плане
еще виды Кошице
От Кошице до Попрада ходит распрекрасный поезд, называется ИНТЕРСИТИ. Он «драги» (дорогой), но быстрый. За двоих отдали около 20 евро. И через час вышли на вокзале в Попраде. Опять цыгане (привыкайте к этой мысли), но на них уже мало обращаешь внимания. Второе «обязательно»: купите карту Высоких Татр. На вокзале она будет чуть дороже, чем в других ларьках,но там она в продаже есть всегда! Без маршрутов будет трудно, а карта очень подробная.
Итак, Попрад.
Красот архитектурных в городе нет, но полдня походить можно. Теперь вопрос: где ночевать? Тут варианты есть. Можно сразу выйти из здания вокзала и спросить у любого аборигена СПИШСКУ СОБОТУ, ориентир - Аквапарк, идти около километра пешком или брать такси. Там что ни дом, то домашний пансион, цены приблизительно одинаковые (цены будут в евро, так удобнее считать) 30-40 евро за номер. Иногда с завтраком. Но мы там не жили, а сразу на том же вокзале пересели на ОСОБОВЫ поезд (это поезд, который курсирует от Попрада до собственно гор и обратно. Типа пригородной электрички. Расписание висит над головой, разобраться легко) и купили билеты до Старого Смоковца.
Правда, чтобы найти жилье в горах, нам пришлось побегать. Кстати, на вокзале и в его окрестностях никто не будет за вами бегать с криком: «Кому нужны комнаты!». Забудьте об отечественном навязчивом сервисе! Вернее, навязывании без наличия оного. В Высоких Татрах (конкретно - Старом Смоковце), по крайней мере в тот период, что мы там обитали, очень сложно было найти жилье. Мы прошли весь Старый Смоковец и уже в Новом Смоковце (хотя сложно сказать, где территориально у них проходит граница – просто идешь по городку, а, оказывается, ты уже из одного перешел в другой) нашли «пристанище». Роскошное . В старом деревянном доме с уютно скрипучей лестницей, с камином и современно оборудованной кухней... Нам очень повезло: буквально перед нами освободился номер с: раздельным санузлом; ванной, а не душевой кабиной; большим коридором, который по-праву можно было назвать холлом (там стояла какая-то подростковая кровать); уютной спальней с большой двуспальной кроватью и спутниковым ТВ; и, наконец, – просто огромным застекленным балконом, на котором уместились холодильник, стол, два плетенных кресла, диван и еще оставалось место как минимум для бильярда!!! Причем катать шары свободно могла бы подростковая баскетбольная команда . За всю эту красоту и за почти трехкомнатный номер с нас взяли 33 евро в сутки. При этом можно пользоваться кухней (посудой, приборами, микроволновкой, плитой и т.д. – одним словом, заходи и готовь).
Сложно сказать, что мы почувствовали в этот момент. Скорее всего – щенячий восторг и упоение своей «прушностью». Да, там нет цыган! Эти курорты находятся где-то около 970-1300м.над уровнем моря. Поэтому в августе утром хотелось одеть что-то тепленькое. Впрочем, ветровку или что-то тепленькое всегда надо брать с собой.
Вот так подошел к концу первый день. Он получился долгий, но познавательный.
День второй. Самый интересный.
Утром проснулись – и сразу в окно. Мы знали по прошлым поездкам в горы, что погода там непредсказуема, поэтому утро начиналось у окна. Но в этот раз нам повезло: за все отпуск у нас было 1,5 дня с дождем. И то это был не обложной дождь а так, «мряка».С утра мы решили, что не будем слишком себя утруждать и решили делать однодневные вылазки в горы и обратно.
Полезли рассматривать карту гор. Ее сможет прочитать и ребенок. Никаких объяснений я давать не буду. Откроете – и все будет понятно. И к тому же легенда есть на русском языке. Меня с зимы мучила фотография Попрадского плеса. Уж очень оно красивое. Решили прогуляться к нему и обратно. Сели на ОСОБОВУ (кстати, все у них ходит по расписанию, мы его один раз сфотографировали, потом всю дорогу пользовались – ни разу не подвело!) и поехали. Кстати, СТАРЫЙ СМОКОВЕЦ УДОБЕН ТЕМ, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ линий ОСОБОВОЙ електрички, так что оттуда очень легко планировать куда-то добраться.
