Большое спасибо всем форумчанам, которые помогали своими советами и мнениями до и во время поездки. Маршрут путешествия Евгения-М стал для меня основополагающим по двум причинам: во-первых, он (маршрут) мне понравился, во-вторых, общение с ним (Евгением) напрямую имеет для меня лично массу преимуществ. А тебе, Женя, спасибо огромное за помощь, терпение и конкретные содержательные ответы на мои не всегда умные вопросы.
Даты поездки: 20 марта – 4 апреля 2011 года
Билеты были куплены в сентябре по 16 с чем-то. Кто ж знал, что позже Аэрофлот объявит акцию и цена билетов упадет до 13700. Заморачиваться со сдачей билетов и покупкой новых, акционных, я не стала, да и не очень-то это реально в нашей деревне. Агентств главного российского перевозчика в нашем городе нет, а ехать в Самару – много не выгадаешь. (На тот момент я не знала, что билеты можно сдать просто по телефону, теперь знаю, но «поезд уже ушел»). Примерно с сентября же и началось тотальное чтение всего, что касается Китая. Китайская проза пугала, путеводители запутывали, отчеты на Винском ободряли. Очень скоро маршрут был сформирован. А еще через какое-то время и усечен до минимума. Ну, не люблю я путешествовать наскоком, бегом, мне нравится хоть ненадолго погрузиться в жизнь того или иного места. Таким образом, появилось всего лишь 3 основных пункта маршрута – Пекин, Лицзян, Чэнду. Билеты на первый перелет в Лицзян были куплены еще дома на сайте elong-а, остальные брала также через интернет, но уже на китайской земле. Также дома был распечатан лично составленный разговорник на иероглифо-англо-русском языке с предполагаемо-нужными фразами. Сейчас я бы усекла его на 9/10, но все приходит с опытом, а пока мы тащили еще листов 50 текста, распечатки карт, схемы, памятки и прочую ненужную макулатуру.
Итак, поехали…
За несколько дней до вылета был звонок от Аэрофлота с предупреждением, что изменен терминал вылета. Я, в принципе, уже сама это увидела, проверяя на сайте свою бронь, но все равно спасибо за заботу.
Билеты на аэроэкспресс также были куплены дома. Никаких скидок сейчас при покупке через инет не предусмотрено – те же 320 рублей, что и в кассе. Хорошо, что e-ticket-ы на аэроэкспресс я распечатала – без них невозможно выйти с перрона и попасть в здание аэропорта. А смс-ка о покупке билетов, отправленная на телефон оказалась недоступна, т.к. за 2 дня пути до Москвы сдох мой телефон, а зарядка лежала в чемодане в камере хранения.
Аэроэкспресс – вещь очень удобная. Быстро, чисто, комфортно за 35 минут добрались с Белорусского до Шарика. Но все равно московские расстояния не учли и прибыли на регистрацию поздновато – за час с небольшим до предполагаемого отправления. Тут нас ждал первый подвох. Билетов на самолет было продано больше, чем посадочных мест в ероплане (раз цена упала до 13 тыр, «всегда наш Аэрофлот» решил, наверное, компенсировать количеством пассажиров). Но как-то все равно они выкрутились и нам дали 2 места (одно из которых повышенной комфортности) в разных салонах. Место повышенной комфортности оказалось просто в первом ряду сразу после аварийного выхода, т.е. впереди метра 1,5 свободного пространства. Собственно, второе тоже оказалось в первом ряду, только посередине – там расстояние до стенки, конечно, поменьше, но для нас, коротконогих – вполне достаточно, чтобы коротать ночь в любой желаемой позе. Я предложила свою «повышенную комфортность» Сашкиному соседу, он любезно согласился, и мы с Сашкой провели весь полет рядом. Аэробус порадовал современной начинкой – фильмы, игры, музыка на индивидуальных мониторах с маленькими пультиками. А вот Аэрофлот – не очень. Рейс задержали примерно на час. Причины никто не объяснял и не извинялся, соответственно. Длительность полета – 7 часов. С учетом задержки прилетели в Пекин на час позже запланированного. Аэропорт Кэпитал удивил своей понятностью, англоязычными подсказками и большим количеством информационных табличек. Где-то по пути к паспортному контролю есть стойка для оформления виз тем, кто прилетел пока с чистым паспортом. Мы визы сделали заранее в Москве (по 1500 руб в консульстве «чужими руками». Анара, спасибо тебе огромное еще раз). Очередь в паспортный контроль заняла минут 15, таможенного досмотра не было. Во всяком случае, я его не заметила. Сначала пыталась приметить пассажиров с нашего рейса, чтоб не сбиться с пути к выдаче багажа. Но оказалось, что ничего примечать не надо: войдя в багажное отделение, мы обнаружили с десяток мониторов, на которых были обозначены рейсы и номера каруселей. Багажа ждать не пришлось. Еще 2 минуты и мы – в Китае!
