Повод закончить рассказ о грузинском мотопутешествии июля 2015 года выглядит совсем неординарно. О Грузии вспомнил неожиданно 23 декабря, когда пролетал над чудесной гостеприимной республикой по длинному пути с Украины в Индонезию, в очередную зиму «душить мототоксикоз» в теплых тропических краях.
Два слова о декабрьской дороге, путь впрямь получился эпическим: двое суток со сном в аэропорту и самолете. Выехали с Глухова утром 22 декабря на микроавтобусе, 600 км пути, наконец в 24-00 мы в Шереметьево, перебиваемся до 6-30 утра и вылетаем в Рим, там переезд в терминал Н, 4 часа ожидания, посадка в рейс до Гонконга – 11 часов прямого лета, так долго летать за один присест не приходилось, максимум – прямой рейс Киев – Бангкок, 10 часов лета.
Потом с Гонконга еще 3500 км и 4 часа лета до Денпасара, где дописываю эти строки.
Наблюдая за экраном монитора показывающий маршрут полета над бывшими республиками Советского Союза, ловишь невольно себя на мысли о детской мечте сорокалетней давности – побывать во всех 15 республиках СССР, 14-ть уже за плечами, остался один Туркменистан, куда надо делать пятидневную транзитную визу, по другому на мотоцикле не въедешь. Так вот невольно сидя в самолете с совсем другими планами и задачами появляются новые планы, причем не такие уж и не выполнимые, учитывая далекую мечту солнечной юности, как у Макаревича, заезженная фраза:
Мечта, не снижая полета,
До заветной до цели достала…
И мечтой уже быть перестала.
Все мы в жизни к чему-то стремимся, в этом плане путешествие в Туркмению не совсем плохой вариант для собственной самооценки и удовлетворения личного самолюбия. Будет видно по весне, только план на майские 2016 года попасть в Ашхабад стал еще привлекательнее после фотографии маршрута полета до Гонконга.
Солнечная гостеприимная Грузия под нами, вспомнил тбилисского хохла Женю, москвича Диму и одессита Володю с которыми в компании катали Сванетию через Ушгули – веселая поездка июля 2015 года. В Грузию снова охота ехать – набираться положительными эмоциями на год вперед от общения с местным добродушным людом.
Тогда, в июле месяце наша компания неожиданно распалась по дороге в Батуми, с Женей понятно, ему надо было в понедельник на работу. Дима и Володя, как говорится, на переправе неожиданно решили сменить коней – план объехать всю Грузию по кругу вызрел в умах нашей троицы еще до попадания на грузинскую землю, т.е. каждый дома к этому готовился, но все же вышло не совсем так.
Да, бывают планы меняются.
Волна воспоминаний нахлынула неожиданно и очень ярко, с мелкими подробностями полугодичной давности. Открыл нетбук и начал писать, пару стаканов красного сухого вина принесенными по моей просьбе стюардессой (якобы один мне, один для супруги), оживили память и по своему скрасили монотонный гул реактивных моторов громадного лайнера.
Приехав вечером 6 июля в Тбилиси, сквозняком проехав с Батуми старую аджарскую дорогу и курортный Боржоми, причем от моря тронулся после обеда в три часа дня, к 9-30 вечера без труда нашел Женин дом. Договорились по телефону о встрече в 22-00, у него еще были рабочие моменты на фирме. Ждать пришлось не долго.
Даже не верилось, что еще вчера мы вместе были в Сванетии, а позавчера бродили по пещере Прометея в Цхалтубо и по ночи приехали в горную Тсану. Какие насыщенные событиями оказались эти двое суток.
Дима с Володей уехали утром в Вардзию. Мне же хотелось только ночь передохнуть в Тбилиси, чтобы утром поехать в Ростов к родственникам. Интенсивность наших горных покатушек очень даже сильно напрягла мозги – впечатлений море и продолжение путешествия по Грузии уже никак не вписывались в рамки умозрения собственной головы, которую просто срывало от увиденного здесь за последние десять дней.
