Часть 1: Прибытие в Пинанг, цветочная ферма, море, пляжи.
Отшумели все зимние праздники, включая Китайский Новый Год, пролетел непривычно март, поскольку обычно я в этом месяце еду по своим лечебным делам в Сингапур, пришла весна, закружила Москву и всю страну в суматохе пробуждения природы, таянье снегов и обилии воды.
Опять же привычной поездки на Тайвань по случаю ежегодной компьютерной выставки не будет, так как в этот год я решил организовать вояж моего коллеги, который впервые в жизни смог был побывать в Юго-Восточной Азии. И это было правильно, ибо после поездки он вернулся с массой изгладимых впечатлений.
Так что, я уж было подумал, что все, теперь до следующего Китайского Нового Года, так как врачи мне позволили сделать перерыв в лечении (динамика положительная), как вдруг...
...Годовщина потери любимой в январе была непростой, тоска охватывала как удав свою будущую жертву. И хотя после этого был КНГ и прекрасная поездка в Пинанг к родным, начало весны было омрачено сильной депрессией. И как следствие, резкое ухудшение параметров здоровья, и настоятельная рекомендация врачей из Сингапура прибыть на внеплановый цикл (к тому же практически почти бесплатный). С тем чтобы как можно быстрей исправить положение с моей многолетней болезнью и тендецию к выздоровлению сохранить.
Поэтому решено было поехать в середине мая на 8 дней. К этому моменту (в марте 2011) я уже накопил около 70000 миль на полетах Singapore Airlines, поэтому решил взять билет за эти мили. К счастью, была акция о 15% скидке при покупке таких премиальных билетов. Почему покупке? - потому что бесплатным (за мили) является лишь тариф самой авиакомпании (чтобы им воспользоваться для получения билета Москва-Сингапур-Москва надо иметь 70000 миль минус 15% по акции), а вот за сборы и всякие таксы надо отдельно платить (можно оплачивать также милями при их наличии). Короче, я попытался совершить всю эту трудную операцию через вебсайт сингапурских авиалиний, это было непросто, т.к. у меня миль хватало на сам бесплатный тариф, а вот чтобы оплатить все сборы - миль уже было недостаточно, поэтому частично надо было платить по кредитной карте. Вебсайт стонал и плакал, выдавал не пойми чего, система падала, приходилось заново вводить все нужное, сумма списания с карты почему-то плавала - от 4000 до 5000 рублей, в конце концов вебсайт сказал, что не может оплатить по карте и все тут. Звонок в банк подтвердил, что с карты ничего не списано и даже не было запросов.
Пришлось обратиться к милым и очень приятным девушкам из московского офиса Singapore Airlines (SIA), которые быстро нашли мою бронь, и слава Богу, система у них запомнила все параметры списания миль за тариф, частичную оплату милями за сборы, и даже параметры моей кредитной карты. Девушка предложила все это сделать ими самим вручную, но придется оплатить 35 евро за пользование услугами их офиса. Делать нечего, согласился (да, приятное общение тоже денег стоит). Поэтому уже через 10 минут с карты списали 4000 рублей с чем-то и отдельным платежом 35 евро. И через 20 минут на мой мейл пришло подтверждение брони. Кстати, после этого уже летом вебсайт сингапурских линий был сильно обновлен, при этом информативность его резко упала, и стало очень сложно подчас понять - куда идти и чего кликать если маршрут сложен, например. Да и нарекания на ошибки и глюки потекли просто как из ведра (если посмотреть отзывы в интернете). Зачем SIA ухудшила и без того небезупречный сайт, - только им самим известно. Но они в курсе, поскольку даже CEO авиакомпании публично извинялся за проблемы на их сайте.
...Вы знаете, как приятно, черт побери, зайти на сайт SIA под своим логином (номером KrisFlyer) и увидеть висящую и ожидающую тебя бронь... И предвкушать полет (вот сейчас, когда я пишу эти строки, мне предстоит еще перелет в октябре, и я даже полез снова на сайт, чтобы <похлопать по кошель>..., то есть посмотреть на свою бронь.)
