Были большие опасения по поводу состоянии трассы Москва-Архангельск, они оказались напрасными - покрытие автодороги Холмогоры на июнь 2012 почти идеально (разумеется, по российским понятиям).
Цель поездки: посмотреть север России, деревянную архитектуру Архангельской области (сохранившуюся в некоторых местах в первозданном виде), и наконец, попасть в "страну моего детства" - город Онегу. Под пьяную лавочку я частенько донимал жену и друга Алехандро ностальгическими рассказами о Белых ночах-морях, стройных соснах и наконец, о безумно вкусных шаньгах. Жене эти песни побоку, а вот у Алекса кое-что вместе с коньяком видимо отложилось. Прекрасным июньским утречком Алехандро прихватил "певца Русского севера" за жабры, поставив ультиматум: "Или сейчас или никогда. Я скачал тучу аудиокниг, концерты Жванецкого и Райкина, сплавил жену в Турцию. Есть неделя на жесткий трип". Сказано-сделано.
День 1-й.
Под Райкина бодренько проскочили от дома до Ярославля и к вечеру оказались в Вологде. Есть два старинных русских города Смоленск и Вологда. Что в них общего кроме каменных кремлей? Мимо них всегда проскакиваешь транзитом. По Вологде вопрос поставили ребром - ее надо посмотреть!
Субъективные ощущения и наблюдения: чистота улиц (разумеется, по российским понятиям) и большое количество красивых девушек на любой вкус. Краем уха подслушивал, а краем глаза подглядывал за одной миловидной Вологжанкой в кафе, которая слегка захмелев, рассказывала двум заскучавшим парням об ужасах развода. Одной из причин развода стало принуждение ее бывшим мужем к сексу в воде. Она все повторяла: «Я же ему не рыба»
По историческому наследию оцениваю города по двум критериям. Это зрелищность и дыхание истории. Если про зрелищность понятно, то про второе объяснить трудно, тут надо чувствовать. По первому пункту стоит посмотреть Кремль с колокольней и массивным Софийским собором, купеческую архитектуру 18-19 веков и р. Сухону. Эффектные виды на город с колокольни.
Дыхания истории особо не почувствовал.
Еда:
Кафе «Парижанка» в центре. Работает круглосуточно. Чек выше среднего. Кухня неплохая.
Ночлег:
Шкода Октавиа Скаут 4ВД разложенные сиденья. Заехали на уютную стоянку ресторана «Елки-Палки» и остались на ночь.
День 2.
Следующим городом в навигаторе был Кириллов. Между Вологдой и Кирилловым увидели музей деревянного зодчества, решили остановиться.
Что бросилось в глаза? Добротно организованная экспозиция. Музею видимо выделяются неплохие деньги. Доброжелательный персонал музея.
Минус – неудачно выбранное для музея место.
К обеду мы были у стен Кирилло–Белозерского монастыря. Зрелищность на 10 баллов, дыхание истории ощутил. Ходишь прямо по камням от могильных надгробий. Не буду описывать монастырь, интернет забит этим добром. На осмотр монастыря есть смысл потратить день.
Эффектные виды: с колокольни, панорама стен монастыря с воды.
Укололи «некислые» цены на билеты в монастыре.
Еда:
Обедали в кафе-столовой-ресторане «Пир горой». Цены ниже среднего, качество кухни тоже ниже среднего.
После обеда посещение Ферапонтова монастыря. Монастырь уникален. Фрески с авторским клеймом Дионисия от 1502 года завораживают. Этот музей, слава богу, не отдали ненасытной РПЦ. Все в музее на высоком уровне, начиная от тапочек и заканчивая современной электроникой. Зрелищность и дыхание истории просто зашкаливают. Настоятельно рекомендую. Там Русский дух, там Русью пахнет.
Следующая цель – Каргополь. Вот тут пошли прения. Были мысли пойти напрямую по Р-5 с поворотом на Р-1 на Каргополь с неясными перспективами или же давать приличного крюка (с возвратом в Вологду) по федеральной трассе М-6. Я стоял на первом варианте. Но Алехандро выкопал из недр всемирной помойки гадкое видео датированное летом 2011 года. На этом видео парни вместе со своей «Нивой» сидели по стекла в грязи на этой самой Р-1. Когда я увидел то место, где они начинают искать проглоченный грязью сапог, сомнения отпали. Крюк так крюк!
