Передвижение по Вьетнаму никогда меня особо сильно не заботило. Ну, я имею в виду передвижение на короткие расстояния. Засада таилась под личиной моего супруга … Окинув горестным взглядом дорожное движение в районе гостиницы, он категорически заявил: «на перделке ездить не буду». Перделкой здесь и далее обозначено ТС типа мотобайк.
Господи! А что еще должны делать две белые обезьяны предпенсионного возраста, загнанные на 20 дней на остров Фукуок, и не имеющие склонности к дайвингу и рыбалке?!!!
«А что ты мне говорила про джипы?» … О! Про джипы я говорила совсем немного: 1. их сдают в аренду … 2. нам (белым обезьянам) управлять ими категорически запрещено … 3. я совершенно не представляю суммы штрафов за незаконное управление транспортным средством … 4. я не знаю (и знать не хочу) уровень обслуживания номеров тюрьмы в Хошимине …
Короче, на следующий день мы пошли искать джип … Машинка (виллис, брошенный отступающими в панике американскими оккупантами) нашлась достаточно быстро. Хозяин виллиса к большому моему удивлению не стал поднимать щекотливый вопрос о наличие вьетнамской лицензии и просто отдал нам ключи. Впрочем, никаких других вопросов (кроме как о цене) он тоже не поднимал. Мало того, оставил без ответа и те, которые ему задавала я:
1. «сколько ступеней в коробке»
2. «сколько бензина влезает в бензобак»
3. «с какой скоростью разрешено ездить»
Ответы появились по ходу движения:
1. «две – вторая и четвертая»
2. «где-то на 200 кДнг»
3. «с какой получится» (а хрен ее знает, все равно ни один датчик не работает)
Ежели отвлечься от неровностей грунтовки и стучащих в ветровое стекло камней, ехали мы достаточно бодро – км. 30-40 в час (по ощущениям), «0» (по показаниям спидометра). Ощущение величия «белого человека на джипе, рассекающего фукуокское бездорожье и рас…во», очень быстро было испорчено регулярно обгоняющими нас туземцами на перделках. И КАЖДЫЙ ГУДЕЛ НА НАС! Пришлось (с целью поднятия чувства собственного достоинства) интерпретировать знаки неуважения местного населения к нам и нашему ТС как проявление «безысходной зависти». Последующий опыт показал, что мы здорово ошибались … Но кто тогда об этом знал …
ПИПЕЦ-САФАРИ.
Штурман я хреновый даже в домашних условиях. Однако вид карты острова вселил в меня совершенно необоснованную уверенность в том, что в 5-6 местных дорогах я заблудиться при всем желании не смогу. Муж же, делегировав мне полномочия по прокладке маршрута, и вовсе отключил мозги… Ясный пень: тупое движение на юг, не могло привести нас ни куда кроме «самой южной точки острова». Там оказался город … и не просто город, а самый крупный (и единственный) морской порт на Фукуоке. Вот там-то я и заблудилась! Как? Уметь надо! Выбирались из города мы долго и мучительно. Из всего населения города (штатских, моряков, пионеров и собак) реагировали на нас только куры, но в плане прокладки маршрута на север они были совершенно непригодны. И вдруг (о чудо!) мы оказались на том, в чье существование я не верила никогда – на ровной асфальтированной дороге. Джип рванул километров под 50 (это по ощущениям, спидометр продолжал показывать «0»), я, наконец, нашла нас на карте и вновь впала в необоснованную уверенность.
Поскудство центральной дороги (она и идет по центру острова) было обнаружено очень быстро. А именно в тот момент, когда из-за глухого поворота на нас вылетел (км 20 по ощущениям) редкий в этих местах зверь – грузовик. Тут и выяснилась простенькая подробность: грузовик может разъехаться с перделкой, но совсем не с джипом. Инцидент заставил меня обратить внимание на некоторые особенности карты – бодро прочерченная картографом прямая линия на север не имела ничего общего с постоянно (И КРУТО!) виляющей дорогой. Джип умерил своей бег и трусливо пополз, нервно замирая возле каждого значка «крутой поворот». А мимо нас летели гудящие перделки … похоже, что население острова нас просто возненавидело.
Надо сказать, что к середине нашей первой вылазки я уже смогла лихо определить дорогу на восток и не перепутать ее с дорогой на запад (читай в гостиницу). В рыбацкой деревушке (за пивом и морепродуктами) я толкнула речь «о нашем все возрастающем величии». А то! За полдня мы побывали на дальнем юге и дальнем востоке! Ясное дело, остаток времени просто необходимо потратить на посещение крайнего севера! Согласно карте (мы уже забыли о недобросовестном картографе) на «самый дальний север, где видна Камбоджа» ведет «вполне нормальная дорога, с которой открываются виды на дивные восточные пляжи». Откуда я все это взяла? Места знать надо! Блин!