Значит, поехали мы до остановки Попрадске плесо . Приехали, выгрузились, красота вокруг – слов нет! Уже с самой остановки расчехлили фотоаппараты и давать щелкать все подряд! Ну очень красиво. Дойти до озера просто, там местами даже есть дорога асфальтированная, людей – Сочи в августе. В общем, за дорогой по карте следить не надо. И потом, у них дивные указатели на дороге. Смотришь по карте и выбираешь маршрут (например, он обозначен синим цветом), дальше по всей длине маршрута будут стоять указатели синего цвета или где-то на видных местах будут синие полоски: просто иди по указателям, заблудишься только если сильно захочешь. Но все же лучше внимательно следить за дорогой: если сойдешь с тропы, то возможно все, к тому же надо смотреть под ноги – там и камни, и корни деревьев, а подвернуть ногу или потянуть мышцу на отдыхе – кайф для мазохистов.
Так вот, мы пришли. Озеро действительно потрясающее! Напротив озера «седло», с которого стекает маленький водопадик, который и впадает в озеро. И с одной стороны тропка неказистенькая такая поднимается над озером. И такая она вроде бы и легкая, что вот просто просит: «пройди по мне и посмотри как вокруг красиво» Меня она уговорила «на раз», и решили мы подняться по ней и сфоткать озеро сверху. Тока ж никто не догадался по карте посмотреть, что для этого надо подняться еще на 532 метра! По тропе, усеянной типа мелкой щебенкой, местами чуть-ли не вертикально вверх поднимающейся!!!
За заднем плане видно зигзаг тропы, хотя масштаб трагедии оценить сложно
Вот озеро
Промежуточный вид
...Думала, что не дойду. Сколько было привалов, даже не подсчитаю. Благо, была с собой вода – попить и умыться. В конце дорога идет практически вертикально к вершине, было ужас как тяжело, но поверьте, оно того стоит! Боже, как там красиво!
Вот оно, во всей красе
Посидев, нафоткавшись и посмотрев вниз понимаем – мы не спустимся назад. Во-первых, потому что второй встречи с этой тропкой уже как-то не хотелось, во-вторых потому, что на самом-то деле ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ ВСЕГДА ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СПУСКАТЬСЯ . Помните об этом!!! И рассчитывайте силы. Если не уверены, что сможете безопасно спуститься с вершины, лучше туда не залазьте. Оценив свои силы, мы решили идти по продолжению этой тропки дальше к Батизовскому плесу! Что было значительно легче, ведь самый трудный участок остался позади.
И еще
Вот так, гуляючи, дошли мы до этого озера, снова нащелкались затворами фотоаппаратуры, и тут поняли, что идти-то вниз к электричке – еще ого-го сколько. А солнце-то на вершинах гор долго, а со средины спуска начинается достаточно густой дикий лес, и среди многометровых сосен местные как-то не удосужились натыкать фонарей! Причем в полутьме придется спускаться по совершенно неприспособленной для галопирующего аллюра тропе. И хотя корни деревьев местами причудливо торчат из земли, лучше их неспеша рассматривать при ярком полуденном солнце.
Фото Корни из земли.
В общем, ломились мы домой неподеццки быстро. Это было что-то! За сутки до нашего приезда прошел хороший дождь, и дорожки, ведущие вниз, автоматически превратились в русла горных речушек. Так что мы спускались вдоль водопадиков, по воде, форсировали вброд маленькие, но очень быстрые потоки, прыгали по валунам, с последними лучами солнца, едва пробивающимися сквозь многолетнюю хвою, мчались к ж\д полотну. На станцию мы пришли, когда уже стемнело. Так что еще один урок – РАССЧИТЫВАЙТЕ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ . У подножия, тем более в лесу, темнеет гораздо быстрее, чем на вершинах, и это надо учитывать.
Так прошел наш первый день в горах, который мы хотели провести спокойно, оглядеться и неторопливо прогуляться и домой!
