Далее долгий перелёт на допотопном ИЛ-96, флагмане отечественного авиапрома, с тусклыми стюардессами на борту, которые наотрез отказались пустить в пустующий первый класс, а затем в полупустой бизнес...
Встречают по одёжке.
Шанхай встретил просторным, чистым и современным аэропортом. Я бы не сказал, что он запутанный, как писалось в форуме, - очень простой и понятный, благодаря внятным указателям на английском и множеству табло с нужной информацией.
Вот аэропорт Шарль де Голь или Шипхолл - там можно слегка заплутать.
Паспортный контроль.
Тут все равны.
Нет расисткой очереди "из своих", как в Европе или в том же Таиланде.
Деньги
Итак, формальности соблюдены, багаж на тележках и вереница из не очень выспавшихся людей выстраивается в единственный в зале прилёта обменник.
Работает одно окно.
Для обмена нужны бабки и паспорт.
Курс нигде не написан, так как он не меняется и равен 8.21.. юаня за бакс. Это узнаешь, когда кассир даёт подписать ресит.
С каждой операции удерживаются комиссионные 50 юаней(это правило действует только в аэропорту). У меня из ниличных лишь 1000 евро двумя фантиками, поэтому занимаю стольник у Джои.
Ничего не сказал про ATM.
Да, Киркоров нашёл его в укромном уголке в центре зала и даже засунул туда карточку. После чего банкомат замигал иероглифами и выплюнул её обратно с разумным объяснением на английском transmition error.
У других желание рисковать (особенно у меня, у которого все бабки были в безнале) более не возникло.
SMT
Это Shanghai Maglev Transportation, а в народе поезд на магнитной подушке.
Поднимается на экскалаторе из зала прилёта на один этаж и по движующейся дорожке в зал продажи билетов.
Билет в эконом классе этого чуда, которое за 5 минут доставляет тело и багаж из аэропорта до станции метро зелёной линии (расстояние 30 км) со скоростью 431 км/час, стоит 50 юаней.
Справедливости стоит сказать, что вид Джои произвёл на кассира впечатление и она пыталась продать нам билеты в первый класс, за сотку. Но дружный рёв и появившийся на горизонте шатающийся Моле внесли правильную коррекцию.
Обилеченные, спускаемся на платформу.
Братья Люмьер, "Прибытие поезда"
Именно так и стояли, с фотоаппаратами. Сначала одни (я даже порадовался и изумился: куда делся миллиард с лишним?), ну а потом подвалили аборигены и началось... софиты, вспышки "я рядом с чемоданом", "я жду поезда", "счастливая китайская семья со средним достатком собирается в полёт".
Прибыло.
Сели. Удобно. Тихо. В каждом вагоне проводник следит, чтоб никого не прищемило закрывающейся дверью.
Поезд плавно набирает ход. 198, 267, 355...431 - на этой цифре стрелка спидометра замирает и через мгновение поезд снижает темп - мы прибыли на конечную.
Ощущения от поездки только хорошие. Тихо, небольшая болтанка, но в пределах разумного. Очень удобно добираться до города.
Ставлю жирный плюс.
На выходе с платформы очередная фотосессия и вот мы стоим под мартовским солнцем, смотрим на окресности, видим занимающихся тайчи китайцев, бурую траву и нераспустившиеся деревья. Реально пахнет весной.
Вот мы и в Шанхае!
Мне очень нравится то, что после мерзкой московской зимы и мерзкого самолёта мэйд ин СССР, я очущаю запах настоящей весны. Солнце ласкает открытые части тела, а то, что вокруг достаточно тихо и малолюдно добавляет приятностей.
Такси
Спускаемся на экскалаторе вниз. Тут же стоянка такси. Автомобили разнообразием не блещут: Фольксваген Сантана (в дремучих 80-х такой пепелац выпускался в Германии, помню) состовляет 99% парка такси города Шанхая и Суджоу (более нигде не был, каюсь... Но подозреваю, что в других городах так же).
Очень доступное по цене.
Можно говорить о том, что китайцы ездят на такси за лапшой (поправка на здешний менталитет и кулинарные пристрастия). Поэтому иной раз сложно поймать свободное такси.