Все началось довольно здорово: ну не асфальт … но вполне приличная грунтовка …, ну довольно далеко от берега, но будет желание, свернем к нему.
Однако постепенно дорожное покрытие утратило свой привычный красный цвет и стало потихоньку дополняться ямками и канавками. Вообще на Фукуоке такая трансформация цветовой гаммы является верным признаком приближения скорого конца … Ну кто об этом знал? Минут через 15 нас стало ощутимо потряхивать, минут через 20 на пути стали регулярно возникать «непреодолимые препятствия» в виде весьма крутых канав. Но что нам препятствия! Мы рвались на север! Замутненные адреналином мозги отказывались верить в непроходимость дороги. Мало того, преодоление очередного «непреодолимого препятствия» поддерживало эту уверенность на должной высоте. Мы были один на один с враждебной природой (селения и перделки как-то незаметно пропали) и уже раз пять ее покорили. «Видала как еду?! Чистое сафари! Наш джип просто красавец! Вперед на север!» и т.д. и т.п. И тут мы встали … Муж говорит: «все! Это уже не сафари! Это ПИПЕЦ-САФАРИ! Я конечно могу попробовать прыгнуть, но за последствия ручаться не могу».
Обратная дорога радости не принесла. Мало того, что нам пришлось в обратном порядке преодолевать «непреодолимые препятствия», потерпела полное крушение идея об отдыхе на одном из «дивных пляжей восточного побережья». Купаться почему-то не хотелось...
Вернувшись вечером в гостиницу (красные, грязные и неудовлетворенные собой) мы вступили в уже поднадоевшую дискуссию по поводу аренды перделки. Продуктивного диалога не получилось … «только джип».
СТРАСТИ ПО ДЖИПУ.
Он поджидал нас под навесом возле лавки со странным набором товаров. Уже родной и горячо любимый виллис, мытый, готовый к труду и обороне. Иду в лавку. Беспринципного джиповладельца что-то не видно, зато имеется его жена … Я к вьетнамцам отношусь хорошо, в целом это весьма сообразительная нация. Но попадаются ТАКИЕ! Тупой вьетнамец на порядок тупей любого тупого русского. Я даже научилась узнавать их по лицам … у них глаза малость на выкате. Может какая генетическая аномалия? Так вот это был тот самый случай …
- муж дома?
- в город уехал
- а джип завтра свободен?
- непереводимая игра слов
- завтра можно джип взять?
- непереводимая игра слов …
Ладно, достаю блокнот (незаменимое средство, облегчающее межнациональное общение). Пишу: «jeep 26.02.2007?» - непереводимая игра слов. Пишу: «jeep 02.26.2007?» - непереводимая игра слов. Начинаем листать календарь, понятнее не становится. Муж, томящийся на улице, собирает толпу (толпа на Фукуоке это 3-4 человека). Толпа начинает искать англоговорящего человека, приводят худосочного юношу. Юноша долго беседует с дамой, но ситуацию это не проясняет. Наконец ему в голову приходит светлая мысль: «через дорогу есть ресторан, там все по-английски говорят …». Всей толпой тащим даму в заведение. Собирается новая толпа, но уже англоязычная. И тут начинается политинформация … Наиболее активна толстая девочка-пионерка:
- вы из Европы? Европейцам нельзя управлять автомобилем без лицензии. Это незаконно, могут быть проблемы с полицией. Это очень опасно! (типа белый за рулем хуже обезьяны с гранатой).
- девочка, мы все это знаем, пожалуйста, спроси эту милую женщину: свободен завтра джип или нет!
- Европейцам нельзя управлять автомобилем без лицензии. Это незаконно, могут быть проблемы с полицией!
Весь коллектив хором подхватывает: «Да! Это верно! Устами ребенка глаголет истина! Нельзя белому за руль!».
Короче плюнули мы на все это, и пошли к немцу Клаусу в кабак пиво пить. В тот же вечер мы взяли у него (у немца) перделку (скутер).
Утром на заправке встречаю беспринципного джиповладельца. Он удивляется:
- а чего вы джип не взяли?
- жена у тебя тупая!
- это верно! (сказал и тяжело вздохнул).
