Виза
Индия требует визу. Процесс получения визы не сложный, но требует некоторых телодвижений и стоит денег. Такое впечатление, что если пускать иностранцев без визы, толпы желающих заполнят улицы Индии и навсегда останутся там, отнимая работу у коренного населения. Я так и вижу, как миллионы иностранцев из Америки, России и Европы толпами ломятся в индию и сбивают цены на рынке труда. Что, видимо, вполне соответствует глубокому убеждению местных аборигенов. Они уверенны, что через 5, максимум 10 лет Индия превратится в ведущую мировою державу. Причем верят они в эту сказку искренне и с воодушевлением. Слышал эту историю от нескольких человек в совершенно разных частях страны. Очень напомнило Хрущевские «через 20 лет мы будем жить при коммунизме», Брежневские «каждой семье отдельную квартиру к 2000 году», и Путинские «удвоим НВП через 10 лет». Кстати, только сейчас заметил, как цели и масштабы обещаний менялись со временем
Передвижения по стране.
Авиа.
Авиа перелеты на длинные расстояния (при наличии рейса) это единственно разумный метод. Конечно, можно трястись сутки или больше на автобусе или поезде, но для большинства из нас, ограниченных во времени, это не самый разумный и комфортабельный метод. При наличии нескольких бюджетных авиакомпаний (IndiGo, GoAir, SpiceJet, JetLite, Kingsfisher etc) , с ценами от $30 до $150 за билет между основными городами, длительные переезды на поездах/автобусах не имеют большого смысла (опять же, естественно, при наличии авиасообщения в точке отправления и назначения, и б/м удобном расписании). Билеты лучше брать заранее, за несколько дней до полета цены возрастают и, иногда на наиболее востребованных направлениях может не оказаться мест. В остальном самолеты довольно новые, частенько опаздывают и, в принципе, ничем не отличаются от своих коллег в других странах. Здания аэропортов внутри вполне современные, чистые и без толпы. Сиденья в залах ожидания удобные, практически везде имеются розетки для зарядки телефонов и компютеров.
Имейте в виду, что в связи с угрозой терактов без распечатки брони вас не пустят в здание аэропорта (бред примерно такой же, как снимание ботинок в Америке. Но на каждом входе дежурят солдаты с автоматами и проверяют распечатки. Смотрят на фамилию-сверяют с паспортом, и временем вылета). Кроме того, вас так же не пустят, если до вашего вылета больше чем 4-6 часов. Поэтому, если у вас connection долгая (например, вы прилетаете ночью, а вылет на следующий день) и вы хотите отдохнуть в аэропорту, то надо подготовить распечатку с бронью на любой рейс часа через 3-4 после того времени, когда вы хотите зайти в аэропорт. Из международного в местный терминал и обратно в аэропорту Дели (терминал 3 и 1D, соответственно) ходит бесплатный автобус-шаттл (не очень часто, можно прождать минут 20-30 и ехать минут 15-20. На этот шаттл (бесплатный) надо тем не менее получить _бесплатные_билеты_. Не забудьте спросить где их взять, иначе придется разбираться с контролером в автобусе, портя себе нервы.
Поезда.
На средние расстояния (150-500 км) удобнее всего передвигаться поездами, особенно если они ночные – уходят вечером и приходят утром. Дневные поезда лучше брать AC Chair вагоны в «скоростных» поездах. Они вполне нормальные и хорошо подходят для коротких (2-5 часов, Jaipur-Delhi, Agra-Delhi, например) поездок. Над сидениями больше полки на которые можно спокойно положить багаж.
В ночных поездах и при поездках на средние дистанции (4-18 часов) лучше брать 2АС класс, который соответствует плацкартному вагону. В отличии от российского плацкартного вагона, каждое "купе" и каждая боковая полка закрываются на ночь занавеской.
Если вы едете вдвоем, то удобнее брать боковые полки (каждая полка закрывается индивидуально занавеской). Если вы один, или вас 3-4 то удобнее брать «купе». Проблема в том, что сложно заранее определить какие места вам дают. Места назначаются накануне ночью (preparation of the chart). Чтобы узнать места надо или искать свою фамилию в списке, или подойти к специальному сотруднику на станции.
Вагон 1АС примерно соответствует купейным или СВ местам. Купейные места имеются в очень ограниченном количестве, и, в отличии от российских СВ, могут быть двухместными:
или четырехместными:
Какое конкретно купе вам дадут заранее вы не знаете. Обычно в поезде 3 купе, 1 двухместное и 2 четырехместных.
Если вам попадется 4хместное купе, то велика вероятность, что с вами в купе будет ехать индусская семья с двумя-тремя маленькими детьми, например. Тогда уж лучше ехать в 2АС, куда билеты взять намного проще.
