Итак, напишу все-таки отчет по замене водительского удостоверения (прав) в Австрии или по немецки Umschreibung. Информации в интернете нашел не очень много, поэтому мне пришлось самостоятельно рыскать в поисках ответов, которые можно было бы легко найти будь они собраны в одном месте.
Рассмотрим ситуацию, когда у вас есть уже водительское удостоверение, полученное в одной из стран СНГ включая Россию, Белоруссию, Украину, Казахстан и тд
Согласно австрийскому законодательство (да и всего ЕС) вы обязаны поменять свое удостоверение на австрийское после 6 месяцев проживания в стране. Здесь встает резонный вопрос - "С какой даты начинается отчет?" - с даты получения Aufenthaltstitel-вида на жительство или Meldzettel- прописки? За единственно верный ответ стоит принимать прописку, то есть Meldzettel. Дальше в режиме вопрос -ответ. Кстати Да, по русски водительские права - это водительское удостоверение, но мне привычней именно права.
Что такое UmschreibungВы обязаны заменить или по-немецки "переписать" (umschreiben) ваше водительское удостоверение в 6-месячный срок после прибытия и регистрации в Австрии. Чтобы заменить удостоверение необходимо -
подать документы и заявление
пройти минимум одно занятие с инструктором в автошколе
сдать практический экзамен. Приятный плюс - в Австрии не нужно пересдавать теорию, как в некоторых других странах ЕС.
Что произойдет если подать заявление после 6 месяцев прописки в Австрии? Ваши водительские права заберут прямо во время подачи заявления. Никакие аргументы здесь не помогут, потому что вы формально нарушаете закон. Если вы подадите заявление на Umschreibung в отведенное для этого законом время вы сохраните права себе до момента либо получения австрийских прав, либо до успешной сдачи экзамена. Но об этом ниже.
Какие документы нужныИнформация на немецком вот здесь - на сайте полиции, мы говорим про Вену
http://polizei.gv.at/wien/buergerservice/fuehrerschein/4/umschreibung.aspx1. Паспорт и ВНЖ + 2 копии
2. Национальное водительское удостоверение + 2 копии
3. Перевод водительского на немецкий. Самый действенный и простой вариант - это пойти в
https://www.oeamtc.at и сделать перевод за пол часа и 19 евро.
3. Медицинская справка. Получить справку можно только у уполномоченных врачей, список которых есть на сайте полиции, приведенном выше
http://polizei.gv.at/wien/files_wien/17012019_VA_Sachverstaendigenliste.pdfГде-то 40 евро
4. Meldezettel/Прописка + 1 копия
5. 1 фото как на паспорт 36 – 45 мм x 28 - 35 мм. 6 евро в фотобудках в метро.
6. Заявление на Umschreibung. Получаете на месте
Куда сдавать документыVerkehrsamt
Dietrichgasse 27
1030 Wien
Это "автомобильное" отделение переехало относительно недавно из 9 района в 3-ий, меньше года назад и актуально для начала 2019, в интернате часто бродит другой адрес. Но именно на ДитрихГассе вы сдаете все документы.
Что дальше?После того как у вас приняли все документы, вам выдадут специальную форму для автошколы, которую вы должны выбрать для прохождения минимум 1 занятия на вождение и собственно сдачи экзамена. После того как вы подпишите эту форму в вашей автошколе, вам необходимо вернуть ее обратно и начинается долгий момент ожидания
Сколько времени проходит с момента подачи заявления до самого экзамена?По факту получается около 2-3 месяцев. Это время уходит на то, чтобы проверить ваши водительские права. Как это происходит? Действительно ли это происходит - я не знаю, но тяжело себе представить что нужно такое количество времени для простейшей операции в 21 веке. И тем не менее именно так.
Никакого извещения о том что проверка окончена и вы можете сдавать экзамен не приходит. Обычно автошкола звонит и сообщает что «час икс» настал и вы можете сдавать. В моем случае мне пришлось звонить и уточнять, даже сходить еще раз в Феркерсамт, чтобы узнать когда же я могу сдавать. В итоге я сам пришел в автошколу после того как мне дали разрешение на сдачу.
Сколько это стоитОдно занятие с инструктором, обязательное для прохождения, стоит около 110 евро. Сам экзамен стоит 175 евро в первый раз и по 150 евро за пересдачу, если вы завалили. А сами права, точнее налоги и права стоят 180 евро, где собственно водительское удостоверение 60 евро, а все остальное 120. Таким образом минимум в который можно уложится это 40 (мед справка)+19(перевод прав)+110 (занятие в автошколе)+175(экзамен)+180(права)=524 евро.