Следующий день решили посвятить древностям и поехали в Спишский Град. Про него я читала в Интернете, как обязательное для посещения место, его еще и в ЮНЕСКО записали. Вот мы и поехали на обязательную программу. Опять на ОСОБОВЫ электричке до Попрада, дорога с гор одна – на Попрад (25 мин), а там сразу за углом автовокзал и расписание, в котором разобраться трудновато, но можно. Просто надо попросить аборигена, чтоб он показал, как там искать нужное, а потом, поняв схему, можно легко справляться самому. Нам было проще – когда хозяйка узнала, что мы собираемся на экскурсию, она на своем компьютере просмотрел местный сайт, на котором можно легко вычислить расписание по пути следования и точки пересадок. Причем есть варианты – ж\д транспортом или автобусом. В дальнейшем мы не раз просили ее подсказать нам варианты проезда и она всегда любезно выдавала нам всю необходимую информацию. Даже распечатывала расписание!
Транспорт в Словакии достаточно пунктуален, люди доброжелательны, так что передвигаться по стране легко. Дорога красивая, но за счет того, что почти вся страна – это горы разной высоты, то куда бы вы ни поехали, вы все равно будете кататься типа по серпантину! Приехали… а я уже и забыла, что все авто- и ж/д вокзалы – это цыганская вотчина. И снова эти цыганские дети, опять эти наглые протянутые руки, опять эти папы-дяди, сидящие в тенечке. В общем, худо-бедно отбившись от них, поднимаемся по горе к входу в Спишский град.
вид на окрестности
Ну что я вам скажу: это, конечно, не замки на Луаре, но тоже очень и очень ничего. И как они относятся к своей истории! М-ммм... Мы с этим встретились еще раз в Любовнянском граде. Обязательно все гиды – девушки в старинных платьях (и это невзирая на жару), а все смотрители – мужчины и тоже в старинных нарядах. Играет ненавязчивая старинная народная музыка… и если бы не толпы туристов, можно было бы наверняка погрузится в атмосферу старинного замка. Лучше это сделать в Любовнянском граде. Этот замок вдали от заезженных туристических аттракционов.
Любовнянский Град
Вот так, гуляючи, прошел день. Да, еще один обязательный момент: ПРИЕЗЖАЯ В ЛЮБУЮ ТОЧКУ, СРАЗУ УЗНАВАЙТЕ НА ЧЕМ И КОГДА МОЖНО ДОБРАТЬСЯ ОБРАТНО. Дело в том, что авто- и ж/д вокзалы, как правило, находятся очень рядом, и иногда вместо автобуса обратно удобнее по расписанию уезжать на электричке. Электрички у них тоже нескольких видов. «Особовы» – это достаточно удобные чистые электрички, но они останавливаются почти на каждом повороте. «Поспешны» – это и есть в нашем понимании электричка. Все как дома, раздолбайки, но ездят быстро, цыган больше. Рот не разевайте, вещи держите при себе, и все будет ОК! Потом поезд: «Рыхлик» – обычный пассажирский поезд ну и элита – «Интерсити» . О нем я уже писала. Так вот, мы приехали в Любовнянский Град на автобусе, а уезжали на «Поспешны» электричке.
День третий. У нас на очереди самый большой водопад Словацких Татр – водопад Скок. Ехать к нему надо до остановки «Штребское плесо» – это конечная. До самого плеса (по-нашему – озера, если кто еще не понял) идти минут 5 по асфальтированной дороге. Туда ведут все указатели и дороги. Вообще это озеро – рай для молодых мамаш и очень пожилых людей. Они-то там и кублятся целыми днями. Но надо отдать должное озеру – оно действительно красивое. И даже всем известный отель на его берегу не портит пейзаж!
И вокруг все очень красивое
Совсем недалеко есть еще одно озеро – Слепе плесо. Оно маленькое, но приятное. Людей там мало, обойти его можно за 10 минут. Не поленитесь –красиво! И утки там гнездятся. Непуганые, между прочим!
