Маленькое вступление.
Как-то раз, в конце ноября Аэрофлот решил провести акцию – билеты Москва-Пекин и Москва-Шанхай за смешные для этого расстояния деньги - около 180 долларов в один конец. Я не мог пройти мимо этого предложения, тем более, что уже давно подумывал съездить в Поднебесную. Правда даты, попадавшие в акцию были только до апреля, ну что делать. Заодно был куплен перелет Киев-Москва и обратно, и что удивительно, перелет Киев-Москва-Пекин оказался дешевле Москва-Пекин.
Передвигаться внутри Китая решено было самолётом. Ежедневно на протяжении 3-х месяцев жена мониторила цены в поисках дешевых билетов. Самыми дешевыми они стали за 2 недели до дат х.
В итоге после всех утрясываний маршрут получился такой:
• Перелет в Пекин, Поскольку самолет прилетает ночью, то 1 ночь ночуем в аэропортовом отеле
• 3 ночи в колоритном отеле в пекинских хутунах
• Перелет в Шанхай, 3 ночи в Шанхае в хостеле
• Перелет в Гуйлинь, 2 ночи в Гуйлине в отеле
• Переезд в автобусом в Яншо, 2 ночи в отеле в Яншо
• Перелет в Пекин, 1 ночь в хостеле
• Вылет в Киев
Последний день Пекина заодно являлся буферным днем на случай если что-нибудь где-нибудь сдвинется, или возникнут заминки с транспортом.
С собой было взято 2 gps-а, и не зря – на третий день я благополучно посеял флешку с картой от основного навигатора. Но даже без детальной карты он нас бесчисленное множество раз спасал.
ПЕКИН. День1
Долетели без приключений, разве что с опозданием. Поменяли немного денег (комиссия 50 юаней, гады!). Приключения начались на выходе из аэропорта. Отель наш звался Olympik Airport Hotel и нас должны были встретить с табличкой, но на выходе никого с табличкой с нашим именем не было. Зато был какой то китаец, который выхватил нас из толпы и спросил «эирпорт хотел?» и показал бейджик с кучей иероглифов и заветными буквами «airport hotel». Показывания распечаток китайцу с вопросами из того ли он отеля не увенчались успехом, тот знай себе талдычил «эирпорт хотел».
То ли сказался длительный перелет, то ли расслабленые Европой мы не ждали подвохов, то ли ещё чё, только мы решили, что это и есть наш нужный встречающий из отеля. Причём подумал - если отель не тот, не беда - за отель то мы не платили при заказе, так что не страшно.
Не насторожили и фразы китайца типа «ё хотел бэд, май хотел гуд».
Мужик какими то нычками вывел нас на заднюю пустынную парковку. Транспорта на месте не оказалось, он позвонил кому то, и через пару минут приехал бусик. Все прелести дорожного движения Китая мы ощутили сразу же – бусик со свистом стартовал, пару раз проехал на красный, не уступил дорогу и чуть не въехал в фуру. Жена не верила, что нас везут в нужный отель и всё время наяривала по номеру из распечатки - китаец любезно предоставил свою мобилу. Но в отеле телефон почему-то не брали.
Через пару минут водила вообще свернул с дороги, и проехав по пустырю, усыпаному строительным мусором, остановился у непонятного строения с надписью Hotel.
Ну то что это был не забуканый нами отель было ясно, выглядел он очень подозрительно. Ну ладно, сыграем в аттракцион.
Китайка на ресепшене совсем не рубила по английски. В ощем оставаться здесь совсем не хотелось. Жена всё наяривала в отель. Мужик бурчал, что тот отель который мы хотим это очень плохой отель.
Начали протестовать - мол вези нас мужик де взял. Но замечу стрёмно всё-таки было - ночью в чужой стране, языка не знаешь, находишься с приличными деньгами в какой-то жопе в подозрительном отеле среди подозрительных людей.
Китаец неохотно согласился везти нас обратно. И тут, о счастье, жена дозвонилась в нужный отель. Правда их английский она так и не вкурила - пришлось дать мобилу китайцу, чтоб тот понял куда ехать.
Сразу после высадки состоялся приблизительно такой диалог:
- С вас 200 юаней
- Мы заказывали отель с бесплатной доставкой из аэропорта!
- Я вас бесплатно довез до отеля, но вы отказались. Гоните баблос!
- Ты привез нас вообще не в тот отель!
