Сначала мне хотелось вдохновенно написать «Мы проехали всю Японию от севера до юга». Потом я поняла, что раз мы не были на Окинаве, это будет звучать также, как часто говорят «Вся Россия от Калининграда до Владивостока».
Собственно говоря, я не очень хотела ехать в Японию. Я была в Японии в прошлом году, все было чудесно, полный восторг, но сейчас я желала ехать в Европы, в связи с наличием шенгенской мультивизы (ибо наше территориальное местоположение не позволяет нам осуществлять такие вояжи так часто, как хотелось бы…). И Главный человек этого отпуска (Олег) уже почти согласился, но когда за одну неделю разбились 3 самолета, категорически заявил, что самолетом в отпуск он не поедет(. Забегая вперед – маленько полететь все же пришлось.
Основополающей мыслью было то, что бюджет должен был уложиться (я должна была его уложить) в 200 тыс.рублей, без учета шоппинга для каждого, потому что, например, он хотел купить себе фотоаппарат, а я хотела ограничиться шоколадом.
Сроки - с 04.09. по 22.09.2014 года. Хотели поехать чуть попозже, но последний паром в навигации в этом году возвращался на Сахалин 22 сентября, поэтому все было привязано именно к этому одному дню.
JR pass на 14 дней приобретены на сайте JRPass.com, стоимость с доставкой FedEx составила около 33 тыс.рублей на двоих, пакет пришел из Лондона в Южно-Сахалинск за неделю. JR pass окупились более чем в 2,5 раза. При стоимости одного билета 46390 йен, мы наездили на человека 119470 йен (не считая внутригородских перемещений в Токио по линиям JR, парома на Миядзиму, автобуса JR в Киото, может еще что-то забыла...). Переезды планировали в основном после 5 вечера, ибо все равно уже сумерки и темнота... За исключением того, что рано утром нам пришлось ехать по маршрутам Токио-Хиросима, Токио-Хакодате и Хакодате-Ноборибецу.
Маршрут:
04.09. Паром Корсаков-Wakkanai, автобус Wakkanai-Sapporo.
05.09. Sapporo (Mount Moiwa, Susukino).
06.09. Sapporo (Odori, центр).
07.09. Авиаперелет Sapporo-Tokyo. Tokyo (Odaiba).
08.09. Переезд Tokyo-Hiroshima.
Hiroshima (Peace Park and museum).
09.09. Hiroshima (Miyajima).
Переезд Hiroshima-Hakata (Fukuoka).
10.09. Fukuoka (море).
11.09. Kagoshima (Sakurajima).
12.09. Fukuoka (Canal-City).
13.09. Fukuoka. Переезд Hakata (Fukuoka) - Kyoto.
14.09. Kyoto (Fushimi-Inari).
15.09. Kyoto (Ryoanji, Kinkakuji). Переезд Kyoto-Tokyo.
16.09. Tokyo (Ginza, Asakusa, Sky Tree).
17.09. Tokyo (Ikebukuro, Akihabara, Shinjuku).
18.09. Kamakura.
19.09. Переезд Tokyo-Hakodate. Hakodate (Mount Hakodate).
20.09. Переезд Hakodate-Noboribetsu.
Noboribetsu. Переезд Noboribetsu-Sapporo.
21.09. Sapporo. Переезд Sapporo-Wakkanai.
22.09. Паром Wakkanai-Корсаков.
(не судите строго за рисование маршрута - как смогла...)
Перемещения рассчитаны с помощью hyperdia.com, места, подлежащие посещению, определены на japan-guide.com.
Отели бронировали на http://booking.com?aid=325219;. Самый дешевый был в Хиросиме (с какой-то большой скидкой, 4860 йен), самый дорогой - в Саппоро на обратном пути (12400 йен). Выбор отелей был обусловлен, во-первых, ценой, и во вторых, местоположением в пределах доступности пешком от вокзалов JR, в пределах 1.5 км.
Все приготовления были сделаны очень быстро в начале августа: бронирование отелей, покупка JR pass, бронирование билетов на паром, заказ билетов на автобус (по 300 руб. с одного за саму бронь), оформление визы в турфирме (по 2500 руб. за каждого), покупка авабилетов Саппоро-Токио на сайте Vanilla Air.
И пусть уж сразу будет и бюджет. Мне не лень было ходить везде с блокнотом и все считать (я искренне люблю цифры)). Простите мне мои неточности при пересчетах по курсу и выражение итогов в рублях. Итого это обошлось около 180,0 тыс.рублей, без учета личного шоппинга, в том числе:
1. Отели (18 ночей) - 44,0 тыс.руб.
