Из-за эпидемии коронавируса к середине 2021 года осталось совсем не много стран, куда можно было бы отправиться без особых хлопот. Одной из них являлась Колумбия, куда, кроме заполнения декларации о здоровье (Check Mig), ничего больше не требовалось, да и уровень заразы к тому времени снизился в этой стране до среднеевропейских размеров. Я к тому времени уже устал от овощного отдыха на даче в Приднестровье, времени до начала учебного года оставалось еще предостаточно, поэтому купил билет в Колумбию в один конец так, чтобы не ограничивать себя никакими пространственно-временными рамками (когда надоест - вернусь), застраховав себя на полтора месяца.
Билет выбирал долго. С одной стороны, хотелось купить его подешевле, а с другой, надо было избежать всевозможных коронавирусных ограничений. Путь мой лежал так: Из Кишинева автобусом до Тимишоары (17 часов, 30 евро). Там я отдохнул сутки, погулял по городу, получил большое удовольствие и сел в самолет до Милана ($100). Чтобы прилететь в Италию, надо было заполнить декларацию, в которой указывалось, что я в течение последних двух недель не посещал "красные" страны, одной из которых являлась на тот момент Молдова. Честно признаюсь, тут я смухлевал. В Милане провел ночь и вылетел через Мадрид в Боготу (Air Europe, $280 oneway).
Приземлившись в два часа дня в аэропорту Боготы, выдоил из банкомата колумбийские песо ( 1 USD = 3800 COP ) и купил проездной билет Tullave, без которого невозможно передвигаться на общественном транспорте. Карта стоит 6 000 песо (я буду пользоваться общепринятым в Колумбии термином Mil, то есть 6 миль), автобусный билет 1.5 - 2.5 миль. На карту положил еще 14 миль, мне как раз хватило на все время, что я был в Боготе. Сел в автобус К86 (он же М86, если вы едете из аэропорта, то через несколько остановок надо перейти из одного автобуса в другой, а если в аэропорт, то автобусы менять не надо). Доехал до заранее заказанной гостиницы Сан Франциско, привлекшей меня своим расположением (недалеко от Национального Музея), комфортом (современный номер в 11-этажном здании с завтраком) и ценой (на Букинге 60 миль в сутки, то есть меньше, чем 16 долларов). Забронировал на две ночи, на обратном пути тоже останавливался в ней. Рекомендую.
Богота. Вид из окна
На следующее утро пошел гулять по городу. Доехал до старого города (от гостиницы одна остановка автобусом) и пошел в Музей Золота (Museo del Oro), куда заранее забронировал билет через интернет. Я пришел на два часа раньше того часа, на который был забронирован мой билет, но при входе познакомился с русскоязычными израильтянами из соседнего со мной поселения, пристроился к ним и прошел, просто помахав распечаткой билета. Вход в музей стоит дорого, но в связи с эпидемией все музеи в Боготе были бесплатными. Музей Золота, конечно, замечательный, я провел там довольно много времени, но особого впечатления он на меня не произвел.
Богота. Вход в Музей Ботеро
Потом еще погулял по старому городу, дошел до Музея Ботеро и там, наконец, получил полнейшее удовлетворение, как от картин самого Ботеро, так и от произведений самых известных европейских художников. И еще в том же комплексе находится музей истории, и музей нумизматики и еще чего там только нет. Короче - must. Потом я взял такси и доехал до подножья фуникулера, поднялся на гору Monserrate (3150 метров), замерз там основательно, спустился вниз и вернулся в гостиницу тоже на такси. Кстати, цены на такси в Боготе по нашим меркам смешные, я платил по 5-6 миль за поездку.
Рано утром отправился на Северный вокзал, откуда отправляются автобусы в городок Вилла де Лейва (Villa de Leyva), 165 км, 3.5 часа, 35 миль. Это один из старинных городов Колумбии, замечательный тем, что его центральная площадь является самой большой площадью в Южной Америке. Остановился в филиале гостиницы Antonio Narino, 50 миль. Классическое испанское здание, в котором окна выходят во внутренний дворик. С удовольствием провел остаток дня в этом замечательном городе.
