06-23 октября 2010
1. Датун (07-09 октября 2010 г.)
(Пещерный комплекс Юньган - «Висячий монастырь» Сюанькун Сы - священная гора Хэншань)
Прилетели в Пекин 7 октября около 3-х ночи и, проколачивавшись несколько часов в аэропорту, в 7.25 улетели в Датун - так было запланировано сразу (от греха подальше, в смысле: пока великие китайские праздники не кончатся).
От Пекина до Датуна километров 350, поэтому время в полете всего около 40 мин. Регистрация, посадка, взлет - все быстро и вовремя, самолет полный.
В Датуне все провинциально: маленький аэропорт, немного встречающих. Никто ничего не предлагает и не пристает. Прямо рядом с выходом - автобусная остановка до города. Метрах в двадцати за газончиком - стоянка такси. Подошел таксист спокойный и вежливый : «Поехали? – Такси метер? – Да. - Поехали!». (Кстати вопрос праздный, в Датуне, как и везде в Китае, где мы были, такси без счетчиков не бывает).
Аэропорт от города не близко, наверно километров 30.
Широкополосная пустынная дорога, полосы для веломото отделены зелеными газонами. Вокруг новостройки жилых районов. Все построено и посажено как-будто прямо вчера (в том числе и дорога). Въезд в город через мост над поймой реки, невдалеке еще один – вантовый. Самой реки нет.
Лобби и фасад отеля «Hong An International Hotel» - с претензией на 4*, сами номера попроще, но вполне приличные. Ценник на ресепшене, как водится - конский (780 - 960 ю), но мы бронировали через elong, поэтому обошлось в 290 ю. Нумерация загадочная: 5 этаж - номер 6519.
Немного отдохнули и засобирались в Юнгань. Прошу на ресепшене вызвать такси (замашки соответственно отелю). Девушки все в улыбках – нет проблем, сейчас придет некто и все организует. После двух напоминаний минут через пятнадцать является некто – молодой и очень гордый менеджер в галстуке, с разборчивым английским – гостеприимно взмахивает рукой и мы идем через парковку и газон к обочине ловить такси.
В будущем услугой отеля по вызовы такси я больше нигде не пользовался (попробовал как-то еще раз - только ввел в ступор сразу человек пять), т.к. такси практически везде немеряно и все со счетчиками.
Буддистский пещерный комплекс Юнгань
Примерно в 11.00 тронулись на такси в Юнгань. Расстояние (как пишут) 32 км, ехали на северо-запад минут 25-30. Цена - 55 ю.
Пещеры от входа в комплекс расположены довольно далеко: надо пройти с полкилометра.
Сразу после тикет-офиса начинается длинная аллея со колоннами на спинах слонов.
Затем переход по мостику на остров с целым комплексом строений (что-то типа дворца или монастыря).
Сразу за входными воротами - пятиярусная пагода с буддистскими сюжетами.
Пройдя через строения на острове и повернув направо, по мостику проходишь собственно к пещерному комплексу - к пещере N 1.
Можно сесть на гольфкар и за 10 ю сразу доехать до главной достопримечательности Юнганя - пещеры N 20 (см. карту), а потом вернуться в обратном порядке. Мы двигались традиционным маршрутом, а обратно ехали на гольфкаре – было довольно жарко и немного устали (ночь в дороге).
Про сам пещерный комплекс в двух словах не расскажешь. То, что он входит в четверку великих буддистских пещерных комплексов Китая говорит само за себя.
Общий вид
Будда Амитабха в пещере N 3
Общий вид
Будда Гаутама в пещере N 18
Пещера N 20 - «визитная карточка» Юнганя: буддистская троица (трикала), в центре - Будда Шакьямуни
Выход их зоны Юнганя, как и водится, через сувенирки, ресторанчики и пр. Все сделано капитально и выглядит солидно.
Вышли за ворота – такси нет. Можно было сесть на любой автобус и проехав пять-десять минут выйти – там уже начинается город и можно поймать такси.
