Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Впечатления, отзывы, фотографии из Индии, Гоа, Бангладеш. Отзывы Индия, рассказы туристов о путешествии в Индию. Достопримечательности Индии, отдых в Индии Гоа

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #1

Сообщение Гость » 18 мар 2011, 13:51

Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

1. Общая информация
Примерно в 35 км к северо-востоку от г. Гая (штат Бихар) посреди абсолютно плоской желто-зеленой равнины возвышается невысокая скалистая гряда протяженностью около 3 км.
Barabar Caves-01.jpg

В ее центральной части находится известная своими древнейшими в Индии рукотворными пещерами группа скалистых возвышенностей, которые называются Барабар (Barabar(Banawar) Hill). Примерно в полутора километрах от них на восток находится еще одно место расположения подобных пещер, относящихся к одному с Барабаром историческому периоду – скалистый холм Нагарджуни (Nagarjuni Hill).
Чаще всего оба эти места упоминаются под одним обобщающим названием: «Пещеры Барабар» (Barabar Caves).
Группа «Барабар» состоит из четырех пещер, а группа «Нагарджуни» - их трех.
Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.). Наряду с двумя пещерами Сон Бхандар (Son Bhandar Caves) в Раджгире они являются самыми древними пещерными храмами Индии .
Одной из самых интересных особенностей этих скальных сооружений является то, что они не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне шраманской секте философов-аскетов адживиков. Насколько я знаю, Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией .

2. Пещеры Барабар (Barabar Caves)
Утром, ровно в 8.00, погрузившись в солидный по индийским меркам Shevrole Travera, мы отправились к пещерам на скальных холмах Барабар (Barabar, Banawar).
Вчера, когда я долго и занудно торговался за вояж Барабар - Дунгешвари, мне казалось, что меня искусно разводят, пытаясь всучить автомобиль повышенной проходимости вместо традиционных Indica или Indigo.
По результату поездки оказалось, что люди просто вдумчиво отнеслись к делу и желали мне добра (что для Индии в общем-то не характерно, особенно вдумчивость) и действительно хотели, чтобы мы надежно и спокойно доехали до места назначения.
Потом, уже в Махараштре, когда не глядя на маршрут мне тупо выдали Индику, мы так и не смогли доехать до одного из намеченных мест, еще и слегка покалечив ходовую этой индийской Калины.

По NH 83 проехали через одно из самых неприятных для туристов мест Индии - г. Гая до городка Бела (Bela), после которого повернули на восток, и дальше дорога шла уже по сельской местности. Сначала она еще имела вид плохой, но все-таки дороги, а уже ближе к Барабару мы ехали проселками, проложенными по забутованным камнем глиняным дамбам между рисовыми полями.
Barabar Caves-03.jpg

Переживать о том, что попадется встречная машина и будет сложно разъехаться здесь не приходится - в Бихаре автомобилей и так не много, а в сельской местности их просто нет.
Водитель раньше здесь не бывал и поэтому для начала слегка поблудил, но я был даже доволен - ехали по интересным местам мимо и через деревни у подножья скалистых холмов.
Barabar Caves-04.jpg

Barabar Caves-06.jpg

Неспешная езда (камни и промоины) и блуждания в поисках дороги привели к тому, что добрались мы до деревни у подножья Барабара только часам к 11-ти дня.
Остановились на деревенской площади и не успели пристроить машину в тень, как уже явились сборщики подати. Обычно этим занимаются пожилые мужики или дедки (иногда в форме ASI песочного цвета) и берут небольшую сумму (10-20 рупий) «за въезд» или «за парковку», при чем почти всегда дают квитанцию местного «сельсовета» - панчаята.
Здесь же явились «уличные» и объявили размер «деревенского сбора» аж в 50 рупий. Поглядев на напрягшегося водилу, я спорить не стал - не велики деньги да и оставлять его одного в деревне с претензиями со стороны местной братвы было просто не по-человечески.
Кстати квитанцию, которую я небрежно сунул в карман, водитель неожиданно попросил у меня на обратном пути, когда мы снова проезжали через деревню, пробурчав в ответ на мой вопрос: на кой она ему, что без бумажки «эти» могут снова попросить полтинник.

