Мы очень любим путешествовать по Кавказу, как по нашим регионам, так и по закавказским республикам, поэтому, в принципе, знали, чего ожидать и как готовиться. Настораживало, что для поездки в мусульманскую страну у нас опять не было мужчин в коллективе… В итоге все опасения оказались напрасными, но обо всем по порядку.
В структуре отчета первая часть - это скучно-нудные, кому-то полезные заметки по стране, вторая – много фотографий и конкретных описаний посещенных мест.
Даты поездки с 28 апреля по 10 мая 2019 года.
Заметка №1. Азербайджан очень непростая для планирования путешествия страна. Наверное, первый раз я потратила столько времени на поиск информации о местах, которые стоит посетить. Оговорюсь сразу - это не касается Баку. Процентов восемьдесят отчетов и сведений в Интернете именно о столице и близлежащих к ней районах (Абшерон, Гобустан). Еще более или менее раскрыта тема Хыналыга, Шахдага, Шеки и Лагича. Но даже по ним очень сложно найти конкретные данные. Простой пример - Шахдаг входит в список лучших горнолыжных курортов бывшего СССР, но нигде в Рунете нет информации о времени начала его работы в летний период.
Проковырявшись где-то месяц по форумам, отчетам, заметкам и картам, план был готов и визуально выглядел вот так:
И первый раз в нашем гуглдоке с маршрутом по части мест не было ни координат, ни описания дороги – только название населенного пункта с комментарием «нужно разбираться по ходу дела».
Разбивку по дням мы прикидывали абсолютно примерно; отели не бронировали заранее, правильность такого решения потом подтвердилась практикой. Из-за отсутствия конкретной информации ты не знаешь, сколько времени потратишь на то или иное место, и куда поедешь потом.
Заметка №2. Именно по этой причине в нашем отчете писать о Баку не будем. Власти Азербайджана пытаются приблизить этот город к уровню Дубая – небоскребы, Формула 1, развитие туризма, к сожалению, забывая про оставшуюся часть страны. Но именно эта оставшаяся часть и поражает своей красотой и природными контрастами: от белоснежных вершин и зеленых альпийских пастбищ, цветущих садов до каменистых ущелий, степи и пустыни и, конечно же, моря, – все-таки 9 из 11 типов климата.
Несколько фотографий ночного Баку все-таки выложу. Нужно же разбавить большое количество текста.
Кроме природных различий, также необходимо отметить разительный контраст между уровнем жизни столицы и глубинки.
Заметка №3. Если вы посещали «Страну, которую нельзя называть» и/или «Страну, которую нельзя называть совсем». Такой терминологии мы придерживались в разговорах между собой, чтобы не привлекать внимание и не нарваться на конфликт с местными, так как вольно или невольно эта тема всплывала. В Баку мы прилетели поздно ночью, в загранпаспортах армянских виз не было (благо сейчас въезжать в эту страну можно по российскому паспорту), поэтому никто ничего у нас даже не спросил.
Заметка №4. Гостеприимство. В моем личном рейтинге сменился лидер. Дагестан переходит на почетное второе место и вперед вырывается Азербайджан. Есть еще, конечно, шанс, что пальму первенства может отжать Грузия, но пока в эту страну мне нельзя.
Итак, если вы в Азербайджане (особенно в глубинке), то у вас обязательно спросят, все ли в порядке и не нужна ли помощь, эту помощь предложат, и реально помогут, напоят чаем (любители кофе, особенно заварного, вам в этой стране придется страдать), предложат ночлег и не в коем случае не возьмут за это денег. Азербайджанцы просто будут рады пообщаться с туристами, вспомнить русский язык, посожалеть о временах СССР.
В Кубе (Губе) среди ночи нам бросились помогать искать отель, в Гусарах угостили праздничным обедом в честь дня рождения одного из пригласивших (еле выкатились), в Гахе жили бесплатно в элитном коттедже, хозяева которого уехали в отпуск, про Сюнди вообще будет отдельная история – и это только часть примеров.
О чем реально сожалеем, что из-за ограничения по багажу в 10 кг. (а одна девушка у нас летела только с ручной кладью) не получилось взять сувениров и подарков для местных.