Посадка стоит 10 юаней и на эти деньги можно проехать от парка Yu Garden до начала пешеходной Nanjing Rd (по московским меркам меньше чем за стольник не повезут).
Это плюс.
Жирный минус. Ни один из юзанных таксистов ни знал ни слова по английски!
Это большая проблема и очень большое неудобство. Плюс часто таксисты отказываются везти из пункта А в пункт Б, по одним им известным причинам. Просто останавливается и машет вам рукой, типа "вымётывайтесь из моей тачки"...
Эти проблемы решаются следующим образом: заранее составляется возможный маршрут передвижений по городу и все пункты этого маршруга пишутся дружественным англоязычным ресепшеном отеля (если он есть. Бывает, что не бывает англопонимающих устно, только письменно) иероглифами, по одному пункту на каждой строчке.
Далее бумажка складывается гармошкой и показывается водителю издали, открывая нужную строчку шпаргалки.
Желательно сесть и уже после этого показывать куда ехать. Но вечером, например, нас выгнали, уже севших в такси, из машины около телебашни,когда мы показали пунк назначения в старой части города. Видимо у таксиста это место было рыбным без изнуряющих поездок по заречным улочкам Bund
Внутри, водительское место отгорожено от пассажирских мест оргстеклом, сидеть рядом, на переднем сидении весьма весьма неудобно. После посадки водитель включает таксометр, голос робота объявляет, что вы уже должны ему бабки и понеслась. Доехав до места, вы получаете чек и сдачу до юаня.
Ловятся такси взмахом руки, если в данном месте остановка запрещена, таксист или не остановится, или жестом покажет где он сможет остановиться. Например 15 метров за/до пешеходного перехода или перекрёстка.
В местах массового спроса на этот вид транспорта, например на ж/д вокзале, посадка в такси производится в порядке живой очереди. А около Yu Garden по системе кто первым запрыгнул на переднее сидение, пока с заднего вылезают предыдущие пассажиры.
Итак, у нашей разношёрстной компании оказались забронированы два разных отеля: мы с Джои зарегистрировались на сайте и бесплатно забронировали отель Peninsula с бассейном и сквош площадкой, недалеко от набережной (район Hongkou), а банда Моле забронировала отель Dadushi, недалеко от пешеходной NanJing Rd (район Huangpu).
Для начала решили совместно поехать в наш, с бассейном, для чего взяли два такси, по 4 человека в каждом. Десять минут ушло на объяснение куда мы хотим поехать. Так как умеющих изъясняться на китайском среди нас не было, на помощь пришёл технический прогресс: Джои раскрыл ноутбук и показал сайт отеля с картинкой и иероглифическим адресом. После чего консилиум из 10-15 водителей сказал: "ооооо, так бы сразу и сказали бы..."
Отель оказался в жопе и банда Моле поехали в свой Дадуши (им не дали скидки и объявили полный прайс 700 юаней), а мы остались. Но не надолго: поднявшись в номер мы тут же спустились вниз и попросили чек аут.
Отели
Подозреваю, что отелей в Шанхае много. На любой вкус и кошелёк.
Честно говоря, я не занимался изысканиями в интернете, поэтому говорю спасибо Джои и Моле за их труд по поиску вариантов.
Остановлюсь на некоторых тонкостях, которые заметил.
Первое: надо торговаться.
Второе: надо идти и смотреть комнату, прежде чем тащиться туда с чемоданами.
Третье: надо брать номер на одну ночь, а дальше по обстоятельствам.
У отелей в Шанхае и Сучжоу правила о депозите: с вас берут депозит в форме кэш или снимают с карточки в сумме, превышающей стоимость номера на 100-200 юаней в день, поэтому выгоднее давать депозит наличными и только на день вперёд, затем продляя.
На карточке заморозят деньги и расблокируются они через 15 дней (у меня до сих пор висит блок на 4000 юаней - неудачный опыт с первым отелем, в котором я имел неосторожность сказать, что планирую быть с 6.03 по 11.03).