Минут через пять примчался запыхавшийся «смотритель пещер» - пожилой шустрый мужик и повел нас через деревню к пещерам.
Никаких тикет-офисов и входных билетов в Барабаре нет. Я думаю, что скорее всего смотритель имеет какое-нибудь мизерное жалование от ASI, а основной доход получает в виде чаевых от туристов, которых он сопровождает к пещерам.
Поскольку туристы в Барабаре – очень редкие гости, то радовался он нам как родным и был готов просто разбиться в лепешку. Нам он тоже понравился: дружелюбный и толковый дядька, единственный недостаток которого - почти полное незнание английского (хотя в принципе это было и не очень важно – у меня были материалы о Барабаре на бумаге).
Деревня расположена в пологой части лощины, в конце которой находится деревенский храм и начинается длинная капитальная лестница с металлическими поручнями, ведущая наверх к пещерам. Все сделано на совесть, но давно не ремонтировалось и немного запущено.
Barabar Caves-07.jpg

Слева от начала лестницы (на фото - справа) под обустроенным навесом рядом с деревенским храмом обитает местный садху – крупный волосатый мужик в подистлевшей одежде. При виде нас он радостно заворочался и заурчал. Мне послышалось любимое слово здешних религиозных подвижников: «бакшиш», и поэтому в ответ на вопрос смотрителя : «К баба пойдем ?», я молча показал рукой в сторону лестницы и мы двинулись наверх.
Barabar Caves-08.jpg

После непродолжительного подъема лестница переходит в широкую дорожку, которая и ведет к тому, что называется «Пещеры Барабар».
Первые три пещеры высечены в длинной округлой скале, вытянувшейся с востока на запад на 200 метров и удивительно похожей по своим очертаниям на гигантскую подводную лодку, всплывающую прямо из грунта. Горная порода скалы – гнейс (твердая метаморфическая порода внешне и по своим свойствам очень похожая на гранит, поэтому дальше я всегда буду употреблять слова «гранит» и «гранитный»).
Barabar Caves-09.jpg

Дорожка ведет к северной стороне скалы, где расположена одна пещера - Каран Чаупар (Karan Chaupar).
Пещера датируется 244 до н.э., т.к. на входном проеме есть надпись, что эта пещера сооружена 19 лет спустя после восхождения на престол императора Ашоки.
У пещеры простой прямоугольный входной проем, который сразу же обращает на себя внимание абсолютной геометрией и идеальной обработкой.
Не успел я удивиться и поразмышлять: в чем собственно суть этой простоты и зачем такое качество и такая точность, как уже стоял в пещере и ошеломленно крутил головой.
Пещера очень своеобразна, наверное ничего подобного среди культовых сооружений в мире нет: внутри ни одного рисунка, барельефа, статуи и т.п.
Вместо этого - помещение с идеально выдержанными геометрическими размерами и дивной полировкой (напомню, что все это высечено в гранитном монолите в 3-ем веке до н.э.), при чем довольно внушительных размеров: длина: 10.4 м, ширина: 4.3 м, высота: около 3.3. м (стены 1.42 м и свод 1.84 м).
Barabar Caves-10.jpg

Дальше было самое удивительное: смотритель отошел к торцу пещеры и громко выкрикнул несколько слов, после чего пещера наполнилась каким-то хитросплетением звуков, при чем многие из них были явно новые, не связанные с тем, что проговаривал смотритель.
Еще слегка ошарашенные мы сами начали экспериментировать со звуком, громко проговаривая фразы с разными интонациями и интервалами или хлопая в ладоши. Не успеваешь закончить фразу, как тут же тебя обволакивает переплетение множества звуков: некоторые похожи на приглушенный разговор, восклицания, шум улицы и пр., другие вызывают какие-то знакомые, но труднопередаваемые ассоциации.
Очень интересным и неожиданным оказалось возникновение каких-то не очень понятных и даже странных ощущений: стоишь в абсолютно темной пещере (еле видно углы и стены), а все «это» как будто осязаемо «летает» вокруг тебя. Прямо психоделика какая-то.
Кстати все пещеры действительно очень темные. Все освещение - это дневной свет через входной проем и свечка, которую зажигал смотритель в очередной пещере. Фотографии делались со вспышкой (автофокусировкой по супруге со свечкой) и затем прилично дорабатывались.
Результатом наших упражнений стало то, что супруга до сих пор абсолютно уверена, что внутри пещеры слышала повседневный шум деревни, которая находится внизу: голоса людей, мычание коров, смех детей и пр. и что «это» проникло внутрь либо через входной проем, либо еще как-то. Все мои попытки разубедить ее с помощью физики и логики до сих пор так ни к чему не привели - любые аргументы бессильны, если человек реально «это» слышал.
Если представить, как в темной пещере с такой акустикой часами кружится, распадаясь на гармоники и сплетаясь снова в нечто иное, объемный звук от повторяемого с определенной ритмикой и интонацией на разные голоса: «Ом-м-м!» - просто мороз по коже.
Barabar Caves-11.jpg

