Недавно прошло ощущение невесомости после посещения Гонконга, теперь могу описать свои впечатление от поездки: только факты, личный опыт, информация о деньгах, ценах, способах передвижения. Все очень кратко. Это также может помочь тем, кто собирается в путешествие.
Итак, сначала опишу формат поездки- Bomj Tour
- посещение нескольких мегаполисов в разных странах;
- продолжительность – 11 дней, на 4 мегаполиса (поездка за счет отпуска, и не хотелось потратить сразу весь отпуск, оставив половину на еще одну программу);
- все мегаполисы посещаются первый раз (за исключением Куала Лумпур в качестве пересадочного пункта);
- передвижение в городах только общественным транспортом (не такси);
- визовые вопросы на месте, кроме визы в Гонконг
- питание только национальной кухней (скажем «нет» макдональдсам и пицца-хатам);
- все перелеты внутриазиатские оплачены заранее в Киеве, с помощью кредитной карты и интернета;
- минимальное количество багажа;
- поездка очень бюджетная (все за минимальные деньги);
- главное – никаких гостиниц, это же Bomj Tour! (главный принцип этого путешествия)
ПОДГОТОВКА.
Заранее составлена программа: Сингапур, Бангкок, Макао, Гонконг и Куала Лумпур (Малайзия) транзитом.
Последовательность следующая: перелет в Гонконг через Москву («Аэрофлот», билет покупался в весеннюю акцию и стоил 470 со сборами, из Киева через Москву), далее заплыв в Макао, в этот же день перелет в Куала Лумпур, еще один местный перелет по Малайзии, въезд в Сингапур по земле (как самая «дальняя» точка путешествия). Все это занимает около полутора суток. Дальше уже не спеша, т.е. по 2-4 дня на каждый город. Последний пункт – Гонконг, 4 дня и вылет в Киев через Москву.
Программа привязана к расписанию авиарейсов и 4 или 5 из 10 ночей проходят в перелетах. Для перелетов внутри ЮВА (4 перелета) выбрана AirAsia. Все оплачивается через интернет-сайт компании с помощью кредитной карты. Билеты покупаются как можно заранее, т.к. разница в цене билетов, приобретенных за 30 дней и за 7 дней может быть в 3-5 раз. В моем случае все 4 перелета стоили 190 долларов со сборами (кроме сбора 500 бат в Бангкоке)
Вот пример из моего плана – отрезок Куала Лумпур – Сингапур. Прямых рейсов у выбранной компании нет, т.к. это бюджетная компания и ее не пускают на слишком «жирные» и удобные направления. Есть несколько вариантов по такому пути:
1. Самолетом напрямую - заломили $300 – дороговато, учитывая, что расстояние аж 400 км, и его можно проехать за 6 часов на обычном автобусе. Время на перелет – 40 мин + 3 часа минимум в аэропорту. В день десятки рейсов.
2. Обычным междугородным автобусом (кстати, очень комфортным) - $10, только еще нужно будет добавить $10 на поезд-экспресс от аэропорта до автовокзала (50 км). Итого – 6-7 часов на все и $20. Автобусы почти круглосуточно, через каждые 20-30 мин.
3. AirAsia - $19 (!), из них $5 – аэропортовый сбор, и $12 – сам билет – и это я переплатил, т.к. покупал его за 10 дней, а не за месяц и вылет попадал на воскресенье, а на выходных, понедельник утро и пятницу вечер тариф высокий. При правильном планировании этот билет мог стоить аж $4-5. В моем случае лететь на самолете оказалось дешевле и быстрее, чем на автобусе. А билетов за $300 уже не было (проверил ради интереса на месте).