Итак, я взял билет, а также, получив расписание процедур, узнал, что в середине, аккурат на День Рождения брата жены у меня будет пауза на пару дней, поэтому вдобавок еще купил билеты Сингапур-Пинанг-Сингапур на AirAsia, чтобы побывать у своих. Собственно, именно об этой части поездки я и буду рассказывать, поскольку сингапурская часть была насыщена лечебными делами, процедуры были весьма болезненными, поэтому мне было не до садов, пляжей и прочих прелестей Сингапура. Как правило, я вываливался из медцентра этаким наэлектризованным катком, который всей своей целеустремленностью походил на асфальтовый каток, желающий закатать всех, кто попадется под руку, и вот такой злобной, испускающей молнии от не до конца вышедшего электричества субстанцией я влачился в пустыню, эээ, то есть на пляж Сентозы, где песок принимал бренное тело, а море снимало все отрицательные заряды (ну вы поняли теперь, почему корабли около Сентозы светятся в темноте, да?).
К тому же я остановился на сей раз не в шикарном Swissotel The Stamford, в заведении чуть по-скромнее, а именно в хостеле за 20 долларов в сутки недалеко от медцентра, где кроме как поспать, делать нечего вообще, потому что даже стола не было, и окно размером с иллюминатор в самолете. Иногда возникал синдром: как садился на кровать, смотрел в это окно, меня внутри так и подмывало трястись в турбулентности, однако не меняющийся за окном пейзаж упорно твердил, что взлет еще не случился, и хостел стоит на месте.
Так вот, о чем это я. А, о том, что про Сингапур не буду. Впрочем, в конце рассказа уж скажу чуть про него, потому что есть о чем рассказать, но это в последней части.
Но если я не буду рассказывать про Сингапур, то не означает, что не расскажу про перелет туда. Перелет - это всегда занимательно, волшебно, иногда феерично.
Стояло чудесное майское утро, когда я сел в такси, и мы поехали в направлении аэропорта Домодедово. Утро было чудесным и для природы, и для пробок, которые образовались везде, где только можно. Водитель мне попался уникальным: во-первых, он сам сказал, что после ночной, и потому на каждом светофоре засыпал, во-вторых, он умудрялся не открывая глаз, стартовать на зеленый свет, при этом точно попадая в нужный переулок, по которому объезжал очередную пробку. Во мне смешались два чувства: страх за свою жизнь, за то, что в случае аварии я опоздаю к черту на самолет, и второе: потрясающее уважение к профессионализму водителя, который находил дворики, внутренние какие-то переулки, чтобы объехать пробки (мы поехали через центр), и всякий раз он петляя по тому или иному двору, с удивительной точностью извещал куда мы выйдем. Я уже потерял ориентацию совсем, опасаясь, что мы наткнемся на какой-то забор или тупик, но водитель знал Москву как свои пять пальцев.
Вот так каждый раз вскипая от беспокойства на очередном светофоре или в очередной пробке (т.к. водитель мгновенно засыпал, даже издавая храп), я боролся с собой, чтобы не двинуть ему или не гаркнуть, чтоб проснулся. При этом испытывал бесконечное удовлетворение, когда мы миновали очередной затор, объехав его по дворам.
В Домодедово мучался с мыслью позвонить в контору такси и наябедничать на водителя, т.к. нельзя человека после ночной выпускать продолжать работу, но все же уважение к его профессионализму победило, и я не стал жаловаться, а то ведь всыпят не диспетчеру, который выпустил его в очередной рейс, а ему самому.
Аэропорт провел свои процедурные дела как обычно (на паспортном контроле все улыбались, девушка, отрывавшая талон от посадочного, снова обронила про меня как часто летающего пассажира), и вот я уже в самолете. Взгляд попал на красиво расписанный под гжель самолет авиакомпании "Московия" (интересно, а он фарфоровый?)
Стрекоз Боинг-777 легко взмыл в небеса, и утопающая в наслаждении от весны, тепла, солнца и свежести средняя полоса России поплыла зеленым ковром, улетая в дымку блаженства.
Каспийское море мы настигли в месте, где оно застряло между Казахстаном и Россией. Огромное соленое озеро парилось в жаре, испуская в небо узорные облачка, окутавшие берега легкимм низковисящими кружевами.
Когда какой-то оживленный казахстанский берег моря перешел в аналогичный туркменский, но уже безлюдный, пелеринка облаков оптимистично продолжала висеть, однако оптимизм скоро закончился, и облака пропали.
