Почему Яп? Я достаточно давно занимаюсь дайвингом, но пока ещё не видел мант (существа, похожие на скатов, но намного больше, живут в толще океана, питаются планктоном и совсем не опасны). И как-то мне на глаза попалось, что где-то в Тихом океане есть некий остров Яп, входящий в Федеративные Штаты Микронезии, у которого, в свою очередь, есть место, где, как утверждается, этих самых мант можно увидеть 100% круглый год. "Надо-бы съездить, проверить" - подумал я. Но не всё так просто, оказалось, что попасть туда можно только двумя путями (морской путь не рассматривался). Летает туда единственная авиакомпания Continental либо откуда-то через остров Гуам, который принадлежит США, соответственно нужна транзитная штатовская виза - этот вариант был отметён сразу; либо прямым рейсом из Корора, что находится в Палау. В свою очередь самый короткий и дешёвый способ попасть в Палау - это той-же Continental (летает ещё туда China Airlines через Тайвань) из Манилы. Со сроками тоже особой гибкости нет, поскольку летает и туда, и туда эта Continental всего два раза в неделю, причём рейсы - хуже не придумаешь, все ночные.
Но на этом сложности не закончились, оказалось, что купить эти самые билеты ни на их сайте по карточке, ни в России не возможно. На сайте для совершения оплаты требуется выбрать страну, куда отправить счёт, России в списке нет. Забронировать билеты через сайты агентств системы Amadeus можно, но ни одно агентство в Москве выписать их не может, хотя все они по началу говорят, что не проблема, всё сделаем. Но когда начинают реально разбираться, то оказывается, что такой возможности нет, потому что эти рейсы не из Москвы. В итоге было решено, что попутчик (он уезжал на Филиппины раньше меня на неделю) бронирует билеты уже на Филиппинах в Continental а потом мы их выкупаем в их офисе в аэропорту Манилы. Есть правда ещё один вариант, связаться с дайв-центром Fish&Fins в Палау (с которым мы пару дней ныряли) и попросить их выкупить билеты для вас, отправив им данные своей карточки. Для этого вам нужно будет заказать там ещё что-то (например, дайвинг или отель), ну и им, само собой, нужно доверять. Мне показалось, что доверять очень даже можно, мне они сэкономили много времени и сил, организовав ночные встречи в аэропортах Корора и Япа, забронировав отели под мои запросы и всё это без предварительной оплаты. Ну а уж с покупкой билетов до Манилы никаких проблем не возникло - купил на сайте Emirates по карточке за 32552р. со стыковкой 5 часов в Дубае, тут же выбрал все места в самолётах по маршруту и питание (всегда заказываю Oriental меню). Общее время полёта туда ~22часа, обратно ~23 часа.
Второй раз лечу Emirates и второй раз убеждаюсь - самая комфортная авиакомпания. Подсказка: если у вас электронный билет, то вы не только через сайт можете заказать тип питания и места в самолёте, но и за 24 часа до вылета зарегистрироваться на рейс. После этого в аэропорту можно не стоять в длинную общую очередь на регистрацию, а идти сразу к стойке бизнес класса или к специальной стойке, где написано что-то типа "Online checkin" и сдавать багаж без очереди.
А ещё они недавно открыли свой новый терминал в Дубае (Terminal 3) - огромный, красивый, много места; большой, с завышенными ценами почти на всё, кроме еды, магазин Duty Free. Стыковки прошли без особого напряжения.
18 февраля, Манила
Рейс прибыл в Манилу в 15:45. На пограничном контроле никаких проблем, ставят штамп в паспорт и всё. Меня даже ни о чём не спрашивали, а вообще могут попросить обратный билет показать. Обменивать доллары на песо стоит не в первом ряду банков, что смотрят окошками на место выдачи багажа, а за таможней уже в зале прилёта, туда смотрят другие окошки тех же самых банков, но курс там немного лучше. Обменял 200$ по курсу 47.25 песо (далее "p.") за доллар. Неприятная особенность аэропорта Манилы - в зал прилёта не пускают встречающих, так же оттуда нельзя попасть на второй этаж, где находятся офисы авиакомпаний. Нужно выйти из здания, перейти через дорогу для такси и уже там за загородкой на улице толпятся встречающие. А т.к. я должен был встретиться здесь с попутчиком, который прилетел туда тремя часами ранее из Себу, то пришлось написать несколько SMS и побегать, пока встретились. После этого пошли выкупать билеты. Для этого нужно попасть на второй этаж зала прилёта, а сделать это можно только снаружи и только получив пропуск. Чтобы получить пропуск, нужно оставить какой-нибудь документ в залог, а т.к. паспорт нужен для покупки билета, то могут возникнуть проблемы. Я оставлял права.