Багаж – минимальное количество вещей, правда с поправкой на погоду. Москва -10, Гонгконг +25, Бангкок и Сингапур +35. Поэтому, к минимальному комплекту одежды добавилась еще ветровка (в Москве в рубашке было бы холодновато). С собой только небольшая сумка, 2/3 места в которой – фототехника, всякие вспышки, батарейки, объективы, пленки и т.п. Одежда на себе. Такой багаж не нужно сдавать «в багаж» в самолете и в камеры хранения в аэропортах, максимальная мобильность при передвижении.
КИЕВ. В аэропорту Борисполь знакомлюсь с девушкой, вылетающей в Париж. У нее слишком тяжелый багаж, и нужно платить за перевес. Одалживаю ей под честное слово и номер ее бой-френда $25. У меня остается $55 наличными, остальное- кредитная карта. Кстати, по возвращению деньги мне вернули.
МОСКВА. Ничего особенного. Немного прохладно в ветровке поверх рубашки. Полдня прошло быстро. Аэропорт «Шереметьево 2» - полный отстой. Рейсы задерживаются как обычно. Из нового – индийцы, спящие на полу в транзитной зоне аэропорта. Матрас (откуда они его там взяли?), куча шмоток, чайники, одеяла и т.п., как будто уже месяц там живут. Подхожу и пытаюсь сфотографировать этот «лагерь» – подбегает человек и машет руками, типа нельзя. На что объясняю, на русском, что я в своей стране и делаю что хочу, а если ему не травится, то пусть заматывает свой матрас и дует куда хочет.
На международных рейсах «Аэрофлота», на борту самолета работает так называемый duty free магазин. Товар выбирается по каталогу (в основном сувениры и спиртное) и выдается тут же (на борту) из закромов аэрофлота. Покупку до 1000 рублей ($35) можно оплатить кредитной картой.
ГОНГОНГ. Самый большой аэропорт в мире не суждено изучить в этот день. Выйдя из самолета, сажусь на скоростной паром в транзитной зоне, не пересекая границу государства. Через час я в Макао. Билет на паром - $25, оплата картой. Сам Гонконг буду смотреть на обратном пути.
МАКАО. Целый день.
Макао – такая же административная зона как Гонконг, только бывшая Португальская колония. Некоторые кварталы выглядят совсем по-европейски. Портвейн продается везде, а португальский язык - государственный. Только китайские лица возвращают на землю. Виза дается всем по-прибытию, стоит $12 в местных деньгах, которые называются MOP, или доллар Макао. Везде можно рассчитываться гонконгскими долларами 1:1.
Правительство этого острова-города-государства превратило его в свободную экономическую зону и устроило столицу игорного бизнеса в Азии.
В Макао я прибыл на пароме. За визу платить не стал, попытался доказать, что я сегодня вечером улетаю дальше и поэтому у меня «транзит», а значит виза не нужна. Немного настойчивости - $12 экономии. Выйдя из паромно-таможенного терминала оказываешься в незнакомом городе. У меня уже есть бесплатная карта, только с иероглифами. Первая мысль – добраться до центра и оттуда планировать день. Сразу находится человек, который пытается продать услуги гида на весь день за $50. Послан. Вижу автобусы, идущие до всяких известных гостиниц. «Ritz» явно в центре, подходит. Бесплатный автобус провозит через город. Понятно, номер в «Ritz» стоит не мало и останавливаться в нем я не собираюсь. За то воспользоваться некоторыми сервисами можно. Я набираю всякой макулатуры – карты города, путеводители и т.п. В ресторан заходить не стал, т.к. это было бы уже слишком. Дальше – пешеходная прогулка по городу. Все очень близко. На каждом углу есть указатели к ближайшим достопримечательностям и карты для туристов. Входы в некоторые музеи бесплатный. Достопримечательности слегка «надутые», обойти их можно за полдня пешком. Везде на улицах просят попробовать угощения из национальных ресторанчиков и лавок. Именно просят.
