Состав участников был тот же, что и в прошлогодней поездке в Тунис, – три барышни разного возраста (я, моя дочь Ольга и Мария, с которой путешествуем вместе уже третий раз). Ольга присоединилась к планированию в самом конце и смогла прилететь только на одну неделю.
Сначала определились с местом базирования. Поскольку на первом месте были достопримечательности, а пляж на втором, то выбрали Пафос.
Как обычно, пришлось больше экономить деньги, чем время. Мне кажется, что оптимальная длительность поездки – две недели, минимальная – дней 10. На этот раз благодаря частым рейсам на Кипр можно было выбрать не только любое количество дней, но и любое время отправления/прибытия.
К выбору отеля у меня требование традиционное (практически, одно): чтобы до автостанции было не более двух км (с моей скоростью это 40 мин.). В Пафосе две автостанции – в гавани («Като Пафос») и наверху, в старом городе («Каравелла»). Для Марии важна была близость пляжа. И не хотелось отелей в «курортной зоне». В отличие от них, «городские» отели приближают к местным жителям.
King's Hotel 2* находится на углу оживленной улицы. Это и плохо, и хорошо. По ней часто ходит автобус. А окно номера, как и просили (при заказе тура агентство указало это в примечании), выходило во двор с бассейном. Бассейном ни разу не пользовались, было некогда.
Завтрак в отеле начинается в 7:00. Это тоже важно, потому что все вылазки желательно делать как можно раньше – до жары и толп туристов.
Подробно о достопримечательностях писать не буду. Информации в сети достаточно.
План на первый день.
Пафос.
8:30 – 10:20 Археологический парк Като Пафос (8.30 - 19.30, €4.50)
10:30 – 11:00 Развалины раннехристианской базилики, церковь Айя Кириаки, колонна Св. Павла.
11: 30 – 12:00 Катакомбы Святой Соломонии.
12:30 – 14:30 Византийский музей (€2.50).
15:00 – 16:00 некрополь «Царские гробницы» (4,50 €).
16:30 – 17:00 Отель (перекус).
17:30 – 19:00 Пляж Фарос.
Мария сомневалась, что за один день можно все это успеть. Однако, йес. На завтрак – полчаса, на дорогу до парка с мозаиками полчаса пешком. В последующие дни обнаружили, что свернув возле отеля Roman Boutique, можно немного сэкономить на дороге.
В Археологическом парке Като Пафос мы одни из первых посетителей. Еще нежарко. Двух часов оказалось маловато.
Самая древняя мозаика (3 в. до н.э.) – «Сцилла», чудовище с одной человеческой и тремя собачьими головами:
Поздняя мозаика «Купание Ахилла» (5 в. н.э.) в кадр поместилась только по частям. «В левой части мозаики кормилица держит новорожденного Ахилла»:
«правее — фигуры родителей Ахилла. Еще правее - три богини судьбы.»
Иллюзия 3d (мозаика «Четыре времени года»):
На многих мозаиках персонажи подписаны. «Пирам и Фисба» (герои "Метаморфоз" Овидия, прообразы Ромео и Джульетты):
Пожалуй, нужно пояснение. «Влюбленные друга в друга молодые Пирам и Фисба условились встретиться вечером близ родника. Пришедшая первой к роднику Фисба испугалась приблизившейся к роднику львицы с окровавленной пастью и спряталась в пещере; на месте встречи она обронила свой шарф. Пирам, увидев львицу, терзающую шарф Фисбы, решил, что его любимая погибла, и в отчаянии заколол себя ножом. Вернувшись, Фисба увидела мёртвого Пирама и отправилась за своим возлюбленным, убив себя тем же ножом. На мозаике переданы разновременные сцены. Справа лежит ещё ничего не знающий о случившемся Пирам в традиционной позе речного бога с сосудом, из которого вытекает вода. Слева — убегающая от львицы Фисба; фигура её полна движением, художнику удалось передать страх девушки. В центр композиции помещена львица, терзающая шарф Фисбы.»