Билеты купили без особых проблем, Манила-Корор-Манила 609$, Корор-Яп-Корор 489$, платили по карточке. Тут же я воспользовался телефоном в офисе Continental, чтобы выяснить, в какой гест-хаус нам ехать. Жить я планировал в районе Ermita. Обзвонив несколько, оказалось, что мест нет. Только в третьем или четвёртом места были. Далее такси. Отлов такси, как везде в Азии, не тривиален. В аэропорту Манилы есть несколько вариантов. Первый и самый дорогой - прямо у выхода из зала прилёта на улице стоят такси, рядом с ними окошко. Говоришь в окошко, куда надо, платишь 500p., получаешь купон, садишься в такси и едешь. Вариант второй - жёлтые такси, но не у окошка с купонами. Они едут по счётчику, но тариф там в два раза выше, чем на обычных такси, но цена в два раза ниже, чем по купонам. Отличаются от обычных городских такси тем, что всегда едут по счётчику, не пытаются разводить на большую сумму и считаются более безопасными. И третий вариант - обычные белые городские такси. Здесь нужно перед посадкой спрашивать, почём стоит и всегда торговаться, потому что цена завышена раза в два минимум. Лучший вариант - договорится об оплате по счётчику, но далеко не все на это соглашаются. Поймать можно либо у зала вылета (чтобы туда попасть из зала прилёта, нужно выйти на улицу и подняться на второй этаж снаружи по лестнице), либо, как сделали мы, выйти из аэропорта на улицу (не далеко, метров 300) и там уже ловить. Мы сторговались на 150p. и поехали в намеченный гестхаус. Реально по счётчику оказалось 130p., но всегда нужно помнить, что трафик в Маниле московский, пробки тоже московские, поэтому ехать можно долго. Особенно в часы пик (утро и вечер) и по выходным, когда все либо едут вечером из города, либо возвращаются в город.
Пока ехали, стемнело, гестхаус (Ermita Tourist Inn) нашли довольно быстро. Стали смотреть комнаты - не понравилось. Сами комнаты вроде ничего, но вот окна хлипкие, со щелями, выходят на оживлённую улицу, следовательно поспать нормально не удастся. Оставили там вещи и пошли искать в округе другой. А район туристический, поэтому тут сразу находится много всяких "помогал", в основном, ненужных. Пока ходили, постоянно отмахивались от них. Ходили какое-то время, так ничего путного и не нашли - либо ночлежка, либо не бюджетные большие отели. Потом спросили на углу у какого-то мужика, который там то-ли что-то продавал, то-ли просто отдыхал, где тут дешёвые отели. Он сказал, что покажет, что удивительно, денег не просил. Обошли мы с ним штуки четыре, мест нигде не было. В пятом оказались две последние комнаты по 1500p. без завтрака, коие мы и забрали. А после нас тут-же пришёл ещё турист, но ему уже не досталось. Отель называется Soriente, адрес его 545 A.Flores St., Ermita телефон 525-7304. Хорошие большие комнаты с телевизором, кондиционером, душем и горячей водой, находится в хорошем месте, нет проблем с едой (на улице много маленьких ресторанчиков местных, есть какой-то круглосуточный магазин типа 7 eleven), рядом метро и дешёвый интернет (25p. час). После этого вернулись за оставленными вещами, обратно до отеля доехали уже на такси за 35p. На завтра была намечена поездка на вулкан Тааль.
19 февраля, вулкан Тааль (Taal Volcano)
Встал я рано утром, вышел на улицу где и позавтракал на 80p. в одной из многочисленных забегаловок, где едят местные. Они готовят разную снедь, которую выкладывают в небольшой витрине или кастрюлях. Просто тыкаешь пальцем в то, что нравится, они накладывают. Кофе растворимый тоже есть, горячая вода из термоса. После завтрака стали искать транспорт до вулкана. Тааль находится в ~45 км от Манилы, городок называется Талисай (Talisay). Поймали таксиста, сторговались за 2000p. на весь день. Пошли в отель, взять вещи, а перед входом там тусуются какие-то местные (шофёр и "гид"), спрашивают, куда нам надо. Сказали, те заломили 4000p. (таксист тоже с этой суммы начинал). Ради порядка поторговались, скинули до 1500p. В цену всё входит (оговаривается особо, чтобы потом не возникало по пути всяких типа "а бензин не входит") Ну чтож, значит едим с ними, таксисту дали 50p., чтобы не расстраивался. Ехать оказалось долго, пробки, дорога идёт в основном по пригородам и городкам, движение плотное. Доехали часа за 2.