Слепе плесо
Потом вернитесь к Штребскому плесу и пойдите по карте и указателям к водопаду. Дорога красивая и очень легкая. Вот откуда лучше начинать знакомство с Татрами в первый день. Детки бегают, старики с палками ходят, идешь по практически плоской дороге с очень небольшим уклоном. Идти недолго. И вот он – водопад Скок!
Ну и дорога домой от водопада до Плеса. Да, кстати на Штребском плесе можно подождать закат. Особенно красивым его не назвать, но у нас это был единственный закат из всей Словакии.
В день четвертый мы решили поехать на очень разрекламированный сплав по реке Попрад. Опять же – Интернет подсказал. Дескать, самое красивое место в Пиенинском национальном парке! Незабываемо! Но ехать неудобно. Спасибо нашей хозяйке и местному сайту. А если нет такой любезной хозяйки, то тут и понадобится распечатанная карта с того сайта, который я давала раньше. Без нее сложно разобраться! Надо сначала ехать до г. Стара Любовна, а там пересесть (кстати, пересадка по-словацки – «переступ») на местный автобус и ехать до Червеный Клаштор. Вот там интересный монастырь, очень древний, но мы туда не попали, пока доехали, осталось время только на собственно сплав. Сплав мне понравился, места действительно красивые, я там первый раз увидела черную цаплю, и очень много наглых уток. Они такие потешные, что я больше играла с ними, чем смотрела вокруг. Но все действительно красиво. Время пролетело незаметно.
А вот фото горы, которая у них самая популярная, по-моему она называется «3 Короны» - точно не помню.
А это потешные утки
А это капитан "корабля", все очень подробно рассказывает, только непонятно
И это фото сплава, вот на таких плотах это все и происходит
Как мы оттуда добирались домой – отдельная песня. Тебя вниз по реке сплавляют на 9 км (как написано в буклете), а вот обратно на это место не доставляют. Там надо идти, как все, по указателям к небольшой автостоянке, где дежурят минибусики. Там надо «торбить» водителей кто куда едет. Мы нашли парня, который нас подвез до городка, который называется Спишска Нова Вес, но оттуда через 5 минут отходил автобус прямо в Попрад. Ехать – чуть больше часа, но автобус был полупустой и время пролетело как одна минута.
Но Попрад – это еще не наш дом-отель, пока доехали устали так, что была только одна мысль – где-нибудь отдохнуть. А у нас, в Старом Смоковце, удивительный Гранд Отель. Вот это ОТЕЛЬ, с Большой буквы. Очень чопорный, в хорошем смысле слова. Каждый раз, проходя мимо, я все ждала, что на террасу выйдут люди, одетые по моде 19 века. Я даже расстроилась, когда не дождалась костюмированного представления. Было бы очень кстати. И у них (у отеля) есть аккуратная пристройка, в которой приютился маленький, но уютный бассейн. В общем, мы туда отправились. Около 10 евро за двоих и на 1,5 часа. Пускают до 21-00. Вот это было самым приятным окончанием дня. Очень все было к месту .
День пятый начался вот с того самого дождика. Накатавшись за вчерашний день, решили проехаться по ближайшим окрестностям. Поехали мы в городок Кежмарок (15 км от Попрада). Мы его уже проезжали, когда ехали на сплав. Там небольшая крепость, ничего особенного, но если на голову то капает, то нет, а ноги гудят после вчерашнего – этот городок самое оно. Тихий, зеленый, крепость маленькая, обойти ее можно за 20 минут, центральная площадь тоже небольшая.
Вот маленький замок в Кежмароке
Короче, обошли мы все за 1 час, времени вагон, и уже начали тучки расходится. А нам-то видно, что в горах небо черным-черно, явно дождяра лупит, как гай шумит. И решили мы проехаться в г.Стара Любовна и осмотреть их замок. Из Кежмарка прямая дорога в Стару Любовну, поэтому мы там были уже через час. За это время солнышко окончательно вылезло и пошли мы осматривать крепость. Дорога к ней от автовокзала недолгая. Минут 20 – и мы у входа. Но перед входом расположен Скансен – милый и уютный.