- Ну вот я теперь привез вас в тот отель. Я же вам пригнал автобус. А автобус бесплатно не ездит. Так что платите баблос. 200 юаней.
- Ты че офигел? За 200 можно в Пекин сгонять, а ты вез нас 5 минут. Максимум десятка!
- Ну так это же не такси, а автобус, так что не меньше сотни.
Разговор становился напряженным.
- Мужик! Вот тебе двадцатка и ты валишь отсюда, или мы звоним в полицию!
Жена осмелела, берет чувака под руку и тянет в направлении к отелю - мол идём вместе позвоним в полицию и спросим, чё ж ты дуришь бедные туристические головы.
При слове полиция, китаец высвободился, выдернул 20-ку из рук и отбежал, грозя кулаком.
Мы лицо кипричем и пошли к отелю. Чувак побрел к машине.
В общем жену трясло ещё долго. Но виноваты мы сами. Никогда нельзя терять бдительность.
Гостиница оказалась не супермего, но и не в пример тому бомжатнику, куда нас привезли в начале. Отель как раз в самый раз, что бы поспать оставшиеся пару часов и двинуть в Пекин.
Решив, что выспимся уже дома в Киеве, встали в 8:00. Это был один из немногих отелей с завтраком, чем мы и воспользовались. Завтрак, правда, не содержал никаких европейских блюд и был сугубо китайским – острым до икоты и, почему то, в основном с холодными блюдами.
Позавтракав, пошли искать, как же добраться назад в аэропорт. Нашли тот самый бесплатный трансфер, которого не было вчера. Оказалось, что мы все неправильно поняли. Трансфер аэропорт-отель таки бесплатный, но представляет собой обычный бусик, который ходит туда-сюда раз в час.
Доехать до Пекина можно самыми разными способами. Можно было взять такси и отлично постоять в пекинских пробках за 150 юаней. Можно было сесть на автобус и постоять в тех же самых пробках всего за 15-20 юаней. Мы выбрали третий вариант – электричка airport railway express.
На ближайшем бусике мы доехали до аэропорта. В аэропорту долго не могли найти, где же собственно этот самый railway airport express. Сотрудники аэропорта либо не понимают по английски, либо понимают, но не знают, где эта самая электричка. Побродив 5 минут по терминалу, нашли нужные указатели. Оказалось, нужно было всего лишь спуститься на 2 этажа ниже.
Наш отель находился в трех кварталах от метро Ping’Anli в местных хутунах.
Номер стоил 2333 Юаня за 3 ночи + завтрак - непомерно дорого, но очень уж хотелось пару ночей провести в отеле в традиционном китайском стиле.
Номер был очень уютный, только очень холодный. Вообще это какая-то неясная тенденция – во всех отелях в Китае, в которых мы ночевали (ну, может быть, кроме аэропортового), было жутко холодно. Батарей там нет принципиально. Есть только кондишен, но даже если его выкрутить на +30, его не хватает, что бы нагреть комнату. К тому же кондей время от времени выключается. В этом отеле прилагался масляный обогреватель, но и он не особо спасал ситуацию. Приходилось спать в одежде, что бы хоть как то согреться.
пару фоточек номера
Закончив с формальностями и побросав вещи, вышли на маршрут около 12:00. Из обязательной программы на сегодня были площадь Тяньаньмень и императорский дворец Гугун (он же Запретный Город). Остальные достопримечательности – сколько успеем. Логичнее всего было начинать осматривать от ворот ЦяньМень (Qianmen) у одноименной станции метро. Но прежде нужно было решить 2 проблемы: у нас небыло китайских юаней и дико хотелось спать. Причем как решать вторую проблему было не особо понятно
Выйдя из метро, пошли по улице QianMen в поисках банка. Сама улица не произвела никакого впечатления, несмотря на то, что была сосредоточением модных бутиков и магазинов. Зато по улице ходит симпатичный трамвайчик. Минут через 10 набрели на огромное и пафосное здание Bank Of China. Обмен денег в Китае занимает от 30 минут и больше. Этот раз был не исключением . Обменяв денег, бахнули по кофейку в Starbucks. Но это помогло мало – хоть спички в глаза вставляй
Перейти дорогу от Стрелковой башни до самих ворот Цяньмень и площади Тяньаньмень оказалось задачкой нетривиальной. Подземный переход метро в сторону площади, почему то не работал. Пришлось обходить десятой дорогой через 4 подземных и наземных перехода. В поздемном переходе на саму площадь стоит сканер, как в метро – видимо площадь такое понтовое место, что проверяют всех при входе на площадь. Причем даже зажигалки отбирают (у отбирателя зажигалок их целый ящик ). Как потом выяснилось, этот вход (юго-западный) был самым беспроблемным – на всех других входах на площадь народ стоял в длиннющих очередях на контроль безопасности.