Тааль - это озеро, в центре озера находится собственно кратер, в котором другое озеро. Т.е. нужно, доехав до берега, брать лодку и плыть ещё по озеру. Бизнес этот тут хорошо развит. Привезли они нас в какой-то отель на берегу, мол, вам сюда. Посмотрели мы цену - 3000p. на человека и даже разговаривать не стали, говорим, вези обратно в город, там желающих отвезти полно, а цена, как мы знали, должна быть около 1500p. за всю лодку. Поняли они, что тут ловить с нами нечего (а расчёт был, само собой, на приличный откат от отеля), отвезли, как они выразились "к хозяину лодки", который в итоге согласился на 1500p.
Приплывши к подножью кратера, вам тут-же начинают впаривать намордники со словами, что "там на верху сильно загазовано", потом лошадь по 500p. на человека, потом гида. Последовательно отказавшись от всего, купили билет за 50p. (продаётся там, куда приплывают лодки) и пошли по широкой тропе наверх. Тропа там одна, ошибиться невозможно. Идти около часа, подъём совсем не крутой. В большинстве туристов везут туда на лошадях - турист на лошади, хозяин её, он же гид, рядом идёт, лошадь на поводу ведёт или вторым номером сзади туриста сидит. А бывает, что хозяев много - один турист на лошади, а вокруг него толпа из 5 человек куртится - очень забавно выглядит.
С кромки кратера открывается отличный вид на два озера, обещанных "газов" и в помине нет, серой даже не пахнет. Только в нескольких местах был заметен слабый дымок из земли. Там же расположены навесы, где продают воду, кокосы и футболки. К озеру в кратер можно спуститься, там есть тропа, если сомневаетесь, можно взять тут же гида. Мы пошли так, но промахнулись и стали спускаться в него намного раньше (троп несколько), спуск оказался тяжёлым (всё осыпается под ногами, склон крутой), подъём обратно - и того хуже. На это ушло часа два с половиной. Но если не лезть по короткому пути, а пройти дальше, то там спуск намного легче. По пути туда была замечена странная конструкция из висящих на перекладине бутылок. Потом стало понятно, зачем и что это за хлопки в кустах периодически возникали. Сижу я на лавке, потягиваю кокос и смотрю на озеро. Тут подходит мужик, достаёт ствол и предлагает пострелять. Спасибо, не надо, а я по той тропе ведь недавно проходил... А потом начался дождь, который, впрочем, быстро стих до совсем мелкого, на передвижениях не сказывающегося. Переждали и пошли обратно.
Наши нас ждут, поехали в Манилу. "Гид" пытался всё время выцыганить то денег за парковку, то на обед, то ещё на что, но был оставлен без внимания. Договорились 1500p. за всё, вот это и получите. А то как начинают потом на то, да на это просить, знаем...
По дороге был замечен ларёк с фруктами, остановились, бабка там бойкая торговала - норовила всё всучить килограммами. Пощупал мангостины - "килограм?" и уже взвешивает, посмотрел на манго "килограм?" и опять порывается накладывать. Её останавливаешь, а она ещё и недовольную из себя строит. В итоге купил понемногу манго, мангостинов, лонганов и какой-то мягкий фиолетовый фрукт размером с большой апельсин, внутри белая мякоть с разным вкусом от края к центру (интересно, но мне он не очень понравился). Хотел ещё дуриан, но редкие они тут, везут откуда-то из далека, поэтому дорого (просила 350, удалось опустить за 250 но не меньше) на одного, да и не съем я его один, большой больно. А попутчик отказался, не любит он дурианы.
До Манилы доехали уже после захода солнца, наблюдали очень красивый яркий закат, снять который не получилось. Ближе к Маниле встряли в пробку. Водитель поехал по каким-то колдобинам её объезжать, впрочем, там таких много было. Вернулись в отель после восьми вечера, я поужинал закупленными фруктами и спать.
