Я не претендую на точное раскрытие транспортного вопроса, я лишь попробую описать основные моменты которые стоить знать касаемо «транспортного вопроса» в Индии – то есть сведений которые могут помочь спланировать передвижения.
Эта информация собирательна, она есть по разным темам и здесь на форуме, но многим лень копаться в ее поисках.
***Авиаперелеты***
Международные перелеты.
Как найти билеты на международный перелет думаю знают все, если вдруг нет то вот краткая инструкция.
Хочется лишь добавить что в последние годы выбор авиакомпаний для перелета в Индию из России/Украины увеличился, кроме того некоторые ближневосточные авиакомпании Emirates/Qatar Airways/Etihad Airways летают практически во все города Индии где есть международные аэропорты. Это удобно тем что планируя путешествие можно не делать крюк для возращения допустим в Дели – т.к. можно улететь домой из другого аэропорта – особенно это актуально для поездок через всю страну с севера на юг и т.д. Цены нужно мониторить заранее, они иногда бывают достаточно интересные.
Города где есть международные аэропорты можно посмотреть по карте (обозначены красным цветом) – Airports India
На заметку любителям Гоа - в Гоа нет аэропорта со статусом международный, поэтому туда летают лишь чартерные и внутренние рейсы.
Внутренние перелеты.
Основная тема с вопросами здесь - _https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=230&t=67434
Участники внутренних перевозок - _http://www.fiaindia.in/member/index.htm
Air India, Go Air, SpiceJet, IndiGo, Kingfisher Airlines, Jet Airways - являются основными внутренними авиаперевозчиками (есть еще несколько, но они фактически являются ответвлениями перечисленных).
Т.к. выбор внутренних авиакомпаний в Индии достаточно большой, то и конкуренция тоже – что зачастую плюс в отношении цены.
Для покупки и поиска нужных авиабилетов в Индии есть удобный ресурс - makemytrip.com (заходим, выбираем раздел domestic flight) – вводим нужные направления и даты - получаем список возможных перелетов. Этот поисковик включает в себя все внутренние индийские авиалинии.
Для поиска бюджетных авиабилетов в Индии удобно пользоваться поисковиком _yatra.com – на основные направления, мониторинг цен на месяц можно увидеть на заглавной странице в таблице «Air Fare Calendar» - но увы купить билеты через этот ресурс не индийцам проблематично.
Если Ваша поездка не спонтанная, то авиабилетами лучше озаботится заранее за несколько месяцев, т.к. ждать падения цен ближе к нужному сроку вряд ли стоит – вероятней всего что цены наоборот будут выше.
Составляя маршрут с авиаперелетами обращайте внимание на то что многие авиарейсы из/в не крупные города замыкаются дополнительными «стопами» через мегаполисы, что не всегда бюджетно – летать дугами/кругами.
Есть рейсы когда летят приблизительно по одной траектории с небольшим отклонением, но с дополнительным «стопом» по пути – в подобном случае номер рейса не меняется и самолет тоже – Вы просто ожидаете в пункте «остановки» высадки некоторых пассажиров и посадки других в салоне самолета.
***The Great Indian Railway или Индийская железная дорога***
Основная тема с вопросами здесь - _https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=230&t=48652&start=0
Есть цикл передач BBC с таким вот названием «The Great Indian Railway».
Железная дорога - один из самых популярных видов транспорта в Индии. По общей длине жд дорог Индия стоит на четвертом месте в мире, а по длине пассажирских путей на первом.
Практически вся жд сеть Индии принадлежит единой государственной компании «Indian Railways».
Строились жд Индии в разное время с разной шириной колеи – от ширококолейной, до метровой и узкой. В итоге минусом стала невозможность стыковки некоторых маршрутов без пересадки на некоторых пунктах (особенно от этого страдают грузоперевозки). Но с 1992г. ведутся работы по унификации жд колеи к единому стандарту – широколейному.
Официальный сайт Indian Railway - _http://www.indianrail.gov.in
Вопрос звучащий чаще всего – стоит ли покупать билеты на жд заранее через интернет или можно купить на месте?
Билеты можно купить на месте, но т.к. жд пользуется большим спросом у миллиардного населения Индии, то шанс не получить желаемый класс вагона на желаемые даты вполне вероятен, а уж тем более на желаемый поезд.
Не покупать билеты заранее можно – если у Вас неспешная поездка, Вы не привязаны к датам, если нет билета сегодня Вы будете готовы поехать завтра, Вас не смущают вагоны низких классов – в целом у Вас много времени и Вы свободны от графика.