Пекин
Забронированный «Хэппи Драгон» на своем сайте дает очень подробный маршрут до своего хостела. Мы не стали мудрить и в точности выполнили его предписания. Все оказалось опять же очень просто. Express-train, потом метро (схему распечатала дома, но, в принципе, информационных стендов достаточно на самих станциях), потом пешком минут 7-10 (знаковые места пешеходной части маршрута также указаны на их сайте даже с картинками). Заблудиться сложно. Но недолго мы радовались… Хостел приготовил нам сюрприз. Девушка на ресепшене сказала, что в журнале отмечена только одна забронированная ночь. Хотя бронировала я 2 ночи в начале нашего путешествия и одну – перед отлетом. И вели об этом активную переписку с неким Ли Чаном, который даже составлял нам ваучер для получения визы. И, кстати, указывал там все моменты бронирования. Но дело было даже не в том, сколько ночей мы резервировали, а в том, что мест в хостеле не было. Вообще. И нам предложили другой (названия даже не спросила) дальше от центра, с такими же условиями и за те же деньги. Девушка начала объяснять, как туда добираться… Я сделала круглые глаза – еще был страх языкового барьера и возможного географического кретинизма в новой обстановке. И девушка сказала, что сейчас придет водитель и нас туда отвезет. На душе чуть полегчало, но все равно было не очень весело. Ждали мы минут 10-15 (я вообще-то думала, что водитель где-то здесь, но оказалось, что он должен приехать за нами из того хостела, куда нас сплавляли. За время нашего ожидания я решила, что если ехать на машине не 5 минут, а гораздо больше, то, вероятно, и хостел этот находится у черта на куличках. И передумала там селиться… Наверное, надо было обдумать согласие на другой хостел сразу, не заставляя водилу ехать за нами, но… получилось как получилось. Мы собрали свои немногочисленные манатки и пошли искать себе пристанище на ближайшие 2 ночи. Едва мы перешагнули порог «Хэппи Драгона», за нами выскочил парень (есть подозрение, что это тот самый Ли Чан и был) и стал активно уговаривать подождать еще немного – сейчас водитель за нами приедет и т.д. Я ему кинула через плечо что-то типа «bad reserve service» и таки ушли… Пристанище искали мы недолго. Буквально обогнув соседнее здание, мы оказались перед красивой вертящейся дверью, украшенной цветами и прочими атрибутами хорошей жизни.
Четыре этажа великолепия наводили на мысль, что ночевка здесь обойдется гораздо дороже, чем в хостеле, но надо же было узнать – на сколько?