Когда я размышлял над природой этого чуда, то сильно пожалел, что не сделал несколько замеров затухания по секундомеру часов и не попробовал повнимательней прислушаться на что распадаются простые звуки (гласная, хлопок и т.п.). Могу только сказать, что полное затухание звука происходит приблизительно в течении 5-6 секунд.
В том, что все пещеры Барабара и Нагарджуни создавались как специальные акустические залы, сомнений у меня нет. Видимо древние строители хорошо знали как, из чего и где построить помещения с такой удивительной реверберацией: все пещеры высечены в монолите; имеют практически одинаковый размер и внутреннюю геометрию; стены, свод и пол были отполированы с высочайшим качеством. Даже абсолютно прямоугольные проемы у всех пещер одинаковы - вероятно в этом был какой-то смысл (возможно служили резонаторными отверстиями).
Так же нет сомнений, что предназначались они только для медитаций или каких-либо подобных ритуальных действий, а сами аскеты жили где-то рядом.
Из того, что пишут современные ученые, можно понять, что о самих адживиках известно очень мало (см. выше), а об их ритуальных практиках - вообще ничего.
Поэтому наверно мы никогда не узнаем зачем шраманской секте аскетов-атеистов понадобилось создавать такие «высокотехнологичные», а главное безумно трудоемкие «музыкальные шкатулки».


Еще две пещеры находятся на противоположной, южной стороне скалы. Чтобы попасть к ним надо подняться на гребень скалы по каменной лестнице, находящейся рядом со входом в Каран Чаупар, и спуститься на противоположную сторону.
Barabar Caves-12.jpg

Barabar Caves-13.jpg

На южной стороне скалы западная (первая по ходу) пещера, которая расположена почти симметрично относительно продольной оси скалы с Каран Чаупар, носит название Судама (Sudama).
Входом в Судаму является такой же простой и идеально прямоугольный проем, как и у Каран Чаупар (кстати вот таким своеобразным способом запираются все пещеры).
Barabar Caves-14.jpg

Внутренняя планировка Судамы от отличается Каран Чаупар: пещера состоит из двух помещений.
Первое – зал размером 10 на 5.8 м и высотой 3.6 м, восточная стена которого прямолинейная.
Barabar Caves-15.jpg

Западная же стена этого зала имеет форму выпуклой дуги с куполом.
Barabar Caves-16.jpg

Стена имеет такую необычную форму потому, что повторяет контур находящегося за ней второго, круглого помещения диаметром 5.8 м.
Полировка в Судаме вероятно самого высокого качества среди всех пещер Барабара (а может быть лучше всех сохранилась), а сама пещера выглядит просто идеально.
Barabar Caves-17.jpg

В круглом помещении полировка стен сохранилась хуже – естественная коррозия, видимо вызванная просачивающейся в щели водой.
Здесь к реверберации добавляется другой акустический эффект, вызванный формой помещения: голос человека, который стоит напротив тебя не слышен «прямо», вместо этого он громко звучит то у правого, то у левого уха (если периодически немного смещаться).
Пещера согласно наскальной надписи при входе датируется 12-ым годом правления Ашоки (261 г. до н.э.).
Справа (к востоку) от Судамы находится знаменитая пещера Ломас Риши (Lomas Rishi).
«Знаменитая» потому, что единственная из пещер Барабара имеет резной входной портал, фотография которого является «визитной карточкой» пещер Барабара (из двух фотографий Барабара одна обязательно будет с порталом Ломас Риши).
Barabar Caves-19.jpg

Вероятнее всего портал создавался не адживиками и скорее всего имеет раннеебудистское происхождение: об этом говорит вереница слонов, движущаяся к ступе в центре дуги и арка в форме листа пипала (о пипале см. здесь).
Barabar Caves-20.jpg

Ломас Риши, как и Судама, состоит из двух помещений (прямоугольного и круглого), но ее сооружение по каким-то причинам не было завершено, поэтому на плане второе помещение выглядит не круглым, а овальным – его просто не доделали.
Даже судя по неокончательным размерам (длина – 10-11.1 м, ширина – 5.2 м, диаметр круглого помещения – 5.2 м), можно судить, что Ломас Риши задумывалась как копия Судамы.
Barabar Caves-21.jpg

Время и причина, по которым работы в пещере не были доведены до конца, неизвестны.
Barabar Caves-22.jpg

Внутри хорошо видно, каким методом происходило вырубание в скале помещения и вполне очевидно, что делалось это по определенной технологии и качественным стальным инструментом (пишут, что у современных ученых до сих пор нет полной ясности по многим аспектам техники обработки камня и железа в древней Индии).
В Индии и в последующие годы не искали легких путей. Поражает воображение количества пещерных храмов, целиком вырубленных в твердых горных породах и украшенных огромным количеством колонн, скульптур и барельефов, среди которых много образцы все с той же знаменитой полировкой.
В Китае и Юго-Восточной Азии все было не так: там как правило работали с песчаником, известняком, сланцами, глинистыми породами и подобными им по твердости материалами.