Как проходит практический экзаменВот она самая интересная часть моей истории. Экзамен начинается в разное время у всех, например у меня всегда (а сдавал я дважды) была в 12:45 встреча в автошколе и сам экзамен до 5-6 часов вечера уже заканчивался, когда все прошли вождение. Экзамен состоит из двух частей - «площадки» и «города» говоря по русски - плюс устных теоретических вопросов, не сложных, всего 2 или 3х но знать их надо. Я не как не мог найти брошюру в интервенте но если вы набираете на немецком «вопросы к практическому жкзамену» то без проблем можете найти и вопросы и ответы. Если что вот ссылочка на нужный сайт
https://www.lenkwerk.at/fahrprüfung/fahrprüfung-klasse-b/überprüfung-am-fahrzeug/Площадка довольно-таки простая часть и если у вас есть опыт, а он у вас теоретически должен быть, вы же Umschreibung делаете, то никаких проблем возникнуть не должно. Обычно это три упражнения из семи возможных - параллельная парковка, разворот и гараж. Не видел чтобы они какие-то другие упражнения спрашивали, но наименование всех есть в официальной форме для сдачи экзамена (тоже легко гуглится). Фишки/шашки стоят на довольно приличном расстоянии, экзаменатор стоит на улице и смотрит как вы выполняете, редко к чему придирается, только если например совсем косо запаковались или выехали одним колесом за территорию «гаража». В конце площадки экзаменатор подходит лично к вам и спрашивает теоретические вопросы, например, «что значат цифры на шине?» или «как работает виньетка?» (мои вопросы) Я сдавал дважды и если в первом случае меня вообще не спрашивали никаких вопросов как и всех остальных, то во втором задавали вопросы.Я даже слегка накосячил, рассказав «криво» про виньетку, но обошлось.
Самая «заваливаемая» и, не побоюсь этого слова,«трудная», даже с многолетним опытом вождения, часть - это вождение по городу. И дело тут даже не в том, что вы умеете/не умеете водить, а в том, что теоретические правила и принципы вождения автомобиля разнятся с российскими. Причем австрийские экзаменаторы относятся к этой части с немецкой педантичностью и даже минимальные отклонения от «правильного» вождения будут засчитываться не в вашу пользу. Допустить можно две «больших» ошибки и сколько-то там маленьких, но что будет большой а что маленькой проблемой мне показалось весьма субъективным. Тут как повезет как говорится - на какую улицу выедешь, как затормозишь перед светофором.
В моем случае, да и не только в моем, проблемой были скоростной режим и поворотники. Где надо я ехал медленно или напорот быстро, и включал (внимание!) слишком часто поворотники. В итоге я не сдал в первый раз как и все остальные шесть человек. Не знаю что это было - плохой ли экзаментор или действительно все семь (!) человек плохо умеют ездить на машине, в чем я сильно сомневаюсь, но пришлось сдавать дважды. Во второй раз у меня проблем не возникло, я сдал и все прошло достаточно ровно, хотя конечно по мнению экзаменатора я «как то не очень аккуратно выезжал на автобан» - вот 10 лет аккуратно выезжал, а тут на тебе и не аккуратно. Впрочем, во второй раз экзаментор был гораздо «приятнее» и адекватнее, не придираясь к малейшим недочетам. За что ему огромное спасибо. В итоге я бы сказал что даже если у вас есть большой опыт в вождении не стоит быть слишком самонадеянным, потому что техника вождения в Австрии не похожа на российскую - например когда я дома сдавал у всех экзаменуемых был один и тот же маршрут, который был всеми заранее выучен, никто не обращает внимания как ты вертишь головой, главное чтобы умел управлять нормально автомобилем и понимал правила дорожного движения, да и экзамен занимает минут 10-15. В Австрии же сами дорожные знаки установлены по минимуму - например, знаки начала и конца скоростного режима могут стоять на расстоянии километров друг от друга, не дублируясь нигде, или неудобное расположение знаков с левой стороны дороги при правостороннем движении - в общем покатаетесь с инструктором поймете о чем я говорю.