Заметка №5. Все-таки пять девушек. Да – проблема у нас с желающими активно путешествовать лицами мужского пола.
Как ни крути – в Азербайджане много туристов. Причем иностранцев. В том же Хыналыге местные гораздо лучше говорят и понимают английскую речь, чем русскую. К мавзолею Дири Баба вообще подвезли автобус с китайцами. Поэтому путешествующие без мужчин девушки нигде удивления и агрессии не вызывали. В Баку вообще достаточно спокойно можно было ходить и в коротких юбках, и в шортах, и с декольте. Судя по общению с местным, с точки зрения религии и отношения к женщине в Азербайджане все более демократично, чем в той же Чечне.
В прокате нам досталась ярко оранжевая Киа Спортейдж. При общих консервативных цветах автомобилей и отсутствии женщин за рулем в районах мы, конечно, производили впечатление – на нас оборачивались, притормаживали, чтобы поверить своим глазам, но не сигналили и ни малейшего хамства не проявляли.
Заметка №6. Русский язык. Как уже здесь на форуме неоднократно отмечали, представители поколения, выросшего и жившего в СССР, по-русски спокойно общаются – кто-то лучше, кто-то хуже. Но и многие молодые люди тоже владеют великим и могучим. Проблемы с общением нигде не было – если наш собеседник не говорил на русском или говорил плохо, тут же находился переводчик. В Хыналыге общались на смеси русского и английского, в особо сложных случаях используя гугл-переводчик на азербайджанский. Как говорится, успех коммуникации зависит от желания понять.
Заметка №7. Аренда автомобиля. Лично я без машины самостоятельное насыщенное путешествие уже не представляю. Очень правильным было и решение взять кроссовер с полным приводом и нормальным дорожным просветом. Стоимость с учетом страховки (при франшизе 200 долларов) – 55 долларов в день. Наверное, это не дешево, но, по моему мнению, лучше сэкономить на каком-нибудь отеле, чем на автомобиле, от которого зависит длительная и активная поездка по не всегда цивилизованным местам. Киа, наша «Апельсинка», 2011 года, видимо, неоднократно пострадавшая в ДТП, но в хорошем техническом состоянии. Ни разу не подвела – уверенно карабкалась и круто в горы и по совсем не ровным дорогам. Как и обещали прокатчикам, по бездорожью мы не ездили))), но проселочные дороги – это же не бездорожье))). К ренткару вопросов нет – все вовремя, как договаривались, никаких придирок или попыток развезти. Пригоняли в наш хостел в Баку, забирали оттуда же. Машину после поездки мы не мыли – заплатили 15 манат, депозит вернули без проблем.
Бензин 92ой 90 гапиков, примерно 35 рублей. АЗС везде много – мы заправлялись на Азпетрол и Лукойл. Итого, по нашим прикидкам, за 9 дней на транспорт мы потратили чуть больше 8 тыс. с человека - рублей, конечно.
Заметка №8. Дороги и движение. В Баку попали на финал Формулы 1 – вот именно, что попали!
Центр города был перекрыт, везде жуткие пробки. Но мы сделали ход конем и подстроили под него маршрут – машину нам пригнали вечером, а выезжали мы рано, в 4 утра следующего дня. Когда вернулись обратно, трассу уже разобрали, и проехать по городу стало проще. Но все равно скажу – в Азербайджане бараны по альпийским лугам ходят более организовано, чем водители в Баку: эти все время куда-то лезут, перестраиваются, вклиниваются, только усугубляя своими действиями заторы. Хорошо, что хоть, по сравнению с прочитанными ранее отчетами, сейчас местные научились пользоваться поворотниками. В утренние и вечерние часы пик на всех более или менее значимых перекрестках Баку работают регулировщики. В районах движение спокойное, машин мало.
С парковками в столице все очень плохо, особенно в центре. Как они вообще умудряются ставить автомобили так близко друг к другу (в частности при параллельной парковке), а потом выезжать? В общем – рекомендовать ездить по Баку на своей/арендованной машине я не буду, нервная система дороже. Тем более, что очень хорошо работает такси. По совету местных мы пользовались 189 TAXI (это такое название), скачав приложение в Google Play. Регистрация только через местную симкарту. Но, если им звонить, то на линии работают, в том числе, русскоговорящие операторы.