Ценник, вывешенный на ресепшене, удручал, я судорожно начала переводить указанные юани в рубли, но девушка за стойкой озвучила цифру почти в 2 раза ниже. Мой озадаченный расчетами разум резко успокоился и я с облегчением протянула ей паспорта. Также порадовал тот факт, что рассчитаться тут можно было карточкой. Итак, 460 против 180, и два измученных перелетом тела обрели великолепные покои. Номер был замечательным. Мы, не изнуренные шикарной жизнью, получили огромную комнату со множеством ненужных, но очень приятных вещей – халаты, тапочки, гора полотенец, целая коробка в ванной со всякой гигиенической и парфюмерной мелочевкой бесплатно и еще одна коробка с более обширным ассортиментом с ценником, бар (бесплатно только чай и кофе), полный шкафчик разной красивой посуды, в каждом углу по несколько светильников разной интенсивности, картины по стенам, зеркала… Кстати, перегородка между душем и комнатой стеклянная и абсолютно прозрачная, правда, отделяемая для особо стеснительных бамбуковой занавеской. Итак, местожительство на ближайшие 2 дня было выбрано, билет до Лицзяна на руках, можно было спокойно выдохнуть и приступить к освоению китайской «северной столицы».
Для начала решили пойти побродить по окрестностям нашей гостиницы и, неожиданно для себя, оказались на самой гулябельной улице города – Ванфуцине. Правда, то, что это Ванфуцин, мы узнали лишь купив карту города, а поначалу просто шли, наслаждались солнышком и пропитывались атмосферой незнакомого города. Все 3 дня нашего пребывания в столице мы не наблюдали знаменитого пекинского смога – было ясно, солнечно, только ветрено, и мы очень радовались, что не оставили шапки в Москве вместе с остальным своим зимним гардеробом. К слову сказать, пекинцы ходят без головных уборов, мало того – многие даже и без курток, хотя весеннее солнце не нагревало воздух выше 12-13 градусов. В этот первый день нашего пребывания в Китае случилось единственное плутание за всю поездку. Не сориентировавшись буквально в 3-х соснах с подачи добрых китайских друзей мы промахнулись мимо самой большой площади в мире – Тяньаньмень, и сделали такой крюк вокруг, что наконец обнаружив ее, уже не было большого желания ее лицезреть. Вход на площадь через специальные пропускные пункты с металлодетекторами и сканированием вносимых сумок. Нас, правда, не проверяли. Я не знаю, всегда так или мы просто нарвались на какое-то неизвестное событие. Судя по тому, что никаких мероприятий на площади не происходило, думаю, что все же это обычная практика. Площадь, конечно, огромная, на счет вмещения миллиона человек как-то сомнительно, но, возможно, размеры скрадываются постройками на территории площади, которые не дают ее воспринимать как единое пространство.
Первый день оказался не очень насыщенным – полубессонная ночь, траблы с размещением, блукание вокруг Тяньаньмени – и все, мы сдулись… И пошли спать. В свою шикарную Вахаху.
Уже на второй день у меня было ощущение, что мы здесь уже давно. Мы легко попадали туда, куда надо, без проблем преодолевали языковые сложности. Единственное, что не складывалось – это еда… Но я мало обращаю внимание на такие вещи: поел – хорошо, не поел – ничего страшного, можно обойтись фруктами на улицах или сникерсом, в конце концов. Фрукты здесь, конечно, на любой вкус –
Наши прогулки…
Пекинские перекрестки с тремя светофорами – для автомобилей, велосипедистов и пешеходов. (И, кстати, обратите внимание – пешеходы и велосипедисты проходят перекресток на красный свет. Я так и не разобралась в их ПДД, и мое торможение регулярно пресекалось дочерью, которая также тащила меня на красный со словами «китайцы лучше знают»)
Католический собор (кажется, католический).
Здесь мы случайно попали на репетицию свадьбы.
Ванфуцзин – пекинский «Арбат».
Львов в Пекине не меньше, чем в Питере. Но в Питере они гораздо симпатичнее. В Китае львы устанавливаются обязательно парами. У львиц под лапой находится львенок, у львов – шар, а точнее - скипетр. Львята, правда, очень странные… Мы вычисляли так – если не шар, значит это «нечто» – львенок.
