ИндорЕсли вы ещё не задались вопросом, почему же стиль поездки по Индии у меня "лунный запутанный", то внесу ясность. Вот сейчас, в Мумбае, наступил экватор поездки. Первая часть была вполне нормальной с точки зрения логистики: Ахмадабад, радиальные выезды оттуда, потом Палитана, потом Джунагадх, и из Раджкота в Мумбай. Один перелёт, всё чётко. Но дальше планировать стало сложнее. Я хотел попасть в Гвалиор, но туда прямых рейсов из Мумбая почему-то не было, все рейсы были с пересадкой либо в Дели (долгой), либо в Индоре (тоже долгой). Терять целый день на дорогу не хотелось (часов в 9 утра вылетел, в 11 прилетел в Индор или Дели, 4-5 часов ждёшь следующего самолёта, и вот где-то к 18 часам оказываешься в аэропорту Гвалиора - весь день потерян). И тогда я стал смотреть - а чего там в Индоре есть? Может, взять отдельно перелёт Мумбай-Индор (утренний), а на следующий день - утренний перелёт Индор-Гвалиор? И оказалось, что да, рядом с Индором есть одно чудесное местечко с неблагозвучным для русского уха названием Манду. Ударение на последний слог, не склоняется. Что ж, билеты были взяты именно по такому сценарию: предполагалось, что мы утром прилетим в Индор, заселимся в отель, а далее поедем в Манду. Плохо звучит... Заселимся в отель, а далее поедем смотреть Манду. Ещё хуже... О! Заселимся в отель, а потом поедем гулять по Манду - так уже лучше :)
А уже на следующее утро мы должны были лететь в Гвалиор. Нормально? Вроде бы да... Но за пару дней до вылета нам пришли письма счастья, что перелёт Индор-Гвалиор отменён. Совсем. И вместо прямого рейса нас могут отправить рейсом с пересадкой: Индор-Дели, 4 часа в Дели, а потом Дели-Гвалиор. Вариантов не было - 505 километров между Индором и Гвалиором на машине за световой день не преодолеешь, а с поездами связываться не хотелось. Значит, летим через Дели... Плюсом было хотя бы то, что вылет из Индора в Дели был в 7 утра, так что к 15 часам мы уже должны были прилететь в Гвалиор.
Если билет Раджкот-Мумбай был куплен на Air India (это не лоукостер, даже кормят в полёте), то все последующие перемещения самолётами по Индии шли с авиакомпанией Indigo. И сюрпризом стало пришедшее нам в Мумбае сообщение, что пассажирам Indigo обязательно нужно пройти регистрацию на рейс ВНЕ аэропорта. Учтите это, если будете брать их билеты - вам однозначно потребуется Интернет в Индии и смартфон соответственно.
Ну, вроде разобрались. Летим...
В отель заселились без проблем. Честь и хвала всем забронированным на этот раз отелям - ни один из них не взял доплаты за раннее заселение. В отель Индора, например, мы въехали ещё до 10 утра, в Ахмадабад - вообще в 5 утра, и всё нормально. Посмотрели цену до Манду на Убере - 2900 за туда-обратно, на ресепшен назвали сумму 2500. Ок, вызывайте. "Машина будет через 30 минут..." - ждём. Но проходит 30 минут, а машины нет. Мужик с ресепшена звонит повторно и выясняет, что - какая жалость! - той машины, которая стоит 2500, сейчас нет (сломалась, уехала в другой город, на выходном - нужное подчеркнуть), зато есть другая, за 3500. Хорошая, очень хорошая! Не люблю такие разводы, поэтому вызываем Убер. До Манду около 100 километров, но мы ехали туда аж 3,5 часа - антирекорд для Индии! Вроде и дорога приличная, но всё равно коровы, рынки, мопеды стаями, итого очень медленно.
Манду - это комплекс локаций. Основная локация, которая под охраной ЮНЕСКО - это Джахадж Махал, на него заложите часа 2. Перед его посещением можно остановиться у мечети Джума (а напротив - Ашрафи Махал), это вы осмотрите за час (фактически они дальше Джахадж Махала, потом надо будет вернуться) . А самую первую остановку (километрах в 5 не доезжая Джахадж Махала) попросите сделать у ущелья с водопадом. Там хватит 10-15 минут... При желании можно накрутить ещё объектов - там их много по окрестностям раскидано, но нам хватило.