Женя это тоже понимал, вечером мы никуда не поперлись, как в прошлом году, просто обсудили планы на завтрашний день и отбились во сне. Утром Женя решил помочь мне с проводами, главный вопрос – бортировка резины, никакой самодеятельности, сразу поехали на местный шиномонтаж. Даже там мастер умудрился пробить камеру переднего колеса, чувствуя вину за собой, он повторно сделал колесо, вставив свою новую камеру, мою с дыркой от монтажки, быстро заклеил и отдал в презент. Деньги за новую камеру брать категорически отказался.
Ну что ж, пусть будет так. Сделал фото мастерской, в которой перебортировали и отбалансировали резину на станке, обменялись фейсбучными адресами, я сказал, что обязательно подружусь в Фейсбуке и напишу о мастерской – отличные ребята работают на шиномонтаже автобазара в Тбилиси.
Упаковав все вещи, теперь вместе со "злой" резиной на борту, заехали к Жене на фирму попить на дорожку кофе, тепло расстались с уговором о встрече в следующем году. Возможно приеду покататься на лыжах в Гадаури, Женя, как большой горнолыжный любитель приглашал на зимний отдых в Грузию – время покажет.
К 12-00 отправился в сторону России.
Дорогу с Тбилиси на Крестовый перевал нашел без проблем и лишних заморочек. В первом придорожном селе купил две фляги вина по 2.5 литра, прикрепил под чехлы боковых сумок, довез в Новочеркасск без проблем и в Украину тоже, пили потом с удовольствием под шашлычок.
Ближе к перевалу погода испортилась, пошел промозглый, холодный осенний дождь, на высоте 2000 метров дождь теплым не бывает. Туман опустился просто молочный, с видимостью 10-20 метров, да-ааа, в горах по такой погоде лучше сидеть в баре, пить чай. Надел дождевик, решил ехать дальше. После перевала туман немного рассеялся, ехать стало легче, зато пришла другая проблема, стала загораться красным цветом лампа АБС на приборке. Знал, что такое иногда случается, когда попадаешь на дорогу с грязью и водой, но все равно красная лампа давила на психику. Несколько раз останавливался, выключал зажигание, потом снова заводил и ехал вперед.
Как «лекарство» от такой «поломки», надо промывать тормозные колодки водой, со временем, когда выехал на чистый асфальт, все стало на свои места. Красная лампа поломки АБС шалить перестала.
На таможне, объехав очередь, подъехал к самому КПП, пропустили без проблем. Погранцов тоже быстро. С временным ввозом получилась заминка через очередь, час стоял бестолку, как «белый негр» среди ар и азеров, потом грузин-дальнебойщик всунул меня в свою очередь, когда разговорились, что был на мотоцикле в Шатили и Омало. Даже здесь, на таможне в очереди чувствуется отличие (естественно в лучшую сторону) грузин, от остальных народностей Кавказа.
За два часа таможню прошел. По Владикавказу погонял на перегонки с парочкой белых заниженных приор – отжигает местная молодежь, да только куда им угнаться за «Гусем-800», но было прикольно.
Два года не мог попасть в гости к товарищу по сайту Мототревелс – Олегу Агроному, проезжая через Пятигорск, в этот раз хозяин-эндурист был на месте. Встретил на авто на заправке, поехали куда-то в сторону по отворотке. По пути попалась кучка ментов и разбитая в лоб по встречке белая «Приора», что-то у них с мозгами не так, у ребят катающихся именно на белых «Приорах», наверное особенности местного менталитета.
Посидели в компании в гараже Олега, привез пляшку украинской горилки, поговорили, попили кофе, оставляли ночевать, но что ночевать, когда через 500 км родная семья ждет.
Спасибо за кофе, полетел дальше. Люблю ездить по ночам – движения минимум, ментов с фенами тоже, как и фотоаппаратов, погода класс – жара спала, спать иногда хочется, но одну ночь ехать можно на кофе и энергетиках.
В этот раз с милицией (какая нах ПОЛИЦИЯ с такими совковыми замашками) вышел небольшой конфуз, где-то часа в 2 ночи в городе Кропоткин останавливает на перекрестке дежурный ГБДДешник:
Обошел вокруг мотоцикла, посмотрел на номер LOTOS, так оставленный на байке после Грузии и таможню с ним прошел, смотрели только техпаспорт.