«Поединок Тесея и Минотавра» (внутри лабиринта):
Фото этой мозаики на сайте «Wikimedia Commons» выглядит гораздо ярче
но в действительности яркость где-то посредине между обоими фото. То же можно сказать и о «Триумфе Диониса» «в виде религиозного шествия. Впереди — одна из спутниц бога, менада, и сатир, держащий поднос с фруктами. Далее — плохо сохранившаяся фигура Диониса в запряжённой кентаврами колеснице. Позади Диониса — сидяший на муле Трофевс и девочка с корзиной на голове.»
На сайте «commons.wikimedia.org» эта мозаика выглядит так:
Представляется, что подобной яркости можно добиться, только залив мозаику водой (кощунство, конечно). Как этого добился фотограф, не знаю. В реале краски тусклее. Главное, чтобы воображение работало.
К театру (римскому Одеону) подошли сверху:
Развалины Саранта Колонес (Замок Сорока колонн) — византийская крепость, основанная в 7 в. для защиты города и гавани Пафоса от арабских набегов и существенно перестроенная крестоносцами в 1200 г.:
Теоретически мы знали, что недалеко от Саранта Колонес есть выход в город (калитка в виде «вертушки»). Так можно было бы выйти прямо к дальнейшим достопримечательностям. Но проверять не стали. С большой вероятностью этот выход мог быть закрыт. Возвращались через центральный вход.
Развалины раннехристианской базилики, атриум, церковь Айя Кириаки, колонна Св. Павла – все это «в открытом доступе»:
Готовясь к поездке, исследую в основном карты, расписания транспорта и время работы музеев. Фото стараюсь не смотреть, чтобы не утратилось чувство новизны. В этот раз был небольшой квест с поиском колонны Св. Павла («мраморный столб, к которому, по преданию, был привязан проповедовавший в Пафосе апостол Павел во время его бичевания»):
Отсюда до катакомб Святой Соломонии около 500 м. Ценность катакомб историческая, а не художественная. Поэтому ближе интересам Марии. Снимать особо нечего, разве что
Дальше планировалось дойти до «верхнего» Пафоса. Это около 2 км. Мария предложила подъехать автобусом. И правильно: мы сэкономили время и вернулись к графику.
Состоялось первое знакомство с автобусами Кипра. Они заслуживают особой похвалы. Расписание всегда соблюдается (сайт http://www.cyprusbybus.com/ru-RU/). Водители вежливые и внимательные. Билеты всегда приобретаются в автобусе. Мы пользовались разовыми дневными (€1.50) и дневными неограниченными (€5.00).
Из «нижнего» Пафоса в «верхний» ходят 610 и 618 маршруты, 618 соединяет обе автостанции.
Наверх от улицы Апостола Павла к Византийскому музею ведет лестница. Сами вряд ли бы ее нашли, спасибо водителю, подсказал. По пути проходим мимо симпатичного сквера:
Наверху определяемся. Договариваемся встретиться в отеле. Мария предпочитает Археологический музей, а я отправляюсь в Византийский, который располагается в резиденции митрополита Пафоса:
Посетителей нет ни одного. Ни цена, ни время работы музея не соответствуют интернету. И цена чуть ниже, и время работы – всего до 14:00. У меня около часа на осмотр. Экспозиция небольшая, но очень ценная. Есть иконы 7-8 вв. Снимать строго-настрого запрещено. Да и не получится: все (!) вещи надо сдавать в камеру хранения, а с собой носить только ключик от ячейки. Даже для мобилки тетка-смотрительница (единственный человек во всем музее) не хотела делать исключения.
Освободившись в 14:00, т.е. на полчаса раньше графика, не спеша отправилась пешком в отель (1.5 км). По дороге высмотрела овощной («фермерский») магазин недалеко от нас.
Мария же немного «застряла», ожидая автобуса (у 618, например, интервал движения полчаса). Договорились встретиться уже в некрополе «Царские гробницы» (4 в. до н.э. – 3 в. н. э.). «Свое название гробницы получили от их великолепия и убранства, а не от захоронения там царей.»
Сюда можно спуститься:
Гробницы находятся на той же улице, что и наш отель (Tombs of the Kings Avenue). Зашли за купальными принадлежностями, и через 10 минут уже были на ближайшем к отелю пляже Фарос:
Каменистый берег, каменистое дно. Мы об этом знали и захватили тапочки для купания.