Одной из целей поездки – пополнение коллекции кофейных чашек. Захожу в заведение, оказывается какое-то казино. Вежливо просят убрать фотоаппарат. Мой вид несколько отличается от костюмов богатых китайцев. Немного походив между столами, чтобы «слиться» с толпой подхожу к бару и заказываю кофе в надежде пополнить коллекцию новой чашкой. «Сколько денег?». «Для игроков все бесплатно? Тогда, дружок мне еще сендвич и вон тот салат…». К вечеру понимаю, что еще ни разу не платил, денег не снимал и не менял.
Гостиниц дешевых скорее всего мало, т.к. приезжают в Макао тратить деньги. Большинство отелей – при казино.
Аэропорт очень большой и пустой. На табло было 2 рейса за ночь. Персонал весь работает. Магазины, бары, бесплатный интернет, все есть.
Поездка на автобусе в пределах города или в аэропорт (находится на соседнем острове), если платить деньги – до $0,5. Ехать до получаса. Метро нет.
Мобильная связь, роуминг - $3,5/мин.
На обратном пути еще раз проезжаю через Макао. Специально для сувенира вымениваю пару долларов на местную валюту (при первом посещении не суждено было увидеть). Визу снова на оплачивал, поверили «на слово», что еду транзитом. По правилам могли не пропустить, т.к. отбывать я должен был на пароме, и билетов на него (как подтверждение моих намерений выехать в течение 24 часов) у меня быть не могло. Сказал: «что на пути «туда» пропустили, пропускайте и теперь». Умолчал, конечно, что в том случае у меня был авиабилет:). Ко мне вышел старший офицер с вопросом: «а как называется ваша страна?». – «Украина» - «тогда проходите», сделал вид что название знакомое.
КУАЛА ЛУМПУР. Прилет в 4 часа утра. Воздух +30. Через 4 часа следующий перелет в Джохор Бару, который находится на границе с Сингапуром. В Куала Лумпур самый красивый (из тех что видел) аэропорт и очень большой. Меняю $10 на кофе и транспорт – первая обменная операция.
ДЖОХОР БАРУ. Выйдя из терминала сажусь в городской автобус и еду к таможенному пункту (10 мин). Сингапур от Малайзии отделяет мост. Из Малайзии выехать легко, как и въехать. При въезде на Сингапурщину, как обычно возникают трудности. Понятно, визы у меня нет, но я подготовлен морально и информационно, т.к. осенью меня не пустили в Сингапур, и это было уроком. Прохожу пешком через мост, становлюсь в очередь к окошку… «Украина … сейчас проверим … до-свидания» с показом рукой обратно - в сторону Малайзии. Но мы и не такое видели:). Меня провели в офис пограничников и начали объяснять, показывая список стран, гражданам которых въезд без визы не светит (весь СНГ и Африка). Но я то знаю, что есть исключения. Мой визит можно назвать «транзитом», т.к. через 2 дня я уезжаю в другую страну, и сейчас оказываюсь в Сингапуре как бы невольно. В таких случаях понимаешь, насколько ничтожны знания английского, когда нужно спорить и доказывать. В течение часа идут переговоры с четырьмя офицерами, которые уже готовы меня силой вытолкнуть, т.к. надоел сильно. Наконец, мои требования открыть один официальный сайт удовлетворяются, я тыкаю в распечатку. «Вы что, до конца дочитать не можете? Интернет великая штука!». В конце страницы было написано: «исключения для граждан СНГ… и дальше список требований. В конце было сказано, что в любом случае, все зависит от конкретного офицера, который может пропустить/не пропустить «на свое усмотрение». Начинается проверка по списку. Одно из требований – бронь в гостинице и наличие денег для пребывания в стране (а Сингапур – страна не из дешевых, как он мне сказал). Понятно, что гостиницы у меня не было - объяснил, что я могу себе позволить снять любой номер в их городе и бронь мне не нужна, т.к. всегда осматриваю номер перед тем, как платить (типа фанат чистоты). На просьбу показать деньги (вообще очень редко требуют показывать наличные для пересчета, обычно верят на слово, но тут уже пошло на принцип) пришлось насмешить пограничников своими последними наличными - $40. Пятерка была в дальнем кармане, не стал напрягаться – искать. «Ничего смешного не вижу. Вот мои золотые кредитные карты и страховка на 50000 евро. Я уважаемый человек и у меня очень большой (желательно жестикулировать) кредит в банке. Если нужны наличные, могу снять в первом попавшемся банкомате хоть $3000, хоть $5000». На этом монологе общение закончилось, и меня пропустили, персонально проводив к выходу. В паспорте – штапм «96 hours only».