2. Питание (и прочие насущные приобретения) - 48,0 тыс.руб.
3. Культурные расходы (входные билеты, канатные дороги и и.д.) - 7,0 тыс.руб.
4. Транспортные расходы - 81,0 тыс.руб.,
а именно:
- 33,3 тыс.руб. (46390 йен *2 + доставка) - JR pass;
- 5,0 тыс.руб. - виза;
- 4,3 тыс.руб. (11500 йен) - авиабилеты Саппоро-Токио;
- 28,4 тыс. руб. - билеты на паром;
- 5,0 тыс.руб. (12400 йен) - билеты на автобус Вакканай-Саппоро;
- 5,0 тыс.руб. - все остальные платные поезда/трамваи/автобусы и т.д.
Мы не рвались в бой с целью объять необъятное, не вставали с первыми лучами рассветов, отдыхали так, как нам казалось в данный момент кофортно и как хотелось, и вот что из этого получилось.
04.09.14. День 1-й.
Паром Корсаков-Wakkanai.
Wakkanai-Sapporo.
Паром Корсаков-Вакканай отправляется в 10-30, мы выезжаем из Южно-Сахалинска в 7 утра (это не потому, что далеко, а потому что я так езжу)).
Таможенные формальности со стороны Российской Федерации заняли в несколько раз больше времени, чем со стороны Японии, как при въезде, так и при выезде.
Паром переносится просто отлично! Ну, надо признать, погода этому благоприятствовала. Время в пути 5.5 часов. В эконом-классе закрытая палуба поделена на большие отсеки с ковровым покрытием, разуваемся, проходим и устраиваемся.
Сидим, лежим, спим, едим включенный обед (как и было обещано при покупке билетов - на пути в обратную сторону бенто намного интереснее и вкуснее, чем в сторону "туда").
Мне не дает покоя цена парома - 14.2 тыс.руб. туда/обратно на одного.
Мне есть с чем сравнить. В прошлом году я летала из Южно-Сахалинска в Токио (через Хабаровск) за 12.5 тыс.руб. Еще это морское путешествие несоизмеримо по масштабу с паромом Хельсинки-Стокгольм, где 2-х местная каюта с душем/туалетом, включенным завтраком и ужином с алкогольными напитками стоила около 10 тыс.руб., причем время в пути было больше 12-и часов.
Разница времени Сахалина и Японии - 2 часа, т.е. смену часовых поясов мы и не переживаем, а экономим еще при этом 2 часа времени.
Вакканай встречает нас дождем и холодом. Нам надо на вокзал. Это недалеко. И к тому же мы отчаянно не рассчитывали ездить в Японии на такси. Поэтому мы бежим под дождем минут 10. Становимся мокрыми до трусов. Двое наших попутчиков на полпути ловят такси и едут за 500 йен (но мне кажется, что на степень их мокрости/сухости это уже не особо влияет...). В автобусной кассе выкупаем свои билеты, у нас еще час до автобуса. Едим в кафе на вокзале, покупаем воды и пива в магазине.
Едем в автобусе по-моему около 6-и часов. Честно, это было мучительно, каким бы удобным он ни был, и какими бы не были шикарными дороги. Если вернуть этот момент назад, я поехала бы поездом. Автобус стоит около 6000 йен, поезд - 10450 (кстати, офиса обмена JR pass в Вакканае нет, так что отсюда по проездным поехать все равно не вышло бы). Автобус отправляется ближе к 5-и вечера, так что почти весь путь мы едем уже в темноте. 2-3 раза остановки (чтобы все сходили в туалеты/магазины/покурить), хотя в автобусе тоже есть туалет.
Приезжаем в Саппоро около 11 часов вечера. Тут у нас никак не сошлись мнения о том: искать ли вай-фай и отель в картах, или пойти спросить у диспетчера на автовокзале. В итоге мы ехали на такси минут 10 за 750 йен. Таксист привез нас к закрытым дверям отеля. И если бы оттуда через несколько минут не вышли другие жильцы с вопросом "Check in?", я не знаю сколько мы там простояли бы. Они и отвели нас к зданию на другой стороне перекрестка. Пьем гостиничный зеленый чай, пробуем японский душ и халатики, и забираемся под мягкое одеялко. На этом и закончился наш первый отпускной японский день.