Вышли из Ломас Риши, вернулись тем же путем к Каран Чаупар и наш смотритель живо засобирался вниз в деревню: мол нам еще пещеры Нагарджуни смотреть.
«Стоп, кормилец, а где же четвертая пещера? Как же мы без Вишваджопри (кое-как выговорил по бумажке)?»
Сраженный моей эрудицией (которую я пополнял на ходу по бумажке), смотритель обреченно вздохнул и повел нас на северо-восток по лесной тропинке, предусмотрительно указывая на какие-то особо злобные колючки и коровьи лепешки.
Barabar Caves-24.jpg

Он чуть не лишил нас одного из самых замечательных зрелищ: «ашока степс» - ведущих от пещер к деревне тропинок-пунктиров из прямоугольных выемок, вырубленных на поверхности скал в те же времена (3 век до н.э.), что и сами пещеры.
Barabar Caves-25.jpg

Гранитные скалы покрыты лишайниками и ходить по ним даже в сухую погоду надо осторожно. В дождь и туман они просто очень скользкие и удержаться на наклонной мокрой поверхности практически невозможно – скоростной спуск гарантирован. Мы оценили такие тропинки-пунктиры, когда в дождь обходили пещерный комплекс Канери вблизи Мумбая – без них перемещаться по скалам было бы просто невозможно.

Вишваджопри (Visva Zopri, Visvajhopri) – четвертая пещера из группы Барабар - находится примерно в полукилометре от первой пещеры - Каран Чаупар.
Сама по себе она большого интереса не представляет, т.к. является не просто незаконченной, а скорее «немного начатой».
Намного более интересен путь к пещере по скалам и спуск по «ашока-степс» прямо в деревню.
В последние десятилетия по неизвестной причине трещины в скале стали очень активно прогрессировать, достигли самой пещеры и воды стали размывать ее свод.
Несколько лет назад трещины залатали раствором и залили битумом (похоже не очень качественно).
Спуск со «спины» к самой пещере - все те же традиционные «ашока-степс».
Barabar Caves-28.jpg

Когда мы спустились к пещере, то стало понятно почему смотритель пытался увильнут от показа нам этого места: площадка перед пещерой по индийской традиции была загажена пластиковым мусором: пакеты от чипсов, бутылки, тарелки и пр. (похоже молодежь из деревни проводит здесь пикники, при этом еще пишет всякую хрень на скале и жжет костры прямо в пещере).
Мужик, явно стесняясь что мы увидели это безобразие, тут же метнулся собирать его в кучи и жечь.
Barabar Caves-29.jpg

Сама пещера, как я уже говорил, не закончена: полностью сделан только входной проем за которым находится не очень большая куполообразная камера.
Тропинка от пещеры ведет вниз к началу лестницы, по которой мы начинали свой обход Барабара.
Barabar Caves-32.jpg

Barabar Caves-34.jpg

Деревенские дети встречали нас молча и как-то робко: просто стояли и разглядывали. Потом так же застенчиво, держась на некотором расстоянии, сопроводили до машины.
Barabar Caves-33.jpg


3. Пещеры Нагарджуни (Nagarjuni Caves)
Пещеры Нагарджуни находятся в паре километров от Барабара.
Километра полтора можно проехать на машине, а потом - пешком через поля к подножью скалистого холма.
Посадили в машину смотрителя и тронулись в путь. Немного попетляв по проселкам, остановились на краю обширной луговины.
Только вышли из машины - подтянулась группа поддержки. Пацаненок с бутылкой был представлен нам как сын смотрителя пещер. При этом немолодого уже мужика так распирало от гордости, что мне пришлось поддержать его парой комплиментов (у индуистов рождение и воспитание сына по сути одна из главных целей в жизни).
Nagarjuni Caves-01.jpg

По дороге миновали место сушки кизяка, раскланившись с дружелюбным хозяином и его женой.
Nagarjuni Caves-02.jpg

Двигались дружно и весело, мелкие были в восторге от белой тетеньки, а она от них.
Будущий смотритель пещер в соответствии со своим статусом солидно возглавлял колонну.
Nagarjuni Caves-03.jpg

При приближении к холму Нагарджуни стало отчетливо видно первую пещеру - Гопи или Гопика (Gopi, Gopika).
Nagarjuni Caves-04.jpg

