--------------------
Ура, скоро отпуск! Турция - был. Египет - скучно. Хочется экзотики, но чтобы недорого и недалеко. Решено. Иран.
Что такое Иран? У меня были ассоциации с дядьками в белых чалмах. И фильмом “Операция Арго”, посмотрите, хорошее кино. Из нового, в 2022 году живо обсуждали наши санкции, на что Алексей Пивоваров снял репортаж, как Иран живет с ограничениями мирового масштаба более 40 лет. Ссылка на выпуск. https://youtu.be/W4keR51qGBs Что я точно знаю об этой стране, оттуда в Россию импортируют сельдерей и кока-колу. Больше вопросов, чем ответов. И вопросы ко мне от друзей и родных, - ты вообще ку-ку? - Да!
Катался ли кто-нибудь по Ирану на велосипеде? Отчетов немного, велотуристы колесили там в 2010 году, потратили 200 долларов за несколько недель, понравилось, я тоже так хочу.
План стандартный, сначала виза, потом билеты на самолёт, и уж после или по ходу подготовки - трек маршрута. Авиакомпании в 2022 году летали в Иран часто и много, Аэрофлот, Нордвинд, цена 15тр. В этом году я откопал билеты за 20 тр, с багажом 30 килограмм. И это прямой рейс всего 3.5 часа в небе. Аэрофлот или Mahan Air? Иранская компания победила. Не пожалел.
Велик конечно беру с собой, куда без него. У меня новый гравел Giant Revolt 2, 2022 года. Палатку брать? Нет, но спальник и надувной коврик все же взял. Одежки поменьше, одна сумка на багажник 20 литров, и одна на руль - 6 литров.
Главная и стартовая точка - Тереган. Оттуда можно уехать и улететь куда угодно по стране. Туристы обычно едут в “золотые” города Ирана. Кашан, Шираз, Исфахан, исторический Персеполис, и на море. Но я не такой, мне бы в глубинку. Поеду по побережью Каспийского моря. Интересно как там люди живут.
Нарисовал трек вокруг горной гряды Эльбурс. Мимо высочайшей точки страны, горы Демавенд, против часовой стрелки. Тут мой трек. Записан софтом Osmand на Андроид. https://www.google.com/maps/d/u/0/edit? ... sp=sharing
Виза в Иран необходима, я представлял себе процесс получения, как что-то невообразимое, допрос, кто ты, зачем едешь, чем занимался брат твоего прадеда? Однако все просто и легко. Консульский отдел Посольства Исламской Республики Иран в интернете находится здесь https://russia.mfa.ir/ru/generalcategoryservices/10351
Сначала заполняете анкету на сайте https://evisa.mfa.ir/en/ вам приходит ID, через несколько дней на почту приходит подтверждение, отказывают редко. Идёте в консульский отдел, сдаете паспорт, показываете бумажку с разрешением на выдачу визы. Оплачиваете в соседнем банке 3800р. Или чуть больше, при срочной подаче. Ждете 5 рабочих дней, забираете паспорт. Отдать или забрать документы может любой человек за вас, без доверенности. В паспорте не ставят отметки, штампы или наклейки. То есть был в стране, а проверить нельзя. Это на случай посещения других мест, например Израиля или США.
Сборы не очень долгие, но суетные. Велик катался в родной картонной коробке, карбоновая вилка требует отношения, и по габаритам вел больше старого. Зато в бокс можно напихать вещей до 30 кг, что и я сделал. На сайте Mahan указано, что велосипед можно провозить по габаритам и весу. Обрезал 10 сантиметров картона с одного бока коробки - влезаю!
Вещи брал почти летние, днем в регионе +25, ночевать на улице точно не буду. Вышло менее 10 килограммов снаряжения. Учитываю исламские нравы, шорты, но под них спортивные штаны в обтяжку. Удобно, не обгорю, и на вид прилично.
Перед поездкой купил новую видеокамеру DJI OSMO Action 3, до этого снял индийский поход первой моделью - понравилось. Пригодилась селфи-палка - штатив с треногой. Три аккумулятора, две флешки по 256Гб. Из электроники - смартфон с картами, разговорником гугл, справочным софтом для метро и навигации. Повербанк на 20тыс mAh.
День отлета, 16 мая. Шереметьево, знакомый терминал С. Год назад я летел отсюда в Индию. Третий этаж, сканер послушно проглотил коробку с великом, еще сантиметров 5 и не влез бы по высоте. Достать и показать ничего не просили. Большущий терминал с гигантским экраном. Вспоминаю прошлый год, отмену половины рейсов из-за всяких событий, теперь же все хорошо. Опять летим во все стороны.