20 февраля, Манила, вылет в Корор
Сегодня лететь в Корор, рейс в 22:10, времени полно. Выписались из отеля в 12:00, бросили вещи и пошли гулять по Маниле. На этот день был намечен старый район Intramorus (Интраморус), который построили испанцы и с которого началась Манила. Пошли пешком, это около километра от отеля по прямой, путь проходит через Rizal (Рисаль) парк. Intramorus находится внутри старой крепостной стены, дома там колониального вида, есть пара музеев, Манильский собор и руины Форта Сантьяго (75p. за вход).
Там на улице перекусили, я взял большого кальмара, фаршированного овощами, дали в нагрузку колу и рис - за всё 100p. Кальмар оказался приготовлен очень хорошо, не резиновый. В общем, можно в этом районе погулять неспешно, на пол дня как-раз, с учётом дороги туда и обратно.
До аэропорта доехали с небольшим приключением. Т.к. это была пятница вечер, то все ехали за город. Соответственно пробки. Мы ехали от отеля, встряли в неё, а она по виду глухая, не двигается. А дорога, которая в аэропорт, видна, по ней вроде движение нормальное. Посидели некоторое время, а время-то поджимает... Отдали мужику немного денег, взяли вещи и пошли к той дороге, а тут вдруг и пробка поехала, причём резво так... Ну да ладно, поймали такси на той дороге и быстро доехали до аэропорта.
За вылет международным рейсом в аэропорту сбор 750p. Continental зверствует, мало того, что в аэропорту всех проверяют на входе и после паспортного контроля (при мне какой-то американец всё сокрушался, что у него отобрали моток скотча под предлогом, что он может этим скотчем кого-нибудь на борту взять в плен), так ещё и сама Continental, перед входом в накопитель, шмонает всех - открывают все сумки подряд, щупают обувь у всех.
21 февраля, прибытие в Палау
До Корора лететь 2 часа 40 минут, дали сэндвич и питьё, сели в Короре в 1:50. Время отличается на +1 час от Манилы. На контроле тоже штамп в паспорт, но уже подходят более ответственно, просят показать билеты, интересуются, зачем прилетел. И таможня у них суровая - шмонают почти всех (меня пропустили так). Открывают чемоданы, рюкзаки, смотрят. Всё руками, ренгена там нет на выходе. Денег менять не надо, официальная денежная единица - доллар США, что очень удобно.
Нужно сказать, что Палау очень плохо приспособлена для поездок без предварительного бронирования. Да и с бронированием проблемы, все отвечают очень не спешно (приходится ждать ответа по нескольку дней), если вообще отвечают. Исключением является только Fish&Fins, эти отвечали быстро и конкретно. Мне в итоге пришлось из Москвы попросить забронировать отель через них, и чтобы отель встретил меня. Такси там только по вызову (нужно звонить по телефону) и стоят дорого (от аэропорта до Корора - 25$, ехать там минут 15-20), с отелями тоже проблема - свободны только дорогие, с недорогими (недорогие там, это от 60$ за номер) проблемы, мест практически нет, нужно ловить момент. Т.е., если приехать без бронирования, то очень велика вероятность провести остаток ночи в аэропорту, а потом потратить приличную сумму на такси в поисках недорогого отеля. Я жил в West Plaza By The Sea (West Plaza - это сеть из пяти отелей в разных местах Корора http://www.wphpalau.com), 87$ за номер без завтрака, трансфер в/из аэропорта - 20$. Изначально хотел жить в West Plaza Malakal, он расположен на острове Malakal, рядом много разных ресторанчиков, общественный пляж, но мест там не оказалось. West Plaza By The Sea расположен на отшибе недалеко от центра Корора, пешком минут 20, но вот купаться там негде. Вообще странное дело, в Короре купаться негде, пляжей там нет. Есть только один общественный на острове Malakal и один, принадлежащий крутому отелю Palau Pacific Resort на острове Аракабесан, цены в котором от 280$ за номер. Сам Корор представляет из себя одну центральную улицу (не считая ответвлений, на которых находятся дома местных жителей) с магазинами, несколькими отелями и ресторанами и проходится пешком от начала и до конца минут за 30, и ещё два острова - Малакал и Аракабесан, соединённые с Корором мостами.
