Хочу поделиться своими впечатлениями от поездки в Архыз на новогодние праздники 2022, возможно, мои советы помогут кому-то при планировании путешествия.
Итак, нас, четырех горнопляжников, в конце 21 года никак не покидала идея провести новогодние праздники где-то в горах. По-традиции, отложив все на конец декабря, мы стали решать, какой выбрать курорт из тех, где мы не были, и взгляд упал на курорт Северного Кавказа — Архыз.
Подготовка
Определившись с местом проведения досуга, мы начали планировать поездку. Сперва следовало решить, как мы будем добираться до места. Варианта было два: поездка на автомобиле либо перелет до Мин Вод с трансфером в Архыз. Сравнив цены и затраты по времени, остановились на первом варианте, так как разница в цене получалась существенной, а затраты по времени отличались в полтора-два раза. Далее нужно было найти жилье. Как обычно, открыв Airbnb-booking-avito, были неприятно удивлены — арендодатели на курортах Северного Кавказа все как один решили, что в новогодние праздники могут сдавать свое скромное жилье по европейским ценам. Так средняя цена за маленький домик / 2-х комнатную квартиру на четверых с советским ремонтом в Архызе, Домбае и Терсколе была около 15 000 рублей в сутки. Можно подумать, что мы столкнулись с такими ценами из-за очень позднего бронирования, но поговорив на месте с другими отдыхающими, выяснили, что такие цены были и в начале осени. Не унывая, мы продолжили поиски приемлемого варианта, и наше терпение было вознаграждено — вечером 30 декабря на Авито нам удалось найти домик в Архызе за 8000 рублей, то ли кто-то отказался, то ли хозяйка отчаялась сдать его дороже. Все было готово, собираем вещи и выезжаем.
Дорога
2 января, 6:30 утра, на навигаторе 18 часов и 1600 км, мы выезжаем из Москвы.
Для меня это было первое автомобильное путешествие на такое расстояние, поэтому немного нервничал. Казалось, что будет очень тяжело, но все оказалось не так страшно. Ехали мы на универсале, трансформировав задние сидения и багажник в полноценную двуспальную кровать, за рулем каждые несколько часов менялась пара водителей. Дорога была несложная, до Карачаево-Черкессии трасса с платными участками (около 2000 рублей за все участи в одну сторону), две полосы в каждую сторону и разделитель, до гор — двухполосная дорога с полосой для обгона, в горах — тоже неплохая двухполосная дорога без сложных серпантинов. Приближаясь к точке назначения, из окна авто мы наблюдали красивейшие пейзажи: горы, долины, реки, идущий домашний скот. Мы особо не гнали, останавливались отдохнуть, покушать, и в 6:30 утра 3 января были на месте, позавтракали и выдвинулись на горку. Итого получилось 24 часа в дороге.
Курорт Архыз
Теперь о самой главной части нашей поездки — непосредственно о каталке.
Карта курорта — https://arhyz-resort.ru/upload/Карты_Архыз.pdf
Комплекс можно разделить на 2 зоны катания — северный и южный склоны. Соединены они между собой бесплатным 8-местным гондольным подъемником, идущим пару минут. Заранее скажу, что это самый неудобный момент во всей инфраструктуре курорта: чтобы добраться от бесплатной парковки до южного склона нужно подняться на одном подъемнике, спуститься на другую поляну, пройтись метров 100 по асфальту, сесть на гондолу до противоположного склона.
В Архызе около 15 трасс на двух склонах. Маркировка цветом на карте различная, но по факту это синие трассы, есть две длинные зеленые, по одной на каждом склоне, сверхсложных трасс нет (хотя на карте есть маркировка черным). На южном склоне нам показалось интереснее, там можно подняться на самую высокую точку курорта (около 3000 метров), откуда открывается прекрасный вид на вершины гор. Здесь побольше трасс, чем на северном склоне, есть “черная” трасса, с коротким крутячком, все трассы переплетены между собой, так что, спускаясь с самого верха, можно каждый раз выбирать новый маршрут.
Все трассы на курорте хорошо обслуживаются, камней почти нет, стоят указатели с номером и цветом трассы — не заблудишься. Подъемники современные: гондолы и шестиместные креселки с защитным экраном. Очередей на подъемник практически не было, даже в пиковые дни, самое долгое пришлось простоять в очереди, наверное, минут десять.
Любителям фрирайда тут, скорее всего, будет не очень интересно, так как явных мест для внетрассового катания я не заметил, да и снега было маловато.
Стоит все это удовольствие от 2000—2500 рублей в сутки, в зависимости от того, на сколько дней сразу берешь ски-пасс. Дни катания можно докупить через интернет, отсканировав QR-код на ски-пассе, очень удобно и современно.
