(из книги «Банкноты мира. Скрытые знаки бумажных денег»)
В 1850 году французский миссионер Шарль Эмиль Буйво в непроходимых джунглях северо-западной Камбоджи наткнулся на гигантские развалины древнего города Ангкор Тхом (Большой город). Жители ближайшего селения объяснили европейцу, что поразившие его воображение строения являются останками королевского дворца. И имя ему Ангкор. А десятью годами позже его земляк – путешественник Анри Муо в тех же краях обнаружил и сказочный дворец Ангкор-Ват (Город-храм). Современные исследователи оценивают общую площадь, занимаемую сохранившимися сооружениями Ангкора, в 200 квадратных километров.
Редкую банкноту Камбоджи не украшают виды величественных башен Ангкора в форме бутонов лотоса или загадочно улыбающиеся каменные лики Ангкор-Тхома. Самая высокая из башен поднимается на высоту в почти 60 метров. А одно из последних изображений храмовых построек Ангкора помещено на купюре государства номиналом в 20000 риелей 2008 г.
Культовое сооружение, силуэт которого c 1863 года занимает почетное место на гербе Камбоджи, было возведено в XI веке царем Сурьяварманом II (1112-1152). Храм посвящался индуистскому богу Вишну. Существует мнение, что после смерти правителя центральная башня строения, символизировавшая мифический центр мира, играла роль царской усыпальницы. Впрочем, в подтверждение этой теории пока не найдено достаточно весомых доказательств.
Постройки Ангкора часто носят довольно оригинальные имена. Например, Священный меч (Храм Пре-Кхан) или Священный бык (Храм Пре-Ко). А неподалеку от Байона, расположилась так называемая Слоновья терраса. Откуда древние властители любили наблюдать за религиозными торжествами и шествием праздничных процессий. С именем другой террасы связана и одна до сих пор неразгаданная тайна. Это террасса Прокаженного Короля. В прошлом она, вероятно, играла роль места кремации царственных останков. Свое экстравагантное прозвище террасса приобрела благодаря установленной на ее широкой платформе статуе. В настоящий момент постамент занимает копия, а древний оригинал хранится в Национальном музее Пномпеня (с 1866 года постоянная столица Камбоджи). К радости коллекционеров-бонистов скульптуру Прокаженного Короля можно увидеть и на бумажных деньгах. Ее единственное банкнотное изображение имеется на 20 пиастрах Французского Индокитая середины прошлого века.
Кто именно из правителей Ангкора являлся «прокаженным» королем не известно. Его имя затерялось в архивах истории, а может быть и вполне намеренно было вычеркнуто оттуда. Не нашла исторической (документальной) поддержки и смелая версия, что им мог быть король Камбуджадеши, больше известный под именем Джаявармана VII (1181-1219), который, якобы умер от проказы. Свой выбор ученые попытались объяснить тем, что этот король отдавал приказ на строительства лечебниц (по некоторым данным более ста) и лепрозориев. Кстати, имеется предположение, что каменные лики, украсившие башни Ангкор-Тхома с четырех сторон, ничто иное как портретные изображения этого короля.
Джаяварман VII наиболее почитаемый из древних правителей Камбоджи. Взошедший на престол в тяжелейшее для страны время, он приложил все усилия, чтобы освободить свой народ от иноземного ига. В результате многочисленных военных походов он значительно расширил границы государства. И к концу его царствования территория кхмерского королевства а также подвластных ему земель охватывала весь южный Индокитай. Ему же мы обязаны и тем невероятным количеством замечательных и неповторимых по красоте храмовых сооружений, которые и сегодня радуют глаз всякого, кто приезжает в Ангкор-Ват. Джаяварман VII был большим мистиком. Возможно он как никто другой из правителей до и после него чувствовал ту тонкую грань, которая разделяла в представлении древних мир людей и мир богов. Однако, он и единственный из всех кхмерских владык, в правление которого храмы украшались не только сценками из жизни небесных царей, но и картинами быта простого народа. На Фрагмент одного такого барельефа из Ангкора запечатлен на оборотной стороне боны в 500 риелей 1972 г.