Заселились и спать. Утром пошёл посмотреть, что тут вокруг, заодно перекусить и купить крем от загара. Перекусить удалось приличных размеров сэндвичем и кофе за 5$ в просыпающемся корейском ресторане поблизости. Так же рядом были обнаружены несколько магазинов, торгующих всем подряд. Литровая бутылка воды - доллар, банка пива Budwiser 1.25$ (есть ещё меcтное rooster, дороже немного, но получше будет, есть тёмное, среднее и светлое). Завтрак в ресторане при отеле стоит от 5 до 10$, в зависимости от типа (есть много разных вариантов, американский, японский и т.п. в последующие дни я там и завтракал). Потом проснулся попутчик и мы поехали в дайв-центр, знакомится и заказывать дайвинг. Но сначала решили проверить более дешёвый вариант проживания, совмещённый с дайвцентром - Antelope diving (я с ними связался прямо перед отъездом, ничего не выяснил). Такси туда стоило 8$, вызвали по телефону с ресепшена. Быстро выяснили, что сейчас мест нет, будут ли, знает главная, а она будет только завтра., но, скорее всего, не будет. А предложение было очень хорошее, всего 25$ за комнату на одного, или 120$ за большое бунгало, да и дайв центр тут же, никуда ходить не надо. Но не судьба.
Развернулись и пошли в Fish&Fins, там заказали дайвинг на два последующих дня, причём в один из дней (оказался второй) с заездом на озеро медуз (JellyFish lake), разрешение туда покупается отдельно и стоит 35$.
Дайвинг в Палау совсем не дешёвый, стоят 2 погружения в день 130$ (есть места, где немного дешевле, но совсем немного) с дайв-бота (небольшой катер с навесом, вмещает около 12-и человек без снаряжения или человек 8 со всем снаряжением). В цену входят трансфер из/в отель, приличный обед, вода, баллоны, грузы и для желающих 32% Nitrox. Аренда BCD 10$, регулятора 12$ в день.
После заполнения всех форм и утрясания деталей я пошёл обедать в китайский ресторан недалеко от отеля. Заказал за 10$ свинину. Принесли. Кхм: Я, конечно, всё понимаю, но таких порций я ещё не видел. Хватит наесться троим голодным людям. Плюс какой-то странный вариант, не мясо, а какие-то тефтели непонятного вкуса, залитые уксусом и в соусе с овощами. Не осилил и половины, больше туда не ходил. Свинина с овощами по-китайски выглядит совсем не так.
22-23 февраля - дайвинг
В первый день посетили рэк Tashio Maru и Ulong Channel, во второй Blue Corner, German Channel и озеро медуз (JellyFish Lake). Т.к. там обычны сильные течения, то в Палау принято цеплятся небольшими крючками за риф. Аренда стоит 5$ в день, или купить его за 20$ Видимость от плохой до очень плохой. Про рэк ничего сказать не могу, плохая видимость, фонарей с собой не было, а лезть при плохой видимости в незнакомый рэк без фонаря и нормального бадди... А снаружи железяка железякой, ничего интересного. Остальные места хороши - наконец-то увидел акул в большом количестве, попадаются черепахи. Вообще с живностью дела обстоят намного лучше, чем в Красном море, а вот видимость и разнообразие кораллов - не очень.
Озеро медуз очень рекомендую, непередаваемые ощущения! Озеро расположено на одном из островов Рок, оно не имеет прямой связи с морем. Боты приплывают к острову, там причал и будка, где проверяют пропуска (оформляет дайв-центр на каждого отдельно, стоит 35$). Далее нужно перевалить через небольшую горку. Там есть тропа через джунгли, тропа каменистая, нужна какая-нибудь обувь.
Боты для ласт отлично подходят. Перед плаванием в озере не разрешается ничем мазаться (типа кремом от загара) и ластами просят не болтать сильно, чтобы медуз не искрошить. В озере плывут на его середину, там медузы скапливаются на солнышке, их там такое количество, что плаваешь в них.
Медузы оранжевого цвета, безвредные, не жалятся. На обратном пути можно поплавать рядом с манграми, там тоже не менее интересно в корнях.