Стойка регистрации прямо напротив входа. Начинается эпопея с оверсайз багажом. Как пойдет - неизвестно, истории всегда разные. Отдаю паспорт, справку о прививках, страховку и визу. Девушка все принимает, а потом смотрит на коробку.
- Что это?
- Велосипед по правилам вашей компании в упаковке, по размерам и весу подходит для багажа. (выучил наизусть)
Сотрудница не часто принимает велосипеды в багаж. Зовет старшую смены. Приходит иранка в платке. Думает, роется в телефоне, говорит, платить надо, если бы велик был в чехле или без него - легко, а так это оверсайз багаж. Странные правила. Решаю не качать права, а то еще не улечу. Сколько с меня? В итоге пошли на компромисс, оплата 8 килограмм груза сверх меры, 5500р. Логика непонятная.
Иду в окошко представительства Mahan Air, там сидит настоящий иранец, медленно роется в компьютере, говорит, нал? Карты не работают, переведи на сбер. Можно и так. Лениво оформляет багаж, выдает официальную бумагу с информацией об оплате.
Квест завершен, иду в приграничную зону, там куча молодых спецов в форме, меня выдергивает девушка, говорит, оверсайз туда. Проводит к большому сканеру. Велик быстро скрывается в недрах погрузочной зоны, до вылета полтора часа.
Погранконтроль. Человеков убрали, машину поставили. У кого паспорт начинается с цифры 75, те могут зайти в автоматическую кабину. Это удобно. Сую паспорт в сканер, система меня распознала, затем иду в кабинку, камера, тачскрин экран. Жму несколько кнопок, прикладываю отпечаток пальца. Всё - граница пройдена. Дальше секьюрити чек, стандартно. Не забудьте снять ремень. - Мужчина, разуваться не надо! А, это не мне.
Чистая зона. Мой гейт 138, за окном стоит он! Airbus 300-600, красавец, 4 двигателя, длинный. Не новая модель, да ему почти как мне - под 40 лет. Ни разу не летал на таком самолёте. Когда-то он был самым длинным в мире, потом появились лайнеры еще больше. На вид лайнер как Boeing 747, но без второго этажа.
Почти час до посадки, иду пить пиво, последнее за 2 недели, потом будет сухой закон. В этом я немного ошибся. Минут 20 оттягиваюсь, делаю пару постов в соцсети, звоню родным, и посадка. Очередь, захожу в хвосте, смысл? Багажа у меня нет, а пассажиров мало.
Идем через рукав - уважуха! На борту меня встретили иранки и иранцы, красивые, подтянутые, в отличной форме. Да и самолёт впечатляет. Компоновка 2-4-2, на каждом кресле мультимедиа дисплей. Много места для ног, свежие газеты. Места на полках много, пихаю туда свою шестилитровую сумку. Жаль место не у окошка.
В салоне разномастный народ, вроде и русских не мало, но иранцев больше. В кармашке кресла нашел чужой посадочный талон, кто-то летел из Дубая в Тегеран. Начинаем полёт, завели двигатели, даже не верится, что их тут 4 штуки, в салоне тихо. Буксировка от терминала, поехали на взлётку. Взлетаем без задержек, мягко и хорошо набираем высоту, пока, Москва, увидимся через две недели.
Вышли на эшелон. Загораются мультимедиа дисплеи. На большом экране в начале салона показывали взлёт с носовой камеры самолёта. На дисплее в каждом кресле есть кино, даже американское, музыка, книги, карта полета. И все работает, эту систему поставили явно не 30 лет назад.
Иду осматривать туалет. Он огромный! По сравнению с новым A320NEO, например Уральцев. Тут можно даже сделать зарядку. Чисто, есть спиртовые салфетки для протирки сидушки, полотенца, прокладки и крем для рук.
Разносят еду, ура, проснулся я в 6 утра, перекус был давно. Очень обходительные стюарды, пожалуйста, спасибо, что еще сэр желает. Еды много, по сравнению с сами знаете какими компаниями. Горячее, салат, второй салат, соус, хлеб, йогурт, пироженка, соль, сахар, вилка, ложка, газировка кола, спрайт, фанта, и потом чай или кофе. Я наелся. И это рацион для трехчасового полета. Плюс воды хоть залейся в отдельных бутылках.