Пролонгируя следующий день, вы снова платите депозит, превышающий стоимость норета и так вплоть до чек-аута. Важно сохранить те квитанции, которые выписывает вам ресепшен на депозит.
При чек-ауте их настойчиво спрашивают и возвращают разницу между
Общая сумма внесённых депозитов - сумма к оплате за кол-во прожитых дней = возвратный кэш или безнал, который упадёт на карточку через 15 дней.
Никаких слипов, как в цивилизованных странах, я не видел - сразу транзакция и ваших нету. Аккуратнее.
Это касается способов оплаты.
Отели, в которых мы жили возможно уникальны, но зная китайское стремление к унификации и стандартизации могу предположить, что все отели ценовой гаммы 50-70 долларов за дабл имеют супержёсткие матрасы на кроватях, отопление через систему кондиционирования, которое включается с ресепшена, платное кабельное ТВ (не хочешь платить - смотри 40 китайских каналов, способных вызвать суицидальный приступ), плохую звукоизоляцию с соседними номерами и слой пыли в ковровом покрытии.
Может быть это будет для кого-то новостью, но в отелях в Китае живут... китайцы. Да, процент туристов в одном взятом отеле от общего числа живущих в нём, будет жалок. Я не беру легенду типа Peace Hotel или современный Grand Hayatt. Средний отель, позволяющий остановиться туристу, прилетевшему по акции Аэрофлота, посмотреть город Шанхай.
А что такое, китайский турист, приехавший на экскурсию в город Шанхай, дабы повысить свой культурный уровень?
Народ
Если вспомнить страницы истории, а именно времена правления Мао, когда каждая кухарка могла управлять отдельной шестерёнкой государственного механизма, когда во время культурной революции была опущена или уничтожена интеллигенция бывшего Китая... Можно представить, что есть среднестатистический китаец из глубинки...
Это неуважение к окружающим, это окурки или семечки (в лучшем случае) на полу, это стихийные собрания, как назло, в соседнем номере в час ночи...
Ладно, к теме культурного уровня я ещё может быть вернусь. Не хочу обидеть нормальных, интеллигентных людей, но процент их, как мне показалось, в более чем миллиардном Китае пока ещё очень низок.
Пока бы я сказал так: Если будующее за Китаем, моё будующее на Луне
Наблюдения на улицах
Дорожное движение прямолинейное, правосторонее и всё бы было хорошо...
Если бы не было неуважения участников дорожного движения друг к другу и всех вместе к пешеходам, а пешеходам плевать на всё...
Переход улицы, даже при наличии обозначенного перехода "зебра", это игра со смертью в рулетку. На моих глазах погиб один человек, а ещё один получил увечия.
Первый раз автобус на полном ходу снёс женщину на пешеходном переходе напротив вокзала в Шанхае. Удар, тело прокатилось под днищем, а задние колёса завершили содеяное.
Нормальному человеку смотреть на это противно (на труп), а тут смеющихся зеваки, спешат посмотреть действо. (Ещё один жирный минус в впечатлениях о Китае, одним ртом меньше - весело!)
В Сучжоу таксист на полном ходу сбил велосипедиста. Не уверен в степени тяжести телесных повреждений.
И всё это за 6 неполных дней, проведённых в двух городах...
Машины летят по дорогам, а тормозят прямо перед препятствием, будь то велосипедист или пешеход, в последний момент.
Велосипедисты сбивают прохожих - это повсеместно и не считалось.
Пешеходы лезут на красный свет под колёса автомобилей, мотобайков и великов. Поэтому в Шанхае, на важных перекрёстках с пешеходным переходом, стоят специальные люди, которые дублируют свистком сигнал светофора Walk или Stop, а ещё перехватывают совсем безбашенных пешеходов.
Есть в Москве такая категория водителей, назовём их дэбилами, которые едут, например, с постоянной скоростью и имеют дистанцию с впередиидущем автомобилем, достаточную для вклинивания перед ним ещё одного авто. Так вот, как только он видит, что кто-то собирается перестроится в его ряд перед ним, он прибавляет газу и начинает бешенно сигналить, почти тараня "захватчика".
В Китае так ездят почти все.