Если билетов нет, можно ехать в вагонах без мест (продают столько билетов, сколько есть желающих). Без некоторой сноровки сесть в такой вагон может оказаться проблематично, даже при наличии билетов
К поездам лучше приходить немного заранее, тк нахождения поезда может оказаться нетривиальной задачей. Бывали случаи, когда на информационном табло поезд был обозначен уходящим с одной платформы, а на самом деле он уходил совсем с другой. Хотя на большинстве крупных станций на платформе электронные табло показывают номера поезда и вагона, и конечные станции. На мелких станциях ситуация может быть более tricky. Поевзда часто опаздывают (на несколько часов, иногда на 12 и больше, особенно при дальних расстояниях) и часто стоят на промежуточных станциях всего несколько минут. Поэтому надо точно знать, когда подойдет именно ваш поезд, где будет ваш вагон (хотя бы приблизительно) и быть готовым быстро в него забраться.
Цены на ж/д билеты невысоки, обычно в диапазоне от 300-500 до 1500-2000 INR
Смотреть расписание и наличие мест можно на сайте индийских ж/д (www.indianrail.gov.in) или на cleartrip.com (не реклама, просто удобный сайт). При возможности стОит (вернее, настоятельно рекомендуется) иметь при себе распечатку с сайта с подтверждением места/билета. Билеты лучше покупать заранее, тк они имеют обыкновение кончаться, особенно на востребованные направления, такие как Delhi-Jaisalmer, Agra-Jaipur, Mumbai – Goa, etc. Система резервации билетов довольно confusing. Confirmed – означает что место вам гарантированно, точно место (вагон, место) обычно определяется при приготовлении посадочной ведомости (chart) накануне ночью. CNF статус означает, что вам место забронированно. RC статус (Reservation against Cancellation) означает, что вы можете сесть в поезд, но место не гарантированно. WL(х)/WL(y) ознaчает, что вас записали на лист ожидания, ваше текущее место в очереди х, место в момент постановки в очередь на этот поезд – y. Х меняется в зависимости места в очереди, у – всегда остается постоянным и виден прогресс. Вы _не_можете_ садится в поезд со статусом WL. В некоторых случаях очередь движется быстро, в других – практически не движется.
В Дели три основные конечные станции, наиболее удобная из них – New Delhi (NDLS). Учтите, что станция довольно большая и с большим количеством народа, платформ и поездов. Рядом со станцией (минут 15 пешком) находится улица (Arakashan Road) с огромным количеством гостиниц (все дома на этой улице – гостиницы). Гостиницы от дешевых до средне-дорогих. Качество тоже соответственно – от средне-индийского до вполне европейеского уровня. Другой вокзал - Delhi Cantt находится недалеко от аэропорта и ее удобно использовать если надо доехать до аэропорта не из Дели. Добираться в город от аэропорта можно или на аэро-экспрессе (приходит на NDLS, 80 Rs), или на такси/метро (долго, нудно, дорого).
Автомобили.
Для поездок на короткие расстояния, и для sightseeing имеет смысл брать автомобиль с водителем. Автомобиль с водителем на день стоит около 800-1500 INR. Для поездок на длинные расстояния можно рассчитывать на 12-15 INR/km. Когда берете автомобиль, стОит обязательно обговорить условия. Если вам нужен кондиционер (критично летом) – обговорите это заранее и обязательно проверьте, что он работает до того, как сядете в машину. Если кондиционер не работает, требуйте другую машину. Потом доказать что-то будет намного сложнее. Обговаривайте заранее, куда вы хотите заехать. Иначе потом окажется, что то, куда вы хотели/планировали заехать окажется «далеко», туда будет «сложная дорога», или «отдельная цена» и тд. Вообще, у индусов потрясающая способность напарить при любом удобном случае. Все, что вам говорят, следует принимать с сомнением. Например, если вам говорят, что «в это место лучше ехать на тук-туке, иначе придется долго идти пешком по грязи», не спешите этому верить, особенно если говорящему выгодно по каким-то причинам, чтобы вы ехали на тук-туке (например, о цене уже договорились, а тт обойдется дешевле етц). Скорее всего вас просто парят. Или вам обещали машину с кондиционером (и соответственно дороже), а во время поездке выясняется, что кондиционер, есть, но он не работает
Авто-рикши (ака тук-тук).
Трехколесный мотороллер для поездок на короткие расстояния. Обычно присутствует в больших количествах в городах. Комфортабельно садятся 2 человека, 3 нормально. Иднусы набиваются в количестве 5-6 человек. Езда на этих агрегатах не для слабонервных. Они лавируют как ненормальные среди траффика (хотя аварии и не часты – я не видел ни одной серьезной, не считая «мелочей» типа слегка зацепить велосипедиста J ) Кроме того, в лицо летит пыль, выхлопные газы и прочие ароматы. Тем ни менее, при поездках на короткие расстояния это наиболее экономичный метод (обычно 30-100 INR) и на улицах можно остановить, как правило, только ТТ. Обычное такси надо почти всегда заказывать по тлф и ждать 10-30 мин.