По пути следования как обычно над Индийским океаном над поколбасило, все заснули, и я в том числе, поскольку соседа по креслу не было (мое традиционное место 56К, где всего два кресла, а не три). Все последние полеты я беру именно это кресло из-за того, что если самолет не заполнен до отказа, то на соседнее кресло точно никого не посадят (у этого последнего ряда спинки кресел не откидываются из-за стенки за ними). И метод оказался почти точным: все последние разы я летал туда-обратно в одиночестве на этом ряду. И потому я смог расположиться по диагонали, вытянуть ноги и использовать 2 пледа и 2 подушки В общем, мини-бизнес-класс.
Кстати, когда бронировал билеты на октябрь 2011, то уже 56К было занято: не иначе кто-то прочитал мои рассказы и стал таким же "умным" :-))
Когда лайнер вышел на финишную прямую вдоль отрога азиатского континента, трясти перестало, и было чудесно спать, иногда сквозь сон видел перед собой корзину, совал туда руку и брал что-то типа яблока (добрые стюардессы заботились о нас даже во время сна). Помню еще как машинально взял стакан с соком и выпил, а потом, проснувшись, искал стакан, но его уже забрали все те же заботливые девушки-стюардессы.
И тут снова.. Снова! Вспышка справа! (не надо бежать ложиться и накрывать руками голову!) - точно! Опять грозовой фронт над лежащим справа островом Суматра! Сон как рукой сняло, и я зарядил видеокамеру все это снимать, и на видеоролике внизу - все можно увидеть (правда звук грома и птичек вставил просто для эстетики что ли).
По мере того, как грозу мы пролетали, спать хотелось снова и снова. И тут все... Свет включили, раздали влажные полотенца, и всучили завтрак. Пора вставать, до конца полета 1.5 часа. Кстати, в этот раз перед полетом я выбрал вегетарианскую кухню (просто для того, чтобы обслужили первым ), и при полете туда и обратно ко мне подходили, спрашивали ФИО и клеили на спинку кресла стикер "В еде капризен! Давать только то, чего никогда не ел!". В результате я получал первым поднос с едой и заканчивал трапезу тогда, когда остальным только начинали раздачу. Но при этом я получил еду из овощей, из которых мне известны были только от силы 1/3, а о том, из чего состоит 2/3 еды - я понятия не имел, как и мой язык тоже, ибо подчас это есть было невозможно. Урок извлечен: больше вегетарианскую еду не заказываю. Пусть буду ждать как все, но зато есть что-то удобоваримое, а не гибрид баклажана с папайей, потушенный вместе с брюквой.
Вот как-то так и прибыл в Сингапур. Рассказывать дальше нет смысла: все было как обычно, аэропорт также услужлив, быстр и вежлив, я даже не успел как следует побывать в магазине одном около выхода на паспортный контроль, как мой чемодан уже не только приехал, но и был снят с багажной карусели и торчал одиноким тополем на сверкающем полу.
Из-за того, что до следующего полета в Малайзию (Пинанг) оставалось меньше 96 часов (4 дня), я визы в Сингапур не делал, так как подпадал под транзит, когда показываешь билет в третью страну и ставят штамп, дающий право пребывания в Сингапуре на 4 дня.
Эти самые 4 дня пролетели весьма быстро, потому что были размеренными, неприятными и загруженными медициной. Поэтому я проматываю эти кадры через быструю прокрутку. И вот я снова в Чанги-аэропорту, снова лицезрею до боли знакомые залы и прочие штуки. Кстати, долго думал - что за авиакомпания такая с птицей на хвосте, а оказалось Air India Express. Так вот кто массово поставляет индийцев в Сингапур и Малайзию...
Пока я побегал по аэропорту перед вылетом в Пинанг, как погода резко испортилась, и наш красно-белый челнок причалил к трапу уже под сильнейшим ливнем.
Я уже рассказывал о том, как я летел из Сингапура в Пинанг в конце января на КНГ. И как нас трясло и бросало, так как мы взлетали в грозовые облака. В этот раз все было по-проще, хоть нас и потрясло, пока мы пролетали первый "слой" облаков, однако дальше мы так и летели между ними, как начинка для облачного пирога.