Но к нам подкрался первый и последний встреченный нами в Китае бомбила и за те же деньги (правда на убитом микровэне и срезая путь через какие-то сомнительные окраины) отвез обратно в отель.
Вернулись назад в отель где-то в 14.00 и отправились покупать билет на поезд до Пекина.
Такси до вокзала стоит 12ю (это почти через весь город).
Билетные кассы – справа от центрального входа. В крайнем левом окне обитала девушка которая неплохо говорит, но плохо понимает по английски. На разговоры я особо и не рассчитывал, общались с помощью бумажки и ручки.
Из первой покупки билетов уяснил две важные вещи:
а) писать надо очень аккуратно (сами китайцы пишут как печатают и видя какракули просто отключаются),
б) любой формат даты, отличный от ГГГГ:ММ:ДД, китайцами в мозг не загружается.
На утро билеты были только без места, типа стоячие (что это не поняли, но решили в чужой стране судьбу не испытывать). На 12 на наше счастье нашлись два последних софт-слипера. Стоимость 160х2, время в пути 6 часов.
Вышли из касс и пошли искать CITS (китайский Интурист) - он находится рядом с вокзалом. С помощью отзывчивых полицейских и двух француженок-бэкпекерш (первые и последние иностранцы которых мы видел в городе) кое как нашли на задворках это чудо турсервиса: темное пустое помещение и ни одной бумажки на столах: ни папок, ни карт, ни проспектов.
Откуда-то явился пожилой мятый мужик, немного англоговорящий. «Че хотели? – Да о городе что-нибудь ... – Ничего нет. - Совсем ничего ? - Вот, экскурсии.» Дал посмотреть ламинированный листок по типу меню в закусочной с перечнем и ценами на экскурсии. Мельком глянули и распрощались - это мы и сами можем, причем дешевле.
Погуляли по городу и, вернувшись в отель, занялись организацией поездки до Сюанькун Сы («Висячего монастыря») и священной горы Хэншань.
Уже поняв, что возможность нормально общаться с нужными людьми заканчивается сразу за пределами отеля (да и в отеле без бумажки разговаривать было не реально), попросил девушек с ресепшена найти нам машину на завтра. В результате небольшого торга (три звонка таксисту на сотовый) остановились на цене 420 ю - на что я примерно и рассчитывал.
Сюанькун Сы («Висячий монастырь») и священная гора Хэншань
Выехали в 8.00. До монастыря 64 км (так пишут), но мне кажется все 80.
Трасса довольно свободная, но ограничение по скорости - 60 км/час (на путепроводах – 40), поэтому ехали 1.5 часа.
Многие едут быстрее - 70-80 км/час, но наш водила был очень дисциплинированный или просто с нами не хотел рисковать: по дороге постоянно где-то прятались китайские ГАИшники. Мне их ни разу разглядеть не удалось, но встречные нередко мигали дальним светом и наш тоже этим периодически занимался.
Навстречу и попутно постоянно идут по одиночке и колоннами огромные пяти-шестиосные тягачи-грузовозы: уголь, инертные материалы, металлические и бетонные конструкции и пр.. Несмотря на это дорога-бетонка идеально ровная, только верхний слой асфальта пошарпан. Все стало ясно, когда увидел знак ограничения по весу - 60 тонн.
Дорога от Датуна первое время идет по равнине, пейзаж - в серо-желтых тонах: земля - глина, камень - песчаник. И бесконечные массивы разновозростных зеленых насаждений - знаменитая китайская программа восстановления лесов.
Километров через тридцать дорога становится живописней - пересекает первую горную гряду. Потом опять равнина и еще через полчаса въезд в ущелье.
Карта окрестностей:
Минут через двадцать ущелье сужается до минимума и становится видно ГЭС. Далее основная дорога поднимается вверх и ныряет в тоннель слева от плотины, а мы спускаемся вниз к парковке перед монастырем.
Все как обычно прилично и солидно: огромная парковка, очень ухоженная территория по обеим сторонам речки, два мостика на левый берег.
