Первый раз о поездке в Китай я задумался 4 года назад.Все дело в льготном отпуске.Есть такая опция у нефтяников.Оплачивается перелет к месту отдыха по России.Что можно придумать? На ум приходит самое дальнее - Камчатка.. но медвежьи заповедники и гейзеры на выходе стоят не меньше Мадагаскара,причем на последнем можно еще и купаться ..Тогда появилась мысль про Японию или Китай.Полет к ним проходит максимально по территории России,и этот сегмент по деньгам можно отбить.Япония показалась неподъемно дорогой даже в жирном 2012 году,плюс какие то непонятки с визой.Остался Китай.Начал читать отчеты и нашел ,что в этой стране есть что то любопытное от исторического наследия и не плохие ландшафтные национальные парки. Штудировал отчеты, начал прорабатывать маршрут. Потом вмешались обстоятельства на работе, поездку пришлось отложить … и это к лучшему. Надо признаться , что к этой стране я не готов и сейчас .
Данный отчет не будет содержать детальной технической информации. Мне просто захотелось описать , что стоит ожидать в Китае, а чего не стоит.
В феврале 2016 г, лениво просматривая форум, наткнулся на объявления Евгения из Барнаула о поиске попутчиков в групповой тур в Тибет. Для максимального удешевления поездки требовалось 8 человек. Меня привлекло, что кроме пакетной Тибетской части в планах было еще посещение ряда известных мест Китая . В итоге собралось 6 человек , и цена тура снизилась до 722 долл за 7 дней ( 4698 юаней). 1юань-10 рублей.Самолетная составляющая всех перемещений около 850 долл ( с перелетом из России).Оплата жд билетов - 650 долл.В дороге на жилье ,такси,питание,экскурсии - около 600 долл. Общий маршрут выглядел так:
23.04 прилет в Урумчи.Вечером поезд в Чжанье
24.04 осмотр монастырей Mati Si и нацпарка Danxia. поезд в Синин.
25.04 нацпарк Kanbula Forest .поезд в Лхасу
26.04 Прибытие в Лхасу
27.04-2.05 Турпрограмма от Great Tibet Tour
03.05 вылет в Ченду
04.05 поезд в Лешань ,переезд в нацпарк Эмейшань
05.05 возврат в Ченду,панды.поезд в Тунжень
06.05 переезд на такси в Фэнхуан ,поезд Цзишоу -Джаньзязе
07.05 парк Джаньзязе .поезд в Хуашань.
08.05 парк Хуашань. поезд в Сиань
09.05 терракотовая армия .вылет в Урумчи
Как инициатор поездки Женя занимался покупкой жд билетов, и бронировал отели.Заготовил все все иероглифы по маршруту. Большая и кропотливая работа. Все было сделано безупречно. Низкий поклон.
За пару недель до отъезда я вдруг почувствовал, что не хочу ехать. Сложно языковая страна, плохая пища, неизвестные попутчики … и на выходе чего - либо экстра я там вряд ли увижу. С таким странным чувством я отправлялся в дорогу.
23.04.2016
Пункт сбора Урумчи. Синьцзян - Уйгурский автономный округ известный исламом, сепаратистскими настроениями и терактами. Летел Казахскими авиалиниями через Астану. 550 долл в оба конца. Хорошие, полупустые Эмбрайеры ,отличный сервис, вкусная еда. После короткой пересадки, в полдень, я прилетел в Урумчи. Мои попутчики прибыли часом позже на S7 из Новосибирска. По 15 юаней с человека доехали на автобусе до жд вокзала.
В городе много вывесок на русском ,часто слышна наша речь. Сразу в глаза бросается большое количество военных ,особенно на жд вокзале. Бесконечные рамки на входах в каждый зал. Проверки багажа, личный досмотр. Сверка билетов и паспортов 2,3 раза пока дойдешь до перрона. Я думал, что так только в Урумчи. Оказалось - везде в Китае, стандарты безопасности. Отбирают зажигалки, перочинные ножи.
Первым делом выкупали жд билеты на все сегменты перемещений. Заняло это 40 минут в специальной кассе №1 (из 18-х). Только там могли говорить по английски. Без билетов в зал ожидания не пускают, как и в камерах хранения - без билетов не примут багаж . Наш поезд до Чжанье был в 19-40,потому гуляли в окрестностях вокзала. Виды откровенно унылые
Обилие мало симпатичных едален. Откушали адской лапши. Пожар во рту. Местные откровенно потешались глядя на нас.
Первый китайский поезд был хорош. Класс К . Не привычные 3 полки, относительно чистое белье. Порадовало постоянное наличие кипятка . Регулярно катают тележки с едой по вагонам. Не острый рис с мясом и разными овощными добавками за 29 юаней. Рекомендую. Особенно если поезд прибывает в город после 20-00 - поесть практически негде. В магазинах полный шлак, типа перченого печенья или чипсов ,которые у нас бы и под пиво есть не стали. Отдельная проблема с хлебом, он мало где есть, а если и найдешь он будет сладким или ,например, сдобренным карри. В общем , поезд - не худший вариант. Стандартное блюдо с ожидаемым вкусом было во всех типах жд транспорта.
24.04.2016
Чжанье, провинция Ганьсу. В этом городе мы не собирались ночевать. Заранее была забронирована экскурсия . В 10 утра нас встретили, отвезли в гест, пересадили на микроавтобус. Затем около часа ехали до монастырей Mati Si.