На курорте имеется 3 парковки: бесплатная на 500 мест, платная рядом с ней на 500 мест за 200 рублей в сутки, платная ближе к центру курорта за 500 рублей.
В целом, на курорте нам очень понравилось, но кажется, что кататься тут больше 5—6 дней может наскучить — нет разнообразия условий для катания.
Инфраструктура вокруг
На курорте есть одна гостиница "Романтик". Ходят слухи, что ценник там запредельно большой, подтвердить или опровергнуть это не удалось, информацию о ценах они предоставляют только по запросу, наверное, не хотят пугать людей, выставляя ее в открытый доступ. Сам курорт находится в 8 километрах от села Арзыз, где в основном селятся туристы. Село совсем небольшое, от начала и до конца можно пройти пешком минут за двадцать. Многоквартирных домов нет, все варианты размещения — это разнообразные частные домики. Село потихоньку превращается в типичный Туриствиль, кругом разнообразные кафе, прокаты, сувениры и все остальные прелести, которые могут привлечь туристов. Цены там из-за этого, естественно, завышенные, так в кафе тарелочка супа может обойтись в 300—400 рублей, 100 грамм сырой баранины, которую потом преобразуют в шашлык стоит 200—250 рублей. Эконом-магазинов (Дикси, Магнит и т.д.), привычных жителям городов, нет, а есть парочка частных мини-маркетов, с небольшим ассортиментом и ценами выше среднего. Особенно плохо дело обстоит с алкоголем, есть 2 алкомаркета, в которых цены в 2—3 раза завышены: самый дешевый коньяк — 1100 рублей, водка — 600, Ягермастер — 2200 за 0.7, Старый Кенигсберг — 1700 за 0.7. Так что очень советую перед поездкой в Архыз как можно плотнее закупиться по дороге в каком-нибудь крупном магазине.
До курорта из села ведет одна дорога, по полосе в каждую сторону, с 9 утра начинается пробка в сторону курорта, которая может затянуться на час и более. Назад же, выезжая в сторону поселка после закрытия курорта, нам довелось простоять в пробке 2.5 часа. 2.5 ч — 8 км! Лучший вариант — выезжать на горку как можно раньше, к открытию, и уезжать назад за час-два до закрытия (около 15:00), тогда пробок удастся избежать.
Домбай
Один день из пяти мы решили провести на соседнем курорте, Домбае.
Находится он в 150 км от Архыза, дорога заняла 2.5 часа. Здесь у подъемников нас встретили организованные предприимчивыми горцами платные парковки, по 500 р. за день, развалы с сувенирами, колбасой, одеждой. Сразу началась неразбериха со ски-пассами. На Домбае, как оказалось, есть новая канатная дорога, два современных подъемника, и старая креселка, которая везет на ту же высоту, только там 5 очередей и нет ски-пасссов, оплата производится напрямую кассиру перед входом, наличными. Подумав, решили взять безлимитный ски-пасс на сутки на новую канатку за 2500 рублей. Как оказалось, такое решение приняли далеко не только мы. Первый подъемник гондольный, поднимает от касс на высоту около 2000 метров, оттуда вниз ведет только одна трасса, некрутая, лесная, в целом, хорошая. Только есть один существенный нюанс — много по ней не покатаешься, от выката до подъемника придётся идти по асфальту через поселок метров 400, что совсем неудобно, поэтому по этой трассе народ завершает катание, а спускаются все с самого верха до второго подъемника. На Домбай так же едет много туристов, не кататься, а просто посмотреть виды, и всем очень надо наверх, поэтому очередь на второй подъемник просто колоссальная, все орут и толкаются. За день мы сделали всего два подъема на нем — перед первым (дело было с утра) нам повезло отстоять в очереди минут 20, а вот второй раз мы стояли в очереди около 40 минут, желания третий раз подниматься на горку уже не было.
С точки зрения горнолыжки, Домбай, конечно, сильно уступает Архызу в сервисе, в первом существенно меньше трасс, а имеющиеся не такие интересные, нет никаких сеток, разметки, маркировки, ты не понимаешь куда едешь, трасса это или хорошенько раскатанный пухляк. На самом верху развернуто подобие рынка, куча пешеходов, которые так и норовят броситься тебе под лыжи.
Но есть на Домбае, конечно, один плюс — это шикарные виды, огромные скалистые снежные горы окружают тебя со всех сторон, что так и хочется просто сесть и смотреть на них.
В целом, для себя сделали такой вывод — на Домбай ехать стоит, но только на один день, посмотреть, пофоткать, пару раз скатиться и поставить галочку.