Сам процесс ныряния выглядит так. Утром тебя подбирают в условленное время в отеле, везут в дайв-центр. На доске написаны фамилии и название бота (их там несколько). Тащишь всё своё оборудование кроме баллонов из комнаты хранения на бот, прикручиваешь BCD к баллону, заправляешь бутылку с водой и в путь. Плыть до первого места погружения от получаса до двух. Они всегда плывут сквозь острова Рок (маленькие известняковые островки, сплошь покрытые зеленью), очень красиво, дорога проходит незаметно. Иногда может потребоваться ветровка, если дождь или волнение, весь вымокнешь, холодно. Я даже использовал гидрокостюм один раз для защиты от брызг. Затем на месте краткий брифинг и в воду. После бот плывёт на другое место или один из островков Рок, где есть оборудованный местами для пикников пляж (деревянные столики, таулеты, есть такое на паре-тройке островов), на котором и съедается обед (обед заказывается днём ранее из имеющихся наборов по меню), потом плывём на второе место погружения или домой. Возврат обычно происходит в 3-5 часов, в зависимости от удалённости мест погружения. Потом сам выгружаешь всё оборудование (кроме баллонов) из бота, опресняешь и несёшь в комнату хранения.
Теперь что не понравилось - до последнего момента не знаешь, куда тебя везут, нет нормального брифинга. Из-за этого возможна ситуация, когда планируется, например, рэк, а фонарей никто не взял, потому что не знали, что будет темно. То, что проходит на боте перед погружением, не считается. Могли бы всё в пути рассказать, чтобы не спешить. Далее смена баллонов - сам не только прикручиваешь изначально BCD к баллону, а и после первого погружения откручиваешь и перекручиваешь на другой. А т.к. баллонов много и все они одинаковые, то вполне возможна ситуация, когда прикрутишь на уже пустой баллон или на баллон с Nitrox-ом. Неудобно и небезопасно. Ещё, может мне так не повезло, но гид у нас был плохой. Какой-то минимум он выполняет, а далее - сам за себя. Что увидел, то твоё. Про воздух тоже не интересуется совсем, сам скажешь, когда закончится. Т.е. сам процесс погружения не контролируется, все сами за себя, рассчитано на опытных дайверов. Для новичков очень дискомфортно может быть. А ещё плохая видимость:
Ужинал все эти дни в отеле, Red Rooster Сafe зовётся. Готовят вкусно, порции опять огромные, но не все. Если приноровиться, то можно заказывать только те блюда, порции которых в самый раз и нельзя заказывать по несколько блюд на одного Потом, нужно помнить, что блюдо всегда подразумевает рис и может состоять из двух частей. Например, к креветкам в тесте полагается, кроме риса, ещё и суп из водорослей, а некоторые блюда изначально рассчитаны на несколько едоков. Цены на блюда там от 8$ до 20$, то же самое, что и во всех остальных ресторанах в округе.
24 февраля, остров Бабельбаоб
После дайвинга в разговоре у нас поинтересовались, что мы намерены делать дальше. Узнав, что хотим взять машину на прокат и поехать на самый большой, но наименее населённый остров Палау - Бабельбаоб (Babelthuap, Babelbaob), сказали, что могут пригнать к отелю машину за 45$ в день. В нашем отеле был прокат автомобилей Toyota rent a car, цена там была от 30$ в день, что я и сказал. Но они пояснили, что 30$, это только в Короре, а на Бабельбаоб они просто не разрешают ездить (я потом проверил, действительно есть такой пункт в договоре), дороги там не везде хорошие. А наши разрешают. "Ну пригоняйте", решили мы. Они нам ещё и карту дали этого Бабельбаоба, где были расписано, как проехать к той, или иной достопримечательности по ориентирам на местности.
Утром в условленное время приехала женщина на Pajero Mini праворуком, но с автоматом, бензина пол бака. Отдала ключи, взяла 45$, сказала, что, когда приедите, оставьте ключи в машине и позвоните мне. Всё. Никаких залогов или номеров кредиток. Выехали, заправили 3 галлона (бензин там стоит 2.80-3$ за галлон) и поехали. Заправок в Короре я насчитал 4, одна была у аэропорта на Бабельбаобе. Больше заправок на Бабельбаобе нет, поэтому туда нужно ехать с учётом, что заправиться будет негде.
День выдался пасмурный, постоянно принимался дождь. Сначала решили заехать в какую-то деревню, посмотреть на остатки террас. Долго катались по ухабам да ямам (дорога на Бабельбаобе одна кольцевая очень хорошая, остальные - как получится), вроде бы нашли нужное место, но никаких террас там обнаружено не было. Бросили это занятие, поехали на водопад Ngatpang. Поначалу тоже промахнулись, свернули метров на 20 позже, чем надо было. Ехали-ехали, видим, что-то не так. Свернули на ферму какую-то, там нашли мужика, который рассказал, куда нужно было свернуть. Вернулись, свернули правильно. У леса вышли, там никого кроме нас не было. К водопаду через джунгли вдоль речки ведёт короткая тропа, мокро кругом. Идти совсем не далеко, метров 100.