Замечаю в стекле свое слегка помятое отражение и подвожу итог путешествия до того момента:
- 36 часов в пути
- 18 часов из 36 в самолетах
- 4 перелета + 1 паром
- 4 страны и куча штампов в паспорте
- 6 аэропортов
- смена температуры от -10 до +35 и разница во времени.
СИНГАПУР. Выйдя из терминала, сажусь в городской автобус, плачу за проезд малайзийскими ринггитами. Ехать до ближайшей станции метро 30 мин.
Город очень чистый. Машины новые и дорогие. Старые «форды» и «фольксвагены» не встречаются. По улицам ходят «дворники» в белых халатах масках и перчатках, как доктора, с пинцетами и лопатками и отскребают грязь от тротуаров. Такая чистота, что можно ходить в белой одежде, садиться на землю не боясь испачкаться. Обычная картина – человек посреди улицы, сидящий на тротуаре или бордюре в светлых штанах с ноутбуком. Ну захотелось проверить почту – присел и проверил.
Если хотите потратить много денег, нужно просто вести себя по-нашему. Вот несколько примеров штрафов (за то, что нельзя делать на улицах и в общественных местах):
Курение - $1000 (предполагается, что вы выбросите бычок на тротуар);
Потребление жевательной резинки - $1500 (вы ведь наверняка бросите ее потом, а кто-то еще размажет по тротуару);
принятие пищи или питье (даже кока-колы) в транспорте - $500 (после вас останутся крошки или пакеты-банки);
кормление птиц на террасе кафе запрещено законом - $500 (знаки есть во всех макдональдсах и т.п.); плюнули в урну - $500. Дернули стоп-кран в метро или вызвали 911 без надобности - $5000.
… кажется смешным? Тогда готовьтесь к расходам! (доллары сингапурские, все равно немало)
Десятки и сотни знаков, наклеек, плакатов на каждом углу. За то чисто. Даже индийцы, а их там чуть ли не 20%, уже давно перевоспитались и не гадят, как на родине.
Народ очень вежливый и доброжелательный. Везде «сорри» и «экскюз_ми».
Я посетил бизнес-район и торговый район. Впечатление – город создан для шоппинга. Поражает богатство выбора всего. Представьте себе улицу, где на протяжении нескольких километров, один за одним расположены многоэтажные моллы, которые соединяются между собой надземными и подземными переходами, образуя единое торговое пространство. На фасадах- только логотипы мировых сетевых торговых центров.
Мои дни в Сингапуре – суббота и воскресенье. В торговом районе заборы из банкоматов с огромными очередями (несмотря на то, что везде можно рассчитываться кредитной картой). Бизнес-район полностью пустой – «город мертвых небоскребов». 50-70 этажные здания, широкие улицы, станции метро – все пусто. Можно идти по улице несколько минут, не встретив ни одного человека. Кафе и кофейни закрыты.
Передвигаться по городу очень удобно на метро. Стоимость поездки около $1 и зависит от зоны. Билеты покупаются в автоматах. Можно купить проездной – пластиковую карту и пополнять ее с помощью кредитной карты. Засовываете в один автомат кредитку и проездной, вводите пин-код, сумму пополнения и ваш проездной пополняется моментально. Метро устроено очень удобно и подойдет в 90% случаев.
