Точка отправления - Санкт-Петербург. маршрут понятен. Изобилия дорог в данном направлении не наблюдается. Можно конечно вокруг Ладожского Озера... Я не решился.
В Гугле есть альбом, где собраны фотографии из той поездки, да и на HD архивчик имеется. Так что восстановить в памяти цепь событий будет не трудно. Задумка посетить Соловецкие острова родилась давно. За год до описываемой поездки удалось побывать на Валааме. Не могу назваться паломником или почитателем святых мест, но природа всегда тянет и завораживает. Ещё интересен быт людей, которые смогли прижиться и развиваться в таких на мой взгляд суровых условиях.
Одному ехать скучно, из друзей - товарищей не нашлось человека, обладающего неделей свободного времени. Нашёл попутчицу в сети. Сама она из Костомукши, поэтому до перекрёстка с дорогой на Кочкому я был в одиночестве.
Конечно за прошедшие несколько лет дороги изменились. Не могу сказать в какую сторону, догадайтесь сами... Просто, самому больше не приходилось туда гонять. Тогда участки с хорошим покрытием чередовались с залатанным "минным полем". Таких выбоин, чтобы колесо проваливалось не встречал, но постоянная тряска удручала. Ехать медленно не представлялось возможным, приходилось на 110 - 130- км/час "пролетать" неровности. Необходимо было зорко следить за буграми в виде больших "спящих полицейских" и впадинами на которых машину подбрасывало так, что можно вылететь с дороги. Отделаться шишкой на затылке - за счастье!!! И этот восторг я испытал дважды, приложившись макушкой к крыше салона.
Итак, встреча на перекрёстке. Цивилизация и электрификация с телефонизацией помогли пересечься в заданном месте в определённый час. Залез в архив своих фотографий - это было в июле 2007 года. Как быстро время бежит!!!
Философствовать нефиг, надо бы повествовать...
Дальше поехали на одной машине. Подруга оставила свою возле кафэшки на перекрёстке. В Кемь приехали, когда начало вечереть. Интересное совпадение, но до нашего приезда погода была отвратительная, как говорили местные жители. Нам очень даже повезло! Вечер был тихий и солнечный. В тех широтах темнеет неспешно, так что время на поиск ночлега оставалось.
В самом городе даже не стали пробовать найти пристанище. Он показался неприветливым и запойным. Возможно, я преувеличиваю, но все компании больше двух человек, что нам попадались на пути, были бухие.
Двинули в Рабочеостровск. Именно из этого посёлка ходят кораблики на острова. Не помню точно сколько ехали, но по ощущениям не близко. На карте можно всё посмотреть. В самом населённом пункте люди живут в основном за счёт туристов. Это не курорт, но страждущие именно здесь останавливаются для ночлега перед отправкой на Соловки. В связи с этим, предложений довольно много, спать на улице не придётся. Мы разместились в организованном тур. комплексе. Уж не знаю, частный он или муниципальный, но условия вполне приличные. Запомнил, что перегородки между комнатами совершенно без звукоизоляции. Слышно было практически всё, но на этом заострять внимание не стоит.
Утро!
Я упоминал, что с погодой повезло. Полный штиль, яркое утреннее Солнце и совершенно белое до горизонта море - вот не полная картина того, что мы увидели на рассвете. Просто сказка!
Вспоминается, что билет в один конец на взрослого человека стоил 450 карельских руб.)) Судёнышко одиин раз в день отходит рано утром. Есть и другие средства, но они частные и в разы дороже. Время в пути 2,5 часа. Для того, чтобы стоять на палубе, нужно одеть тёплые не продуваемые вещи. Не смотря на тихий ход в полном штиле, еле заметный холодный воздушный поток заставил натянуть бейсболку до самого подбородка.
Приплыли.
Не всё точно помню, кажется причал назывался Тамариным. Сильный туман, не видел раньше такого. Точнее, никогда на воде не видел, не сталкивался, можно сказать.
Природа всегда удивительна и неповторима. Когда туман почти рассеялся, открылись выразительные яркие пейзажи. Жаль, следы присутствия людей часто портят вид.
Очень рекомендую взять в аренду велосипеды или другой транспорт. Мы были без кукловодов и ни от кого не зависели.
