17-го августа 2009 года мы с дочерью стартовали в сторону Карелии. В 10 утра заправились под завязку на Шелле, залили, на всякий пожарный, десятилитровую канистру и двинули по М18. Погода была пасмурная, но около 200 км удалось проехать насухую. Затем начался ливень. Фотоотчёт этой части пути отсутствует, да и ни к чему он, собственно. Мурманка, она и есть Мурманка. Гордому званию федеральной трассы "Кола" она вряд ли соответствует, но если вспомнить состояние главной дороги, М10, то всё нормально. В понедельник машин сравнительно немного, гаишники только на стационарных постах.
Мост через Свирь ужасен. Если сравнивать с фото 2008 года, стал ещё хуже. Несмотря на надписи "Ведутся ремонтные работы", там и конь не валялся. В схожем состоянии последние 25-30 км до карельской границы (до неё мы добрались за 2ч 35 мин). Зато сразу под щитом "КАРЕЛИЯ" начинается дорога - мечта. Покрытие, близкое к идеальному, машины почти отсутствуют, дождь кончился. Красота!
Пребывая в состоянии легкой эйфории, домчались до Пряжи. Я планировала в ней, после поста ДПС, повернуть налево, и козьими тропами добраться до д.Сямозеро, а далее - через Эссойлу до Курмойлы, до финишной точки - турбазы "Северное сияние". Однако, мои планы нарушил случай в лице инспекторов ДПС.
Проехав поворот на Сортавалу, догнала удивительный Матиз, делавший что-то около 40 км/ч. Удивительна была его аэрография: пираты Карибского моря во весь левый бок, а на капоте - Орландо Блум в образе Уилла Тёрнера. Ну как было не обогнать это чудо природы? Увы, пока я глазела на Блума, меня высмотрел гаишник. Остановка. "Фен" под нос - 82 км/ч. Далее - очень любезные расспросы: откуда, куда, впервые ли в Карелии. Узнав, куда нам нужно, маршрут одобрил и препроводил в машину к своему коллеге, сам пошёл "стрелять" дальше (место было чрезвычайно перспективное). Коллега, поговорив со мной пару минут, стал упорно предлагать другой вариант: вернуться, ехать на Сортавалу, доехать до Крошнозера и повернуть на Эссойлу. Правда, там 27 км не очень хорошей дороги, но зато выйдет намного короче. И, между прочим, с Вас штраф, 400 рублей.
Во-первых, можно было сразу упереться рогом, что скорость на радаре не моя ( что, скорее всего, так и было, мне для обгона хватило 65). Во-вторых, насколько я помню, штрафа в 400 руб. за превышение не существует в природе. Но мне было интересно, что последует дальше, поэтому спросила насчёт протокола. Инспектор замялся и дал понять, что на это не стоит терять время. Перед отъездом я на своём автофоруме изучила тему о Карелии и уяснила, что тамошние гаишники суровы и мзды не берут.
Очевидно, кризис сказался и на инспекторах ГАИ. Дала им 200 руб., думалось, что за добрый совет. Как выяснилось, совет этот не стоил и червонца. Если карелы говорят, что дорога плохая, лучше туда не соваться.
Итак, около 14.30, поддавшись на уговоры сладкоречивого карельского гаишника, повернулась спиной к Пряже, лицом к Сортавале. Впереди были 27 км до Крошнозера, 27 км до Эссойлы и 11 км до базы. (Кстати, я до сих пор не знаю, склоняются ли названия вроде Курмойла и Эссойла. Если нет, заранее прошу прощения).
Дорога в 65 км до турбазы заняла у меня 2 часа. Отрезок Крошнозеро - Эссойла просто убийственный. Не щебень, не лужи, а банальные ямы ну в очень большом количестве. Необъезжаемые абсолютно. Обозревать окружающую красоту "черевато", расплата (в ямку - бух) наступает незамедлительно. Однако, есть вещи, которые невозможно не сфоткать. Есть, например, такой населённый пункт:
На карте Вологодской, если не ошибаюсь, области можно найти Речную Сельгу и Печную Сельгу и пр., а карельская Сельга почему-то в мужском роде.