Такси обитают у торговых и офисных центров и на специальных стоянках. В часы пик стоят очень большие очереди. Такси тут – вместо автобуса – высокие зарплаты и нереальность собственного автомобиля.
На такси в Сингапуре есть наклейки с логотипами платежных систем. Можно платить картой. Специально для нового экспириенса выбираю маршрут и останавливаю такси. «Хочу оплатить кредитной картой» - «У нас в каждой машине вы можете платить картой» - «мне нужно туда-то» - «да хоть до того столба». В общем, даже если ехать вам на 2 доллара, можно не заморачиваться с наличными и сдачей. Конечно, никаких чаевых таксист не берет, город знает хорошо и честно везет по кратчайшему маршруту. В дороге объясняю таксисту о его великой миссии и он с удовольствием фотографируется с моей кредиткой в руке.
Бомжей и попрошаек не встречал. К 35 годам каждый гражданин получает квартиру от государства.
Запомнилась ночь в аэропорту. В кофейне воспользовался бесплатным интернетом (как норма для посетителей заведений, почти повсеместно), сдвинул на глазах у персонала 2 диванчика перед экраном и сделал вид, что задремал в просмотре китайского сериала. В 6 часов утра будит девушка: «извините, у нас нельзя спать» - «Да я и не собирался, как раз ухожу». И я был не один. Еще пару вполне приличных людей поступили также. Какова же была моя радость обнаружить потом такую же кофейню в аэропорту Гонконга. Кстати, ночь в аэропорту совсем не сложно, а бытовые вопросы в правильном аэропорту легко решаются.
Рядом с островом Сингапур есть остров Сентоза, их соединяет мост. Сентоза– курортная зона и самая южная точка Азии. После купания в океане, при температуре воды +30 и изучения окрестностей, день неожиданно перетек в вечер. Оказалось, что все автобусы и паромы в город уже ушли и я рисковал опоздать на последний поезд метро. Пришлось испытать автостоп. Трафик – не больше 1 машины в минуту, третья остановилась. Понятно, никаких денег не взяли (и не предлагал), подвезли до ближайшей станции.
Мобильная связь, роуминг - $1,5/мин. приятно удивило после Макао.
БАНГКОК. Первое разочарование – в транзитной зоне огромного аэропорта нет ни одного банкомата. Следовательно, для оплаты тайской визы – 1000 бат ($26) нужны только наличные. Итак, вторая и последняя обменная операция. Показательные $40 меняются на макулатуру.
Транспортная система города бестолковая. Метро очень современное, но не покрывает туристические места, удобно для поездок по деловому району, в аэропорт не ездит.
От аэропорта ехать полтора часа. Город – сплошная пробка. Движение людей, машин и поездов организовано под землей, по земле и над ней, иногда по эстакадам в 2-3 уровня. По земле ездят все кому не лень и городские автобусы. Проезд по эстакадам платный. Метро есть 2-х видов – подземное и надземное. Последнее проложено на высоте 5-6 этажа, над трущобами и улицами. Стоимость зависит от зоны, в пределах $0,25 - $1,1.
Городской автобус – отдельная история. Есть разные – с кондиционерами и без окон. Движение – сплошная тянучка, автобусы не останавливаются. Просто открываются двери на ходу и люди входят/выходят. Проезд максимум $0,6, зависит от расстояния. Ехать долго. Если вам попался автобус с кондиционером, не радуйтесь: дует так сильно, что можно инеем покрыться. Маршрут в 2 часа – норма. Названия на остановках, расписания, таблички на автобусах – все на местном языке. На некоторых есть цифры – маршруты. Понятно, английский «в народе» не в ходу. Система очень запутанная. Пример: еду из аэропорта в город первый раз. Знаю, что мне нужен номер такой-то. Подходит автобус, пытаюсь войти. Название улицы на которую мне нужно с моим произношением тайского языка говорить бессмысленно. Какой-то чел. выталкивает меня из автобуса и говорит, что этот автобус туда не едет, а через 10 минут будет другой под таким же номером, и тот поедет. Жду, приходит другой автобус. «Этот едет?» - «Да». Кондуктор собирает деньги, автобус проезжает 3 остановки, останавливается, и все выходят. Через минуту приезжает еще один автобус под тем же номером, снова собираются деньги, в этот раз едет куда нужно. Как устроена система? Можно доехать от аэропорта в центр на такси или специальном автобусе, но это уже неинтересно.