Перекусил, надо поспать, нет, я пошел по салону, свободных мест много. Заполняют сначала хвост, а середина вообще свободная. Балансировка самолёта из-за меня не сильно нарушилась, сел у окна на целый свободный ряд. Какие виды! Высота, я тебя обожаю. Голубое небо, плотная пелена облаков, яркое солнце. После московской темени праздник для глаз. Много снимаю и фотографирую. Проводники не просят пересесть обратно, но часто ходят по салону.
Лететь оставается около часа, я прикорнул минут на 20. И сразу после этого начали снижение. Внизу начался Иран. Интересно, если бы летели западными линиями, алкоголь на границе также бы убрали, как в кино?
Весь полет не трясло, не бухало и не гремело, отличный борт, я еще хочу на таком полетать, правда экономически не выгодный, и не совсем экологичный. За двигателем можно было заметить плотный след выхлопных газов. Это на высоте 11 километров и хорошей скорости.
300 километров до Тегерана. Минут 20 в небе. Видны верхушки горной гряды Эльбурс. Проглядывается земля, два километра высоты, как будто смотришь гугл-карты. Тут я проеду на велике, а тут нет. Где зелень? Коричневая страна. Навигатор подсказывал мне где мы летели.
Посадка, мягкая и профессиональная. Махина A340-600 останавливается достаточно быстро. Рулим к терминалу, и тут надеюсь будет рукав, еще бы. На перроне стоят разные самолёты местных компаний. Meraj Air, Iran Air. У терминала много бортов Mahan Air. Жаль не видно ихнего Boeing 747, где-то летает.
Люди неспешно двигаются к выходу. Аэропорт имени Имама Хомейни, мне отсюда вылетать через две недели. Небольшое здание. Организовано хорошо. Метров 400 до погранконтроля по траволаторам. Первый пункт - тетенька в черном спрашивает вакцинацию, показываю 4 прививки спутником. Проходи.
Погранконтроль, разделение на иностранцев и местных, но сотрудники работают для всех. Минут 5 стоял, пограничник глянул на меня, паспорт, ткнул что-то в компьютере - велкам ту Иран! Отметок никаких, распечатку электронной визы не смотрели.
Теперь багаж, куда я без велика. Зал прилета и зал багажа как обычно объединены. Вполне современно. Ленты, телевизоры с рекламой. Портреты Аятоллы Хомейни и его преемника Ибрахима Раиси. Теперь я буду видеть их везде в Иране.
Пассажиры получили обычный багаж, а откуда вылезет моя коробка? Выгрузят из лифта, придет мужик в робе, скажет - вот твой байк. Нет, из-под шторки неработающего транспортера я слышу возглас на фарси, и понимаю, что это кричат мне. - Твой велик в коробке? - Ага, мой. - Ща, забирай. Вел пропихивают прямо под шторку, первый раз так багаж получаю. На вид все целое, пара вмятин.
На выходе из багажной зоны стоит еще один сканер, тут смотрят, есть ли алкоголь. А у кого есть - отбирают, и по слухам даже стучат палкой по жопе. Сую в сканер коробку, мужик задумчиво смотрит на нее, и спрашивает, велосипед? Конечно, кататься приехал. Я его удивил. Пропускает.
Такси до города, до хостела. Читал в России как и куда обращаться. Забыл всё. Подходят бомбилы, куда без них. Нет, иду к официальной стойке, спрашиваю, что почем? Средняя цена 10 долларов. Тетенька на хорошем английском говорит, 12, у вас коробка. Сойдет. Меня берут в оборот таксисты, они даже в форме. Один, лет под 60 берется везти меня в своей зеленой фирменной машине, которой лет как самолёту, на котором я прилетел. Коробку с велом пихаем на заднее сиденье, меня на переднее место. На переднем стекле наклейка “Tourist taxi by Hitro”. “Это что-то типа Яндекса, ездят по всему востоку, есть приложение для смартфона. Значит я в правильной машине.
Ура, теперь час расслабления и осмысления того, что я уже в Иране. Еще не доходит. По дороге развлекаемся разговорами, водила чуть знает английский, не первый год в такси. Рассказывает про страну, обычаи, показывает мавзолей Аятоллы Хомейни, который расположен далеко за городом. По дороге говорю, как бы мне оплатить проезд, только 100 баксов есть бумажкой. - Не проблема, звонит кому-то, говорит, щас поменяем в ювелирном магазине в городе.
Я выучил фразу - мерси, спасибо. И знал, привет - салам! Въехали в Тегеран. Скорость замедлилась, пробки, смог. Как все это знакомо. Практически Индия. Движуха, непростая, очень много мотоциклов, мало светофоров, бегающие пешеходы. Хаос. И как я тут на велике поеду. Да уж, обратной дороги нет.
