1 день. Прилёт. Послеполуденная прогулка по Токио. На закате переезд в Нагано. Пересадка на Monkey-экспресс и прибытие в Юданаку. Встреча с хозяином рёкана, прибытие на ночлег.
2 день. Утром - знакомство с японскими макаками в парке Джигокудани. После обеда - посещение замка Чёрного ворона в Мацумото. Вечером переезд в Канадзаву. Ночь.
3 день. До обела - посещение деревни Сиракава-го. После обеда - прогулки по Канадзаве. Изучение прогноза погоды для планирования следующего дня - либо Токио, либо Фудзияма.
4 день. Токио или Фудзи с возвращением в Токио.
5 день. Токио.
6 день. Токио - Химэдзи, замок Белой цапли - Хиросима - Миядзима.
7 день. Полдня - прогулки по Миядзиме. После обеда - переезд в Киото.
8 день. Киото.
9 день. Утром - посещение Нары, во второй половине дня - возвращение в Киото. Вечером переезд на ночлег в Мисиму. (В случае посещения Фудзи - удобная отправная точка).
10 день. Фудзи с возвращением в Токио или сразу с утра в Токио.
11 день. Токио.
12 день. Возвращение домой.
Также была расписана вся логистика перемещений исходя из расписаний с японских сайтов - время отправления и прибытия, пересадки и продолжительности поездок. Удобно было пользоваться сайтом "rome2rio" с информацией и нужными ссылками.
И вот наступил день вылета 17 марта. На наше счастье ничего критичного на этот момент не возникло, что могло бы заставить изменить планы. Число заболевших в Японии едва превысили тысячу человек. Но нужно признать, что авантюризм, конечно, в этой истории присутствовал. Самоизоляция по возвращении не была принята за серьёзную проблему, способную поменять планы.
В аэропорту Нарита были обменены бумажки, распечатанные в Москве, на талоны-проездные JR-pass и мы отправились на центральную станцию Токио. Поместив вещи в камеру хранения, которых великое множество на всех станциях в Японии, было решено прогуляться, а заодно и отдохнуть в парке императорского дворца. Получив начальное наслаждение от увиденного, мы направились в близлежащий и известнцй район Токио - Гиндзу. Многочисленная реклама, яркие рекламные экраны высокого качества, разношерстная хайтечная архитектура деловых и торговых центров - всё это производило впечатления.
Но начинало темнеть и мы отправились обратно к поездам, умудрившись вначале перепутать станцию. Поэтому последний отрезок пути пришлось преодолевать бегом. Но и это было ещё не всё. Найти нужную ячейку в лесу блоков камер хранения, раскиданных по всем углам и в проходах вокзала, оказалось также делом непростым. Но мы благополучно, хоть и в последний момент, успели на синкансен и оказались в Нагано, где нужно было пересесть на Monkey-экспресс до Юданаки. Купив билет и оказавшись в поезде, я вспомнил, что забыл свою фотокамеру у касс. Выпрыгнув из вагона, я сразу увидел служащего, который бежал ко мне с моей сумкой! Растяпа!
В Юданаке нас встретил хозяин рёкана и отвёз к месту ночлега. Перед сном я отвёл душу в онсене при рёкане, погрев кости и насладившись видом на звёздное небо.
Утром после отличного японского завтрака гостеприимный хозяин подвёз нас к лесу и мы отправились на встречу с обезьянами. Дорога была слякотной, снега становилось всё больше. В парк Джигокудани мы вошли сразу после открытия и тут же попали в общество снующих туда-сюда мохнатых обезьян. Два часа мы в гордом одиночестве, если не считать стоящего поодаль служащего парка, наблюдали за этими интересными созданиями. Они играли между собой, чесали друг друга, бегали, едва не натыкаясь на наши ноги, периодически залезали в тёплый пруд, а, затем, мокрые и неказистые, сушили свои меха на солнце.
Налюбовавшись этой весёлой компанией, нам следовало отправляться дальше, в Мацумото. Вернувшись в Нагано и пересев на электричку, мы оказались в Мацумото. В этом городе находится замок Чёрного ворона - один из пяти замков, признанных национальным сокровищем Японии.