Есть ли билеты или нет с местами – Вы всегда сможете уехать в общем вагоне куда билеты продаются без мест – сколько набьется народу столько и едет и спят где есть свободное место в том числе на полу.
Но если Вы – планируете детальный маршрут, привязаны к датам, хотите места в хорошем вагоне и быстром поезде, не хотите специально ходить за этими билетами в кассы, а также не готовы ехать с низшими социальными слоями индийцев – покупайте билеты заранее через интернет.
Возможность приобрести билеты через интернет на большую часть индийских поездов открывается за 90 дней до отправления поезда, на немногие лишь за 30.
В «высокий сезон» и на индийские праздники – билеты лучше покупать более чем заблаговременно, т.к. иногда их уже не бывает на месяц вперед в хорошие вагоны быстрых поездов. К тому же есть много хороших поездов которые ходят не каждый день на определенных участках – то есть нужно планировать заранее передвижения.
Индийские поезда далеко не пунктуальны и любят задерживаться, опоздание на +-час почти норма, но на длинных участках вполне могут задерживаться до трех часов и более. Учитывайте это, если планируете дальнейшие стыковки с авиа и т.д.
Покупка билетов на поезд
Для покупки жд билетов не резиденту – придется воспользоваться сайтом _cleartrip.com – который является посредником продаж с офсайта irctc.co.in (с последнего раньше можно было купить билеты, но около полутора года назад прикрыли эту возможность для нерезидентов).
cleartrip.com – продает действительные билеты на индийские жд за не большой процент иностранцам. Т.к. он является посредником то его работа зависит от работы офсайта irctc.co.in – который в свою очередь каждую ночь приблизительно на шесть часов выключает свои сервера и билеты не продает, поэтому пытаясь купить билеты вечером или ночью не удивляйтесь если у Вас это не получится. Если возникают проблемы связанные с его работой, не спешите паниковать сделайте паузу – похвастаться стабильностью офсайт не может, в свою очередь cleartrip зависит от его работы.
Итак cleartrip – перейдя на сайт – не забудьте перейти во вкладку “train” для поиска и покупки жд билета. Собственно дальнейший поиск и выбор однотипен покупке авиабилетов.
Остается разобраться с квотами, типами поездов и классами вагонов.
Квоты продаж билетов
Билеты на индийские жд – не продаются сразу полностью на все имеющиеся места в поезде. В Индии существует система квот – она достаточно большая. Но нас интересует лишь некоторые из них – которые доступны иностранцу.
General quota – основная квота на которую выделяется самое большое количество мест, по ней начинаются продажи подтвержденных мест с момента открытия дат и по ней покупаются билеты заранее.
Допустим билеты закончились по General quota – тогда становятся доступны разные квоты внутренних нужд – для женщин, военных, больных и т.д.
За пять дней до отправки – открывается возможность купить подтвержденные билеты по Tatkal Quota (в том числе и через интернет) – стоимость билета по этой квоте будет выше и купить билет по ней можно лишь на весь маршрут следования поезда, а не на его часть (но сесть можно будет в любой точке).
Также в крупных городах имеется возможность на месте купить билеты по Tourist Quota (она распространятся где-то на двести поездов) – но выбирать класс вагона и тип поезда вряд ли получится.
После окончания продаж билетов по General quota – происходит продажа билетов, которые возможно освободятся – то есть waitlist список и иногда эта очередь огромна.
Waitlist – покупка билета с этим статусом, не означает что у Вас есть подтвержденное место, а ставит Вас в очередь листа ожидания, на тот случай если кто-то откажется от поездки – стоящие вначале этого списка автоматически подвинутся на количество «отказных» мест. Как правило покупать билеты с этим статусом нет смысла, если Вы будете не в пятерке ожидающих, а до отправления еще не менее месяца. Но угадать как будет двигаться эта очередь невозможно – поэтому лучше не рисковать. Если Вы будете стоять в листе ожидания до последнего и за четыре часа до отправления поезда – места так и не подтвердятся, эта «бронь» снимается и деньги Вам будут возвращены (насколько оперативно сложно сказать, у всех по-разному).
Иногда статус продаваемого билета может быть RAC то есть «резервация относительно отмены», фактически это подтвержденные места, и еще не waitlist, т.к. стоит перед ним – но конкретные места в вагоне Вы получите скорее всего на месте (то есть как правило остатки, иногда и в разных местах вагона).
Типы поездов.
Индийские поезда делятся на несколько типов - от этого зависит их быстроходность и комфортабельность.