Последовал рывок по М-6 через Вельск с поворотом на Няндому. Участок трассы между М-6 и Няндомой пугал неожиданно встречающимися ямами и полным отсутствием цивилизации. Однако надо признать состояние дорожного покрытия удовлетворительным. Ям было буквально две или три. Усталость стала брать свое – решили доехать до этой самой Лямбда Мю (так Леха окрестил Няндому) и там ночевать. Этот островок цивилизации был, достигнут уже на пределе сил. Пытались поужинать в «салуне на русском севере» под названием «Верста», но были встречены неприветливыми взглядами местной «золотой молодежи». Решили не нарываться (цели поездки немножко другие), ретировались восвояси. Бросился в глаза дефицит мужского населения. На каждом из трех держащихся за стену пареньков висело по паре-тройке таких же «убитых» девчушек.
О Няндоме осталась зарубка в памяти. Какой-то умник написал на электрической подстанции - "There is no future".
Еда:
Копченая колбаса, корнишоны, шпроты и 300 граммов водки.
Ночлег:
Шкода Октавиа Скаут 4ВД . Разложенные сиденья. Заехали на уютную стоянку между лесобазой и бензозаправкой.
День 3.
Цель – город с красивым названием Каргополь.
Что посмотреть?
• Река Онега
• Ансамбль Соборной площади
• Собор Рождества Христова. Годы постройки 1552 – 1562 (один из самых древних каменных храмов Севера Руси). В Храме хорошо сохранился иконостас с необычной северной колористкой. Та же собраны шикарные «небеса» из деревянных храмов. Пожалуй, этому объекту стоит уделить основное внимание.
• церковь Рождества Богородицы (начала строиться в 1678 году)
Про зрелищность и историю писать тяжело и печально. Город заброшен и прозябает в безденежье, впрочем, как и вся Русская глубинка. Все деньги медвепуты видимо откачивают в Грозный и Сирию. Оно и понятно, когда еще русский человек возьмет в руки автомат. Но если возьмет, будет хреново всем.
Еда:
Обедали в кафе-ресторане гостиницы «Каргополь». Чек выше среднего. Понравилась рыба: треска с картошкой и жареный палтус.
Дальнейшие цели – деревянная архитектура Русского севера под Каргополем.
Ближайшая достопримечательность в нескольких километрах от города в селе Саунино. Эффектный храм с колокольней.
И наконец, главный козырь – великолепный «тройник» в Гавриловской (Лядины). Насколько я знаю это последний доживший до нашего времени комплекс из трех деревянных храмов (зимний храм, летний храм и колокольня). За него уже держатся зубами. Это все, что у нас осталось из многочисленных ансамблей - «тройников» Прионежья. Фотографировать внутри запрещено. Комплекс в великолепном состоянии. Можно посмотреть интерьеры летнего храма. Обязательно обратите внимание на роспись досок потолка на крыльце храма. Это голубое небо с большими желтыми звездами. На двери храма обычно висит записка с телефонами смотрителя. Так принято в Вологодской и Архангельской областях.
Ощутил непередаваемые ощущения, когда прикоснулся к толстым резным столбам-колоннам Покровско-Власьевской церкви. Зрелищность и дыхание истории на 10 баллов.
Дальнейшей целью было посещение национального Кенозерского парка. Я очень хотел посмотреть Порженский погост, который сохранился до наших дней в своем первозданном виде. Вообще Кенозерским парком нужно наслаждаться с чувством-с-толком-с-расстановкой, а не как мы – наскоком. Это рай для рыболова, для фотографа и любителей активного отдыха. Очень важно! Для осмотра парка не помешает велосипед!
От Каргополя до Плесецка появилось великолепное шоссе (по общемировым стандартам). Солнечная погода вкупе с осмотром громадных северных изб, деревянных храмов и пейзажей реки Онеги делают перегон до Плесецка совершенно «ненапряжным».
Что посмотреть по пути?
Очень красивые росписи подшивов крыш на фронтонах северных изб. В районе Конёво есть паром – можно переправиться и осмотреть великолепный десятиглавый храм.
После Плесецка спустя некоторое время повернули на Онегу-город моего детства. Грунтовка на Онегу произвела неизгладимое впечатление. Здесь было всё! Деревянные мосты с продавленными досками настила, резкие повороты, подъемы и спуски в виде «синусоиды», неожиданные ямы и бросающиеся на лобовое стекло совы. Как это ни печально, одна сова погибла.
