С пересадками - прямой поезд стоит, как самолет.
Сразу оговорюсь, почему мы (я и мой МЧ) не полетели самолетом: пока думали, хороших билетов не осталось, а остались только очень дорогие. Поэтому, изучив тему жд, мы решили ехать на поезде через Брест и Варшаву. Получилось в два раза дешевле: прямой поезд Берлин - Москва стоит от 180 евро, мы же потратили 3 с половиной тысячи рублей за одного. Это плюс.
Минусов больше: двое суток в пути, второй класс, куча пересадок.
Хотя плюсы тоже есть. К примеру, мы увидели из окна поездов Польшу: вряд ли бы мы туда поехали специально. Кстати, в эту страну меня больше не затащить - абсолютно не понравилась, серая, грязная и неинтересная. Может, все дело в зиме, не знаю НО в Белоруссии тоже зима, а выглядит она красиво и ухоженно.
Итак: в Бресте экологический сбор сейчас не платится. Вернее, он уже включен в стоимость билета. Стоит билет что-то вроде 11000 белорусских рублей. Прямо в зале международных касс есть менялки, где можно купить белорусскую валюту. Поезда в Тересполь сейчас ходят три раза в день. На сайте польских железных дорог http://www.rozklad-pkp.pl можно посмотреть расписание.
Учтите, что Брестский возкал большой и непонятный. Указателей довольно мало, сходу можно и не сообразить, куда бежать. Мы делали так: занимаем очередь в кассу, спрашиваем, сколько стоит билет, бежим в менялку, просим продать нам столько-то белорусских рублей, получаем, бежим обратно. Покупаем билеты, Спрашиваем в очереди, где таможенный зал, и бежим туда.
Мытня (Белорусская таможня) медленная (если что-то везешь с собой, надо заполнять декларации - есть на русском, английскои и белорусском языках). Есть собаки, которые ходят по залу и обнюхивают сумки пассажиров.
Проходите таможню и садитесь в электричку. Ехать недолго. Если пассажиров мало, польские таможенники управляются быстро. Мы вышли из электрички в Тересполе где-то через полчаса после посадки.
Таможенники и погранцы заходят с двух концов поезда, лучше садиться или в последний, или в первый. Вопросы пограничников: куда едете, с какой целью, сколько у вас денег, покажите бронь отеля.
Таможенники спрашивают, есть ли водка и сигареты.
При мне (вернее, в отдельном помощении, но дверь в него не была закрыта) у 60-летней тетки достали из-под куртки кучу пачек сигарет, то же нашли и у молодого, модно выглядящего парня.
В Тересполе ремонт вокзала, там довольно грязно. Ничего особенного и красивого я не увидела.
В менялке (kantor) купили полские злотые, потом пошли в кассу (там все довольно рядом) и купили билеты до Варвашы. По умолчанию нам продали до Варшавы Заходней, то бишь Западной.
Билет с двумя пересадками, что указано, в принципе, на билете, но уж расписание, будь добр, ищи сам )))) Вообще билеты у них крайне непонятные. Хорошо, что от Бреста с нами ехал парень (ехал, кстати, в Амстердам, привет ему!), и мы держались рядом с ним. Вместе доехали почти до Варшавы, но на Минске Мазовецком мы что-то растерялись и вышли.
Постояли на перроне полчаса, съели по бутеру, и сели в другой поезд.
Итак, мы в Варшаве. Нам предстоит купить билеты до Берлина. Как это сделать и какой должнен быть поезд, я представляла пока еще довольно слабо. Так что приключений еще впереди ))))
Отдельно про ужасы польских железных дорог.
Не буду говорить про грязь, холод и бомжей на вокзалах, хоть этого мы и не ожидали. Все-таки Европа.
Сначала от Варшавы Западной нам нужно было доехать до Варшавы Центральной, именно там были международные кассы и оттуда отправлялись поезда в Европу. Но, добравшись туда, эти самые кассы мы не обнаркжили. Вернее, обнаружили, но далеко не сразу. Вообще в Варшаве из-за отсутствия указателей и внятного расписания мы потеряли очень много времени. И ладно бы мы потратили его на осмотр города! Нет, все это время мы торчали на вокзале.
В общем, спрашивайте, где кассовый зал, а там спрашивайте, где международные кассы. Они в закутке, и со стороны их не видно. И еще: на вокзале жуткий сквозняк и очень холодно.
Хорошо хоть, что поляки понимают русский. Да и польский. в принципе, не слохен для восприятия.
Ну, это только цветочки. На вопрос, сколько стоит билет на Берлина, в международной кассе нам назвали сумму в 150 евро.