На что следует обратить внимание при сдачеПрямо по пунктам
1. Скоростной режим а именно «зона 30» и «зона 50». Нужно прям очень хорошо высматривать эти знаки и не затупить когда начнется/закончится зона - а я гарантирую что она начнется и закончится во время экзамена. Собственно это проблема номер один, которую надо прям «как пять пальцев». Превышение или занижение скорости на каких-нибудь 5 км строго караются экзаменатором
2. Drei-S-Blick или «зеркало-зеркало-окно». Это весьма идиотское правило как «Отче наш» у австрийских экзаменаторов. Логически понять его можно, но выполнять так как этого требуют на экзамене вы никогда в обычной жизни не будете. Тем не менее вы просто обязаны строго его соблюдать во время практического экзамена. Заключается оно в том, что при любом поворотном маневре нужно посмотреть сначала в зеркало заднего вида, потом в боковое зеркало и в конце концов в окно заднего пассажира (в «мертвую точку») в зависимости от стороны поворота. Конечно же, элементарно, естественно, делать это катастрофически не удобно (да и не всегда безопасно) но прям обязательно. Сначала «C блик», потом поворотник, не в обратном порядке. Короче, вертите головой во все стороны когда сдаете.
3. Поворотники при въезде на кольцо не включать, только при выезде.
4. Интересная ситуация со знаком «поворот налево запрещен». Если я не ошибаюсь то по российским ПДД при этом знаке разворот разрешен, а по австрийским запрещен. Впрочем это мое личное наблюдение, никогда не слышал чтобы какие-то проблемы с этим возникали на экзамене.
5. Ну прописные истины про «кирпич», «пешеходные зоны» и «парковка разрешена/запрещена» объяснять не нужно. В Австрии они точно также считаются «смертными грехами» и допускать ошибки с ними противопоказано.
6. Ну и конечно же правило «помеха с права» - приоритет всегда у того кто справа от вас, и соотвественно у вас, если нет других знаков. Дело в том, что в Вене очень много маленьких односторонних улиц с пересечением других односторонних улиц. Если бы мы сдавали или ехали в СНГ то на таких улицах стоял бы обязательно знак о приоритете, в Австрии же нет вообще никаких знаков если у вас приоритет («привет тому знаку который был в начале дороги»), поэтому вам придется на экзамене снижать скорость (а она и так у вас уже 30 км/ч потому что все эти односторонние перекрестки обычно в зоне 30), высматривать нет ли у перекрестной дороги справа знаков «стоп» или «уступи дорогу» и если они есть демонстративно, специально для экзаменатора, снижать скорость еще ниже типа давая проезд правоидущему транспорту, а если нет подобных знаков то увеличивать скорость до положенных 30. В общем тоже весьма показательная процедура для галочки.
Что происходит после сдачи экзаменаЕсли вы сдали вам выдаст временные права на четыре недели, действительные только Австрии, прямо после экзамена сам экзаменатор. Временные права это конечно же громкие слова для листа бумаги А4 с вашими именем и фамилией, но тем не менее теперь вы можете свободно водить автомобиль до момента получения своих австрийских прав. Вариантов развития ситуации с «настоящими» правами два - первый - вы отдаете свои национальные права экзаменатору, он дает вам квитанцию на оплату, оплачиваете и получаете через 10-14 дней готовые права прямо на свой почтовый адрес (естественно, в Австрии). Второй вариант, вы не отдаете свои права экзаменатору сразу и в этом случае вам нужно будет идти еще раз в Verkehrsamt, чтобы все-таки отдать свои национальные права уже там и получить свои австрийские права. В любом случае никто вам не выдаст австрийское водительское удостоверение пока вы не сдадите свое национальное.
Кстати, интересный вопрос, что происходит с вашими национальными правами. Я слышал много разных версий, достоверными из которых мне кажутся две - либо ваши права отдают в посольство (лично читал как гражданам Украины отдают их национальные права работники посольства - не знаю, правда ли) либо их отправляют по месту выпуска, то есть в ГИБДД где вы их получили. Самым правдоподобным мне кажется вариант с посольством, потому что ну кто будет тратить государственные деньги на отправку документов в село Кукуево, Якутской области? Австрийцы?
Что происходит после НЕ сдачи экзаменаВы можете пересдавать экзамен следующий раз через две недели. И так вроде бы четыре раза, после которого вас направят на пересдачу теории и, говорят, даже к психологу. На моем первом тесте мне встретилась австрийская девушка которая завалила экзамен 4 раза и была вынуждена пойти еще раз на теорию.
Вот так выглядит в общем и целом замена водительского удостоверения на австрийское. Бояться не стоит, но и быть легкомысленным по отношению к практическому экзамену тоже не нужно.