Китайцы произносят это с гортанным низким звуком "Ы" - Сыматаи. Самый дальний в окрестностях Пекина участок Великой китайской стены и самый значимый в плане архитектурного наследия.
С первого посещения Стены в 2005 желание увидеть и пройтись по Simatai только усиливалось.
Впечатлённый стеной в районе Juyongguan Pass, и разочарованный нескончаемым потоком туристов в Бадалине, участок Мутианью, даже не смотря на дождь и туман, оставил очень приятное впечатление. Но мне всегда хотелось увидеть стену в её оригинальном, дошедшем до нашего времени состоянии. Местами разрушающейся, местами разрушенной, где-то прекрасно сохранившейся, но всегда хранящей атмосферу времени её создания.
Говорят, реставрация - не новодел. Но когда треть стены надстраивают и потом её начинают "утюжить" ноги десятков тысяч туристов, превращая реликвии в источник дохода туриндустрии, мне это всё же больше напоминает новодел.
Не я один, любитель первозданной старины, хотел попасть туда. Но к разочарованию многих участок Simatai был закрыт более трех лет. Официально, это называлось реставрацией. На самом деле, развивающаяся китайская туриндустрия вложила немелые миллионы долларов в новый инвестиционный туристический проект с целью увеличения туристической привлекательности района.
На берегу реки была выстроена точная копия старинной деревни из центральных районов Китая со всей современной инфраструктурой: гостиницы, бары, рестораны, магазины и впечатляющий туристический центр.
Реставрация была ещё не закончена, но с марта месяца туристов начали небольшими группами пускать и в деревню, и на стену. А 1 октября 2014, должно было состояться официальное открытие всего объединённого туристического комплекса.
Честно сказать, собираясь на Simatai, я думал, что рестовраторы добрались и до Стены, однако, я ошибался. Стена осталась в первозданном виде.
Меня не очень интересовала рукотворная деревня, копирующая то, что поколениями создавал народ. Задача состояла в том, чтоб избежав посещения туристического новодела попасть на стену.
Согласно информации в И-нете, для этого стоило лишь позвонить и забронировать билеты. На деле, всё оказалось иначе.
Устроившись в гостинице в Пекине, я набрал номер и девушка на другом конце провода сказала, что бронирование посещения "только Стены" делается исключительно на "послезавтра" и не может быть сделано "на завтра". Больше того, бронирование выполняется только через И-нет, на сайте туристической компании, построившей деревню.
Конечно, она продиктовала мне адрес сайта, а я его исправно записал. Но, открыв страницу, обнаружил, что сайт только на китайском.
Не трудно предположить, что у нас не было лишнего дня в Пекине, чтоб переносить посещение стены на послезавтра. Ещё меньше желания было разбираться в "китайской грамоте" сайта, тыкаясь наугад или занимаясь переводом, чтоб в конце концов где-то сделать ошибку и остаться без брони билетов на стену.
Поэтому, для посещения Simatai оставался последний и самый простой вариант лобовой атаки - приехать в водную деревню Gubei Water Village утром и купить общий билет на осмотр деревни, включающий прогулку по стене.
В И-нете такой вариант стоил 80 юаней без подъёмника, который оплачивается отдельно. В реальности, стоимость оказалась 110 юаней. Кстати, на одном из сайтов информацию обновили и узазали обновлённую цену, посмотрел только что.
Ничего не оставалось, как ехать на стену без билетов, расчитывая на удачу.
Итак, рано утром на метро добрались до Dongzhimen Long Distance Bus Station. По переходам и по стрелкам вышли на автовокзал, где легко нашли посадочную площадку 980 автобуса. На автобус была огромная очередь, но нам повезло и сотрудница автовокзала, говорившая по-английски, провела нас к посадке, миную томительное ожидание в очереди.
Как оказалось, авобусы идут каждые три-пять минут, и очередь, может быть не отняла бы у нас много времени. Но всё равно проявленное участие простого сотрудника автовокзала к туристам было приятно.
А вот дальше, начались китайские хитрости, когда все и всем дают заработать. По дороге есть места, где кучкуются частники, пытающиеся "прислониться" и поучаствовать в туристическом бизнесе.
Мы должны были доехать до провинциального городка Муйан, и там, на пересекающихся маршрутах, пересесть на местные 51 или 38 автобусы, уже до стены.
Первый раз нас высадили там, где полные желания довести туристов до стены и заработать денег, нас ожидали китайские частные водители. Подробно, они нарисовали схему куда и сколько километров нам надо ехать от места высадки. Как это далеко и сколько мы должны заплатить за дорогу до стены.
Торги и обсуждение фантазийных расценок на услуги закончилось быстро, как раз к моменту остановки следующего 980 автобуса. Заскакиваем в автобус, оставляя китайцев с вопросительными криками "Wait, how much?" , и едем дальше. Через четыре-пять остановок, история повторяется. Водитель сидит, кивая головой: "Сыматаи, Сыматаи...", народ подбадривает нас. Выскочив на остановку, снова оказываемся в цепких лапах местных специалистов по транспортировке "белых обезьян" на стену. И понимаем, что нас "обули" во второй раз за последние пятнадцать минут.
