Летом 2011 года у меня появилась первая возможность отправиться в командировку на пару десятков дней в г.Советск (бывший восточно-прусский Tilsit), Калининградской области. В наличии были мультишенген, любовь к автовелопутешествиям и да-а-авнее желание повидать Куршскую и Балтийскую косы. В Калининградской области не был до этого никогда. В данном случае прикинул расстояние – всего-то 800 с лишним километров. Решил, что вместо авиаперелёта до Калининграда и оттуда 100 с лишним км дороги до Советска, напрямую до конечной цели рвануть на машине через всю Прибалтику.
Небольшое описание о дороге туда по Прибалтике и первых выходных, проведённых на Куршской косе (обеих LT/RUS её сторонах), содержится в моём отчёте с почти одноимённым названием, но в ветке форума «Прибалтика».
(что-то мелькало, кажется, в "правилах" по поводу отсылки в другие ветки (не понял - о таком шла речь ? тогда может меня и "поправят" )
После этой поездки ещё пару раз бывал по работе в этом же регионе зимой и летом в 2012 г, потому в этом отчёте далее курсивом перечислю все места, которые удалось и за эти поездки «автопосетить» в выходные дни (и в разные времена года) из Советска.
Очень, конечно, интересны найденные в сети фотографии Tilsit-ских времён в сравнении с сегодняшним видом.
Перегружать информацией не буду, просто пару с одного и того же ракурса:
Вторые выходные (года 2011, месяца июля) были посвящены изучению Калининградского прибрежного региона по маршруту Советск (Tilsit) - Калининград (Konigsberg) – Светлогорск (Rauschen) – Янтарный (Palmnicken) – Балтийск (Pillau) - Балтийская коса (Frische Nehrung)/аэродром Neutief – снова Советск.
Пятница, вечер – курс на Калининград !
Поистине визитной карточкой Калининградской области являются её дороги. Немцы высадили в своё время вдоль дорог несчётно деревьев, они полагали, что корни укрепляют почву, «держат» дорогу. Липовые и дубовые аллеи, обрамляющие все пути, стали отличительной чертой Восточной Пруссии. В то время, когда сажали на обочинах, впритык к мостовой, молодые деревца, главным средством передвижения были, конечно, лошади да кареты.
Дороги, зачастую напоминают длинный тоннель укутанный, словно зелёной мантией, сводами из крон деревьев.
Местные жители, говорят, прозвали их «последние солдаты Вермахта» - за то, что немало автомобилистов погибло, врезавшись в могучие стволы. На деревья нанесены полоски светоотражающей краской. Почти повсеместно по области стоят дорожные знаки, ограничивающие на таких дорогах скорость до 70 километров в час. В городах ещё осталось с немецких времён очень много дорог из гранитной брусчатки (что не разобрали для личных нужд или продажи на сторону).
Итак – Калининград, приятный чистый столичный город.
Кафедральный собор с Кантом, прогулялись на кораблике по реке Преголя, Музей янтаря.
Также, за последующие визиты в Калининград, с удовольствием посетили Музей мирового океана (со всеми его судами), музей «Бункер» и историко-художественный музей.
В Советске как-то купил в книжном вот такую книгу и, находясь там же - «по месту действия», прочёл.
Крайне интересна, посвящена как послевоенным первым годам совместного проживании в регионе немецкого коренного и переселённого советского населения так и аспектам хозяйственной деятельности и т.д. и т.п., очень много документальных фактов из закрытых ранее архивов.
Далее в Светлогорск - город-курорт.
В Светлогорске берег крут и высок - вдоль моря проходит поднятый на сваи популярный променад.
Именно тут мы после шторма реально собирали на берегу янтарь зимой 2012, обалдеть.
Люди в серьёзных рыбацких комбинезонах заходили глубоко в море, видать ради промысла побогаче.
Прибыли в Янтарный – маленький городок. Мировую известность ему придаёт то, что здесь сосредоточены крупнейшие в мире (около 90%) запасы янтаря и находится единственное предприятие по его промышленной добыче и переработке. Самый широкий в Калининградской области песчаный морской пляж (говорят, что ширина пляжа не уменьшается вдоль береговым течением, так как он постоянно подпитывается пульпой янтарного комбината). Заехали на янтарный комбинат, думая приобщиться, но, увы, в воскресенье всё было закрыто.