В Баку дороги хорошие – особенно трасса Формулы 1 . А вот, выехав за город, уже появляются вопросы. Во-первых, освещения дорог фактически нет. Когда ехали из Кубы в сторону Баку на V-образной развилке едущий впереди автомобиль ее просто не увидел и на скорости проехал прямо, врезавшись в кучу камней. Во-вторых, очень много ремонтов, причем, видимо, затянувшихся.
По конкретным трассам:
1) М1 от Баку до Кубы еще нормально, хотя есть ямки, обратно почти один сплошной ремонт.
2) М4 вначале офигенно, потом достаточно продолжительный участок с ремонтами.
3) М5 от Шеки до Евлаха просто срыта до грунта, и временную дорогу или объезд никто не сделал.
4) М2 и М3 хорошие двухполосные трассы с ограничением на некоторых участках вплоть до 120 км/ч.
Много кругового движения: на 500х метрах дороги может быть 3 круга, в некоторых местах кругами реализованы съезды с развязок. Знаки приоритета при этом часто отсутствуют, поэтому лично мне не всегда было понятно, как их проезжать, так как круг не всегда главный. Более никаких особенностей движения подмечено не было – все как у нас, только нештрафуемое превышение +10.
Работников дорожной полиции очень много. Еще больше камер, камеры, кроме стационарных, есть и на всех машинах ДПС. Антирадар мы не брали, но видеорегистратор повесили. Ездили не быстро, поэтому на штрафы не нарвались. Вообще обо всех камерах стоят предупреждающие информационные таблички. На серпантинах любят ловить за сплошную.
Нас останавливали дважды. Первый раз, когда мы только начинали автопутешествие и выползали от нашего хостела – так как делали это медленно, заподозрили в алкогольном опьянении. Второй раз недалеко от Шеки пытались развести за «въезд на круговое движение без поворотника», хотя сами стояли метрах в 50 от этого круга. Разводить у них получалось плохо, так как по-русски они не говорили, а у нас к этому времени уже начала собираться коллекция номеров местных – стоило только позвонить и назвать азербайджанское имя, сразу «пожелали счастливого пути». Кстати, МВУ у меня есть и в прокате его требовали.
Заметка №9. Связь. Покупали местные симки оператора Azercell: 5 манат + интернет-пакет 5 Гб еще 10 манат. Интернет работал везде нормально, кроме, пожалуй, Хыналыга. Для навигации использовали оффлайновые карты MAPS.ME.
Заметка №10. Сувениры и рестораны. Невольно напрашивается сравнение – в Азербайджане нам больше понравилась кухня: более разнообразная, много супов, шашлык приготовлен вкуснее (несмотря на то, что из баранины), различные блюда из рыбы, - но с ереванским сувенирным рынком «Вернисаж» никакие палаточки и магазинчики в Ичери Шехер не сопоставимы. Много продается ковров и ковриков, металлической посуды и в принципе изделий из металла, в том числе в форме граната, керамическая посуда и керамические гранаты, различные варианты армудов, платки и палантины, всякие папахи и другие элементы национальной одежды, сувенирное оружие – мне наиболее аутентичным и интересным показались картины, написанные с использованием нефти.
Что удивило – так это отсутствие в Баку даже в очень крупных супермаркетах нормальных сыров и копченого мяса, особенно из числа европейских-«санкционных». Поэтому в дороге приходилось перекусывать финиками, орешками и бананами. В мае уже продавалась местная клубника, черешни пока не было.
Азербайджанское вино – вкусное и недорогое. Пили и Ивановку, и Габалу, и других производителей – цены в пределах 3-7 манат за бутылку. Мне очень понравилось гранатовое сухое – Az-Granata. С пивом дела похуже, местного практически нет – в основном продаются известные бренды, много турецкого Эфеса.
По покупке алкоголя, сладостей, чая и других подарков домой – не доводите до Duty Free, цены там значительно выше, чем в азербайджанских магазинах.