Вилла де Лейва. Самая большая площадь в Южной Америке
Мой путь лежал на север и на следующее утром я доехал вначале на местной маршрутке то города Тунха (Tunja), затем до города Сан Хиль (St. Gil) и далее до города Баричара (Barichаra). Весь путь занял 7.5 часов, 50 миль. Баричара считается самым красивым городом Колумбии с его колониальной архитектурой и крутыми мощеными улицами. Еще он известен своим традиционным блюдом - жареными муравьями, но я не рискнул. Остановился я в отеле Miranchito, 60 миль. Гостиница так себе, но близко от центральной площади. А вообще - город очень интересный. Не пропустите.
Баричара. Улица, на которой я жил
На следующий день я вернулся в Сан Хиль, осмотрел город (ничего особенного) и поехал в Букарамангу - большой город, центр департамента Сантандер, где дождался ночного автобуса Богота - Момпос, куда и прибыл в 7 часов утра на следующий день. Весь путь из Баричары занял 23 часа, 126 миль. Я не люблю ночные автобусы, но другого способа добраться до Момпоса нет. Но и это хорошо, так как еще несколько лет до Момпоса можно было добраться только на лодке (так указано в моем Lonely Planet), а сейчас построили хорошее шоссе.
Момпос. Церковь Сан Франциско
Момпос (Santa Cruz de Mompox) - еще один старинный городок, объект Мирового Наследия Юнеско, не похожий ни на что. Когда я прибыл утром на автобусную станцию, я с трудом вышел из автобуса, так как все было покрыто полуметровым слоем воды. Тук-тук с большими велосипедными колесами довез меня до гостиницы, где я дебаркировался на тротуар, поднятый на полметра от мостовой (Отель Capri, 40 миль, средненько). Отдохнув немного, пошел гулять. Вода уже частично ушла, но все еще можно было передвигаться только по высоким тротуарам. Город очень живописный - первое поселение, объявившее себя городом на континенте, аж в 1539 году. Подумать только, Колумб открыл Америку менее, чем за 50 лет до этого, а уже города повырaстали. И город и сегодня выглядит так же. Дошел до набережной, потом совершил прогулку на теплоходе по Brazo de Mompos, одному из рукавов большой реки Гранде Магдалена (колумбийцы произносят Мандалена). Отплытие в 15:00, два часа, 40 миль. Красиво.
Момпос. Рио Магдалена
Из Момпоса в Картагену тоже ходит автобус, и тоже ночной. Я решил добираться иначе. Утром тук-тук довез меня до выезда из города, откуда отправлялись коллективные такси до Magangue, мерзейший город на полпути к Картагене, где меня пересадили на другое такси, и где-то в пригороде Картагены - на третье до центра города. Весь путь занял восемь часов, 110 миль. Остановился в самом центре, в гостинице El Porvenir, сторговался на 120 миль за две ночи. Не фонтан, но все остальное, что я видел, минимум вдвое дороже.
Картагена, Старый город. Площадь Хуан Вальдез
Картагена (правильно Картахена) - замечательный город, но по-видимому я ожидал чего-то уж очень необычного, поэтому город меня как-то особенно не затронул. Ну красиво, конечно, есть что посмотреть, но не более того. Провел я там два дня, обязательную программу по Колумбии выполнил и решил отправиться в свободное плавание, куда глаза глядят, но с общим направлением на юг. Доехал я на городском такси до автобусной станции (25 миль) и сел в автобус до Монтерии (Monteria), где пересел в автобус идущий в портовый город Турбо (Turbo). Вся дорога заняла 9 часов, 130 миль, проходила через городки и деревни на берегу моря, виды замечательные (садитесь с правой стороны по ходу движения!). К вечеру добрался до Турбо, в центральном отеле места для меня не нашлось, гулять вечером по улицам было неуютно. С трудом нашел отель, куда меня согласились поселить (Yesban, 25 миль, весьма паршивый). За стенкой раздавался украинский мат. Кто из вас побывал в Турбо? И правильно, делать там абсолютно нечего и находиться снаружи после 6 вечера не очень комфортабельно.
Утром хотел погулять по городу, но моросящий дождь заставил меня вскочить в первый попавшийся автобус, который доставил меня в город Апартадо, где я сел в комфортабельный (наконец-то!) автобус, на котором направился в Санта Фе (Santa Fe de Antioquia) - еще одной жемчужину Колумбии. Дорога до Санта Фе проходит через высокие горы. Но в настоящее время она капитально ремонтируется и чтобы проехать 288 км автобус находился в пути 12 часов. Может быть именно поэтому поездка была особенно интересной.