Пинанг встретил еще более жестоким ливнем. Лило просто так, как будто сверху опрокинули что-то типа Черного моря по объему воды. Однако грозная и тяжелая туча аккуратным образом висела только над островом Пинанг, как будто она была его копией в воздухе.
Когда мы выехали на мост (меня как всегда встречал шурин), чтобы попасть домой на материк, туча резко кончилась, и над материковой частью Пинанга светило солнце.
Памятуя, что Аху лучше не давать расслабляться дома, я бросил все вещи и тут же попросил отвезти меня на цветочную ферму, которая находилась на пути к работе шурина. Мы там уже бывали неоднократно. Ибо если дать шурину разлечься и играть в свои бирюльки, то потом его не допросишься.
Вот тут показан путь к ферме (номер 2) от нащего дома (1). Ехать весьма прилично.
В том же районе находится широко известная большая католическая церковь Святой Анны, а буквально в километре от нее - маленький и аккуратный христианский храм баптистов.
После широкой и полноценной дороги Аху вдруг свернул под мост, и потом вдоль железной дороги потянулась почти однопутка (надо ехать очень аккуратно), на которой, разумеется, движение было в обе стороны.
Цветочная ферма встретила открытыми воротами и присутствием хозяина во владениях. Он даже вспомнил меня с прошлого визита.
Ферма расположилась на приличной территории порядка 2х гектар, выращивали тут разнообразные культуры, разумеется, очень большая часть была отведена орхидеям.
Можно было увидеть как обилие ванд (веерообразные растения), так и различные виды орхидей на блоках (когда растение выращивается на куске дерева, который оно потом обвивает как на воле, а этот блок можно подвесить куда угодно: однако в таком виде орхидея нуждается в более высокой влажности при содержании).
А вот это тигровая орхидея, или по-научному грамматофиллум. Я давно уже "облизываюсь" на этот роскошный куст, однако мне не по силам довезти до Москвы этого монстра.
А эти монстры - каттлеи. Вот тут я не утерпел и купил пару таких вот "слонов", потому что только в подобных садах-фермах орхидеи не пичкают химией для быстрейшего развития, и без которой потом растения или очень долго болеют, или погибают. К сожалению, даже в Сингапуре я встречал уже напичканные этой заразой растения.
В этом саду, конечно же, выращиваются и иные культуры. Например, большой раздел по розам и бугенвиллиям.
Но самую широкую известность эта ферма получила по селекции и сортовому разведению многочисленных адениумов, растений суккулентного плана с очень толстым стволом, похожим на растения-бонсай (карликов), цветущих всевозможных оттенков и форм цветов, которые подчас покрывают все растение. Эти растения имеют ядовитый млечный сок, поэтому надо быть с ними аккуратнее. И именно по этому виду растений выпустили даже красочный каталог-буклет, который бесплатно можно получить на выходе.
Также вдоль специально возведенной ограды выращиваются наверно самые капризные из всех видов орхидей - ванды торес (которые имеют игольчатые листья, а не веерообразные, как в начале рассказа). эти растения не имеют привычной корневой системы внизу, воздушные корни расположены вдоль всего ствола, поэтому им требуется очень высокая влажность и очень много солнца, эти орхидеи единственные, растущие в саду прямо под прямыми лучами солнца, когда как остальные - под затеняющей сеткой, наброшенной сверху на опоры.
Итак, я как обычно, накупился, Аху как обычно ворчал, что в багажнике мусор набьется после растений. Надо сказать, что я еще купил много удобрений из Таиланда, которые хорошо помогают цветению и сделаны из естественных компонентов (как правило, измельченных высушенных морепродуктов) без всякой химии.
Едем назад. Уличный прилавок с напитками. Кокосы, как обычно, свалены в кучу, а вот та хрупкая девушка, что сидит к нам спиной, удивительно точно умеет владеть мачете и снесет "крышку" у ореха так, что потом можно насладиться его прохладной и питательной влагой. Я кокосы обожаю, и всякий раз хочу купить все новые и новые орехи. Разумеется, кокосовые пальмы растут везде, - но кто полезет на них и снимет орехи? Потому только покупать. Цена - 1.5 - 2 рингита (15-20 рублей) за орех.
Ну что ж, домой прибыли, покупки из фермы развесили в сенях... Вот мои красавцы, которых потом еле-еле засуну в чемодан. А ведь все перенесли стойко и сейчас дают новые росты, в которых возможно потом и появятся цветы.