После монастырей 2ч ехали до нацпарка Danxia. Дорога идет через Чжанье. По парку ходят автобусы.4 смотровые точки. Почувствовал себя на геологической практике. Правда , ходить можно только по деревянным дорожкам. Краски не такие яркие , как в интернете, но все равно впечатляет. Холмы ,состоящие из разноцветных мезозойских песчаников. Тонкозернистые, рассыпаются в руках.
В 19-40 ,на скоростном поезде категории G выехали в Синин. Скорость до 200км/ч. Прибыли около 22-00.Довольно долго искали забронированный гест. Это оказалась квартира на 4-м этаже, в кондоминимуме многоэтажек. В таком месте я еще не жил, да и вообще мне не доводилось ночевать в дормиториях (если не считать бичевские ночлеги Солар де Уюни в Боливии) . По 45 юаней с чел. Комната 18м2 с 3-я классическими двухярусными кроватями.
Начала ощущаться высота города в 2260м. Уже второй вечер мы ужинали снеками. Как вскоре выяснилось , большинство нашей компании народ горнотуристический . К еде относятся довольно философски. Могут сидеть на дошираках и сублиматах бесконечно долго. Не скажу ,что меня это сильно порадовало.. , но дневные эмоции ,а так же надежные брауншвейгская сырокопченая и мистер Баллантайн , помогли перевесить негатив в тот вечер.
25.04.2016
Вечером ,в гесте договорились о поездке в Kenbula National Forest Park.Микроавтобус с водителем за 500 юаней. Экскурсия на пол дня. Живописно. Необычные краски и формы рельефа
К 14-00 вернулись в Синин , и выехали на поезде в Лхасу. Без тибетских пермитов , не пустят даже на вокзал, потом их еще проверят на гейтах и 3-4 раза в поезде. Выходы на перрон осуществляются по 2-м разным гейтам . Отдельно в 1-ю и 2-ю половину состава.
Вагон был полным, в основном туристичная китайская молодежь. Нам достались места в разных купе. Народ очень контактный . Даже не поймешь ,что многие компании только пару часов назад познакомились в купе.
Ехать на нижней полке в китайском поезде – все равно ,что выиграть в лотерею. Если вам не повезло ,можете ожидать, что всю дорогу там будут сидеть друзья счастливого обладателя нижнего места из соседних купе: травить байки, бесконечно есть, смотреть кино, играть в карты ..хорошо хоть водку не пьют (не их стиль).Это практически его собственность . Пассажиры 2-х и 3-х полок либо всю дорогу лежат на них, либо сидят в коридоре на откидных стульях. Там же, по сиротски, и принимают пищу. Это нормальный ход вещей для китайцев и не вызывает резонанса.
В 23ч проводники выключают свет в вагонах. Без фонарика не комфортно.
26.04.2016
Синин-Лхаса – самая высокогорная жд дорога. На максимуме достигает 5072м. Вечером высота не превышала 3700м, а вот ночью все стало веселее. Сон был тяжелым и прерывистым. Периодически просыпаясь, я фиксировал на часах высоту 4600-4800м. Голова была свинцовой, не взирая, на наличие кислородных кранов. С 6-и утра , по коридору, началось брожение болезных. Казалось, весь вагон не спит. Гипоксия колбасила жестко, практически до Лхасы, где высота упала до 3500м.
В полдень прибыли. Очередные полицейские, отбирают у всех иностранцев паспорта, и ведут регистрироваться. За территорией вокзала нас встретил представитель турфирмы. Повесил на шею белые шарфы. В общем «таши делей» ,как тут говорят вместо велкам.
Отель располагался в старом городе. По ощущениям , не скажу, что Лхаса - это космос. Но обилие интересных персонажей на улицах зашкаливает. Особенно буддистские паломники , совершающие кору (ритуальный обход) храма Дхоканг. По лицам и одеждам чем - то напоминает Перу или Боливии. Только все с четками в руках, даже молодежь в автобусах.
В городе был обнаружен первый Dicos, местный аналог МкДональса. Понятно вменяемая еда за нормальные деньги.
Сильно выручал меня. Национальная тибетская кухня не впечатлила как и китайская. Попутчики ,на маршруте, исправно ели тибетские пельмени момо из мяса яка ,я же со студенчества считаю, что любой фарш –это рулетка. Момо не были исключением, где-то больше мяса, где-то меньше, где –не пойми что.., да и жир яка - вещь тяжелая. Еще здесь известное легендарный продукт –цампа. Ячменная мука мутится с молоком и жиром. Все равно, что мамалыгу не сварить, а есть в сыром виде. Еще тот прикол ,но это скорее из тяжелого крестьянского прошлого.
Вечерняя Лхаса горит огнями реклам как обычный китайский город.
Вокруг Джоканга молодежь совершает гимнастическую кору (простирание). Три шага. Подносят скрещенные ладони поочередно к голове, рту и сердцу. Встают на колени, потом ложатся на плиты , вытянув руки вперед по ходу движения. Встают, снова три шага вперед .. и так около километра по часовой стрелке вокруг Джоканга. Вечером делают это в основном почему – то девушки ,компаниями по 3-4 человека. При этом в транс не входят - общаются, временами отвечают на телефонные звонки, отсылают смс... без фанатизма.
27.04.2016