Это ещё Индор:
...а это уже ущелье, о котором я упомянул:
Чтобы увидеть водопад, надо немного пройти влево, метров 400:
Разумеется, тут туристический рынок, а также полно обезьян. Они дикие, то есть за фотку с ними платить не надо (разве что самой обезьяне по договорённости). Учтите - обезьяны дорого себя ценят и, если с ними не придти к консенсусу, сами вытащат у вас что-либо в качестве оплаты за фотографии: мобильник, очки, кошелёк - вот что есть в карманах, то и вытащат. Аккуратнее!
После ущелья через 10 минут уже следующий объект - точнее, несколько объектов. Ашрафи Махал:
Тут история вот какая: жил-был Хошанг Шах, и было у него много жён и наложниц (дело происходило в самом начале XV века). Любил он следующую забаву: он ставил кувшин с золотом (или с украшениями) вот туда, куда лестница ведёт, в тот павильон, а потом запускал какую-нибудь очередную пассию вверх, к подарку. Но! Подарок (кувшин с золотом) она могла получить только в том случае, если преодолеет всю лестницу, делая не более одного шага на одну ступеньку. Дамам приходилось прыгать, и они обычно сбивались и ступали на какую-нибудь ступеньку дважды, поэтому развлечение это не стоило шаху ни копейки. И вот одна из наложниц, Ашрафи, была полноватой (поэтому шах не особо баловал её вниманием, ибо любил худышек). Она тренировалась, чтобы сбросить вес, и это помогло ей не только похудеть, но и пропрыгать к золоту, не нарушив регламента, и в итоге шаху пришлось на ней жениться, чтобы золото не ушло из семьи (после чего и дворец перешёл в её собственность, получив её имя). Мужики, возьмите на заметку: женщина всегда найдёт способ получить ваше золото, даже если вы считаете условия его получения невыполнимыми.
Обходим Ашрафи Махал - там полно всего!
Вот отсюда через дорогу видна историческая мечеть и гробница Хошанг Шаха. Видимо, помер от огорчения, что женщина сумела отхватить себе часть его богатств:
Но туда пойдём потом. Сперва погуляем по Ашрафи Махалу:
Может, колоннады сделаны разными, чтобы напомнить, как похудела Ашрафи? Вот тут она ходила, когда ещё была толстой:
А вот тут - когда уже постройнела:
Ну а теперь идём в гости к Шах Джахану, напротив. Туда вход платный, 300 рупий. Касса находится под лестницей. Мы честно купили билеты и зашли через центральный вход, а потом оказалось, что можно было, спустившись к кассе, ничего не покупать, а просто обойти мечеть справа и зайти с правой стороны совершенно бесплатно, там никакого контроля нет. Шах и после смерти не может контролировать своё золото, видимо...
Пятничная мечеть:
Мусульмане, наверное, сейчас вздрогнули: женщина - женщина! - не только прошла в главный зал мечети (мужской), но и залезла на минбар. Кошмар!
С чёрными куполами мечети контрастирует белый мраморный купол мавзолея, где похоронен Хошанг Шах:
Считается, что этот мавзолей стал первой мраморной усыпальницей в Индии. Где-то даже написано, что, мол, Тадж Махал был построен по образу и подобию именно этого сооружения. Но я-то был в Самарканде и знаю, что прообразом для Тадж Махала послужил тамошний Гур-Эмир с могилой Тамерлана, построенный в 1403 году. Мавзолей Хошанг Шаха датируется 1429 годом, это чуть позже. Ну, а Тадж-Махал ещё на 200 лет младше, это 1653 год.
Внутри мавзолея, кроме могилы, ничего нет. Скромненько. Видимо, все деньги шаха Ашрафи промотала, прыгая по ступенькам...
Проезжаем на такси чуть дальше, но и там ничего особенного не встречаем:
...Поэтому едем в главный объект, Джахадж Махал. Машина высаживает туристов у КПП, где покупаются билеты (600 рупий - прилично), далее надо идти порядка километра пешком до, собственно, входа.