Только вот речки нет: ее китайцы куда-то дели, причем похоже совсем недавно. Кругом грязные лужи и кое-где (в том числе прямо на мокром мостике) валяются дохлые рыбы, похожие на наших карасиков. Живых возбужденные китайцы вылавливают из оставшихся в русле бочажин.
Монастырь на левом берегу прилепился к высоченной (метров 150) скале, а выше метрах наверное в пятистах, где река прорезает поперечную горную гряду, стоит узкая и высокая плотина ГЭС.
Между ней и монастырем в скале пробит выход водоводного туннеля. Еще недавно (несколько лет назад) от монастыря к тому месту, где сейчас гребень плотины, по вертикальной скале шли мостки. Если присмотреться, на фото видна строчка вырубленных в скале пазов для балок, на которые они крепились.
Все как и везде в окрестностях окутано белесой дымкой. В сочетании с ярким солнцем и бликующими скалами - просто ужас (фотографии кое-как «отмыл», но многие получились просто плохо).
Входной билет в Сюанькун Сы стоит 110ю.
Монастырь просто чудесен, даже не хочется уходить. Все немножко как бы игрушечное: узенькое, низенькое, аккуратненькое.
Народу было немного. Маршрут движения указан стрелками, движение в одну сторону иначе заторы неизбежны: во многих местах двоим просто не разойтись. Пробыли около часа и отправились дальше - к священной горе Хэншань.
С парковки вывернули на ту же главную дорогу и поехали вверх. На уровне плотины в горе пробит туннель. Очень узкий, такое ощущение, что две фуры не разъедутся. Водители едут медленно и очень осторожно.
В паре километрах за туннелем – тикет-офис и пропускной пункт к священной горе. Тут же идет великая стройка. Судя по всему будет как и везде: парк, скульптурные композиции, стилизованные строения и пр.
Платим за въезд, за проезд, за парковку, за фуникулер, получаем кучу разноцветных бумажек и билетов и едем вверх по серпантину (минут 15 ). Огромная практически пустая парковка, несколько зазря обрадовавшихся торговцев. Справа от парковки симпатичный храм, прямо - лестница к фуникулеру.
Фуникулер стоит 45 ю в оба конца. Продают и в один конец, т.е. можно подняться на фуникулере, а спуститься пешком (паломники и туда и обратно, как я понял, ходят пешком).
Здешний фуникулер – отдельная достопримечательность. Сначала над ущельем, а потом в гору градусов 40-50. Маленькая кабинка на двоих – все открыто, никаких стекол. При пересечении глубокой долины, поднимающейся от водохранилища, короткое время дует просто ледяной ветер.
Монастыри горы Хэшань разбросаны друг от друга по всей окрестности (некоторые на приличное расстояние) и соединены обустроенными тропами.
Есть что-то типа центрального комплекса рядом с фуникулером, а остальное - по близлежащим горам и долам.
Погуляли по аллеям-тропкам, полюбовались видами и местной жизнью, зашли (с разрешения, с пожертвованием) в даосский храм. Даосы очень понравились: вредные и какие-то смурные, но без злобы.
Место чудесное, но время для посещения мы выбрали наверное самое худшее: полдень. Яркое контрастное солнце, жара, все в довольно густой белесой дымке ... Что еще могла природа добавить нам для ухудшения впечатления - даже и не знаю.
Погуляли с час-полтора и тронулись обратно.
До отеля доехали где-то за 1 час 40 мин.
Завтра в полдень - поезд на Пекин.
----------------------------------
Сводка по ценам:
Такси от а/порта до города: около 50 ю.
Такси по городу: 10-15 ю.
Такси до Юнганя: 50-60 ю.
Вх. билет в Юнгань: 100 ю.
Гольфкар по территории Юнганя: 10 ю.
Машина Датун-Сюанькун Сы-Хэншань: 420 ю.
Вх. билеты Сюанькун Сы: 130 ю.
Хэншань (за въезд, проезд и парковку?): 38 ю.
Хэншань вх. билет: 55 ю.
Хэншань функулер (в оба конца): 45 ю.
Софт-слипер Датун-Пекин: 160 ю.
----------------------------------