Мотороллеры
В Гоа большинство отдыхающих берут на прокат мотороллеры - 150-250 рупий в день (плюс бензин) или мотоциклы.
Жилье. Жилье можно найти на любой вкус и любой бюджет. Разумные варианты (с туалетом, душем, кондиционером и горячей водой, как минимум теоретически J ) начианются от $30. Европеизированные отели в туристических местах обычно начинаются от $50. Шикарные отели, особенно в исторических замках и тп могут легко стоить $500-$1000+ за ночь. В большинстве мест цена совершенно не коррелирует с качеством. Отель за одни и те же деньги в одном месте может оказаться похож на стандартные европейские 4*
, в другом месте это может оказаться сродни комнате в «доме колхозника» при районном рынке
, в одном месте это будет бывшая резиденция принцессы
, в другом – комната с облупливающейся краской и плохо работающим душем.
В "аутентичных" гостиницах (бывшие дворцы, замки етц) останавливаться значительно интереснее, но имейте в виду, что при прочих равных условия могут быть хуже чем в стандартном европеизированном новстрое
В Дели удобно останавливаться в гостинице рядом с New Delhi станцией (NDLS Rail Station). На Arakshian Road недалеко от этой станции находится огромное количество отелей на любой вкус. На эту станцию приходит аэроэкспресс – самый удобны способ добраться до/из аэропорта (80 INR, 20 min, every 15 min). С нее же отходят поезда в Агру, Джайпур етц. Станция метро тоже находится там же. Две другие станции Old Delhi (DLI) и Nizhamudin находятся намного более неудобно (с точки зрения усредненного туриста, естественно J ).
Еда
Еда разнообразная и сильно зависит от региона и повара. Одно и то же блюдо может быть совершенно разным на вкус в двух соседних забегаловках, не говоря уже о двух разных городах.
При всем этом разнообразии можно найти острую и не острую пищу, вегетарианскую и нет. Часто рестораны, особенно ориентированные на местную публику, строго вегетарианские. Однако почти всегда можно найти и мясные забегаловки, особенно в местах скопления туристов (если вы оказались в других местах, то скорее всего сами разберетесь)
Тандури печь требует заправки топливом два раза в день. Перед этим ее надо остудить. Соответственно, где-то с 3 до 7 вечера происходит процесс перезарядки. Нормально поесть в это время может оказаться затруднительно, все едальни будут закрыты, имейте это в виду при планировании. Я пару раз оказывался в ситуации, когда все было закрыто. Естественно, это было в то время, когда мне было удобно (например, перед отходом поезда или самолета), я проголодался и как раз собиралься поесть.
Из еды стоит отметить
Хлеб – простая лепешка – роти, жареная в масле пури, и жаренная в тандури печке наан. Наан бывает простой, с маслом и чесноком, с чесноком и сыром, и с сухофруктами. Мне больше всего понравился наан с маслом и чесноком, и с сухофруктами. Один наан довольно большой и его обычно можно разделить на двоих (при наличии другой еды, естественно).
Масала это просто «смесь». Может быть острая, может нет (хотя обычно острая).
Тикка и кебаб – жаренные, обычно курица, баранина, или сыр (панир). Обычно бывают или совсем не острые или мало острые.
Мясо – так как у индусов корова священное животное, а у мусульман – свинья, то ни то, ни другое обычно не продают. Из мяса чаще всего попадается курица и баранина (мутон). Chicken tikka обычно куриный шашлык, как правило не острый.
Напитки: из напитков распространены чай с сахаром и молоком (иногда с разными травками) – «чай», ginger lemon honey tеа, кефирчики (ласси) с сахаром, фруктами (банан, манго) или с солью и всяческие соки, обычно свежевыжатые (наличие, как правило, зависит от сезона).
Из неострых блюд, в дополнение ко всяким мясным tandoori, tikka and kebabs, стоит отметить Paneer Tikka Masala, Paneer Butter Masala (чуть острее), и Biryani (рис с мясом или без, с травками, типа плова, обычно или совсем не острый, или мало острый).
Про то, что воду надо пить только из бутылок или кипяченую при вас не меньше 20 мин, не есть салат (кто его знает, чем его мыли, и мыли ли вообще), мыть руки перед едой и тд я думаю все и так в курсе.
Гиды, зазывалы, «помогалы» и другая шушара.
Этого добра будет много. Пристают навязчиво и беспардонно. Если нет желания связываться с ними то единственный способ борьбы - это игонрировать и посылать подальше. При чем они показывают всякие бумажки, говорят что они «добровольцы», государственные служащие, необходимые условия и тд. Их всех можно смело посылать подальше. Хорошо помогает посылать их по-русски ;)