Побродив немного по площади, двинули в сторону императорского дворца, который расположился на другой стороне главного проспекта столицы - Чаньаньдзе, позади знаменитых ворот Тяньаньмень. К самим воротам тоже нужно было проходить проверку безопасности. Но для этого нужно было выстоять очередь минут на 20. Зато очень кстати под руку подвернулся вход в парк Сунь Ятсена. Можно было попробовать пройти его насквозь и выйти прямиком ко входу в Гугун. Даже если бы и не было сквозного прохода, то этот парк все равно был у нас в программе (хоть и дополнительной). Парк стоил всего 3 юаня, не содержал ничего особо интересного , зато позволил сэкономить немного времени.
Фото каждого бывавшего в Пекине )) -
Стоило мне отойти от жены, как тут же нарисовался китаец, желающий с ней сфоткаться )) Вообще пришлось привыкать, когда на тебя смотрят как в зоопарке на зверушку.
Купив билеты в Запретный Город (80 юаней на одного + 80 за аудиогид) приступили к осмотру. Дворец поражает своим величием и... одинаковостью. Вообще, складывается впечатление, что в Китае достаточно посетить что-нибудь типа Запретного Города. Все остальные дворцы и монастыри будут подобные: одноэтажные прямоугольные домики с крышей загнутой вверх, домики расположены по линии Север-Юг, иногда перемежаются разного размера площадями, иногда через домик можно пройти насквозь, зайдя за ширму, а перед этой ширмой расположен некий объект – будда, трон или что-нибудь в том же духе.
Аудиогид порадовал своей дикторшей: во всех словах, в которых попадалось буквосочетание ИО, она вставляла между этими буквами паузу. Получалось чтото вроде «павиль он», «милли он», «медаль он».
В самой дальней части Запретного Города нашелся небольшой и уютный парк. Хотя уютным наверное он был бы, если убрать китайцев. Китайцы для фотографа и в других странах большая проблема – все время норовят влезть в кадр. А уж у себя на родине так это вообще капец. Тут начинаешь понимать, что их реально полтора миллиарда. Их много везде: на улице, в метро, в туристических и не очень местах. Что-либо сфоткать без китайцев – большая удача.
ока мы гуляли, наступило 4 и Запретный Город стали понемногу закрывать. Так закрыли ту часть, где была Стена 9 Драконов (этот кусок оказался за дополнительную плату). Прочитав в путеводителе, что такая же стена есть еще и в Парке Бейхай особо не расстроились, тем более что парк мы запланировали на этот же день.
Покинув запретный город через северные ворота, мы оказались у подножья Угольного холма. Вход в парк стоил всего 2 юаня. Основной достопримечательностью парка является собственно сам холм. Путеводитель пишет, что холм является самой высокой естественной точкой Пекина. Я бы сказал, что это самая высокая точка центра Пекина – километрах в 10 к западу уже начинаются горы, а это, в общем то, тоже территория Пекина.
На вершине холма находится храм какого-то очередного будды, а так же открывается вид на Гугун, парк Бейхай, северную часть города где расположена барабанная и колокольная башни. За холмом есть отличный парк, в котором тусят обычные китайцы.
Еще сверху мы услышали музыку – думали, что у них как у нас выступает никому не известный хор, насильно выгнаный на сцену, а под сценой находятся редкие фанаты и те, кто просто не успел убежать. Спустившись вниз оказалось, что это развлечение местных китайцев. У них там собираются клубы по интересам. В одном углу парка кучка китайцев танцует под магнитофон, в другом китайцы поют песни, в третьем – занимаются зарядкой. И все это от души, а не по приказу. На лавках и других удобных местах старики рубятся в го, а старушки в карты.
Следующим пунктом программы был парк Бейхай (вход 5 юаней). Достаточно было просто выйти через западные ворота Угольного Холма и пройти метров 200. По пути затарились местной выпечкой. Тетя в магазине долго пыталась назвать нам сумму, которая видимо была какая то дробная. В итоге сошлись на 10 юанях, хотя наверняка переплатили раза в 2. Выпечка оказалось сделана из чего то горохоподобного, но в качестве перекуса годилась.