Тяньаньмень (Площадь Небесного Спокойствия) – самая большая площадь в мире. Может вместить миллион человек. Хорошего панорамного снимка не получилось…
Вот таких парков в Пекине очень много. Наверное, у большинства из них и названий-то нет. С утра до позднего вечера там отдыхают пенсионеры, домохозяйки и все, у кого есть свободное время. Занимаются на тренажерах, танцуют, поют, смотрят, как танцуют другие. Это вам не наши бабушки-старушки, обсуждающие последние новости на лавочке около подъезда.
А это – каллиграфы – рисуют мокрыми кисточками иероглифы на асфальте. Попадаются виртуозы, одновременно рисующие двумя руками разный текст.
Художественная галерея –
Там, за забором – Гугун – Запретный Город, место, где жили императоры –
Ну, почему «запретный», понятно – вход черни был запрещен. Гугун в 3 раза больше нашего Кремля. Вот, он же сверху –
Говорят, что в Запретном Городе 9999 помещений. Только кто ж их считал?..
Цзиншань или Угольная горка – когда-то самая высокая точка Пекина. Холм образовался искусственно то ли при рытье рва вокруг Гугуна, то ли в процессе откачки ила из прудов. Название «угольная» гора получила из-за расположения у ее подножия склада для хранения угля для императорской резиденции. Еще на этом холме повесился последний император династии Мин. На суку вяза. Но вяза того уж нет давно, да мы его и не искали…
Здесь тоже танцуют,
упражняются с мечами,
играют в какую-то забавную игру, подкидывая волан с перьями ногами. Очень ловко, надо сказать, у них это получается.
Это тоже неизвестное мне национальное развлечение. Описать словами трудно – катушку какую-то трескучую катают на веревке с ручками (типа скакалки) по разным траекториям, вверх-вниз, под ногами пропускают… Короче, описывать – дело неблагодарное, но смотреть на это часами можно. Это даже не катушка, а такой предмет – типа грибка, со смещенным центром тяжести. Я думаю, что упражняться с ним – дело нелегкое.
Гугунские принцессы –
Гугунские принцы –
Вид на парк Бейхай с верхней беседки Угольной горки –
Будда –
Цветут только сливы – холодный был март в этом году.
«Киса и Ося были тут»… –
Парк Бейхай –
Я надеялась, что в марте лотосы уже цветут. Ошиблась. Если вы довообразите в этом пруду розовые цветы, то поймете, какой это красивый парк.
Здесь тоже пляски шли вовсю. Уже костюмированные. Костюмы сложно сказать, каких национальностей, но мне кажется, не китайские. Вообще такое ощущение, что гардероб ансамбля танцев народов мира списали и отдали пенсионерам на развлечения.
А вот этот мужичок уморительно крутил усами –
Я на них смотрела и все не могла понять – почему мне кажется, что они не китайцы? Потом поняла – усы! Современные китайцы практически не носят бород, усов и прочей растительности на лице.
Танцевала эта компания вдохновенно и с явным удовольствием, активно позировали в камеры немногочисленных туристов и вовлекали в свои танцы отдыхающих. Я не знаю, специально ли эти люди развлекают туристов или просто у них досуг такой. Но выглядело все очень естественно – какой-то немудреный магнитофон, одежда, сумки их сложены на ближайшем газоне. И танцуют! Поднимают настроение себе и другим.
Бейхай переводится как Северное Озеро. Хотя это собственно не озеро, а пруд. Посередине – также насыпной остров, на острове – Белая Ступа. Этот парк также принадлежал исключительно правителям Китая. Очень приятное место.