Вот наш скансен
Мы его решили оставить на потом и пошли в замок. Замок достаточно большой, интересный, на входе к билету прилагают на русском и др. языках аннотацию что и где стоит, какой век и т.д. Ну и виды из замка!!! Оно того стоит!
Внутри замка
В общем, гулять там можно долго, что мы и сделали. Очень душевный был день, мы никуда не торопились и впервые пошли просто посидеть и попить кофе. Просто так. Для нас это всегда проблема, нам вот на такие простые радости жизни как раз всегда и не хватает времени. Ведь всегда надо обязательно куда-то еще успеть, заскочить, что-то сфоткать. Причем, это все в основном надо мне. Повезло мне – муж у меня терпеливый, еще ни разу дверью не прищемил. А ведь хотел, много раз хотел! – По глазам видела. А тут мы впервые получили удовольствие от банального сидения и созерцания! Очень приятный замок, рекомендую. И что особенно приятно, там мало людей.
День шестой решили сделать рывок до Tyrino Hata. Вообще Хаты – это минигостиницы в горах. Там можно остаться на ночлег в комнатах или просто лечь на полу в спальниках, просто взять за символическую плату кипяток, или пересидеть дождь. Находятся в живописных местах и не портят экологию. По-польски они называются «схоронисько» и это название им больше подходит. Идти к этой Хате далековато, но по дороге есть: Обровский водопад, нетяжелая дорога (на картах в легендах есть указание сложности маршрута) и очень красивая долина. Пошли мы туда. Как и обещала нам карта – все было. И водопад, и легкая дорога и красивая долина. Мне она, пожалуй, понравилась больше всех долин. Очень красивые виды
водопад
Долина
Вид на долину
Где-то в горах
Только в самом конце пути, перед самой хатой набежали тучи и стало реально холодно. У меня так замерзли руки, что я не могла переключать режимы в фотоаппарате, пришлось все фоткать на автомате. Но как там красиво!
Местные жители
озеро возле этой хаты
озеро
Начало водопада
Кстати, расстояния на карте даны в минутах с учетом того, что вы будете идти реально быстро и не рассматривать все по сторонам. Когда мы увидели в первый день, что на карте нарисовано ответвление от основной дороги на 15 минут, но там красивый вид, и мы пошли, так к той view point мы шли около 35 минут. Поэтому в дальнейшем мы умножали указанное время на два, и не ошибались. На карте движение обозначено не в километрах, а в минутах и угол подъема/спуска. Очень удобно, по крайней мере понимаешь, осилишь ли ты эту дорогу.
Просто красиво
Да, еще хотела рассказать об одном моменте. У словаков везде, на горных тропах в местах отдыха или пересечения нескольких дорог есть небольшие ниши, в которых что-то лежит. Это может быть еда, вода в бутылках или дрова – что угодно. Ты можешь это взять с собой, если тебе по дороге, и донести это что-то до определенной хаты. За то, что ты тащил это в гору, тебе дадут чашку чая или бульона ("прейскурант", за какой вес чего получите, обычно пишут там же). Честно, я себе слабо представляю своего соотечественника, который за «Спасибо» будет тащить тяжесть в гору . А у словаков это своего рода национальный вид спорта. Кстати, есть там и профессиональные носильщики. Мы их сразу окрестили «шерпами». Так вот, этих шерпов мы видели горах повсеместно. Посмотрели бы вы, сколько они тащат на себе! В местах скопления туристов висят своего рода доски почета. На которых висят фото героев. Такие же доски почета вы можете увидеть во многих хатах. И я видела, что словаки останавливаются и читают. Вообще здоровый образ жизни у них очень популярен.
Шерпы на словацкий манер
День седьмой. Мы уже расходились, и опять пошли к водопаду. Есть еще один водопад – Велички водопад. Не такой он и велички, но место красивое, озеро у водопада большое, отдохнуть пару-тройку часов на берегу озера- это супер!
и еще
День восьмой. Мы уже обжились в горах так, что когда нам надо было спустится с гор в Попрад, чтобы разобраться с билетами ну и поплавать в Аквапарке. Очень разрекламированном и действительно той рекламы стоящем. Но мы просто очумели от количества людей и городского воздуха! Каким же мы г..м дышим у себя дома!