Напомню, что дом родителей жены, где с ними еще живут брат и сестра, расположен на материковой части штата Пинанг, в районе Букит Мертаджам (по названию горы, которая издали высится этаким маяком, и именно ее мы объезжали, когда ехали на ферму), поселок Букит Миньяк, 9-й переулок. Улочка наша тупиковая, не проездная. Семья занимает половину физического дома, вторая половина - у соседей, с которыми есть общая стена.
Было всего лищь 3 часа дня, и поэтому куда? - Разумеется на пляж! Под стоны и вопли Аху, который ненавидит море, пляжи, песок и все, что не имеет кондиционеров и торговых залов. Но ничего, родной, придется потерпеть ради меня.
Поездка на пляж - это на остров Пинанг, а значит через тот самый мост, по которому 2 часа назад мы ехали с аэропорта. Въезд на мост платный, Аху имел всегда Touch-n-Go карточку, на которой была какая-то сумма, и прикладывая каждый раз ее к считывающему устройству на КПП, мы проезжали, а система уменьшала счет на карте на 3.5 рингит. Теперь же он обзавелся иным устройством: SmartTAG: это такой пульт, который надо просто держать в руках перед проездом КПП. Дистанционно сканер на КПП считывает его, и как и в случае с Touch-n-Go вычитает 3.5 рингита из суммы. Таким макаром проезд КПП осуществляется быстрее. Да и очередей на SmartTAG полосу как правило нет. Когда деньги кончаются, тогда придется проезжать через полосу с кабинкой с оператором-кассиром, он пополнит счет в устройстве.
Архитектор кусал локти, достав-таки их со злости... У него в глазах стояла его мечта: две высоченные в мире башни остриями шпилей устремлялись вверх, как символ братства этих башен - посредине возведен мост между ними. Этот проект он увидел во сне. Он бросился рисовать эскиз, чтобы не забыть... Как вдруг по ТВ услышал новость о том, что в столице Малайзии Куала-Лумпур закладывают новый мегапроект, государственная нефтяная корпорация Петронас строит самый высокий в мире небоскреб, и даже не один, а в виде двух остроконечных башен. Архитектор в ужасе посмотрел на свой эскиз и понял, что идею у него уже украли... Это было в 90х годах. Не в силах больше оставаться в столице, чтобы не видеть "чужие" башни, он перебрался в Пинанг, работал в Джорджтауне, спроектировал не одно здание. И когда после возведения того самого 13-километрового моста между островом и материком его попросили построить эффектный кондоминиум-башню у развязки дороги после моста, его осенила злорадная мысль, и он сделал здание очень похожим на Petronas Twin-Towers, однако не стал делать шпилей, обрубил сооружение в знак "недопетой той песни" архитектора и расположил на крышах места для отдыха. Разумеется, здание сильно изменено в плановом отношении из-за узости места под него.
По пути на пляж, да и, собственно, в аэропорт, т.к. он по пути, мы проезжаем мимо обширного технопарка, где собраны фабрики ведущих мировых компаний из IT-индустрии и смежных отраслей. В том числе и фабрика AMD - известного производителя процессоров и графических решений.
Вот удивительно... 2.5 часа назад выезжали из аэропорта, лило как из ведра. Сейчас проехали мимо него же, уже солнечно. А между прочим ошушение, что между этими "свиданиями" с аэропортом прошла неделя, не меньше. После аэропорта начались мелкие поселки, где вдоль дорог устроены вот такие торговые точки, в частности по продаже дурианов и петая (такие огромные зеленые бобы). Петай в сыром виде невкусен, только в вареном с чем-то еще в салате. Однако главная его сила - это мобилизация всех мужских начал в двадцать первом пальце, и потому петай - главный компонент знаменитой ВИАГРЫ.
Собственно, вот и пляж. Да, тот самый, когда-то открытый мной как изумительное место для отдыха и купания, который находится на южном берегу острова недалеко от конечной юго-западной точки.
Пляж довольно длинный и даже изгибается по линии берега. Погода стояла изумительная, я сразу же бросился в воду, которая приятно холодила тело, морская соль вгрызалась в кожу, откупоривая все поры, бактерии, что сидели там, с воплями миллиардами погибали от дезинфецирующей силы моря. Я даже слышал некий писк. Глаза наполнялись слезами, чтобы защититься от ядреной соленой воды.