ДУРАКИ И ДОРОГИ
Первую вылазку на скутере я планировала очень тщательно – посредством изучения карты и гостиничного буклета с экскурсиями. Буклет утверждал, что самым крутым пляжем на острове является БайСяо. Согласно карте райский уголок находится на юго-востоке. Слова я выучила наизусть: на юг до упора – налево – налево – направо (перед мостом) – дальше полное счастье. Мужу говорю: «это очень просто, промазать невозможно, на край – спросим у местных». Очень был хороший у меня план …
Выполнение части пути «на юг до упора» оказалось не очень веселым. Камни, отлетавшие в джипово ветровое стекло и казавшиеся от этого вполне безобидным, в случае с перделкой оказались весьма ощутимым раздражающим (в основном мужа) фактором. С целью снизить поражающий эффект снарядов ползли медленно – опять те же 40 км/ч. Поворот «налево» привел к окончательному осознанию того, что южная дорога – очень даже неплохая дорога. Смотря с чем сравнивать, а сравнивать было с чем. Апофеоз дорожного строительства – грунтовка, перемежающаяся участками раздолбанного асфальта. Скорость перделки упала до неприличной. Теперь нам гудели не только другие перделки, но и дети на велосипедах. Определенно местное население ненавидит белую расу! Еще один «налево» и скутер полетел по уже знакомому асфальту центральной дороги. Лихо доехали до моста и не обнаружили дороги «направо прямо до пляжа». Ее там не было. Муж рычит: «карту не могла выучить!». Предполагаю: «это не тот мост, надо ехать дальше». Едем, довольно долго едем, мостом и не пахнет. По ощущениям уже треть острова проехали. Устраиваем перекур. Я лихорадочно изучаю карту. Во встречном направлении на мопеде движется бравый хлопец (глаза нужного разреза потому подозрений не вызывает), стреляет сигарету, стоит и курит. Я ему карту показываю. Он уверенно тычет пальцем где-то перед мостом. Прошу показать направление. Уверенно машет вперед – «все пучком, правильно едете». Стреляет еще пару сигарет в карман и уезжает. Я радуюсь: «видишь, все просто, а ты на меня орал …». Очень долго едем в указанном направлении, мостом и не пахнет. Полное ощущение, что проехали уже половину острова. И точно! Вылетаем на Т-образный перекресток и не верим своим глазам. Мы стоим на дороге на восток. Нет там никакого Бай Сяо, проверено! Что руководило нашим добровольным Сусаниным не ясно мне и по сей день. Он не был похож на вредителя, скорее всего, просто карту читать не умел … По дороге домой уже от полной безысходности заехали на водопад (с октября по май не работает). На въезде сидит мужик, на столе плакат «въезд 1кДнг с рыла». Даю ему 2000.
- надо 3
- так нас двое …
- а перделка?
Н-да, перделка тоже человек …
Водопад, конечно, не работал, но позабавились мы от души. Какой-то местный Цурютели наваял скульптурных композиций … ИЗ БЕТОНА! Полный сюрр: деревья из бетона, животные из бетона, люди из бетона, скалы из бетона. И пруд забетонировал! Умелец, блин!
ЕЗДА ПО ПРАВИЛАМ
Тащимся отдавать немцу перделку … и что видим … возле агнлоговорящего заведения (где нам мозги рушили правилами дорожного движения) мирно пасется пара виллисов. Не фига себе – конкурирующая контора. Заведение забито белыми пенсионерами, хозяйка (фанат ГИБДД) сама любезность.
- Джип завтра? Без вопросов! Сами за руль сядете или водитель нужен. По деньгам одно и тоже. Нет лицензии? Ну, у каждого свои недостатки …
Муж идет на принцип: «завтра машину с водителем – к подъезду». Ход мысли верный, такие могут и в полицию донести …
На следующий день едем на Бай Сяо. В очередной раз удивляюсь убогости своих штурманских способностей – дороги я выбирала самые разбитые из всех возможных. А вот пресловутый поворот направо умилил беспредельно. Как узнать дорогу в том, что на дорогу не похоже. Оторвать (еще раз) последнюю руку картографу, обозначившему это нечто «грунтовкой».
Несмотря на наличие водителя бесчинства наши продолжались. С Бай Сяо мы проложили маршрут на «самый север». На взгляд местного мы были полное «ку-ку». Вроде тех, которые в гостинице берут тур «на велосипеде вокруг острова, механик, гид и медсестра на мопедах входят стоимость». Водилу нашего мы, конечно, напрягли, зато вынесли несколько серьезных принципов езды по правилам.
1. «бессмысленное» гудение не имеет к нам прямого отношения, а призвано оповещать участника дорожного движения о любом твоем маневре (в том числе и обгоне). Наш водитель гудел даже на правых поворотах на пустых перекрестках. Проезжая по дороге на север через джунгли гудеть надо всегда – там все повороты глухие … Пару раз на пути оказывались весьма серьезные машинки.
2. управлять автомобилем не зная особенностей местных дорог смысла имеет мало. И дело даже не в «безумно сложных» дорожных развязках, а в качестве самих дорог. Некоторые из них непроходимы в принципе, некоторые проходимы только для знающего человека (типа нашего водилы). Реально: белый за рулем – мартышка с гранатой.
4. перделка – друг человека. При условии, что он не носится с юга на север и дает себе труд соразмерить изображение на карте с реальностью.
Короче, трех дней нам хватило, чтобы перестать строить из себя царей природы и дорог, а тихо-мирно рассекать на скутере на разумные расстрояния. Джип мы потом тоже брали, но уже не для бесчинств, а по делу – не всякий раз охота напрягаться по джунглям …
А водопад нам всетаки включили на 1 день - аккурат 8 марта