Санта Фе - очередной старинный городок, в котором приятно отдохнуть. Ничего особенного, но очень мило. Останавливался в отеле на центральной площади Hotel Mayor Plaza, 40 миль, очень аутентично.
Санта Фе. Mayor Plaza
Следующим пунктом был намечен городок Хардин (Jardin), куда я и добрался на следующий день двумя автобусами с пересадкой в Баламбала (Balambala), 4 часа, 38 миль. Остановился в отеле Jardin de Roses, 50 миль. Замечательный вид с балкона. Горячо рекомендую. Но в Хардине я почувствовал, что это уже перебор - милые маленькие городки, все более-менее одинаковые, надо чего-нибудь нового. Решил прорываться дальше на юг, но оказалось, что единственный автобус на Riosucio уже ушел в 8 часов утра, пришлось ехать в Медельин.
Хардин. Вид с балкона
Не знаю почему, но мне не хотелось гулять по большому городу, и исследовав на автовокзале расписание автобусов, я выбрал Ипиалес (Ipiales) - город на границе с Эквадором. Вы можете меня спросить, почему в Ипиалес? Конечно, в Колумбии, кроме маленьких симпатичных городов есть и национальные парки и древности. Природные парки с их обитателями меня не интересуют, а в археологический парк Сан-Агустин я бы обязательно поехал, если бы там не надо было много ходить пешком: это, к сожалению, не для меня. То же с разноцветной рекой Каньо-Кристалес. Очень заманчиво, но там надо пройти пешком километра два. Я вам уже говорил, что в первый свой день в Колумбии познакомился с русскоязычной семьей из Израиля, которые завершали свое путешествие по стране. Так вот, они мне сказали, что они были в составе группы в Каньо-Кристалес и двоих самых немощных туристов отвезли до самой реки на джипе. Я тут же стал интересоваться у всех тур-операторов о такой возможности, но все они в один голос утверждали, что такое невозможно в принципе. Хотелось бы, все-таки узнать, где правда.
На автовокзале Медельина я прежде всего спросил, ходит ли еще автобус в Кито (Эквадор). Мне сказали, что из-за эпидемии рейс отменен, но граница открыта и я могу пересечь ее на такси из Ипиалеса. И я поехал в Ипиалес. Комфортабельный автобус отправляется в 16:30 и проходит 900 км за 24 часа. Стоимость билета 145 миль.
Все было бы хорошо, но где-то на половине пути выходя из туалета автобус качнулся и я упал в проход. Получил сильные ушибы спины и бока, ходить было больно. Расцарапал руки и разодрал единственные брюки по всей длине. Выходить в ночь из автобуса не хотелось, поехал до конечной остановки. Доковылял до такси, попросил отвезти меня в приличный отель с лифтом. Взял у портье нитку с иголкой, кое-как зашил брюки. Попросил его на завтра заказать такси, чтобы поехать купить новые брюки и палку. Провел в Ипиалисе два дня, в основном, отлеживался в гостинице. Взял такси, съездил в Лас-Лахас (Las Lajas) - неоготический собор в нескольких километрах от города, потрясающе красивый. К сожалению, я увидел его только с одной стороны, издалека, а когда мы подъехали к главному входу, там надо было немного пройти пешком, чего я в таком моем положении сделать не смог. Продолжать путешествия в Эквадор было тоже практически нереально. На всякий случай зашел в пару туристских агентств и они мне сказали, что граница закрыта. Но когда я потом снова оказался на автовокзале Ипиалеса, я слышал крики таксистов "Эквадор, Эквадор". Вот и пойми, где здесь правда.
