Цель поездки - увидеть и попробовать максимум с минимальными затратами. Это не значит, что я экономил на еде, воде и пешком прошёл полиндостана.
Первое и одно из самых главных при планировании трипа - это логистика. Поездка предполагалась в феврале, авиа билеты начал мониторить в сентябре. Где-то к середине октября появилось предложение от Этихад за 15.5 тыр с пересадкой в Абу-Даби. Решено - берём. Впервые летал Этихадом, оказалось, что самая крутая и богатая авиакомпания - не значит самая лучшая. И туда и обратно задержки, а обратно - часа 3 задержали, при том, что прилетели с Мумбая с запасом, а вылет в Москву в 3 утра. Первый раз спал во время взлета.
Итак, маршрут. Дели - Агра - здесь понятно. В одном из отчетов увидел рассказ о Тирупати - мекке для индуистов и загорелся. Ну и естественно обязательно посетить море. Море на западном побережье, куда мы поехали из Тирупати с помощью великих и ужасных индийских ЖД, попутно захватив Каньякумари. Все это соединить в сжатые сроки можно было только внутренними перелетами. Решено было взять билеты Дели-Тирупати и Мумбаи-Дели. Цена приемлемая - за 2 перелета на двоих потрачено 15 тыс руб. Билеты дешевле на индийском сайте cleartrip, тем более перелет Дели - Тирупати другие поисковики не предлагали. Брать их стоит где-то за полтора месяца до вылета - цена наиболее оптимальная. Я чуть опоздал, изначальное предложение было около 10-12 тыс руб.Остальные передвижения - поездами. 9 кругов ада с регистрацией на cleartrip пройдены и маршрут распланирован уже по датам.
Очень доволен остался индийскими ЖД, считаю до них РЖД ещё ой как далеко. В Индии более млрд человек и большая часть постоянно передвигается с помощью ЖД. Недостаток - билеты нужно брать заранее, т.к. разлетаются они как горячие самосы) Но и тут есть варианты с таткал квотой. При таком "жестком" планировании может теряется романтика путешествия, но по мне - это экономия времени, денег, сил и нервов. Дальние переезды (700км+) брал на ночные поезда - экономия драгоценного дневного времени и не нужен отель поезда не подводили, задержки максимум 10 минут.
Об автобусах - это жопа по сравнению с ЖД однозначно. Ехали с Каньякумари до Варкалы. С двумя пересадками. Когда бас подъезжает к городу, начинаются проблемы из-за трафика. расстояние в 150 км преодолено за 7(!) часов. При этом от тряски, постоянных сигналов утомляешься, а из открытых окон оседает пыль сажа и Хз что ещё. Поездом - 2 часа то же расстояние.
Решать каждому, но я отдал своё предпочтение ЖД в дальнейших передвижениях, даже на короткие расстояния. Научитесь пользоваться cleartrip ом и будет вам счастье.
Маршрут готов, визы получены, осталось последнее испытание - за неделю до вылета паспорт жены погрызла псина - проела дыру на последней странице. Смысла суетиться с паспортом нет, все равно с визой в новый паспорт пролетаем, остается надеяться на карму) Как ни странно ни наши, ни индийские погранцы не обратили внимания)
Маршрут на карте
Раскладка по расходам:
Транспорт
Проживание
Поехали
Дели-Агра
Раннее утро. Аэропорт Дели. Выходим, меня цепляет какой-то ушлый перец, который предлагает такси по счетчику. Отводит меня в сторону "к машине". Я показываю ему билет на поезд до Агры, он мне говорит, что белые туристы в слиперах не ездят и мне нужно ехать к его другу, купить нормальный билет. Перец отправляется нахер, иду к стойке припэйд такси. 550 руп до низамуддин ЖД вокзал. Первое, что испытываешь, когда выходишь из такси - шок. Какого хера я тут делаю? Грязь, вонь, бомжи, которые греются у горящей бочки (классика жанра), мусор повсюду, холодина и закономерно поселяется чувство тревоги. Где наша не пропадала ноги в руки - оперативно нашли поезд, он за час до отправления уже был на станции. К этому времени я не спал уже часов 25. Первый переезд слипером. Завалились на скамейки - тот же плацкарт, только просторнее. Кто там только не ходит - уснуть не получилось.
В обед мы были в Агре. Этот город оставил неоднозначные впечатления. В основном чувствовал себя мешком с деньгами, из которого задача местных жителей вытрясти по максимуму. У них кстати неплохо получилось, может это всегда в первый день отпуска улетает куча денег)
Агра - вид с крыши одного из отелей, где остановились покушать
Форт Агра
Живность
Это жемчужная мечеть
И вид с форта Агры на ЖД мост, у подножия которого идет большая стирка
Чего не нужно делать в Агре:
1 менять деньги. Я, конечно, уточнил предварительно курс офиц где-то 62.2 руп (есть приложения на телефон - оч.удобно) За доллар изначальное предложение в обменниках агры 58, сторговался до 61, что в принципе меня устраивало. но при продаже на сумму более 40000 руп берётся доп комиссия в 1000 руп. Дальше уже спорить не стал, т.к. подписал какую-то бумагу. Внимательно смотрите что подписываете, нае*али на ровном месте на штуку рупий.