Зря искали, не стали мы там покупать билеты. Пошли в итоге в обычную кассу и купили два билета во втором классе до города на границе с Германией, называется Костшин.
Заплатили за них 90 злотых = 900 рублей.
Теперь можно идти искать путь, с которого отправляться. Надо сказать, что это тоже проблема не для поляков: если в Германии прямо в билетомате можно распечать расписание от точки до точки, которое покажет не только время, но и пути и перроны, то в Польше такой услуги нет. Хорошо, что я еще дома распечатала расписание с вариантами.
С какого пути уходит поезд, выясняли еще полчаса )))))))
До отправления было полтора часа, и мы пошли гулять по вокзалу. Ничего хорошего мы там не увидели... зашли в забегаловку и съели по сосиске с фасолью по-бретонски (в каком-то путеводителе вычитали, что именно в Варшаве надо попробовать это блюдо). Ну что сказать, очень и очень вкусно. На вокзале в Москве так бы не покормили, да еще и за сравнительно небольшие деньги.
Потом на минус первом этаже нашли торговый центр (супермаркет с продуктами, парой-тройкой магазинчиков и кафе. Цены на продукты ниже московских.
Ну вот. Пришли к своему пути (о чудо, там были табло, на которых написано, какой поезд в каком направлении и когда приедет). Стоим, ждем. Народу очень много. Прошло наше время, поезда нет. По громкой связи что-то объявили, а что, непонятно. Дублирования на английском нет. Пришлось спрашивать дугих пассажиров, в чем дело. Оказывается, задерживается.
В итоге поезд пришел только через час Я в жизни так не мерзла - не знаю, как остальные пассажиры, все были одеты гораздо легче, чем мы.
Наверное, привыкли.
Кстати, на перроне рядом с нами стояли русские, как мы подумали вначале, парни. Потом мы с ними ехали до самого конца.
Наконец на табло появилось сообщение, что поезд придет через несколько минут. Народ начал выстраиваться на перроне, ища оптимальные позиции для штурма поезда )))) Оказалось, что не зря.
В общем, я давненько такого не видела, как только поезд остановился, толпа ломанулась в вагоны и начала занимать места. Нам, как особо тормозившим, они не достались
Короче, билеты в Польше продаются на сутки - то есть ты можешь ехать по своему билету целый день, останавливаясь и пересаживаясь по пути. Естественно, всем пофиг, сколько людей купило билеты и хватит ли всем мест.
Вагоны похожи на немецкие: типа наших купе, только без полок, вместо них - по три кресла с каждой стороны. И перегородка, разделяющая купе с коридором, стеклянная. Можно задернуть занавеску.
Вагон и место любые - главное, сесть в своем классе.
В общем, в нашем вагоне в коридоре стояло человек 10. В остальных - так же. А ночь... спать хочется. Хорошо, у нас большой чемодан, мы сидели на нем по очереди, остальные кто как... кто на корточках, кто стоя спит... жесть
Через четыре часа была Познань, много народу вышло, и мы наконец-то сели.
Про русских, которых мы увидели еще в Варшаве. Это были хохлы, по-другому не могу сказать. И мне впервые, наверное, стало стыдно, что я говорю на русском языке. Эти двое притащили к себе какого-то забулдыгу, начали пить водку, сначала громко ржать, потом орать матом, потом этого забулдыгу выгнали, он пошел в туалет, не разобрался с водой (там умывальник сенсорный), сломал, проводникам пришлось сливать воду шлангом, иначе она затопила бы весь вагон. Потом пришел обратно, нагрубил польским пани, которым не повезло ехать с теми хохлами в одном купе, потом, когда всё успокоилось, среди ночи и среди поля сорвал стоп-кран я в жизни не была такая злая ))
И еще мне было очень стыдно (
Ну вот, почти все. Единственное, в польских вагонах нет, как в немецких, табло, на котороых написаны называния остановок. Поэтому пересадку нам приходилось делать почти наугад ) Ночь же. Кондуктора тоже не найти... Кажется, он один на весь вагон.
В семь часов утра мы были на границе с Германией. Здесь всего час езды до Берлина-Лихтенберга. Тут случилась одна неприятность: польских денег на электричку нам не хватило, банкомат деньги нам не выдал, поэтому пришлось менять сто евро в магазине у продавца по плохому курсу. Рассчитывайте заранее, сколько денег вам понадобится! Кстати, стоит билет около 40 злотых.
Хочу отметить, что маршрут этот у поляков популярен. И он будет интересен тем, кто хочет сэкономить, ищет приключений и хочет посмотреть на братьев-славян. Ну, я за здравый экстрим ) мне в общем понравилось, но больше я так не поеду )