Во второй половине дня поехали на стену. Я выбрала вариант электричкой, соблазнившись ее скоростью, точностью отправления и предполагаемым комфортом. В кассе Северного ж/д вокзала я расписания не нашла, вернее, нашла, но там почему-то не было нужных нам поездов с индексом «Y». Но, показав кассиру свою распечатку, я через секунду получила 2 билета на ближайший рейс + еще за каким-то я купила обратные билеты по последнюю электричку. Сейчас вот уже думаю, что я собиралась делать на стене 5 часов? И не нахожу ответа. А пока радостно мы потопали на перрон, впервые сталкиваясь с китайским железнодорожным транспортом.
Транспорт не огорчил – все действительно, было удобно – и мягкие кресла, и большие окна, откидные столики. Стартанули копейка в копейку и понеслось… Ехать недолго – час. Уже в конце пути увидели каменные ленты, опоясывающие горы. Не очень поняла я причины странного поведения поезда. Сначала он проезжает станцию, постоит малек, а потом двигается обратным ходом на платформу, мимо которой проехали 5 минут назад. Но я знала об этом заранее и не беспокоилась. Сделав первый шаг за ворота платформы, мы и остальные пассажиры электрички были атакованы продавцами шапок, шарфов и перчаток. Тетки активно совали шапки нам в руки и мимикой показывали, как холодно на стене. Мы вытащили из рюка свои шапки, чем необычайно расстроили продавщиц теплых вещей. Но Сашке все-таки впарили перчатки. За 5 ю. Я, конечно, понимаю, что с китайцами надо торговаться, но я не понимаю, сколько я должна была ей предложить – 1 юань? Четыре с полтиной рубля? Короче, я так не могу. И мы купили за 5. По дороге (это громко сказано – с продавщицей одежки нам удалось продвинуться метров на 15 от станции) к нам пристал мужик с извозом. Мне все еще продолжало казаться, что 5 часов – это очень мало для изучения стены и я решила сэкономить время на подступах к фортеции. Тем более, что мужик лихо скидывал юани, не ожидая встречных предложений. Наконец, на 15 он угомонился и мы поехали до канатки. Здесь мы встретили последних русских, аж 2 компании, и после этого 2 недели даже на английский реагировали, как на родной.
В одной кассе мне не хотели продавать билеты только в один конец. По какой-то причине у девушки были только билеты туда-сюда. В соседней будке хорошо говорящая по-английски кассирша готова была продать нам любой билет, но предупредила, что последняя кабинка сегодня уйдет с верхней станции в 15-50. Т.е. через 50 минут. Но мы, собственно, на нее и не собирались, но сам факт, что одна предупреждает, а вторая тупо продает…
Великая китайская стена… Грандиозное сооружение, вызывающее больше вопросов, чем дающее ответов. Великий китайский долгострой. Стену строили почти 2000 лет. Трудно понять, чего ради было затеяно это строительство. В III веке до н.э. , когда стройка только началось, кочевые племена, от которых якобы защищала стена, были разрознены и не представляли серьезной угрозы. Более того, в легкодоступных местах уже существовали земляные валы, которых было достаточно для остановки всадника. Стена же протянулась не только по равнинам, но и по горам. И так труднодоступным. Зачем там строить дополнительные укрепления, во-первых? А во-вторых – 6-метровая (по ширине) стена против стрел и копий? Или чем там воевали в III веке до нашей эры? Или Цинь Шихуанди был провидцем и предполагал, что через 2000 лет появится огнестрельное оружие? Более понятна версия - император хотел предотвратить смешение своих подданных с варварами-кочевниками. Но и для этой цели строить 6-метровую стену не перебор ли? Сегодня Великая Стена находится внутри Китая. Вся, полностью. Т.е. и эта цель оказалась надуманной. С военной точки зрения Стена представляет еще более бессмысленное сооружение. Как можно организовать серьезную охрану или оборону на более чем 6-ти тысячах километров? Для этого все 1,5 миллиарда китайцев надо привлечь. Ну, да тогда же не было их еще так много… Вот и получилось – оборонительную стену построили, а оборонять ее некому… Что и доказали в разное время манчжуры и Чингиз-хан…
Миф о том, что китайская стена видна из космоса, развенчали сами китайские космонавты – с орбитальной станции ВКС неотличима от любых других строений.