Это же такая красота - лежать на спинке на воде около берега, а тебя качает, а над тобой парит белоголовый орел, а рядом холм с джунглями... Природа обнимает и ласкает и нежит, и хочется быть всегда тут.
Миллионы лет назад выброшенные из недр Земли массивы лавы окаменели, превратились в груду валунов... В расщелины ветер принес почву и песок, и старые камни покрылись незатейливыми узорами трав и лиан.
После купания и потом обсыхания на этих самых камнях кожа покрылась бархатным налетом морской соли. Для пляжных дел я всегда с собой вожу одно и то же сентозовское полотенце, поскольку оно очень большое и его хватает для всего.
Пока я ходил с полотенцем, к берегу подплыл илистый прыгун: рыба, но живущая как лягушка. У нее улучшенная жаберная система последней модификации новой эры, и потому зверь может дышать как растворенным в воде кислородом, так и из атмосферы. Прыгун убегал (вернее, упрыгивал) от меня, пришлось за ним гоняться с камерой. Однако не уплывал в море, а старался держаться на мелкой воде.
Тут же поодаль одна макака устроила представление: она сломала палку и играла ею не хуже жонглера, а когда надоело, по ветке опускалась почти до воды, но потом снова забиралась обратно на дерево. В видеоролике это все есть.
День был настолько насыщенным, что даже удивлялся я: утром еще был в Сингапуре, а уже и перелетел, и побывал дома, и на ферме и вот на пляже.. А солнце еще только склонялось к закату, делая все более ярким и добавляя оранжевые тона.
Покидаем остров Пинанг на сегодня, его горы и долины, его кондо и приливы, его парки и отливы, в общем, старые мотивы...
(Хорошо поставленным дикторским голосом): Вот перед нами тот самый 13-километровый мост, соединяющий остров Пинанг с Азией в виде материка, который является очень важной ниткой связи, дающей возможность каждому автомобилю побывать на острове и помять его колесами.
Это как раз и есть та самая гора Мертаджам, по имени которой назван целый район вокруг нее.
Концевой дом одного из таунахусов в поселках превращают в детский сад. Это обычная практика.
Вечером всей семьей поехали в один ресторанчик посидеть и отметить наступающий День Рождения Аху, брата моей жены.
Все что выше я наговорил или написал, можно в динамике кратко посмотреть в видеоролике ниже.
Итак, что мы имеем? - Сингапур побоку, Пинанг и только Пинанг. Причем с домашним уютом, пляжами и прочим. Что касается туризма, то уже раньше я много писал про это, повторяться не хочу. Кстати, в следующей части расскажу об одной достопримечательности - фуникулере на Пинангский холм, который был закрыт на 1.5 года для реконструкции.
А вообще, Пинанг для туристов это ТОЛЬКО остров! На материковой части штата Пинанг ничего интересного нет. На острове Пинанг есть Bukit Bendera (Penang Hill), Ботсад с кормлением макак, огромный длинный пляж Бату Ферринги с массой отелей вдоль него, ферма тропических фруктов, Национальный парк на северо-западной оконечности острова, Тропический сад специй, Сад Бабочек, самый большой в Малайзии храмовый комплекс Kek Lok Si, два расположенных напротив друг друга храма Золотого и Спящего Будд, и т.д. Особенности дна у моря тут таковы, что там образуется много ила, поэтому морская вода мутновата, а во время волнений, то и вовсе мутная. Так что, никаких кораллов и сноркелингов тут нет и быть не может. Это надо знать всем, кто летит на Пинанг. Тут есть что посмотреть, есть где погулять, есть клубы и т.п. А вот пляжные дела - да, есть чудесные пляжи, но море будет мутноватым.
По погоде - самый сухой сезон - зима (декабрь-март), самый влажный - лето (май-август). Но это не означает, что зимой вообще дождей не будет. Они будут, и могут быть каждый день, но локальны и кратковременны. Как и летом осадки есть каждый день, но опять же, не льют сутками, а по 2-3 часа в день, в остальное время может быть солнечная погода.
В следующей части расскажу про дуриан, про Букит Бендеру и еще кое-что.