У подножья холма расположилась какая-то заброшенная стройка: подразмытая кирпичная кладка и торчащие из нее ржавые трубы.
Nagarjuni Caves-05.jpg

Наверх к пещере ведет длинная крутая лестница, построенная уже в наше время.
Nagarjuni Caves-06.jpg

Вход в пещеру такой же идеальный по качеству и простой по форме.
Nagarjuni Caves-08.jpg

Внутри Гопи очень похожа на пещеры Барабара, единственно можно отметить сохранившуюся на полу полировку и несколько большие размеры.
Nagarjuni Caves-10.jpg

Пещера имеет длину 14.2 м, ширину - 5.9 м и высоту - около 3.2 м. Обе боковые стены - полукруглые.
Nagarjuni Caves-11.jpg

Фотография на память.
Nagarjuni Caves-12.jpg

К северу от пещеры Гопи находятся еще две пещеры группы Нагарджуни : Vahiyaka Kubha (местное название Mirza Mandi) и Vadathika Kubha.
Ничем для праздных туристов вроде нас они не примечательны (это две небольшие пещеры размером примерно 5 на 3.5 м), а топать до них по горам и долам, как я понял из общения со смотрителем, с полкилометра на ту сторону холма.
Было жарко и мы уже порядочно находились, поэтому к всеобщей радости я махнул рукой в сторону Барабара и мы дружно двинулись обратно к машине.
Подвезли смотрителя до деревни, рассчитались с ним за труды (мужик напряженно наблюдал, как я ковыряюсь в кармане, и просто расплылся в улыбке, получив свои заработанные честным трудом 120 рупий) и вперед - к Дунгешвари.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гость

 
северный гоа отзывы

Re: Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #2

Сообщение Penelopa » 18 мар 2011, 16:22

Интересные места. Скажите, а Гайя чем так неприятна для туристов? И еще вопрос-а где Вы набрели на информацию об адживиках?
Аватара пользователя
Penelopa
активный участник
 
Сообщения: 850
Регистрация: 20.05.2008
Город: Киев
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 49
Страны: 15
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #3

Сообщение Гость » 18 мар 2011, 17:18

Penelopa писал(а):Интересные места. Скажите, а Гайя чем так неприятна для туристов?

Криминалом. У нас сразу по приезду был инцидент (обошлось).
И тем, что в светлое время суток там останавливается всего один поезд.

Penelopa писал(а):И еще вопрос-а где Вы набрели на информацию об адживиках?

Я не набредал, я этим немного интересуюсь.
Информация есть везде, но скупо.
Лучше всего: Бэшем (он самый авторитетный исследователь адживиков - есть отдельная книга, на нее все ссылаются), Бонгард-Левин, БРЭ и пр.
Гость

 

Re: Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #4

Сообщение Penelopa » 19 мар 2011, 13:12

Спасибо. Для меня эта информация достаточно новая. Но интересная.
Аватара пользователя
Penelopa
активный участник
 
Сообщения: 850
Регистрация: 20.05.2008
Город: Киев
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 49
Страны: 15
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #5

Сообщение sankel » 15 фев 2012, 07:56

Спасибо за редкостный отчет о редкостно посещаемых местах! Сама очень люблю незаезженные, но прекрасные своей историей места!
Скажите, а вы из Гайи ехали? Ведь можно и из Бодхгайи заказать машину? Уж очень в Гайе неохота ночевать.
Аватара пользователя
sankel
полноправный участник
 
Сообщения: 370
Регистрация: 19.10.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Возраст: 64
Пол: Женский

Re: Пещеры Барабар (Индия, ноябрь 2010)

Сообщение: #6

Сообщение Гость » 15 фев 2012, 08:05

sankel писал(а) 15 фев 2012, 07:56:Спасибо за редкостный отчет о редкостно посещаемых местах! Сама очень люблю незаезженные, но прекрасные своей историей места!
Скажите, а вы из Гайи ехали? Ведь можно и из Бодхгайи заказать машину? Уж очень в Гайе неохота ночевать.


1. Мы ехали машиной из Варанси в Мугал Сарай, а оттуда поездом в Гаю и рикшей в Бодх Гаю. Еще раз напомню: в Гаю надо приезжать в светлое время суток.
2. Жили в Бодх Гае - там довольно много отелей и бронируются они через и-нет (индийский makemytrip). В Гае жить НЕ НАДО, да похоже там особо и негде.
Машину по окрестностям и потом до Патны заказывали в отеле.
Гость

 




Список форумовАЗИЯ форумИНДИЯ форумОтзывы об Индии, отдых в Индии Гоа



Включить мобильный стиль