Водопад ничего так, красивый, не высокий. Посмотрели, поехали на второй водопад - Ngardmau. Этот находится севернее. По описанию на карте мы еще до него не доехали, а на дороге уже висит табличка "Waterfall". Решили свернуть, проверить. Там оказалась парковка, деревянные навесы, продают билеты (5$) и начинается тропа. Я так понимаю, что на карте был описан другой путь, но и этот тоже сойдёт. Но тут пошёл дождь. Как только он стих, я пошёл к водопаду. Спуск вниз оформлен в виде деревянных ступенек с верёвками, далее тропа идёт немного вдоль старой японской узкоколейки. И тут меня и накрыл очередной ливень. Пережидал я его пережидал под деревом каким-то, а он всё усиливается и не думает прекращаться. Ну я пробежался обратно, подмок немного. Под навесом дождался, пока пройдёт, и опять пошёл. На этот раз я прошёл немного дальше Там обнаружился брошенный отель, несколько домиков деревянных на холме с видом на джунгли. Пока я фотографировал виды, опять пошёл сильный дождь, который я благополучно переждал под крышей одного из домиков. Потом опять очередной спуск по ступенькам в глине, потом тропа пошла уже прямо по речке. Речка не глубокая, течёт по камням. Идти по ней удобно. Далее тропа превращается в сплошную грязь по щиколотку, в которой густо переплетаются корни деревьев.
Этот участок был назван "корешковый путь" и оказался самым сложным из-за того, что очень легко вымазаться. Потом была более глубокая речка, которую тоже нужно перейти, глубина её выше колена, но ниже пояса Наверное, это одна и та же речка, но верхняя её часть служит для отмывания от грязи после "корешкового пути" на обратном пути, а нижняя - на пути "туда" Сразу за переправой и находится сам водопад.
Водопад красивый, самый высокий в Микронезии. В нём даже можно искупаться, хоть там и не глубоко. Вернулись обратно уже без дождя, а есть-то хочется. Спросили местных, где тут едят. Они сказали, что вообще-то ни где , но всё же намешали суп из курицы, лапши и овощей, взяли не очень дорого. В общей сложности этот водопад занял часа три.
Далее по программе были каменные монолиты в штате Ngarchelong, что на самом севере острова. Приехали мы туда, никого, только машина какая-то стоит. Оказалось, не просто так она там стоит, в ней мужик сидит, задача которого - собирать с таких, как мы, по 5$ за осмотр камней
Монолиты оказались прямоугольными базальтовыми брусками разных размеров, живописно разбросанными среди пальм. На Стоунхендж не тянут, зато с площадки над ними открывается красивый вид на море и джунгли.
Но пора возвращаться, скоро темнеть начнёт, а мы ещё хотели в Мелекеок заехать. Дорога очень живописная, идёт по горам и вдоль побережья. Где-то до Мелекеока было замечено ответвление от дороги со шлагбаумом и полинявший, вымытый дождями плакат, на котором можно было разобрать, что тут есть какое-то озеро. Но шлагбаум был закрыт, да и темнеть скоро будет. В Мелекеок заехали, ещё не темно, но пасмурно, тучи. Решили послезавтра днём сюда вернутся. Мелекеок - это столица Палау. Столица очень своеобразная. Дело в том, что она состоит из четырёх зданий, главное похоже на Капитолий Больше там ничего нет, эдакий анклав для правительства, только лес кургом и небольшая одноимённая деревня в километре. Ехать от неё до Корора, где цивилизация и проживает 80% населения Палау, минут 40.
Вернулись в отель уже затемно, оставили машину, я позвонил, сказал, что можно забирать. Вообще, Бабельбаоб понравился. Там даже есть несколько отелей и гестхаусов, в отличие от Корора, с пляжами. На дорогах пусто, может пара машин в пол часа попадётся навстречу. Водопады красивые, Мелекеок тоже ничего Пожалуй, больше там смотреть нечего. Правда, есть ещё традиционные дома Bai, но меня они не сильно интересовали. А, да, где-то недалеко от побережья есть ещё остров, на котором делались каменные деньги для Япцев, но мы и так собирались на остров Яп, так что каменных денег ещё насмотримся.