В общем, пошли мы в аквапарк… Да – удобный, да – недалеко от ж/д вокзала, но оставлять для его посещения целый день, на мой взгляд, нецелесообразно. Поэтому, покупавшись, мы пошли рассматривать Спишску Соботу. Она прямо за Аквапарком. Вот это действительно уютное местечко, и действительно пансионаты там в каждом доме. В каждом! Найти жилье в этой части Попрада очень просто.
СПИШСКА СОБОТА
Попрад
Безымянное озеро
Поужинали мы в каком-то из пансионатов. Недорого. Цену не помню, но запомнила, что у них цены везде более-менее одинаковые. Дорогих ресторанов мы там не видели. Может, они и есть, но мы не такие снобы, чтобы упиваться фактом ужина за 100 евро, когда в соседней корчме можно поесть за 20...
На девятый день мы решили попытаться объять необъятное. И пошли на Жабкины плеска. Правильнее прочитать их название у нас не получилось. Как назвали, так и будет. Еще забыла сказать: мы почти каждую нашу вылазку в горы планировали так, чтобы не пройти мимо Попрадского плеса. Честно, под конец отпуска я уже спокойно реагировала на это озеро. Но сказать, что вот я сейчас пишу и оно не стоит перед глазами – не могу. Вот зацепило оно меня! Хотя, по-моему, оно должно всем понравиться.
вот в таких речках мы набирали воду и пили.
Опять пришли к моему озеру, ну и дальше к другим озерам. Что мне понравилось в этих горах – так это обилие всякой воды, очень много озер, водопадов, водопадиков, речек, речушек и т.д., и ВОДУ У НИХ В ГОРАХ МОЖНО ПИТЬ. Прямо набирать в стакан, бутылку и пить. Мы ни разу не покупали себе воду и живы-здоровы. Здесь становится понятно значение фразы «вкус воды». Она-таки действительно имеет вкус. Для меня это было открытием. В общем, пошли мы к Жабкиным плескам. Эти озера надо оставлять напоследок, дорога вроде бы и не крутая, а вот пока поднялись – три остановки делали. Сложная дорога. Но озера того стоили!
Смотрите сами
и еще
Надо сказать, что когда мы поднимались к вершинам гор, всегда портилась погода и уходило солнышко. А тут был просто подарок судьбы. Выглянуло солнышко – и все сразу стало такое красивое…
Солнышко
Десятый день у нас был последним в горах. Мы решили, что впереди дальняя дорога, поэтому напрягаться не будем – день последний будет релаксирующим. И поедем мы как белые люди на канатке до Ломницкого седла. Ломницкий Штит – самая высокая точка Высоких Татр. Подняться можно или с инструктором, или на канатке. Но до вершины есть промежуточный вариант – Ломницкое седло. Вот мы туда и поехали. На пик не хотелось, так как видели много фото. Ходить там негде, приехал, потоптался на пятачке, поснимал красоты (если пик не затянуло тучами!) и поехал вниз. А по седлу можно лазить, больше места для маневров и спуститься можно самостоятельно. Вот туда мы и поехали. Есть несколько вариантов. Можно приехать на особовой электричке в городок Татранска Ломница и там в два захода подняться на канатке. А можно пройти первую часть дороги ножками, а вот на седло уже ехать. Мы, сверившись с картой, пошли первую часть ножками. Дорога уже местами была знакомой. А на седло мы поехали!