Сфотографировал «янтарное» наименование города.
Наконец Балтийск – самый западный город России и крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море - из-за этого до недавнего времени въезд в город без пропуска был проблематичен, а на Балтийскую косу было вообще просто так не попасть. Знакомый местный житель рекомендовал нам оставить машину на пристани и на косу уйти на пароме без неё, т.к. всё, что нас там интересовало находилось в пешеходной доступности (как-же я был благодарен ему на обратном пути).
Пристань.
Небольшой паром, отойдя от пристани, взял курс на узкую полоску суши с песчаными пляжами и дюнами. Это самая западная часть России.
Половина территории косы принадлежит Калининградской области, половина — Польше, но в отличие от Куршской сообщение между частями невозможно – отсутствует пограничный переход. На польской стороне косы расположены неплохие курорты, на нашей же, из-за долгой закрытости этой зоны, подобное только начинает развиваться. На Балтийской косе расположен интереснейший объект - бывшая немецкая авиабаза Neutief.
Небольшой экскурс в военную историю. Уникальность этого объекта состоит в том, что он был построен на зыбучих песках. Тем не менее, несущие конструкции огромных ангаров выдержали испытание временем благодаря блестящим инженерным решениям, найденным их создателями. Аэродром функционировал и как сухопутный, и как гидроаэродром - с подсветкой огнями, установленными на водной глади гидрогавани, а сухопутные взлетно-посадочные полосы с подогревом были расположены под углом 45 градусов друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра. После войны долгое время аэродром использовался нашими ВВС как свой. Увы, время и люди привели его в довольно унылое состояние, но даже заброшенный и полуразрушенный он поражает своей монументальностью.
Немецкие беженцы на аэродроме Neutief в 1945, ожидающие посадки на корабль.
Сама коса Frische Nehrung играла в то время роль своеобразной "дороги жизни", по которой бежало на свою большую землю немецкое население и армия от наступающих наших войск.
Совершив «путешествие во времени» пора на паром. Увидев сколько автомобилей с «палаточными туристами» желает переправиться в воскресенье вечером с косы на «большую землю» порадовался, что изначально оставил машину там, ибо путь до Советска неблизок, а время не ждёт - впереди трудовая неделя. Ожидание бы растянулось.
В следующий мой летний приезд 2012 очень захотелось побывать на пограничном с Литвой Виштынецком озере. Дело в том, что Википедия говорит: «Виштынецкое озеро иногда называется «Европейским Байкалом» и это самое крупное, а также глубокое и чистое озеро Калининградской области.» (с)
Это меня дополнительно сподвигло продвинуть идею поездки туда. Советские ребята посоветовали базу отдыха на берегу, в пятницу вечером рванули туда прямо с работы с коллегами до воскресенья.
На Байкале я в 2010 году был в двухнедельном водно-палаточном турне с друзьями. На парусно-моторном катамаране обошли его половину, ну сравнивать нельзя, конечно.
Виштынецкое – по своему красиво и замечательно.
Граница проходит по воде, в ней плавают лебеди и пограничные буи. На другой стороне озера виден литовский городок Vistytis.
Просмотр улиц гугла, конечно, делает возможным заглянуть "через забор" – случайно увидел в нём как заканчивается этот городок в сторону России (вот так просто), очевидно, что за забором уже пограничная зона.
А впереди и чуть левее по берегу, похоже, примерно то самое место в России, где были мы.
Вышли в озеро на лодке с удочками, но скорее ради забавы, ну какое там…не время было для рыбы вообще. Купались. Хорошо.
Пограничная вышка слева – периодически «челноком» вдоль озера проходит моторка пограничников.
Аисты по дороге "туда и оттуда" попадались просто повсеместно.
На трубе.
Совсем невысоко от земли.
На электрических столбах.
Зарисовка из зимнего. Выбрались как-то зимой 2012 на нашу часть Куршской косы (как сейчас помню был день выборов). Проголосовав в Советске «удалённо» от места прописки решил отвезти ребят-коллег показать/погулять на косу. На КПП парка, при оплате проезда, дежурная у меня спросила - не возьмём ли с собой девушку до Морского, конечно, говорю, не вопрос. Сказала, не будет тогда брать с нас денег за въезд в парк косы, приятная такая мелочь.
Зима, мороз. Просто пару фотографий.