В Белую Дагобу не попали – видимо она закрывается около 5 вечера, в то время как парк продолжает работать до 8. На Стену 9 драконов забили, тем более чтобы дойти от Дагобы до Стены нужно было минут 30 обходить озеро. Решили, что сегодня осмотрим только южную часть парка и пораньше вернемся в отель, что бы хоть немного выспаться. Северную часть парка оставили на следующий раз. Кстати, к 6 вечера сонливость, наконец, отступила – видимо потому, что в Киеве к тому времени было 12 дня
Гвоздем вечерней программы должна быть стать утка по пекински. Путеводитель утверждал, что наилучшую утку готовят на улице Ванфудзинь, которая сама по себе достопримечательность. Туда и двинули.
Вообще то, до улицы Ванфудзинь ходят троллейбусы, но какой конкретно номер нам нужен – было неясно. Еще дома я долго гуглил карту автобусов и троллейбусов, но нашел только интерактивную. Толку от такой карты на местности, естественно, никакой. Метро есть далеко не везде. Так что есть смысл зайти в книжный и купить карту Пекина с автобусными и троллейбусными маршрутами. Это реально сэкономит время.
Т.к. карты у нас небыло, то мы почапали пешком. От парка до пешеходной части улицы было около 3 км. Ванфудзинь считается главной торговой улицей города. Тут расположены самые главные торговые центры Пекина. Впрочем, мы не любители шопится, поэтому мы порулили прямиком набивать пузо пекинской уткой.
Ресторанов Quanjude в Пекине несколько. Мы были в том, который находится в переулке Shuai Fu Yuan. Найти его очень просто: если идти от метро Wanfujing, то это первый переулок направо после начала пешеходной части улицы.
Ресторан оказался многоэтажный и очень пальцатый. На входе встречает целая свора девушек в национальных китайских костюмах, которые переговариваясь по рации, передавали нас по цепочке из рук в руки, пока не довели на нужный этаж к свободному столику. Зал оказался огромным, столиков наверное на 50. И это наверняка только один этаж. Зал выглядел очень богато, а стену украшала очередная копия Стены 9 Драконов, на которую мы за этот день дважды не попали.
Поначалу было неясно, куда девать верхнюю одежду, поэтому мы просто повесили ее на спинки стульев. Тут же вышел дядька и натянул на это сверху желтые чехлы. Оглядевшись, оказалось, что так прячут одежду за каждым столиком.
Сама утка своих ожиданий не оправдала. Книга писала, что у утки должна быть хрустящая корочка, обмазаная каким то мегосоусом. На деле корочка оказалась очень жирной и совершенно безвкусной. Как и вся остальная утка. Соевый соус, который подавался к утке, тоже особо вкуса не добавлял.
Кстати, с огромной утки вышло не так уж и много мяса. И ног у этой утки тоже нет. Книга рекомендовала попросить сварить из оставшегося скелетика супчик, но после шоу с нарезанием, этот скелетик подозрительно быстро увозят
Финал нашей трапезы вышел вообще скомканый. При цене утки 485 юаней с нас попросили только 321. Это вместе с пивом (у них только бутылочное) и другими заказами. Видимо утка как то на вес идет. После оплаты официанты мгновенно теряют к тебе всяческий интерес. По рекомендации путеводителя мы хотели пол утки взять с собой. Только вот обещанного судочка мы ждали наверное минут 15.
Пекин. День2
На второй день у нас біла запланирована стена - ну куда ж без неё.
Мы выбрали участок Мутяньюй в 80 км от Пекина. Уже знакомая нам станция метро Dongzhimen это не только пересечение двух кольцевых линий Пекинского метро и электрички в аэропорт, но еще и автовокзал, откуда ходят автобусы в сторону стены.
В интернете мы прочитали, что до стены можно доехать на автобусе 936. Другой вариант это автобус 916 до города Хуайроу (Huairou), а оттуда на такси. Так же интернет предупреждал, что автобус 936 имеет несколько вариантов, и не все из них ходят до стены и этот вопрос нужно уточнять.
Выйдя из метро прямо в здание автовокзала, по табличкам пошли искать нужные нам автобусы. С автобусом 936 было как то непонятно – таблички противоречивые и непонятные. Зато 916й автобус нашелся почти сразу.