Новая беседа уже жёстче и короче. Я не стал выслушивать рассказы о трудностях путешествия, просто написал цену, которая устроила бы нас. Конечно, это цифра не устроила китайцев и мы снова заскочили в как нельзя вовремя подоспевший рейсовый автобус, проклиная китайский "бизнес", основанный на круговой поруке.
Через пару остановок я увидел, то что давно пристально искал глазами: встречный автобус 51 маршрута и остановку с номерами 51 и 38 автобусов в нужном направлении.
Ждали не долго. Первый 51 автобус пришлось пропустить из-за проблем в языковом барьере. Не моняли мы водителя, что-то он хотел ещё объяснить или стоимость билета называл. Не стали рисковать. Языковые барьеры с водителем второго автобуса рухнули очень быстро и через час мы вышли на стоянке автомашин и туристических автобусов в Simatai.
Далеко идти не пришлось. До туристического центра с кассами продажи билетов - рукой подать. Можно даже не следить за стрелками направляющими всех к билетным кассам. Дорога и толпа китайцев приведут ко входу автоматически.
Сама "копия деревни" тянется чуть ли не на километр. Вцелом, чтоб попасть на подъемник до стены, надо пройти около полутора километров от автостоянки через всю деревню.
Должен сказать, что при всей моей неприязни к новоделам, китайцы проделали честную добросовестную работу. Gubei Water Village это прекрасное место для проведения выходных вдали от городского шума. Уже сегодня там полно туристов. Одни китайцы. И похоже, их нисколько не смущает то, что эти стены не дышат стариной, а кое-где ещё не закончены строительные работы.
[Album] 1040705[/album]
Европейцев видели не больше пяти человек. Думаю, что со временем здесь будет так же многолюдно, как на Бадалине. Но интересное дело, из всей массы приехавших туристов на Стену поднимаются единицы.
На Стене не многолюдно. Что приятно обрадовало. Если бы китайцев на Стене совсем не оказалось, это было бы замечательно, но эта мысль уже из разряда фантастики.
Так неторопясь продвигась по узким улочкам, иногда распихивая китайцев локтями, добрались до станции канатной дороги.
Поднялись на Стену.
Участок Simatai делится на восточную и западные части.
Западная часть официально закрыта. Но если есть время и стойкий интерес к путешествию по стене, проникнуть в западную часть и пройти по ней не представит труда.
Река, через которую перекинут мост, делит Simatai на восточнуй и западный участки
Восточная часть состоит из 10 официально открытых башен. Однако, пройти можно до 12 башни.
Подъемник доставит вас, кажется, до восьмой башни. Но не к самой стене, как на Мутианью. Чтоб попасть на стену, надо ещё немного попотеть преодолевая сотню другую крутых ступеней.
Минуя крутой подъем, почти по горизонтали можно дойти до пятой башни, а уже оттуда подняться до десятой башни. Между седьмой и десятой башнями, достаточно равное место. Оно идёт по вершине хребта.
А вот перые башни, это для любителей фитнеса. Simatai, не зря считается самым крутым участком Великой стены.
К сожалению, самые интересные участки, с лестницами под 80 градусов, находятся на закрытом участке. Это за двенадцатой башней. Ослушавшимся могут выпивать штраф, около 200 юаней. Там, в самом деле опасно.
Студенты из Малайзии, студентам свего мира - море по колено, полезли и трое человек, сорвашись погибли. Видимо, после этого, условия посещения были ужесточены и меня в попытке проникновения на закрытые участки остановил "служивый человек".
Если осматривать стену внимательно, то местами попадаются закладные кирпичи. Что это? Клеймо каменщика, или философская китайская мысль-изречение идейной искрой согревающая воинов, охраняющих стену?
Эту башню разрушило не время, а авиацонная бомба японского императора во время бомбардировок Великой стены в годы Второй Мировой войны. Интересно, чем японцам стена помешала?
Для тех кто хочет осмотреть все возможные башни с минималной потерей каллорий, я бы рекомендовал крутой подъм после канатной дороги со "свежими силами". Потом относительно горизонтальный участок с плавным поъемом до двенадцатой башни и спуск в обратном направлении до первой башни. Вниз идти всегда легче, к тому же спуск дарит замечательные виды. Чтоб ничего не упустить, однако, приходится оборачиваться и фиксировать уплывающие в небеса башни.
Чтоб всё детально осмотреть вкючая деревню, нужен целый день. Если есть интерес полазить по западной стороне, то дня мало. Надо ночевать или в гостинице рукотворной деревни или в гостинице деревни Simatai.
Поскольку Simatai, самый дальний участок, на стену рано утром не добраться. В этом неудобство. Хотелось бы увидеть и побыть на стене побольше и подольше. Но довольствоваться приходится малым, и этим я остался доволен.
Следующий раз, если на Simatai, то только с палаткой и на несколько дней.
Возвращение в Пекин проходило в обратной последовательности и без приключений.
В гостиницу вернулись поздно вечером.