Это настолько своеобразная страна, что банальное перечисление посещенных мест не даст совершенно никакого понимания той уникальной культуры и атмосферы, которой пропитана Поднебесная. Да и был я в Китае всего пару раз - за это ограниченное время невозможно встесторонне изучить такую огромную страну с таким невероятным наследием. Поэтому традиционного пошагового отчета здесь не будет, а будут скорее наблюдения, разделенные логическими темами - культура, отели, перемещения, еда, люди, ну и без городов, конечно, не обойдется.
Справедливости ради скажу, что китайские города сами по себе не являются какими-то обособленными сущностями в моей голове. По большому счету, они все похожи, и совершенно естественно, что простой обыватель назовет больше городов Испании, чем Китая.
(Пекин, Шанхай... ммм... Гуанджоу! а, Урумчи, там эти, уйгуры... Лхаса! (после долгих раздумий) - или это в Бутане?..)
Первая моя поездка в Китай была скомканной и совсем нетуристической. Ну да, я увидел Пекин, Венжоу, еще что-то. В этот раз удалось чуть больше попутешествовать. Маршрут лежал следующим образом - Аэрофлот Москва-Шанхай, оттуда China Eastern до Венжоу, затем поезд 6 часов до Сужоу, оттуда на такси полтора часа до Шанхая, рейс на Пекин невероятной Juneyao Airlines, и ночной бизнес до Москвы у надоевших Трансаэро. И на все про все - восемь дней.
Аэрофлот подтверждает свою репутацию лучшей а/к Европы...
...(на самом деле все полное несъедобное говно и самолет очень старый)
На прилете в Шанхай демонстрируют патриотические видео еще до паспортного контроля:
А сам аэропорт красивый:
Но пекинский третий терминал все же покруче:
В Терминале 3 пекинского аэропорта поезда без машинистов ходят даже между группами гейтов (например, поезд курсирует между С1-С65 и Е1-Е65, причем едет минуты три).
Под крылом Чайна Истерн поет зеленое море Венжоу:
(это все рисовые поля на берегу моря, к слову)
Вагон-ресторан скоростного китайского поезда:
Ну и общий план нашего маршрута:
Сразу предостерегу, что красивых фотографий в данном отчете не будет. Во-первых, из меня криворукий фотограф, во-вторых, большинство туризма происходило в вечерние часы, в-третьих, за природной красотой Китая надо ехать, все же, в другие места. Здесь больше факты, а фото - чтобы совсем скучно читать не было.
Итак, Венжоу (Wenzhou, Гугл считает, что это Вэнчьжоу, но я бы ему в этом вопросе не доверял). Небольшой (5-9 миллионов, смотря как пригороды считать) китайский город, один из промышленных центров Юго-Востока. Надо отметить, что в Китае у каждой провинции присваивается (ну или исторически складывается) какая-то направленность, то есть, в Венжоу стоят фабрики по производству не всего подряд, а строго определенной номенклатуры, но зато это составляет 90% мирового производства. Такая ситуация в Венжоу сложилась с очками, кожаной обувью, металлообработкой и некоторыми другими сферами промышленности, более слабо развитыми и для простого глаза неочевидными.
Венжоу стоит у устья довольно широкой и мутной реки Ouhai, недалеко от ее впадения в Восточно-Китайское море, и это не могло не сказаться на его теплом, влажном климате. Летом 2010 года здесь было удушающе жарко, по выходу из кондиционированного помещения майка через одну минуту становилась мокрой насквозь. В ноябре двенадцатого вполне комфортно в этой же майке ходилось при +20.
В Венжоу нас принес довольно свежий Боинг China Eastern Airways. К слову, эта компания обладает имиджем чуть ли не худшей среди китайских, которые летают за рубеж - плохие самолеты, сорвиголова-пилоты и прочие нелестные оценки. На деле эти слухи проверить не удалось - сели спокойно, в полете (55 минут) даже чем-то покормили, самолет не древний. При посадке - а аэропорт находится практически на берегу моря - видно бескрайние рисовые поля, разделенные узенькими перемычками дорог.
Мы живем, как и два года назад, в довольно пафосном отеле известной азиатской сети Shangri-La, который, правда, расположен в отдалении от центра города.
Вид из номера на город. Заметно, где идет строительство, а между стройками - подобие "частного сектора".
По сравнению с моим прошлым визитом видны изменения - раньше дороги вдоль реки и набережной не было, теперь дорога доходит ровно до отеля, а дальше - ее следующая (недостроенная пока) очередь. По свидетельствам коллег, в 2011 году дороги тоже еще не было. Обратимся к спутниковым кадрам.
На них только стройка. А в реальности за полтора года уже сделали вот что:
Наш отель с набережной. Видно, что дальше пока дороги нет, но я уверен, что к следующему моему приезду построят.
На набережной вечером, если пройти чуть в сторону центра, многие занимаются различными упражнениями-зарядками.
Я пришел к выводу, что после тяжелого рабочего дня (а работают тут по 12 часов 6 дней в неделю) это единственный способ рядового китайца побыть с самим собой и расслабиться, исполняя несложные пассы руками и ногами.
Мутные воды реки обусловлены песочным дном.
Центр города ничем особенно не примечателен.
Ну, есть каналы, не без этого.
По городу раскиданы скульптурки.
Очень популярный в Китае переход - над дорогой возводится кольцевая пешеходная дорожка.
Центральные улицы можно опознать по украшенным светодиодными фонариками деревьям. Почти как в Сингапуре.
Местный Арбат узковат и полон китайцев (как и все остальные улицы, впрочем).
Недавно запустили проект пересаживания граждан на велосипеды, и с этой целью замутили такие же стойки, как в Копенгагене и других городах Европы, с прокатом. Воспользоваться, правда, не удалось: там надо покупать какую-то карточку, видимо, с депозитом, и уже ее прикладывать вместо монетки - высокотехнологично!
Кстати, с велоинфраструктурой в Китае все в порядке - параллельно любой более-менее широкой дороге идут две отделенные невысоким заборчиком велодорожки. Правда, они оккупированы в основном электроскутерами и другой моторизованной двухколесной техникой, но велосипедистам тоже неплохо.
На другом берегу реки находится ПГТ Oubei (2 млн жителей), где, собственно, и концентрируются почти все производства. До Убэя есть несколько мостов и паром, к тому же, с набережной я увидел опоры еще одного строящегося моста. Тут вообще ловить нечего.
Окружают Венжоу невысокие, но очень зеленые горы-холмы. Засчет них тут почти всегда пасмурный и очень влажный климат.
Мы тут пробыли три дня, пора двигаться дальше. Садимся на не очень скоростной (разгонялся максимум до 240 км/ч), но все же вполне комфортный поезд и едем в Сужоу. Ну, сначала на вокзале билеты купим.