Рекомендую эту дорогу тем водителям, которые любят погорячее.
В виде приза за эти трудности вас будут ждать шикарные пейзажи севера с великолепными видами реки Онеги и почти заброшенными деревнями. Весь перегон до половины второго ночи висело ласковое северное солнце. Июнь – время белых ночей! Питер отдыхает.
Еда:
Остатки копченой колбасы, корнишоны, консервированная печень трески и 400 граммов водки.
Ночлег:
Шкода Октавиа Скаут 4ВД . Разложенные сиденья. Ночевка на берегу реки Онега с видом на Белое море.
День 4.
В этот день мы разделились. Алекс начал вентилировать, как можно добраться до Кий-острова, а я решил найти друзей детства. С друзьями встретиться удалось благодаря случайности, но это уже отдельная песня. Друзья же и помогли найти лодку. Тут есть нюанс. Доставку монополизировал санаторий, который находится на острове. Решили обойти это дело из принципа. Поездка туда-сюда с осмотром острова обошлась в 2500 рублей. Теперь денег уже не жаль. Уж больно лодочник попался колоритный. Про Кий-остров трудно писать, там надо быть!
Нам повезло с погодой. Стоял шикарнейший штиль! Небо сливалось с водой. Было ощущение, что плывешь в невесомости.
Еда:
Банкет у друзей: жареная камбала, овощи и проч., водка, мадера, пиво.
Ночлег:
Шкода Октавиа Скаут 4ВД . Разложенные сиденья. Поскольку выезжать нужно было рано, решили никого не напрягать и остались в машине.
День 5.
Утречком покатили по трассе Онега-Архангельск. Местные носятся «без страха и упрека», мы же шли не спеша. Пейзаж не столь увлекателен как после Плесецка, но тоже ничего. Прибыли в Архангельск до обеда. И в Малых Карелах нас сморил сон. Музей деревянного зодчества в Архангельске является лучшим в России. Производит неизгладимое впечатление. Особенно вставила мельница с громадной лиственницей. Зрелищность и дыхание истории на 10 баллов.
На Соловки!
После музея проехали в аэропорт. Здесь конечно мы дали маху. Билеты, конечно же, надо брать заранее. Их в кассах не было. Мы стали уговаривать добрую кассиршу приклеить-прикрепить нас к какому-нибудь рейсу или отправить багажом. Та улыбалась, но отнеслась с пониманием (Вообще хочется отметить «неиспорченность» северян деньгами и прочими ценностями капитализма). Мы уже потеряли надежду, как вдруг эта «добрая фея» объявила нам, что на Соловки летят московские «кореша» губернатора, и нас подсадят по блату. Про цены на билеты даже писать не хочется. Они заоблачные.
Перелет на «элке» доставил непередаваемое наслаждение. Элки – это такие самолетики чешского производства. Они очень похожи на маршрутку типа Газель, которой еще прилепили крылья. Самодельные чехлы на сиденьях и напряженные во время посадки спинные мускулы пилота придают своеобразный колорит небольшому перелету.
Соловки.
Из разряда Must Seen. (англ. – должно посмотреть. Прим.)
Про Соловки понаписано много. Добавлю от себя, что там можно снимать исторические фильмы без декораций. На осмотр островов желательно потратить дня три-четыре. Нам же пришлось спешно эвакуироваться. Билетов на следующие дни не было, и надвигался циклон. Рисковать, желания не появилось. Во время обратного перелета облачность усилилась. Я с интересом наблюдал за действиями пилота. Он плавно: то поднимал, то опускал нос самолета, обходя большие пушистые облака. На подходе к Архангельску стало ощутимо потряхивать. Тут моё внимание переключилось на московскую гостью из «корешей губера». Она была бледна и отчаянно переживала за свою жизнь. При каждой воздушной яме девушка очаровательно ойкала и хваталась за своего молодого человека.
На ночевку остановились в мастерской моего дяди в Архангельске – резчика по дереву. Мастерская находится в старом деревянном доме и примечательна тем, что в ней нет перпендикулярных поверхностей. В этом деревянном доме всё под углом. Диван, на котором я спал, вообще имел диагональный наклон, и поэтому пару раз ночью я просыпался в ужасе от потери пространственной ориентации. Место волшебное и люди волшебные. Задушевный разговор под чай. Я дремал, а они говорили, говорили, говорили….
P/S а шаньги мы так и не попробовали.