Возле автобуса к нам подошел Китаец, подтвердил, что этот автобус идет в Хуайроу, сказал, что 936 маршрут закрыт. А еще сказал, что он тоже едет в Хуайроу и он нам маякнет, когда нужно выходить. Автобус стоил 11 юаней на одного и ехал минут 40. Как в последствии оказалось 916х маршрутов тоже несколько, и мы удачно словили тот, который идет по автобану, а не по обычной дороге.
Где то через пару остановок от начала города к нам подошел тот же китаец и сказал «пора». Когда мы вышли из автобуса он тут же взял нас в оборот. Он предложил свои услуги в качестве такси до стены, указав на машину, припаркованную возле остановки. Сразу стала ясна тактика мужика: словить в Пекине парочку туристов, отогнать назойливых таксистов на автовокзале, отвезти до своей машины и, расположив к себе, впарить свое такси. От такого сервиса мы офигели, что даже забыли поторговаться и поехали за предложенные 80 юаней.
От Хуайроу до Мутяньюй ехать минут 30. Мужик привез на саму верхнюю парковку прямо к кассам. Когда мы приехали, он предложил свои услуги на тему подождать и отвезти назад. Хотел он за это 100 юаней за подождать и 80 юаней за обратную дорогу. Мужик конечно был отклонен – вокруг наверняка десятки других таксистов, которые с радостью тебя отвезут куда угодно.
Входной билет на стену стоил 45 юаней, но до входа нужно было добраться. Наверняка есть пешеходный маршрут на гору, который в течение часа доведет до самой стены. Но для ленивых туристов предусмотрены 2 подъемника - закрытая кабинка и открытая двухмастная креселка. Зато к креселке прилагается обратный спуск на табогане. Табоган это местное развлечение, которое представляет собой железный желоб, на котором спускаются на специальном корыте с колесиками. Удовольствие стоит 65 юаней за подъем и спуск.
Стена выглядела в точности так же как на фотках – извивающаяся полоска, петляющая по горам. Примерно каждые 200 метров на стене предусмотрена сторожевая башня. Стена довольно широкая, а кладка ровная. Ровных участков почти нет – постоянно либо подъем, либо спуск. При чем почти постоянно это ступеньки, время от времени размером по колено.
Время от времени на стене встречаются бабки, которые за много денег могут продать тебе водичку или что-нибудь съесное. Примечательно то, что в первую очередь они суют тебе жетон со своим именем и номером, мол «я тут официально». К чему бы это? А еще мы видели 3 или 4 свадьбы, которые самозабвенно фоткались на фоне местных пейзажей.
На стене мы провели около 4 часов и прошли всего около ¾ отреставрированного участка, что составляло чуть больше 2 километров. Туристический кусок стены заканчивался длинным и крутым подъемом и видовой площадкой. Дальше стена была заметно более разрушенная, а вход закрывала табличка с надписью «туда низзя». Впрочем, особо интересующиеся просто отодвигали эту табличку и шли дальше.
Перекусив вчерашней уткой, двинули в обратную сторону. Спускались на уже упомянутом табогане. Табоган это одноместный тарантас со большой ручкой, расположеной между ног. Если наклонять этот «штурвал» от себя то табоган едет с горки по желобу, если на себя – тормозит. Мне попался особо тормознутый табоган – нужно было все время с силой давить на рукоятку, что бы он хоть как то ехал. Впрочем, как для разнообразия, то развлечение покатит.
Внизу наткнулись на лоток с орехами. Выбраные орехи пордавщица демонстративно взвесила и назвала цену 180. Такая цена за 3 мешочка орехов была неприлично высокая, поэтому пришлось торговаться. После торга и того как мы сказали, что больше 40 не заплатим, продавщица демонстративно обиделась, отсыпала часть орехов, опять взвесила и отдала за 40. Для чего вообще нужно было вешать – для меня так и осталось загадкой. Зато продавщица оказалась недовольной.
Хотели спуститься на нижнюю парковку в надежде на то, что цены там будут меньше. Наверняка там можно было при случае встретить 936 автобус, который скорее всего никто не отменял. Но на подходе к верхней парковке из ниоткуда появился тот самый таксист, который привез нас к стене. Он долго рассказывал, что ждал 4 часа и мы ему должны за это заплатить. Потом якобы прощая нас, предложил повезти обратно за те же 80юаней.