Вода в Белом Море прозрачная и холодная, даже в середине июня. Я привычен к ледяной воде, поэтому купание только взбодрило.
На берегу есть лабиринты из камней, выложенных спиралью. Смысл хождения по ним остался неясен, но люди верят в чудо и возможность попасть в параллельные миры.
Во время отлива неизвестные мне существа делают такие вот какашки.
Слышал мнение, что это крабики... Но как они могут "колбаски" из мокрого песка творить? Вдруг, кто знает, напишите...
Такие кресты встречаются на острове часто. Кто там похоронен или просто в знак святости тех мест, не знаю.
С местами для ночлега на острове не проблема. Есть комфортабельные
отели с номерами за 200 карельских EUR, так же можно найти и попроще, типа
общаги в бывшей школе матросов, или в этом роде... Имеются места для организованного ночлега в палатках и для неорганизованного тоже. Есть аэродром.
Сам остров относится к Архангельской области. Естественно, вся власть именно оттуда. И самолёт, если и летает, то в те края. И всё это не смотря на то, что Карелия гораздо ближе.
У меня с собой была карта VISA. Нашёл на острове Сбербанк, но какое то оборудование для работы с пластиком у них не фурычило. Сказали, что на следующей недеде предет спец с материка и всё починит. Таким образом, мои наличные средства невозможно было пополнить. Хорошо, у спутницы водилось немного. С голодухи не опухли.
На великах мы сумели объехать большую часть достопримечательностей. Под конец дня поехали в ботанический сад. Как говорили рекламные проспекты, там растут представители флоры из разных стран и континентов. В годы репрессий политзаключённые ботаники добились удивительных результатов в условиях сурового климата. Понятно, что люди были невольные, но делали они всё с любовью.
Есть озеро рядом с монастырем, где по приданиям некий инок свои грехи смывал. С тех пор желающих хоть отбавляй!
Дальше просто немного фотографий самого монастыря.
В таких бараках жили подневольные.
Ночевать на острове в планы не входило. Пора в обратную дорогу. Необходимо сдать велосипед и во время прийти на причал.
Вот и кораблик, который нас ждал весь день.
По расписанию, это судно делает два рейса - на острова утром, обратно вечером. Билеты продаются на каждую поездку отдельно. Если опоздал, то можно попробовать ещё на чем либо добраться или ждать следующего вечера. Наверняка есть транспорт а Архангельск, но я этот вопрос не изучал.
Отчалили от Тамариного причала.
Встречаются судёнышки с туристами на борту. Это частные посудины. Типа городских "бомбил". Назойливые чайки ловят крошки хлеба даже на лету.
Вот и Большая Земля!
На парковке перед причалов в Рабочеостровске привлекли внимание старые Ситроены. Судя по наклейкам, они проехали немалые расстояния, путешествуя по Европе. Их финские владельцы по размерам в два раза больше автомобилей. Кажется, что внутри не очень уютно крупногабаритному мужчине, но это субъективное мнение, т.к. сам за рулём не сидел.
На Соловецкие Острова я в этот раз больше не поплыву. Может ещё когда удастся на них побывать? Не могу сказать, что это такое место, куда хочется вернуться.
Но на этом путешествие не заканчивается. Понятно, что необходимо приехать в Питер... Но перед этим был план посетить Костомукшу, Медвежеозёрск и Беломорск. Эти города находятся в стороне от основной трассы, по посмотреть уж очень хочется.
Честно говоря, есть некоторое сожаление, что время для осмотра выбрали под вечернее и, в следствие этого, мало чего увидели.
Сами города маленькие, расположены в местах впадения рек в Белое Море. Архитектура, сами понимаете, одинаковая. Различается порядок группировки зданий в городских районах. Памятник Ильичу всегда на видном месте.
На каждой из рек установлены ГЭС, которые и питают электроэнергией город и окрестности.
В Беломорске посмотрели часть печально известного канала, построенного руками заключённых. На канале есть шлюзы, некоторые из которых мы видели.
Даже не очень понятно, работают они или накрылись, но охрана этих объектов осуществляется живыми людьми с оружием.
Не смог найти фотографий из самого Беломорска и Медвежегорска. Жаль.