Город очень большой и пешком далеко не уйдешь. Такси дешево - $2-4 за поездку. Разговор в такси: «Мне туда-то, плату строго по такс-метру» - «желаете покушать?» - «Мне туда-то, плату по такс-метру» - «сувениры, массаж, герлз?» - «Мне туда-то, и больше ничего!» - «ок». Любят разводняк и чаевые.
Очень вкусная кухня на улицах. Просто смотрите где чисто и заказываете. Можно питаться с удовольствием на $5 в день, если не торговаться. Много экзотических фруктов.
Банкоматов много. Правда, есть новшества. При снятии наличных, любой суммы, иногда появляется сообщение (в этот момент вы уже не можете отменить) «комиссия за снятие наличных - $5». Запоминаете логотип банка и обходите эти банкоматы стороной.
Замечено большое количество телефонов-автоматов «интернешнл». Оплата кредитной картой. На будках и телефонах есть наклейки с логотипами платежных систем.
Карты не принимаются в маленьких лавках, на рынках и музеях.
Город очень безопасный. В качестве нового опыта один раз ночевал на лавочке. Протер ее влажной салфеткой, надул подушку-подкову, которой пользуюсь в самолете и все. Никого не волновало, даже полицию.
Еще есть миф про «Тайланд – страна улыбок». Правда, все улыбаются, и постоянно. Но во многих случаях это прикрытие чего-то – незнания, непонимания, иногда – тупости. «Как пройти…» - а в ответ – улыбка. Пытался уговорить продать мне чашку для коллекции в кофейне (у меня даже есть специальная визитка, типа я коллекционер и т.д.). Объясняю, показываю на пустую чашку. Приносят еще кофе. После 3-й чашки не выдержал, положил чаевые и забрал чашку.
ГОНКОНГ – планета «железяка». Классный город, если всех китайцев заменить на киборгов.
Прибываю в Гонконг на пароме из Макао вечером. Нужный паром я пропустил, поэтому прибываю не в аэропорт (где планировал оставить сумку в камере хранения), а в самый центр города. Была еще альтернатива – вертолет, $200.
Предварительное изучение карты взятой в аэропорту при прилете из Москвы дало мало - слишком много иероглифов. Бесплатные путеводители очень помогают, т.к. описывают не только достопримечательности, но и как доехать, сколько стоит проезд и часы работы.
Огни приближающегося мегаполиса завораживают. Паром причаливает в самом центре делового района Central. Сотни небоскребов и миллионы огней. Выходя из парома сразу оказываюсь внутри большого здания: пирс для паромов, пограничный (паромы на материковый Китай и Макао) пропускной пункт, магазины, автобусный терминал, фудкорт, отель, 3 станции метро и т.д. После 15-ти- минутных попыток найти выход, пытаюсь узнать про его существование у прохожих. Люди не понимают, зачем и куда мне нужен выход. «На улицу? На какую? А куда вам нужно?». Ну что им ответить? Иду «по приборам». Оказывается, понятия «выйти на улицу» в Гонконге не понимают. Нечего ходить по улицам – это удел машин и автобусов. Люди ходят по эскалаторам и переходам – мостикам между башнями. Просто перейти через дорогу трудно, переходов мало, трафик сумасшедший. Лучше сразу подниматься на переходы. Есть так называемые exchange square – места где пересекаются все виды транспорта. Это такое здание, куда я попал по прибытию.