На каменной стене одного из храмов он распорядился выбить следующие слова «Страдания народа, а не личные, являются страданиями правителя».
Относительно статуи с террасы Прокаженного Короля высказывались и другие теории. К, примеру, она могла изображать совсем и не кого-то из правителей города-храма, а кхмерского бога богатства и достатка Каберу. В легендах о нем иногда упоминается, что он был прокаженным. Но вероятнее всего миф о Прокаженном Короле возник в результате неверной интерпритации уже упомянутого скульптурного изображения, повлекшей за собой конфузную ошибку... Дело в том, что поверхность оригинала скульптуры местами (главным образом в области лица, шеи и груди) серьезно повреждена лишайником. Так что при созерцании древней реликвии создается впечатление, что ее прототип имел какие-то физические недостатки. А возможно и страдал от проказы - в прошлом весьма распространенного заболивания - которое не ведало различия между простыми смертными и их венеценосными владыками.
На банкнотах Камбоджи можно встретить не только изображения целых городов-храмов, но и рисунки отдельных архитектурных элементов. Например, знаменитой арки из Преах Вихеар, величественные развалины которого находятся в приграничной зоне между Камбоджей и Таиландом.
Ее виды часто помещались на бумажных деньгах страны. В то же время на современном банковском билете Камбоджи в 50 риелей видна другая ее достопримечательность. Это Храм Бантей-Срай, являющийся частью комплекса, название которого можно перевести как «женский монастырь» или, что было бы еще более точным - «цитадель женщин». По преданию он был основан одним брахманом в честь Шивы в 967 году. Бантей-Срай наиболее хорошо сохранившееся сокральное строение Ангкора. Потому, что открыто и «отвоевано» у джунглей оно было сравнительно недавно. Известность храму принесли многочисленные и невероятно красивые барельефы, в основу которых легли сюжеты, позаимствованные художниками у древних индийских эпосов Рамаяны и Махабхараты. На купюре хорошо заметен несколько нетипичный для строений Ангкора цвет камня. При возведении храма Бантей-Срай использовался розовый песчанник.
На переднем плане изображения – статуя бога обезьян мудрого и ловкого Ханумана.
Для тех, кто уже успел вкусить прелести древнеиндийских эпических поэм, посещение Ангкор-Вата может стать самым настоящим откровением. Ибо персонажи Рамаяны и Махабхараты встречаются там на каждом шагу. К примеру, в основу сюжетов Западной галереи легла знаменитая Битва на Ланке (Рамаяна), где Рама в паре с Хануманом борется с девятиголовым чудищем Раваном. В то же время Восточная галерея рассказывает историю битвы Вишну с полчищами демонов. При этом верховное божество воседает верхом на получеловеке-полуптице Гаруде. Еще одному прекрасному образцу архитектурного наследия кхмеров посвящено изображение на боне в 10 риелей 1972 г.
Это богато украшенный каменной резьбой вход в еще и сегодня действующую молельню комплекса Бантей-Срай.
Ученые до сих пор ломают себе голову, что же произошло с Ангкором, имевшим ко времени своего расцвета до 600 тысяч жителей. Создается впечатление, что люди покинули этот средневековый мегаполис внезапно. Может быть, там произошла какая-то катастрофа или по государству прокатилась волна жуткой эпидемии? На сей счет существуют самые различные предположения, но ни одного убидительного ответа. Ученые, однако, с высокой степенью уверенности заявляют, что еще в конце VII века в той местности не было ни одного более или менее крупного поселения. Практически никакого сопротивления не встретили там и тайские войска, занявшие Ангкор в 1431 году. Похоже, что Ангкор и его прекрасные святилища, возведенные во славу хиндуистских и буддийских богов, еще долго будут хранить свои тайны.
И еще не одно поколение историков и археологов будет прикасаться к шершавой поверхности великолепных каменных барельефов и наслаждаться ощущением приближающегося открытия.