Заезжаем в обменник, собираюсь идти, водитель говорит, да я сам схожу. Я ему доверяю. Хотя 100 долларов - возможно половина его зарплаты в месяц. Через пять минут довольный возвращается с толстенной пачкой денег. Я конечно ожидал чего-то подобного, но 200 грамм купюр, толщиной 4 сантиметра - это слишком. Драйвер смеется, вот у нас такая инфляция, тут более 4 миллионов иранских риалов. Мне не смешно, как с этим тут ездить, половина сумки денег.
Едем в хостел, место известное, недалеко от площади Бахарестан и одноименной станции метро. Называется жилище - Heritage Hostel. У них есть сайт с русским языком, модуль бронирования, отличная поддержка, куча сервисов, от обмена денег до туров по Тегерану и стране.
Расчет с водителем происходит как и везде потом по стране, я сую ему всю пачку денег, он честно и тщательно отсчитывает около 500 тысяч. Я смотрю на это с широкими глазами, пачка почти не уменьшилась. Прощаемся довольные друг другом.
Неприметная дверь хостела, звонок с камерой, это хорошо. Внутри уютно, с первого шага. Девушки на стойке улыбаются и приветствуют меня. У меня номер на две ночи. Быстро находят бронь в базе. Оплата долларами. Сдача часть баксами, часть иранской валютой, пригодится. Номер в сутки стоит 27 евро. Не очень дешево, но могу себе позволить. Тем более это столица!
Давно я не жил в хостелах. Этот - образцово-показательный в моем мировом рейтинге. Два больших здания. Есть дормы - многоместные номера от 4 до 12 коек и всякие приватные комнаты, как в обычном отеле. Также во дворе стоит несколько деревянных домиков, душа и туалета в них нет, но в целом приемлемо.
Огромный плюс этого жилья - большой внутренний двор, где можно напиться чаю в любое время, позавтракать, это входит в стоимость. И перекусить своей едой. И самое главное отличие хостела от отеля - общение. Здесь встречаются самые разные люди со всего света. Найти собеседника на вечер легко. Скажите: - Привет, откуда ты? И всё. Может быть удастся найти компанию для прогулок на день, а возможно поездки в другой город. Мой друг из Индии, с которым познакомился тут через пару недель так нашел свою любовь из Исландии.
Иду приводить себя в порядок в номер. Велик в коробке затащил туда же. Завтра соберу, а послезавтра старт велопробега!
Длинный день подходит к концу. Надо еще перекусить где-то. Следуя китайскому правилу, иду прямо и направо. Не тут то было. Нашел магазин сувениров, еще один и еще сто штук. А еда где? Я первый раз в Тегеране, и такое вот гостеприимство. Чувствую, что надо отойти от большой улицы и понюхать воздух. Точно, местечко с мясом, жаровней и освежающими напитками. Гугл-камера перевела эти надписи, как гость, обед, сэндвичи.
В кафешке сидит клиент за столом. Вспомнив еще один прием, показываю на его блюдо, вот то же самое и мне. Товарищ оказался англоязычным, и перевел все, что я хочу. Ура, спасибо, чувак, первый контакт за дверями хостела состоялся.
Итак, это называется гамбургер, как на картинке, вы бургера не видели? Но это Иран. Длинная булка, багет, длиной сантиметров 30, внутри курятина, овощи, соус. И еще попросил колы. Пива же нет. А так хочется. Приехал в безалкогольную страну - веди себя прилично.
В итоге я съел этот бургер полностью. И не подавился. Выпил две местных колы и не лопнул. Достаточно вкусно для стритфуда. Сидел на столике прямо на улице и подышал новой страной. Это очень интересное занятие, когда чувствуешь себя первооткрывателем, и знаешь, что практически никто из твоих знакомых и друзей не был здесь. Иран не самое популярное место для туризма. Тем более велотуризма.
Иду обратно в хостел. Решил сделать круг через площадь Бахарестан. Машин в этот час меньше, мотоциклов чуть меньше. Приятная прохлада, 24 градуса. Иду, осматриваюсь. Жизнь кипит. Люди покупают продукты, другие товары. На меня озираются, но не сильно, чтобы прямо каждый встречный. Перехожу оживленную дорогу, сижу на площади, записываю пару видео о своих первых впечатлениях об Иране.
Теперь спать, в хостеле суетно, тусовка идет вовсю. Местная неформальная молодёжь в татухах и пирсинге рассказывает иноземцам из европы про свою культуру, как они продвигают творчество и самовыражение в Иране. Интересно, но надо спать.