С грехом пополам добрались-таки до турбазы. Расположена она на южном берегу Сямозера. Мне понравилось.
Это, собственно, озеро:
Берега живописны.
А это домик. Кроме электроплиты имеется печь, которая выручала холодными вечерами.
Вид на озеро из окна:
Сразу задружились с соседями - питерским семейством. Они прибыли на Форде Фьюжн. Лена, хозяйка машины - активистка Фьюжн-Клуба. Так что "Северное сияние" посетили сразу две машины с клубными рамками.
О машинах, увиденных непосредственно в лесах. Большинство местных передвигаются на "классике". Однако, встречались и джипы с карельскими номерами, и несколько Логанов. Москвичи и питерцы предпочитают внедорожники. Дважды видела 307-й Пыж, один аж из МСК.
Закат на озере.
Сама не рыбачила. Сосед на удочку и спиннингом на "дорожку" ловил плотву и окуней. Как-то сеть поставил, но неудачно (в смысле улова). У других видела приличных щук.
Поначалу я собиралась, используя турбазу как "базу" (пардон за тавтологию), покататься по разным местам ( Кивач, Марциальные Воды, Рускеала, Белые Мосты). Но нас захватило собирательство. Разве можно отказаться от такого:
Плюс брусника, черника, остатки малины и даже последняя земляника.
К тому же, пару дней погода не баловала: холод и дождь. Ребёнок в соплях. Решено было сократить обзорную часть до посещения Белых Мостов на обратном пути. Путь такой: Курмойла - Суоярви - водопад - Рускеала (под вопросом) - Сортавала - Петербург.
Чудесным солнечным субботним утром выехали в сторону Суоярви. Проезжали с рекомендованной скоростью 40 км/ч премилые деревеньки с труднопроизносимыми названиями. Почти в каждой есть своя церковь не совсем православного вида. Может, кирхи?
Дорога Суоярви - Питкяранта местами весьма неприятна. Крупный щебень и пыль делают опасной езду за кем-либо. Впрочем, щебёнка и из-под своих колёс летит будьте - нате. Пару раз так било, казалось, что от машины куски отвалятся. Ничего, проехали. И ещё там горки замечательные. Заезжаешь на скорости, а там крутой спуск. Ощущения как на "американских горках".
Примерно на середине пути заехали в лес, ещё грибов посмотреть. Лес был привлекателен, а вот лесная дорожка оказалась коварной, увязли в грязи. "Баста, карапузики, кончилися танцы". "Помирать, так с музыкой", решили мы, "запевайте, братцы". Ничего, выехали, лопата не понадобилась.
Благодаря подробнейшей карте проезда, предоставленной знакомым, дорогу на Белые Мосты нашли без проблем. Не так уж она и страшна, но кое-где можно чиркнуть пузом.
Местами добрые люди даже поставили указатели:
Ну, и сам водопад.
Настолько там хорошо,что уезжать не хотелось, но пришлось. Рускеалу решили оставить на следующий раз. Дорога на Сортавалу без особенностей. После Рауталахти слева открывается замечательный вид на залив Хиндеселькя с островами:
Жаль, там дорогу делают, остановиться и как следует сфотографировать проблемно.
Далее - Лахденпохья с единственной на пути гаишной засадой. Хитрецы прятались на стоящим на обочине лесовозом. Проводили нас разочарованным взглядом.
Обратный путь по западному берегу Ладоги утомил гораздо сильнее, чем "Кола". Дорога весьма извилиста, въезжаешь на горку, а спуск резко уходит вправо или влево. Аварийно-опасных участков столько, что указателей на все не хватает. Длиннющая зубодробительная грунтовка. Да ещё и Приозерское шоссе забито было. В следующий раз поеду по Мурманке.
Напоследок немного карельских видов.
Это р.Шуя. По берегам - грибное раздолье.
Река Кулисмайоки. Переезжаем её по пути к Белым Мостам.
Карельская рябина
Вот такое вышло путешествие. Хорошо, но мало.