В разгар торговли подошло еще пара таксистов. Один из них послушав, что уже доторговался до 80 юаней, подвинул нашего таксиста и сказал «не слушай его, поехали со мной за 120». Лично мне такая логика была не ясна . Сторговались за 75, дядька довез до автобусной остановки и даже посадил на правильный автобус, тот который идет по автобану.
По пути в Пекин решали, что же можно делать вечером. Решили поехать в цирк, но было не совсем понятно, где он находится. Книга писала адрес Северное Третье кольцо 35. Где кольцо еще с горем попалам понятно, то с какой стороны у него 35 – неясно. По приезду к автовокзалу решили опробовать такси. Таксист заломил 80 юаней и категорически не хотел ехать по таксометру. Поскольку впечатлений от торговли на сегодня уже было более, чем достаточно, торговаться не хотелось совершенно. Поэтому таксист был послан нафиг. Точное расположение цирка посмотрим вечером в нэте.
Поехали фоткать ворота Тяньаньмень в закатном свете, а потом пойти в обжорные ряды на улице Ванфудзинь.
С закатом не сложилось т.к. было облачно, зато как раз наткнулись на одну из достопримечательностей Пекина – спускание государственного флага на закате. Эта пафосная церемония проходит ежедневно на рассвете и на закате и собирает толпы туристов. В церемонии участвует пару десятков вояк которое долго маршируют вокруг флагштока. Даже проспект Чаньаньдзе перекрывают ненадолго в честь этой церемонии.
Все это дело охраняют еще несколько десятков военных, полицаев, пожарных и других охранников. Сразу после окончания церемонии всех выгоняют с площади. Я несколько раз пытался сфоткать ворота Тяньаньмень со стороны площади, но каждый раз меня прогонял какой нибудь полицай. О том, что бы поставить штатив и неспешно чего-то щелкать не могло быть даже и речи. Пришлось переходить на сторону ворот и клацать уже оттуда.
Нафоткавшись, двинули на Ванфудзинь. Тут много всего - всякие манты и пельмени, жареное мясо, фрукты в карамели, вареные и жареные морепродукты, жареных насекомых и вареных ползающих тварей. Наверняка это далеко не полный список. Так же тут дофига сувениров. Вроде все дешево, а оглянуться не успели как в расход пошла вторая сотня юаней.
Тут как нигде нужно быть начеку – каждый продавец норовит тебя обсчитать или как-нибудь обмануть. Если спрашивать цену заранее и давать ровно столько денег сколько надо, то все ок. поначалу мы покупали еду не спрашивая цену, но буквально второй же продавец за копеечный товар взял протянутую двадцатку, не собираясь давать сдачу, словно так и надо. Пришлось возопить. Он показал какой то ценник на китайском, где понятными нам были только цифры, ткнул в цифру 15 (хотя там были и другие цифры поменьше) и рассержено дал пятерку. Здается мне, что правильной все таки была цифра поменьше.
Финалом было, мы решили попробовать морского конька. На самом деле мы заказали только одного, но нам мгновенно зажарили два. Коньки состояли из одних костей и были жутко солеными. Ругаться было поздно и пришлось платить. За все это стянули 50 юаней, да и еще сдачу неправильно дали. Коньков пришлось выкинуть по причине несъедобности. Несмотря на то, что и потом нас неоднократно обманывали и на большие деньги, этот развод стал самым обидным за всю поездку.
Предыдущие 2 дня мы еще пытались разглядеть в китайцах что-нибудь хорошее, но с этого момента вера в китайцев ушла. В общем нигде нельзя расслабляться. Каждая сдача пересчитывалась несколько раз, цена спрашивалась до покупки, лотки без ценника обходились стороной, а все подсчеты по возможности перепроверялись на собственном калькуляторе.
Самих китайцев кроме как косоглазыми или черножопыми больше никак не называли. Мы ехали в отпуск, а по факту находились в постоянном напряжении готовые отбиваться от очередного обмана. И каждый раз вроде как сам виноват – не пересчитал, не проверил, не поторговался. Это все реально напрягает. Впрочем, на вкус и цвет фломастеры разные – есть и любители поторговаться.
Жутко злые, поехали в холодный отель. Хоть автомат в метро не обманывает – частно дает один талончик за 2 юаня, и с ним торговаться не нужно
Дальше будет позже ))