Во всем городе устроена очень сложная, но рабочая система навигации. Если вы даже не говорите не на одном из языков, и вам трудно ориентироваться в киевском метро, тут вы не пропадете. Указателей так много и они так правильно, по-научному составлены, что заблудиться или не найти чего-нибудь просто нельзя. Это касается, всех видов метро и автобусов, паромов и трамваев, автодорог и переходов, туристических маршрутов - всего. У прохожих ничего не спрашивал, т.к. всегда легко было самому найти то, что нужно. Если, к примеру оказываетесь на пересечении 2-х станций метро, и всего существует 6 или 8 разных выходов в город, то для того, чтобы найти нужный хватит несколько секунд. К концу второго дня уже даже не нужно останавливаться для изучения схем. На поверхности также можно ориентироваться по небоскребам, которые видны отовсюду. Их дизайн такой запоминаемый, что ориентироваться начинаешь быстро. Город построен на холмах, поэтому для простых людей сооружено множество эскалаторов. Не нужно карабкаться по крутым улочкам.
На второй день я сам уже рассказывал людям как пройти или доехать куда-то. Раз заметил парня из Кореи, который спрашивал у местного китайца как доехать до аэропорта. Тот ему показывал путь на поезд-экспресс. Попытался влезть в разговор, но кореец недоверчивый был к белому человеку. Моя фраза о возможной экономии 100 местных долларов сильно озадачила его. «Понимаете, я первый день в Гонконге» - «Ничего браток, я второй день. Иди на ту станцию и езжай до такой-то станции, а потом 5 минут на автобусе таком-то. Путь твой будет на 10 минут длиннее и 100 долларов короче». Кореец аж побежал с криком 100-оооо долларов… Поезд в аэропорт ходит каждые 12 минут и прокатиться стоит. Почти пустой он летит со скоростью 200-300 км/ч через мосты, эстакады и тоннели. Почти бесшумно, только легкий свист ветра. В спинках сидений есть мониторы с разной инфой. Можно посмотреть расписание, курсы валют и акций и т.п. На станции отправления экспресса также можно пройти регистрацию на рейс и сдать багаж, который доставят к самолету, есть камера хранения. Стоит столько же, сколько в аэропорту – 50 местных денег (сутки).
На центральный станции есть бесплатный интернет. Это несколько терминалов, где стоя вы можете зайти на любой сайт, проверить почту. Время ограничено - 15 минут. Если мало – подойдите к соседнему терминалу. Ажиотажа и очереди нет:)
Отдельно можно рассказать о системе оплаты за проезд в метро. Проездной – пластиковая карта без видного чипа или магнитной полосы, есть несколько видов. Если вы пребываете в городе 2-3 дня, можно купить анлимитед - предложение для туристов. Проездной можно пополнять на любой станции. Также им можно пользоваться на всех видах транспорта – автобусах, трамваях и паромах. Можно расплачиваться в большинстве супермаркетов. Во многих магазинах есть специальные экспресс-кассы для расчета по проездным. Фактически, этот проездной выполняет роль дебетной карты. Очень удобно для мелких покупок. Просто подносите карточку к специальному терминалу, на табло загорается ваш баланс, сумма транзакции и остаток. Весь расчет длится доли секунды. Можно сдать карточку на любой станции и вернуть остаток наличными. Платить наличными в автобусах и трамваях невыгодно. Система устроена так, что сдачи никто не дает и деньги не разменивают. Если проезд стоит, например, 3,6 доллара, а у вас 5, то вы и платите 5. Деньги бросаются в прозрачный ящик рядом с водителем и попадают сначала на полочку, водитель смотрит на деньги и нажимает рычаг, после чего мелочь проваливается дальше. Естественно, разменять деньги в автобусе не получится. Электронный проездной тут – настоящее спасение.