- Ваши документы, не причин остановки, не представился, рядом «жигули» ментовская. Мне уже спать хотелось, как раз лишняя остановка получилась к месту. Отдал техпаспорт и права. Он ушел к машине, стал куда-то звонить, «пробивать» техпаспорт. Минут 10 это все затянуло, потом отдал документы назад, за личный номер, который по России не катит, ничего не сказал. Разъехались, пожелав счастливого пути, первый раз остановили на байке на дороге за последних полтора года езды по дорогам России.
Как-то незаметно выехал на олимпийскую трассу, перед Ростовом вышла заминка – пробка через жуткую аварию. Начал объезжать справа, легковые пропускают без проблем, зато наши «профессионалы» на фурах пару раз виляли вправо, пытались не пропускать.
Один из таких «профессионалов» чересчур сильно наверное вильнул вправо, чтобы не столкнуться пытаюсь уйти правее, там ремонт дороги и насыпь со свежим грунтом. Не удерживаю равновесие, валюсь вправо на бок в мягкий грунт, сам перекачиваюсь через голову, захватывая шлемом свежей рыхлой земельки. Становлюсь на ноги, глушу байк. Самому точно не поднять заваленный вниз с бугра, пытаюсь волоком стянуть на дно кювета – получается не очень.
Выхожу на дорогу, где авто практически стоят в ночной пробке. Парень с «Рено-Логон» вызвался помочь. Вместе стягиваем груженый байк вниз буквально за 5-10 секунд. Благодарю за помощь – все вроде целое, только немного свежей земли набилось между сумками.
Бывают в жизни огорченья. Всего-то в 60 км до дома в Новочеркасске. Завожу и вперед по кювету, потом снова выехал на дорогу, увидел причины пробки – авария с кучей авто, не дай Бог.
Ранним утром был дома у родственников. Выспался до обеда, загрузили байк в микроавтобус, решили сразу ехать домой. На вечер тронули в сторону Украины в объезд Донецка по трассе М4 до Богучара, потом на Кантемировку – Белгород – ночью не так жарко в микроавтобусе без кондиционера. Дорога Богучар – Белгород в ночное время практически пустая, что только облегчало наше передвижение в сторону дома. Вторые сутки в дороге, супруга часа три проехала сама, когда под утро вырубился от усталости.
В 7-00 были в Сумах у квартиры, часа два перед этим проехали очень интересные села в районе Белгорода, все ухожено и выкрашено, с отличными дорогами, прям даже не верилось, что такое может быть в российской глубинке – отрадно, что соседи жизнь наладили, есть с кого пример брать.
Совсем рядом с Сумами - 50-60 км, только по другую сторону границы и совсем другая ситуация в жизни людей - чистый асфальт без ям, стриженные газоны, аккуратные магазины оставшиеся еще с советских времен. Просто сказка какая-то!!!
Когда дома вытянул с микроавтобуса «Гуся-800» без ветрового стекла и так немного поездил по городу, отчетливо понял, как мешало именно высокое стекло «Бионди», там, в горах Грузии. Вдруг поеду еще на «Гусе» по горной Грузии, обязательно сниму ветровик на равнине, перед горами, так будет намного удобней рулить и безопаснее.
Такой неожиданный практический вывод, после небольшого проката на «Гусе-800» по дорогам Украины без ветрового стекла, которое несомненно надо на асфальтовой дороге при скоростях выше 100 км/час, по пути до той же Грузии или в Мурманск на Мотобухту.
Все таки в горах лучше ездить без стекла - впредь буду знать, так намного удобней "рулится" по ямам и горному грейдеру.
Горная Грузия - до новых встреч! Нулевой километр в Омало, только побывав у этого столба можно действительно прочувствовать на "своей шкуре" всю прелесть мототуризма.
По дороге к этой отметке будет все: мандраж и прилаживания, неожиданные всплески адреналина на краю горных пропастей и красота цветущих альпийских лугов, а какие запахи цветов, пьянящие ваше воображение !! И конечно же сугробы снега даже в жарком июле-августе.
Вас ждут незабываемые впечатления и острота чувств от реальной опасности.
Так вышло, что отчет получился с эпилога.
Начало добавлю сразу с Нового года.
Карта первой части трипа по Грузии.
Карта второй части пути.