Проживание.
Первым делом нужно было прояснить ситуацию с ночлегом. Моя психологическая планка – 50 евро за ночь в среднем за поездку. Из этого бюджета стараюсь не выходить и, как правило, это удается сделать без ущерба для отдыха.
Первое впечатление от поиска сильно удивило. На запрос по 2-местному номеру получил от поисковиков массу дешевых вариантов от 20 евро. Такой красивой картинки не было даже по Бангкоку. Потребовалось несколько часов, чтобы понять, в чем подвох и разобраться в специфике японских гостиниц.
Для тех, кто собирается в Японию впервые, поясню. В Японии чрезвычайно популярны бюджетные варианты проживания и они существенно отличаются от стандартных европейских хостелов или азиатских гестхаузов. Вариантов несколько. Это может быть кровать в общей комнате, с разделением на мужские и женские. Может быть место в капсульном отеле. Описывать это чудо не буду, так как сам не пользовался, а фото легко найти в гугле. Может быть мини-комната размером метр на два в японском стиле с удобствами на этаже. Японский стиль означает, что вместо кровати спать придется на раскатывающемся матрасе – футоне. Так что для тех, кто готов окунуться в экзотику, есть замечательные возможности сэкономить на проживании, сделав его недорогим по любым меркам.
У нас же всего два требования к ночлегу – двуспальная кровать и удобства в номере, но для бюджетных отелей Японии это уже роскошь. Еще один нюанс: в Японии нет четкого деления по категориям жилья, таких как хостел, гестхауз, отель. Солидный на вид Hotel с громким названием вполне может предлагать размещение в общей комнате. И грамотно отсортировать это в поиске мне не удалось. Смторел по описаниям, вникая в детали. В общем, пришлось потратить время на поиски, но в итоге получилось забронировать вполне приличные отели.
Еще один совет. Великолепно развитый общественный транспорт позволяет не слишком заморачиваться на местоположение отеля. Например, в центре Киото бюджетный отель найти очень непросто. Мы сняли замечательный номер в одном из городков поблизости, в семи остановках поезда от вокзала Киото, но это нас совсем не напрягало. Хотя конечно, при выборе стоит учесть дополнительные расходы на транспорт.
Еда.
Япония во всех отношениях оправдала мои ожидания и лишь в одном сильно их превзошла. На еду и напитки был заложен бюджет в 7000 йен в сутки на двоих и в основном я рассчитывал на бюджетные варианты, типа раменных. Я не большой любитель лапши и супов, так что ожидания были скромными. Да, было запланировано пару раз посетить ленточные суши-бары, чтобы на собственном опыте узнать разницу между суши и СУШИ, но это скорее в виде исключения. Первые несколько дней мы примерно так и питались. Побывали в раменных, что-то покупали с уличных лотков, вечером заходили в вездесущие комбини, типа 7eleven или Lawson. И все было на удивление вкусно.
Сразу скажу, что ленточные суши-бары очень понравились. Как качеством и разнообразием суши, так и способами их получения, что само по себе можно считать неплохим развлечением. Было интересно заказывать с помощью компьютерного меню, но еще интереснее хватать приглянувшиеся тарелочки с ленты. Жаль, что у нас такого нет, а даже если и будет, то о японском качестве можно лишь мечтать.
Открытие было сделано на четвертый день, в Осаке, когда мы шли по бесконечным подземным переходам центральной станции Umeda. Голодный взгляд заметил длинные ряды витрин с чем-то явно съедобным. Кулинарный супермаркет (не знаю, как это иначе назвать) занимал огромную площадь. Мясо, рыба, мрепродукты, суши и многое другое, приготовленное всеми возможными способами, в соусах и без, с гарнирами и без, упакованное в красивые готовые комплекты или выложенное на лотках. В рядах стеклянных витрин и прилавков легко можно было заблудиться, да мы и заблудились. За каждым маленьким прилавком стояли один-два продавца, обеспечивая идеальное обслуживание – мясо предлагали нарезать удобными кусочками, все тщательно и красиво упаковывалось с палочками, соусами, салфетками. Самым трудным оказалось сделать выбор и остановиться, ограничившись лишь несколькими коробочками с разнообразными деликатесами.
Позже мы стали искать эти супермаркеты в других местах и почти всегда находили. Как правило они расположены на подземных этажах торговых центров, круных вокзалов и узловых станций метро. Причем сладости и десерты занимают примерно такую же площадь, как и вся остальная кулинария, иногда целый отдельный этаж.
Это дало нам возможность каждый день устраивать себе шикарный банкет из нескольких блюд и перепробовать массу разных деликатесов японской кухни – говядину кобе в разных видах, великолепных огромных креветок, угрей, осьминогов и многое другое. Иногда брали что-то на угад, просто соблазнившись внешним видом и почти ни разу не пожалели. При этом расходы на питание в итоге оказались заметно ниже запланированных.