вид с седла
и это тоже там
вид на окрестности
Нагулялись там так, что с седла уже съезжали на канатке. Канатка очень «хорошо» стоит: когда спускаешься на ней, у тебя земля враз уходит из-под ног, на секунду кажется, что это уже все, но потом она как-то выравнивается и уже можно ехать спокойно вниз. Вот мы и приехали, хотя спокойствие наступило тогда, когда уже проезжали над елями – если что, все-таки падать не так высоко будет. Потом мы решили спустится пехом вниз до Татранской Ломницы. Вот это было не самое удачное решение. Уж лучше езжайте вниз на канатке. Мы сами себе напоминали жлобов, которые удавятся за 5 копеек . Дорога тяжелая, малоинтересная, а над нашей головой спокойно проезжают кабинки и все смотрят на этих идиотов, которые решили прогуляться по этой недетской тропке. Причем кое-где спуск был практически вертикальный. И совершенно непонятно, зачем нам это было надо. Там есть много различных троп, которые проходят мимо канатки и можно было пойти по ним, но нам захотелось спустится именно в Татранскую Ломницу! Ничего особо интересного. Вообще, где-бы мы ни были, для нас самое оптимальное место поселения – Старый или Новый Смоковец. Это пересадочный пункт, находится где-то посередине всех Татранских трасс, железной дороги и имеет бассейн, что иногда немаловажно. Но зато в Татранской Ломнице на ж/д вокзале мы увидели интересный знак: нарисован костер и обычная курительная трубка. Типа курить сигареты и пользоваться зажигалкой можно, а вот жечь костры и курить трубки - нет...Глядя на него даже трудно представить, сколько десятков лет уже стоит тут эта станция! И ведь функционирует, и даже вон знаки не поснимали! Здорово! Дождалсь мы нашу Особову и поехали домой.
День последний, одиннадцатый. Путь домой. Как в песне поется, он всегда очень долгий. Билеты мы взяли сразу в Чоп! Вот такой прикол: посреди гор в каком-то маленьком поселочке можно свободно купить билет в Украину! И мы по нему таки доехали до Чопа. На Интерсити (а мы специально накануне узнали, когда он будет проходить через Попрад) мы приехали в Кошице, бросили вещи в камеру хранения ( очень напоминает застойный СССР. Сидит обычный дядя и просто принимает баулы в обмен на житончик. Никаких тебе автоматических камер хранения, все на честном слове – хотя, может, уже все и поменялось?) и пошли смотреть город. Центр города можно спокойно осмотреть часа за два, и это при условии, что ты заберешься на колокольню Собора Святой Эльжбеты. Прямо на вокзале есть информационный пункт и… цыгане. Можно взять условную карту старой части Кошице и по ней прекрасно можно ориентироваться. Потеряться в городе сложно. Но еще есть один момент: в Кошицах мы узнали, что наша международная электричка до Чопа ходит один раз в день, поэтому пришлось практически сразу уезжать. Но если у кого будет время, то недалеко от Кошице есть старинный замок Красна Горка. Нам его все местные очень рекомендовали. На фото в Интернете можно посмотреть. Но уж если местные говорят, что оно того стоит – значит надо идти! Мы узнали поздно и, увы, не увидели. От Кошице мы сразу поехали в Чиерну-над-Тисой, откуда уходила наша международная электричка на… 2 вагона. Эта просто песня недопетая!!! Описать сложно, просто надо видеть. Таможня словацкая, украинская, Чоп. Дальше – поезд на Киев. Вот так и закончился наш отпуск.
Наша самая последняя фотка из Словакии
P.S. По поводу нашего отдыха. Что касается впечатлений от поездки и омолаживающего воздействия на измотанный работой организм, то ему трудно найти аналог. Люди в Словакии – доброжелательные, переезды – не дальние, цены на продукты питания на август 2008 года – сравнимые с нашими. Языковой барьер практически не заметен, многие еще помнят русский. Да и словацкий достаточно понятен.
Без билетов Киев-Чоп-Киев мы потратили за 12 дней чуть больше 800 евро на двоих. Мы не всегда питались в «общепите» – просто не успевали. У них там все достаточно рано закрывается. Не говоря о кафе и фаст-фудах, даже рестораны могут не работать после 21-00. Мы нашли в Новом Смоковце небольшой ресторанчик, так у них кухня работала до 21-00. На 2 этаже какой-то водолечебницы, что ли (примерно напротив заброшенного отеля «Европа» если смотреть со двора). Очень красивый интерьер, все в дереве, роскошная терраса, внутри зала огромный камин - ну просто загляденье. Кормят плотно, сытно, относительно киевских цен – так и недорого. Выпивка на любой вкус, муж в основном налягал на пиво – балдел , до того вкусное (я вообще не пью).
Будут вопросы – с удовольствием отвечу .