Некоторые надземные переходы и эскалаторы в центральном районе оборудованы кондиционерами. Холлы станций метро очень большие и светлые. На каждой станции есть лифты для инвалидов и ленивых. Везде объявляют, что поезд на станции такой-то прибывает через 3-2-1 минут, чтобы не проспали. Платформы метро застеклены, повторить подвиг героини Толстого не получиться. В часы пик на платформах метро работают специально-обученные люди в белых перчатках. Их задача – заталкивать медленных и спящих на ходу в вагоны. В этом городе очень много сделано для людей государством для удобной и безопасной жизни.
В простых «спальных» районах тоже чисто и культурно. Обычные люди живут в башнях по 40-60 этажей. Везде и все устроено по вертикали. Автобусы и трамваи двухэтажные.
В Гонконге люди не такие приветливые и улыбчивые как в Сингапуре, и совсем не такие как в Бангкоке. Все спешат с серьезными лицами, заняты делами и с завистью смотрят на беззаботных путешественников. Для клерков прямо на зданиях развешены огромные экраны с биржевой информацией. В некоторых местах есть «help phone» - бесплатные телефоны, по которым можно спросить все что угодно.
Случайно посетил квартал всякой техники, в т.ч. б/у. Цены и ассортимент конечно… далеки от наших. Самая большая разница в ценах на компьютерные комплектующие и периферию. В 2 раза, минимум. Мобильные телефоны и аудио-видео тоже дешевле, но поражает скорее выбор, чем цена.
Все жители Гонконга очень много говорят по мобильным телефонам. Связь не прерывается нигде. В метро смотрят TV, видео и интернет с телефонов вместо газет. Не менее 20% пассажиров не прерывают разговор заходя и выходя из вагона и говорит всю дорогу. Даже в самых невыгодных (т.к. продаются для туристов) предоплаченных пакетах, на 6 USD можно говорить 150 минут+150 sms+gprs и куча всяких других сервисов. Мобильными телефонами за $500-600 (модными у нас) пользуются разве что школьники, «модные» девушки и водители автобусов.
О пользе кредитных карт. Человек без кредитки в Гонконге – 3-й сорт, т.к. везде, даже в парках аттракционов и камерах хранения легче и быстрее платить картой. Авторизация происходит быстрее, чем выдача сдачи наличными. Если вы приезжаете в Гонконг с наличными долларами – готовьтесь к потерям. Пункты обмена валют встречаются не на каждом углу, как у нас и есть двух видов. В одном – фиксированный курс и комиссия, которая обычно 5-6 USD. Меняете вы 20 USD или 200 USD – все равно с вас сдерут 5-6 USD. В другом случае – очень большая разница между курсом покупки-продажи – 10-15% (!). Зато банкоматов море, по 3-4 в ряд. Обычно - это терминал для снятия наличных, депозитный (для моментального пополнения счета наличными) и отдельный терминал для оплаты всяких услуг и счетов.
МОСКВА.
В кармане 100 рублей. Это на маршрутку от аэропорта до метро и обратно и 2 поездки в метро- то, что нужно. У меня 5 часов до вылета в Киев и желание выпить кофе. Снимать в банкомате (комиссия) или менять последние $5, пережившие столько всего:) нет смысла, т.к. все равно не потрачу. Захожу в пиццерию «Сбарро» в «Охотном ряду». Мой завтрак –$4. Протягиваю «визу». Оппа… просят показать паспорт. После прохождения большого количества всяких границ и аэропортов, уже «автоматом» протягиваю кассиру паспорт и авиа-билет. Девушка пытается выглядеть серьезно, рассматривая билет, но ничего не понимает.
ЭПИЛОГ.
У меня было 2 карты – «виза» и «мастер». Первая использовалась как основная и была всегда в кармане. «Мастер» - запасной, был в сумке или камере хранения, и пригодился только один раз – на границе Сингапура для убеждения пограничников. «Виза» не подвела ни разу.
Наличные, без которых действительно нельзя было обойтись - $26 за тайскую визу.
Все.
ПУТЕШЕСТВУЙТЕ !!!