Весна в этом году не спешила в китайскую столицу, холмы не покрыты зеленью, серые, оттого, может, немного скучновата панорама. Ничего еще не цвело. Не почувствовала я ни энергетики, ни истории, ни просто восторга. Стена и стена. Суперзабор. Наверное, все же надо было ехать не в Бадалин, а дальше, но жалко было времени на дорогу – у нас и так получался не очень длинный отпуск. Прогулка по стене, конечно, сродни физзарядке – крутовата стенка, но абсолютно не увлекательна. Мы шли час. Стало скучно. Людей мало, никто не мешает любоваться окрестностями. Но очень быстро надоело. Мы вернулись к центральному входу, спустились. Домой возвращались на 919 автобусе. Так как электричка оставалась только одна, последняя, на которую у нас были билеты, но ждать ее надо было еще часа 3. А ближе к вечеру там даже кафешки все закрываются, ждать негде. На автобусе, конечно, ехать гораздо дольше. И в автобусе был устойчивый запах немытых тел. Или чего-то типа того. Ни до, ни после мы с таким явлением не сталкивались.
Наутро у нас был самолет в Лицзян. В 8-15. Прикинув с вечера время на дорогу до аэропорта (около часа) и уточнив его же на ресепшен, мы выдвинулись из отеля за 2 часа до вылета. Вообще, похоже, что китайцы встают рано. Около станции метро вовсю шкворчала какая-то еда на передвижных лотках макашников. Первые пассажиры заполняли вагоны метро и приступали к завтраку. Из сумок доставались йогурты, вареные яйца, домашние бутерброды или уличный фаст-фуд. Термоски с чаем – это святое дело – у каждого китайца с собой. Так, в компании жующих пекинцев, мы добрались до аэропорта и, как оказалось, добирались мы весьма долго. «Подвел» нас аэроэкспресс. Этот поезд ходит по петле "3 терминал - 2(с переходом в 1-й) терминал - станция метро Саньянчо - станция метро Донгджимен - 3 терминал". Т.е. получается от 2 терминала, на который мы прилетаем из Шереметьево, до города всего 2 остановки, а обратно – 3. Ну, и вообще, пораньше надо было выходить, конечно. А тут мы, как ошпаренные, мчались к 1-му терминалу, до которого идти по коридорам еще минут 10. В переходе много бегущих дорожек, мы ими, конечно, воспользовались, да и вещей у нас минимум, но все равно на регистрацию опоздали. Тем не менее, передавая нас с рук на руки, работники аэропорта выдали нам посадочные талоны и без очереди подвели к зоне досмотра. Наверное, не мы одни в этот день припоздали на посадку, потому что очередь была приличной и у каждого выуживали из багажа нечто, недозволенное к перевозке. Наш чемодан полегчал на ножницы, нож, пилку для ногтей и бутылку с раствором для линз. Последнее было самое критичное. Никакие уговоры не помогли – средство мне не отдали… Расстроилась, конечно, но на самолет ведь не опоздали – это все же было важней. Мы вошли на борт, когда все уже сидели пристегнутые. Тем не менее, для нас нашли места рядом и ничем не проявили недовольства нашим поздним появлением. 8-00. Успели. Собственно, я не очень сильно переживала, когда мы, опаздывая, мчались по переходам, потому что читала, что китайские авиалинии не строго придерживаются расписания. И задержки в 30-40 минут, а то и час являются нормальными. Но это был не наш случай и ровно в 8-15 самолет двинулся на взлетную. А там очередь))) Похоже, что самолеты в «Кэпитал» взлетают каждые 5 минут. Одним словом – Китай…