Сам по себе сегодняшний Шуш – небольшой домашний городок на автотрассе и железной дороге из Ахваза в Тегеран. Однако, по своей исторической ценности он не имеет себе равных. Что касается самого названия «Шуш», то оно, скорее всего, произошло от имени древнесемитского бога Шушинака, женской аватарой которого являлась небезызвестная вавилонская Иштар (то же корень «уш» - «иш»).
Местоположение таинственного города Сузы, упомянутого в Библии 23 раза, долгое время оставался для европейских ученых загадкой. И только в 19 веке французский археолог украинского происхождения Роман Гришман сумел установить, что небольшой город Шуш в юго-западной иранской провинции Хузистан и есть одна из величественных столиц вавилонской, а затем и древнеперсидской империй. Поскольку столетие назад иранское государство находилось в большом упадке, и персидские власти, раболепно склонявшиеся перед каждым европейцем, не могли, тем не менее, даже обеспечить безопасность ученых на окраине своей страны, фактически им неподконтрольной, Гришману пришлось на время раскопок выстроить небольшую крепость (!) в центре Шуша, чтобы своими силами защитить себя и других археологов.
В Шуше в один единый комплекс объеденены сразу несколько объектов-археологический музей, крепость Гришмана и руины дворца Дария. Всё это строго охраняется военными. В день нашего приезда вход для всех туристов был бесплатный. Музей расположен ближе всего ко входу. С него мы и решили начать.
На территории имеется небольшой уютный парк, где под открытым небом выставлены интересные артефакты. Таких каменных львов до сих пор принято устанавливать в Иране на могилах героев.
Перед самым входом установлена огромная база колонны, при этом на более мелких обломках мелькает орнаментика очень похожая на Персеполис. Сначала подумал что это все привезено оттуда, но потом быстро разобрался что к чему.
Парфянский барельеф с человеком в мешковатых штанах, похожий по технике на Конг-е Ашдар
В сам музей мы так и не попали-он был закрыт на обед, но судя по описаниям из интернета, мы не много потеряли. Поднимаемся под горку к крепости. Первое что бросается в глаза-огромное количество видеокамер. Строгие меры безопасности связаны с тем что в замке в данный момент находится какой-то военный объект. Ещё по дороге стало понятно что внутрь не попадем.
Эту симпатичную крепость вместе с развалинами величественных дворцов Гришман оставил в дар городу, и до сих пор жители Шуша поминают имя французского ученого с величайшим уважением и гордостью. Оно известно здесь даже детям и нищим. Как я и думал, вход внутрь крепости посторонним запрещен. На входе вооруженные часовые.
Крепость построена из не совсем обычных кирпичей. Хотя конечно в такое верится с трудом.
С высокого холма уже показалась наша главная цель, похожая на перевернутый рожок от мороженного.
Прямо напротив крепости находится дворец Дария (Ападана)
«По окончании сих дней, сделал царь [Артаксеркс] для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского. Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, [висели] на серебряных кольцах и мраморных столбах. Золотые и серебряные ложа [были] на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета. Напитки подаваемы [были] в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя» (Книга Есфирь 1:5-8).
Главным открытием Гришмана были, конечно же, величественные развалины южной резиденции древнеперсидских царей из династии Ахеменидов. По преданию, их приказал построить царь Дарий (по персидски Дарьюш) – тот самый, который наладил в своем огромном государстве первую в мире почтовую систему, состоящую из множества почтовых станций-караванов. Жители Шуша называют дворец «Ападаной», хотя в западной науке этот термин используется для обозначений такого типа зданий вообще. Стены дворца были сделаны из кирпичей, а многочисленные колонны – из камня.
Во дворце имелся парадный зал, зал для увеселений, помещение для царского гарема, три основных двора. Стены дворца были украшены рельефами с изображениями воинов и крылатых львов. Имелись тут также скульптуры, некоторые из которых вы можете видеть здесь и поныне.
Сохранилась также часть покрытия парадной царской дороги. Как и другие дворцы персидских правителей, Ападана была уничтожена македонской армией.
База колонны буквально собрана из мелких осколков и выглядит полноценно только с одной единственной видовой стороны.
«И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. И город Сузы возвеселился и возрадовался» (Библия, книга Есфирь 8:15).
Сегодня от некогда величественного дворца остались одни воспоминания, да кучка камней. Время не пощадило это место. Если честно, ни в музее, ни возле замка, ни на развалинах дворца делать нечего. Пока бродили по комплексу, водитель отъехал на заправку. Ждем его на автобусной остановке. Самое интересное -это то что в Шуше нет автобусов. Из общественного транспорта-только такси. А вот автобусные остановки есть!
В Шуше есть уникальное место – усыпальница иудейского пророка Даниила, оформленная совершенно так же, как иранские шиитские святыни! Возможно, именно Даниил впервые принес на эти земли почитание Единого Бога, и иранцы почитают этого пророка как и других пророков.
Усыпальница излюбленна нищими, которые тут особенно колоритны. В центре просторного двора расположен восьмиугольный бассейн с водой. Вход для мужчин и для женщин отдельный.
Бросается в глаза асимметричное расположение минаретов относительно основного купола. Раньше в Иране подобное мне встречалось лишь однажды -в мечети шейха Лутфаллы в Исфахане, но там это было обусловлено тем что мечеть вписывали в достаточно плотную окружающую застройку.
Женщины, как и в других иранских мавзолеях, заходят, накинув на себя чадру. Интерьер основного зала разделен на 2 части-мужскую и женскую. В отделке использована характерная для шиитских мавзолеев зеркальная мозаика и оникс. Высота свода совсем небольшая.
Помимо основного зала есть помещения для отдыха и молитв.
Прямо за усыпальницей находится река Карун, на берегах которой пророку Даниилу и явилось когда-то его видение.
«В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая.
Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался». (Библия, Даниил 8:1-4).
Продолжение следует.