Ипиалес. Лас Лахас
А оказался я на автовокзале, потому что просто очень замерз. Ипиалес находится на высоте 3000 метров над уровнем моря, температура днем не поднималась выше 13 градусов. Поэтому было принято решение резко удрать с гор и продолжать отлеживаться на берегу моря, на пляже города Тумако (Tumaco). Прихожу я на центральную автобусную станцию, нахожу соответствующую автобусную компанию, прошу билет. А мне говорят, покажите вашу цедулю (документ). Ну я протягиваю паспорт, это у них обычная процедура. И тут мой паспорт кто- то уносит и через минут 10 мне говорят, что билет продать мне не могут. Я тогда не понял, что их не устраивало, может быть нужно было иметь какое-то специальное разрешение. Через несколько дней после нескольких подобных процедур я понял, что искали в моем паспорте печать o прибытии в Колумбию, и просто не нашли. -Что теперь делать? -спрашиваю я, а кассир мне говорит - Пройди дальше, еще через четыре окошка-. Прохожу, подбегает ко мне дама с уже готовым билетом, но не на автобус, а на collectivo, общее такси. Так и доехал. А на дороге каждые несколько километров армейские и полицейские посты с бронетранспортерами и прочей техникой. Нас пару раз останавливали туда и обратно, тщательно проверяли и обыскивали, но на меня внимания не обращали. А дорога - красивейшая, проходит через несколько национальных парков. Но во флоре я ничего не понимаю, а из фауны попадались только коровы и собаки.
Тумако. Пляж del Morro
Тумако - портовый город, вполне себе криминальный, но обладающий сетью комфортабельныx гостиниц в северной его части, на острове (Playa del Morro). Туда я и поехал, остановился в отеле La Red (140 миль за две ночи), сидел на берегу океана, занимался дураковалянием. Решил сократить путешествие и возвращаться домой. Но с обратным билетом оказался облом. Если билет из Милана в Боготу обошелся мне в 280 долларов, то цена билета в обратном направлении зашкаливала за тысячу. Билет через США стоил половину этой суммы, но, во первых, я не взял с собой старый паспорт с американской визой, а во вторых, коронавирус этого не позволял. Лететь через Мексику было невозможно из-за европейских ограничений. Но в конце концов я подобрал (я лично, без всяких агрегаторов!) разумный билет через Пунта Кана (Доминиканская Республика) с 24-х часовым там пребыванием, и далее Пунта Кана - Брюссель - Кишинев за приемлемую цену в 220+280=500 долларов.
Из Тумако, также на коллективном такси я отправился в Пасто (Pasto) - главный город провинции Нариньо, большой, красивый и современный. На следующее утро - автобус до Попаяна (Popayán), где я заранее заказал аутентичный отель Real Camino (160 миль за две ночи). Этот отель я горячо рекомендую, он находится в самом центре самого интересного колумбийского города с белоснежными домами колониальной застройки, древними соборами и ламами, катающими маленьких детей по центральному скверу.
Попаян. Центральная площадь
Попаян. Отель Real Camino
А дальше - минибус до города Армения и на следующий день автобус в Боготу, где я снова остановился в той же гостинице, что и первый раз. Сходил в Национальный Музей (на любителя), купил сувениры и на следующее утро был уже в аэропорту. Компанией Wingo долетел до Пунта Кана, переночевал в заранее забронированном "Greek Hotel" в Баваро, посидел на берегу моря. Потом сел в самолет Tui Belgium, из аэропорта Bru доехал поездом до Charleroi и наконец, самолетом Wizzair прилетел в аэропорт Кишинева, где меня уже ждало такси к нам на дачу.
Попаян. По дороге домой. Кафе на берегу моря в Доминиканской Республике
Через три дня я должен был лететь в Израиль, начинался новый учебный год. Для того, чтобы сесть в самолет, мне надо было сделать PCR-тест на коронавирус. Тест вернулся положительным. Меня попытались лечить дома, но через несколько дней с высокой температурой увезли в инфекционный госпиталь в городе Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики. После двух недель пребывания в больнице меня освободили и я долечиваюсь дома. К сожалению процесс реабилитации чрезвычайно медлителен и когда я вернусь к нормальной жизни, я не знаю. Надеюсь, что скоро.
Расходы
For 22 days in Colombia:
Hotels (20 nights): 1200 KCOP = $317 or ~ $15.8/day
Transport: 1173 KCOP = $310 ~ $14.1/day
Food etc.: 615 KCOP = $162.7 ~ $7.4/day
Places of interest: 64 KCOP = $16.9 ~ $0.8/day
Total: 3052 KCOP = $807.4 ~ $36.7/day
Tickets from Chisinau: $30+$100+$280+$220+$280=$910
Insurance $155
Timishoara and Milan $91
Total $1156
Total for the trip $1963