Джахадж Махал переводится как "дворец-корабль". В Интернете написано, что лучшее время для посещения - это август, сезон дождей. Тогда, видимо, болота вокруг дворца превращаются в озёра, и он выглядит как плывущий фрегат. А вот как ходить по всему этому великолепию, когда льют дожди - этот вопрос обычно не раскрывается. Поэтому сентябрь является возможным компромиссом: вроде как, влаги вокруг полно, вода ещё не высохла, но и передвигаться можно без лодки. Вот как это выглядит в сентябре:
Смотрите - да, похоже на корабль, плывущий в мою сторону, длинный и узкий:
С другой стороны эффект меньше:
Северный Речной вокзал Москвы видели? Тоже был построен в форме корабля, только много позже - Корабельный Дворец датируется 1459 годом, а СРВ Москвы построен в 1937. Но идея, видимо, благополучно прошла через века и страны...
С одной стороны Джахадж Махала болота, с другой - пруды. Вот такие:
Допускаю, что в августе вода разливается и доходит прямо до стен дворца-корабля.
Видите - во-он там люди ходят? Через болото туда не пройдёшь, но можно обойти:
Есть разные версии по поводу функционального назначения комплекса - вроде как, шах больше времени проводил в другом дворце. Возможно, этот дворец был гостевым. Приехала, например, какая-нибудь царица в гости, а шаха нет - вот и ждёт его. Возможно, это был дворец на определённое время года. Ну вот как Шимла была летней резиденцией вице-короля Индии - летом в Дели жарища, а в Шимле, в предгорьях Гималаев, самое оно жить. Только вот на какой период, гм... Влажность почти 100%, летом из-за этого будет как в бане, да и зимой тоже +28-30, только дождей меньше... На сезон муссонов сюда уезжать, чтобы дворец плыл кораблём по налитой дождями воде? Прикольно, да, но представляю, каково здесь в +40. Наверное, самая верная версия другая - этот дворец был построен специально для наложниц, которых у Хошанг Шаха было то ли 10, то ли 15 тысяч. Неплохой гарем. Так и представляешь, как они каждый день вплавь перебирались к Ашрафи Махалу (который тогда ещё не назывался так), чтобы потом прыгать аки козы по скользким влажным ступенькам к кувшину с золотом, а шах с приближёнными делали ставки - кто на какой ступеньке нарушит правила или упадёт.
Вот с этого балкончика могла какая-нибудь красавица выглядывать:
Тут, кстати, и колодцы с водой есть:
...и подземелья:
А вот какие-то наложницы - одна идёт на свидание к шаху, а вторая развлекает его танцами:
Представьте: жара... пар поднимается от земли... водоросли облепили каменные стены... (А что ещё может быть вокруг, если заехать в Манду? Всё логично...) Баня. И мы гуляем по этой бане, лавируя меж прудами:
Лестница с неба в Манду:
...а может, наоборот - отсюда в небо?
Туристов много, но иностранцев я не встретил. Не едут иностранные туристы в Манду. Влажности боятся, быть может?
...А в небе, между тем, сгущаются тучи. Похоже, сезон дождей тут ещё не совсем закончился:
Но пока ещё дождя нет, можно гулять спокойно:
Осталось подняться на вторую палубу корабля, мы там ещё не были. На лестнице меня подлавливает семья индийцев, просят сфотографироваться с ними и особо с их ребёнком (это считается у местных хорошей приметой, сфоткаешься с белым человеком - будешь удачлив). Обычно в день 2-3 раза тебя будут фоткать, можете даже попробовать брать за это по 50 рупий :)
Видите, круги на воде расходятся? Это какой-то мужик, видимо, вплавь хочет добраться до той части, откуда мы только что вернулись:
На обратном пути в Индор проезжаем ещё несколько явно исторических ворот, но это уже так, ерунда по сравнению с увиденным. Мелочи жизни:
Вернулись в отель уже затемно, часов в 20. Да, целый световой день нужен на поездку в Манду, пусть вас не обманывает расстояние в 100 километров. Километры в Индии - они коварные...