Самое выгодное время закупок – последний час до закрытия (часов в 7-8 вечера). На оставшийся ассортимент дают скидки до 50 процентов, так что к закрытию почти ничего не остается. В Японии продается все только свежее и на следующий день ничего не оставляют.
Еще вариант дешево и вкусно перекусить - небольшие пекарни, которые встречаются повсюду и предлагают свежайшие и очень вкусные булочки, пирожки и прочую выпечку.
Кому-то может показаться неудобным есть в номере, но нас это не смущало. На мой взгляд это разумный компромисс ради такого гастрономического праздника. Тем более, что питание в небольших японских заведениях, типа раменных, тоже имеет свою специфику. Иногда на нескольких квадратных метрах умещается кухня, повар, стойка и посетители. Место очень ограничено, нормально практически упираться локтями в локти соседа. Мы не сразу поняли, для чего нужны корзинки под стулом. Оказалось, туда складывают сумочки и прочие личные вещи, так как больше их деть некуда. При этом японцы едят, глядя строго в свою тарелку, чтобы не нарушать жизненного пространства окружающих.
В итоге, еда оказалась в числе наиболее ярких впечатлений от страны.
Транспорт.
Логистика поездки была составлена так, чтобы переездов было не слишком много. Недолгие рассчеты показали, что JR Pass не окупится, так что обошлись без него.
На практике система общественного транспорта оказалась очень продуманной и удобной. Еще в Осаке меня удивило, что в огромном мегаполисе, состоящем из переходящих друг в друга городов и протянувшемся на сотни километров, почти нет пробок (если где-то и попадались, то по сравнению с Бангкоком пробками это не назовешь). Или это очень хорошо организованный трафик или японцы предпочитают общественный транспорт, а скорее всего и то, и другое. С парковкой в Японии действительно сложно, это бросается в глаза. Даже в котеджных районах удивительно тесная застройка. Солидные дома стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга и не у каждого есть место для маленького навеса на одно парковочное место.
За все время я ни разу не пожалел об отсутствии машины. Связка метро(автобус)/поезд работает идеально. Конечно, если заранее проработать маршруты передвижения. Для проработки маршрутов пользовался Google Maps и сайтом HyperDia.
На месте поначалу немного теряешься в потоках людей и ветвящихся тоннелях подземных станций, но это быстро проходит. Везде есть подробные планы и хорошо заметные указатели. Спешашие по делам японцы удивительно четко, не замедляя шаг, обтекают зазевавшихся туристов. За все время нас ни разу никто не задел и не толкнул. Если начинаешь тупить у билетных автоматов и схем, часто подходят служащие и предлагают помощь. Хотя на самом деле везде можно разобраться самому. Автоматы устроены очень логично, все есть на английском языке.
На выходе из аэропорта Нагойи к станции поезда мы купили IC card и дальше в транспорте пользовались в основном ими, пополняя в метро или на вокзалах по мере необходимости. На обратном пути перед отлетом сдали карты назад и получили остаток. На входе и выходе в метро или на станциях просто прикладываете карту к кард ридеру, при этом можно посмотреть остаток на карте на дисплее на выходе с турникета.
Картой пользовались везде, кроме шинкасена и автобусов в Киото. На автобусах Киото выгодно использовать дневной проездной: стоит 500 йен, при первом проезде нужно проштамповать в автомате на выходе, потом только показывать водителю, окупается за 3 поездки.
Примечания на тему:
О поездах... С одного перрона отходят поезда разных типов – местные, скорые, Ltd Express. Обозначаются на табло разным цветом. Сначала можно растеряться. Ltd Express обозначается красным (для него нужен дополнительный билет), на остальных можно ехать с обычным билетом. На перроне размечено, где будут двери вашего поезда. Ищите разметку вашего типа поезда, чтобы занять очередь на посадку. Двери поезда откроются точно перед очередью.
Народу в метро и в поездах много, так что будьте готовы к тому, что придется стоять, иногда в плотной толпе. Или докупать билеты на Ltd Express поезда с местами. Они существенно дороже, ... если конечно у вас нет JR Pass.
У Шинкасенов отдельные турникеты и перроны, смотрите по указателям. IC Card оплатить проезд нельзя, но можно купить билет в автомате. В Шинкасенах есть разные типы вагонов – с резервацией мест и без. На перроне можно найти указатели, где какие вагоны останавливаются. Если не успели дойти до правильного вагона, можно пройти по поезду.
Бюджет.
Итого бюджет поездки составил 3500 евро. Пару сотен, сэкономленных на еде, потратили на сувениры. Менять йены назад было лень. Примерный расклад по статьям расходов в евро: перелет – 800, проживание – 700, транспорт – 650, питание – 750, входные билеты – 350, сувениры и прочие расходы – 250.
Это мой рекорд для пездки в 15 дней, но вообще я не ожидал, что с легкостью уложусь в эту сумму. Япония действительно дорогая страна, но с большими возможностями для бюджетных путешественников, так что при желании можно потратить не больше, чем во многих странах Европы.
С технической информацией закончили, дальше пойдут зарисовки из поездки.