2 покупать сим карту цена 1500 руп даже торговаться не стал
3 приезжать сюда в пятницу, тадж закрыт (кстати билет туда даёт скидку 50руп на основные достопримы)
4 очень дорого стоит алкоголь. Пиво в кафе по 200-300 руп за бутылку. Привозите с собой, так и не нашёл в городе вайн шоп с адекватными ценами.
5 начитавшись отзывов о красотах таджа на рассвете запланировал посетить его с утра. Попасть на территорию таджа у меня получилось только в 7-10, когда уже было светло, хотя в очереди за тикетами стоял где-то в 1ой десятке, к кассе приехал около 6. Зимой тут часто туманы, фотки получаются не очень. Может, конечно, мне "везло", но имхо вечерний тадж со смотровой площадки из сада гораздо красивее.
Вечерний Тадж
Утрений "в молоке"
СтОит наверно взять тукера/такси по приезду на все время пребывания. Я отдал 800 руп за полный день и покатушки с утра (отель-тадж-отель-вокзал, отель был на окраине). Так и не нашел норм кафешки.
Кстати, на руках был обратный билет в Дели на 8-40, т.е. Тадж смотрели галопом, мой совет - берите билет на попозже, чтоб посмаковать сие зрелище)
Перрон Агры
Дели
Здесь было довольно прохладно, вечером и утром температура опускалась до 10-12 градусов. Поселились на Мэйн-Базаре в первый попавшийся отель за 800 руп. Позже разговорились с продавцом на улице сказал дорого. Не самая большая потеря) Мэйн Базар покорил меня с первого взгляда - колоритная бэкпекерская улочка с кучей торгашей и азиатской суетой. Не Као-сан, но чем-то зацепила. Вот где нужно менять деньги - курс 62,2, без всяких комиссий, сувениры - каких только нет, магниты, чаи. Пожалел, что Дели не оставил на обратную дорогу.
В день приезда с Агры поехали смотреть гробницу Хумаюна (второй падишах Империи Великих Моголов, сын Бабура и отец Акбара, посвятивший свою жизнь борьбе с Суридами за власть над Северной Индией).
Довольно впечатляюще, даже после Таджа, хоть и было пасмурно и прохладно.
Главное здание
Вид с него - акууратненько подстриженный газон
В гробнице, как вы уже догадались стоят гробы) их там много и подписаны только на хинди)
На след день поехали в Акшадрам. Решили опробовать делийское метро, находится недалеко от мэйн базара, добрались до метро на рикше. Жене было очень стыдно, что я торгуюсь с ним за цену)) довез за 30 руп. - там ехать 5 минут. Нас сразу испугала очередь за билетами и вторая очередь на вход (только мужская), каждая длиной в сотню человек. Но один дружелюбный индиец посоветовал нам очереди отстоять, потому как по делийским пробкам будем добираться дольше и денег потратим больше. Какие все-таки индийцы молодцы, приходят на помощь при первой возможности. В метро народу много, но все как-то поорганизованней по сравнению с московским.
Очередь на вход в вагон (!)
В храме Акшадрам нельзя фотографировать. Посетить его стОит. Размах и размеры поражают.
Вот он вдалеке
И фото картинки
После посещения храма сели в метро и поехали куда глаза глядят) Метро в Дели надземное в той части где мы катались. По дороге увидели вот этот храм, решили выйти.
Оказалось, рядом еще и храм Лотоса. Было воскресенье, может еще и какой-то праздник, очередь была длиной в пару километров. Решили сгонять в вайн-шоп и посидеть в парке, что и было осуществлено. Хитрый тукер хотел меня неа*ать - включил дурака, что договорились о цене в одну сторону, но был послан и уехал обиженным.
Закат встретили в этом парке, повсюду молодежь играет в крикет.
На мэйн базар поехали на тукере, договорился по счетчику. Ехали 14 км минут 30, замерзли как собаки. Цена 120 руп) Обычно цену ломили от 200 руп, так что выгоднее и быстрее, а зимой еще и теплее - метро. Не бойтесь очередей, времени больше сэкономите на пробках.
Вечера коротали в баре на мэйн базаре, цены приемлемые.
Завтракали в кафе на крыше в конце улицы, если идти от ЖД станции. Вид - обалденный.
Повсюду люди)