Shatabdi Express - самые быстрые, кондиционированные и комфортабельные современные поезда в Индии. Ходят между крупными городами, на расстояния ~600км. и бывают только дневными, с минимумом остановок. Питание включено как и некоторый дополнительный сервис. Обслуживание максимально комфортное насколько это возможно по индийским нормам. В своем составе имеют лишь комфортные сидячие вагоны двух типов, сиденья расставлены по типу авиасалонов - класс вагонов CC и ECC.
На данный момент эти поезда ездят на 14 маршрутах, для 10 из них отправной точкой является Дели.
Rajdhani Express - самые быстрые, кондиционированные и комфортабельные поезда которые ходят на дальние расстояния с минимум остановок. Все вагоны кондиционированные. Питание включено как и некоторый дополнительный сервис - одеяло, подушки и т.д. Обслуживание максимально комфортное насколько это возможно по индийским нормам. В составе имеют только спальные вагоны - 1АС, 2АС и 3АС.
Эти поезда ходят на 21 маршруте.
Jan Shatabdi Express - похожи на Shatabdi Express принципом передвижения на небольшие расстояния, хотя делают больше остановок и едут более медленней. Эти поезда внедрили как альтернативу дорогому Shatabdi Express, но в более бюджетном варианте и ориентированы на менее "привередливого" пассажира. В составе имеют как кондиционированные вагоны, так и не кондиционированные. В составе только сидячие вагоны - CC и 2nd Sitting. Питание не включено.
Duronto Express - быстрые поезда дальнего следования, относительно новой сборки. Особенность этих поездов в том что они ходят без остановок от начальной до конечной точки маршрута (технические стопы возможны) - и курсируют только между крупными городами. Внешне их легко узнать по желто-зеленой волнистой окраске вагонов. Билеты на эти поезда не доступны через квоту Tatkal. В составе имеют до пяти типов спальных вагонов - 1АС, 2АС, 3АС, AC Economy, SL.
Garib Rath Express - поезда укомплектованы лишь кондиционированными вагонами. Были введены на жд как упрощенная альтернатива для тех кто не может позволить себе билеты в Shatabdi Express и Rajdhani Express. Достаточно быстрые, с минимумом остановок. Т.к. являются бюджетным вариантом - все дополнительные услуги и питание доплачиваются отдельно при желании. В составе на данный момент имеют только спальные вагоны одного типа - 3АС, и в некоторых сидячие вагоны CC.
Sampark Kranti Express - быстрые поезда на уровне Rajdhani Express, но немного дешевле. Маршруты связывают какой-либо конкретный штат Индии и столицу Дели. Особенность в том - что пересекая границу штата откуда этот поезд был сформирован, далее он идет без остановок до Дели. Но по факту таки дополнительные остановки за пределами штата формирования пришлось добавить через некоторое время после опробывания маршрутов этих поездов. В составе имеют только спальные вагоны - 1АС, 2АС, 3АС и SL.
Yuva Trains - кондиционированные поезда с минимумом остановк, маршруты которых должны проходить между крупных городов. Билеты на эти поезда может приобретать индийская молодежь, а также пассажиры с детьми с дополнительными существенными скидками. Для остальных обычные тарифы. В составе имеют только сидячий вагон - CC. Эти поезда проходят "опробывательный режим". На данный момент их всего два #12247 Мумбаи-Дели и #12249 Калькутта-Дели. Не доступны по квоте Tatkal.
Double Decker - двухэтажный поезд. Такой поезд на постоянном маршруте пока один в Индии - легендарный Flying Rani Express #12921 - он связывает Мумбаи с гуджаратским городом Сурат - время в пути около 4 часов. Был введен в эксплуатацию в 1906 году и упоминался в то время как "Королева Западного побережья". Сейчас в составе этого поезда два типа вагонов - кондиционированный одноэтажный CC и не кондиционированные двухэтажные вагоны с размещением мест как в нашей электричке (отзывы о поездке в этом поезде сводятся к тому что на верхней палубе очень жарко, а на нижней много шума и пыли).
Ведется доработка новых современных кондиционированных двухэтажных поездов на заводе в Пенджабе - которые в ближайщее время планируют запустить на жд.
Все вышеперечиленные поезда в своих составах не имеют общих вагонов.
Все билеты на них продаются только с конкретными местами (исключение ECC, о нем будет ниже).
Продолжение и дополнение следует .....
Вопросы лучше таки задавать в профильных темах - здесь устраивать солянку вопросов и ответов - мне кажется неудобным.