Помню мост через реку в Беломорске кажется. Живописное место, надо видеть!!! Зато мост в таком состоянии, будто в него угодило пара "Томагавков". Просто пипец! Ямы, аж в пол-машины. Не объехать, только плавно преодолеть! А на встречу КамАЗ... Жесть, короче!
Возможно, за 4 года всё изменилось. Хорошо бы в лучшую сторону.
На ночь глядя, проскочили эти города. Даже не лень было съезжать с трассы каждый раз километров на 30 в сторону.
Следующая цель - Костомукша.
Этот город располагается вблизи финской границы. К нему ведёт дорога А134, которая пересекает трассу М18. Местные её называют Кочкомская. Возможно так совпало, что в назывании нас. пункта есть слово "кочка", но дорога действительно, мягко говоря, неровная. Причем, встречались разные участки... Сейчас не могу сказать на каком отрезке, но попалась дорога явно скопированная с немецкого автобана. Вот один в один и километров 10 - 15. Потом опять пипец... Тогда я не понимал, зачем между двумя деревнями строить автостраду, теперь знаю, что бюджетные деньги надо осваивать.
Вот представьте, от мурманской трассы до Костомукши только деревни. Нет предприятий и заводов. Вдруг, километров через 30 ужасной дороги с торчащими пнями начинается автобан!!! Просто так начинается и так же кончается. Можно подумать, что в случае чего удастся использовать под взлётку... Нифига, плавные повороты, мост, спуски и подъёмы не дадут приземлиться военному самолёту. Не буду утверждать, но мало вероятно, что это чудо за 4 года продлили в обе стороны и соединили М18 с Костомукшей. Да и мурманская трасса в подмётки не годилась тому участку!
К сожалению, нет фотографии хорошей дороги, есть немного плохой с торчащими пеньками.
Такие пеньки торчат из залатанного асфальта. По тому, как он расплющен, можно только догадываться о судьбе встретившихся с ним автомобилей.
Вот и город Костомукша!
Интересный момент, жители этого города пробираются в Питер по дорогам через Финляндию. Это основной и самый безопасный путь на автомобиле. Как я понял, с визами там особых проблем не было. Думаю, на автобусе ехать, жизни не хватит. Есть ЖД, но только до пересечения с веткой Питер - Мурманск. Там пересадка.
Градообразующее предприятие - ГОК (горно обогатительный комбинат). Результат усилий сотрудников комбината - это такие окатыши напоминающие по размеру и виду козьи какашки. Но в них много железа, как я понимаю, за что они и ценятся. Потом окатыши загружают в вагоны и транспортируют на сталелитейные заводы. Примерно так...
Все дома в городе построены финскими парнями. Поэтому они отличаются от наших сооружений продуманностью, дизайном и уютностью квартир.
Немного фотографий города.
Популярный сказочный персонаж Калевала
Был выходной день и праздник металлурга.
ЖД вокзал. Нет такси, общетранса... Совершенно нежилой вид у привокзальной площади.
Хорошие фотографии города, которые опубликовал Bagrov Petr можно посмотреть здесь
Мне лично город понравился. Он уютный, компактный, состоит из современных и симпатичных домов. Сейчас не помню, в инете всё есть, городу всего лет 40 примерно. Молодой ещё. Люди естественно наши, СОВЕТСКИЕ. Поэтому есть моменты, когда сожалеешь, что такая чудная природа досталась тем, кто не желает за ней следить и ухаживать.
На обратном пути заскочили посмотреть водопад КИВАЧ.
Для Карелии это значимое природное явление. К нему ведёт асфальтированная дорога. На парковке перед спуском к водопаду множество сувенирных лавок с изделиями из карельской берёзы, шунгита и прочей ерунды. Место часто посещаемое, потому оборудованное спусками, перилами... Правда у самого водопада нет лишних ограждений.
Не обошлось и здесь без лоскутков, повязанных на ветки дерева. Что это означает я точно не знаю, но встречается нередко. Например, на Кавказе такие деревья встречаются.
На этой картинке видна вся высота этого явления. Небольшой водопад, но достопримечательность!
Вот и сказочке конец.
Вывод:
- посмотреть интересно и нужно.
- второй раз не поеду,
- если будет предложение речного круиза - другое дело)))
Спасибо всем, кто читает эти строки!!!