Около часа нам потребовалось, чтобы насладиться потрясающим обликом этого древнего сооружения, но пора было возвращаться в Нагано, пересаживаться на синкансен и отправляться в Канадзаву на ночлег.
Утром следующего дня автобус привёз нас в деревню Сиракава-го. Деревня выглядит очень атмосферно. Несмотря на пандемию некоторые внутренние экспозиции оказались открытыми. В целом нам понравилось.
Уже в обед мы вновь ходили по Канадзаве. Посетили замок (который тоже был открыт, но мы решили не тратить время), погуляли по парку Кэнроку-эн, прошлись по набережной реки Асано, заглянули в район гейш Хигаси, но он был пустынным и гейш замечено не было. А вот девушек в цветастых кимоно по улицам и паркам было замечено изрядное количество. Канадзава оставила приятное впечатление своим спокойствием (сыграл роль вирус, видимо), неброской красотой и чёткой архитектурой.
Вечером посмотрели прогноз и решили на следующий день отправляться к Фудзияме.
Ранним утром мы сели на синкансен и прибыли в Токио. Далее на местной электричке поехали в район Синдзюку, чтобы оттуда уже отправитьтся на автобусе к Фудзияме. Вышли из автобуса мы в Фудзиёшиде, чтобы забраться на смотровую около пагоды Чурейто, с которой открывается хрестоматийный вид на гору Фудзияма. Ярко светило солнце и было довольно тепло.
Из Фудзиёшиды до Кавагучико нас перенесла местная электричка. Мы погуляли по городку, поднялись на канатке ещё на одну смотровую, засняли дымящуюся вершину Фудзи, поплавали на кораблике по озеру Кавагучи и прилично прошлись по берегу озера с потрясающими видами на символ страны.
Зашли так далеко, что успело стемнеть, а последний автобус в Токио отправлялся очень скоро со станции Кавагучико. Было понятно, что пешком до станции не дойти, местные маршрутные автобусы закончили работу. Мы спросили спешащую куда-то девушку, как нам попасть на автобусную станцию? Она остановилась, молча кому-то позвонила и попросила подождать. Через 10 минут на авто подъехала женщина (как выяснилась, мать девушки) и они с хохотом доставили нас к автобусу, не приняв от нас ни йены. Это ещё раз к вопросу о японском менталитете и гостеприимстве японских жителей. Мы впечатлились.
Следующий день был посвящён осмотру Токио. Мы побывали на острове Одайба, погуляли по парку Уэно, где вовсю цвела сакура, и снова отправились в Гиндзу, чтобы теперь увидеть этот район в неоновой подсветке.
На 6-й день наш маршрут соединил Токио и остров Миядзима с остановками в Химэдзи и Хиросиме.
На синкансене мы доехали до Химедзи, где получили удовольствие от созерцания ещё одного национального сокровища - замка Химэдзи или Белой цапли.
Следующей остановкой была Хиросима, куда нас также доставил синкансен. Мемориал произвёл сильное впечатление. Пожалуй, закрытый музей остался одним из немногих разочарований от поездки, возникших на почве пандемии. Забегая вперёд к этой теме отмечу, что немного обидно было ещё из-за закрытия токийского рыбного рынка. Оставим это на следующий раз.
Добравшись на электричке (или метро) до Миядзима-гучи, мы по указателям пошли к паромной переправе на остров Миядзима. В темноте портовая переправа казалась совсем безлюдной и какой-то неживой. И только за 5-10 минут до отправления подъехала пара автомобилей и подошли ещё несколько человек.
На набережной острова по пути в отель мы чуть не споткнулись в темноте о туловища оленей, которые мирно отдыхали после работы попрошайками в течение дня. Поужинали мы, с трудом найдя на пустынных улицах рабочий рыбный ресторанчик. Устрицы и всякие морские гады были изумительны!
С утра нашему вниманию вначале удостоилось святилище Ицукусима, которое в первой половине дня во время прилива будто плывёт по воде. Здесь мы попали на свадебную церемонию.
А потом началось восхождение на гору Мисэн, откуда открываются впечатляющие виды на окружающие красоты. Подъём не слишком труден, но при спешке порой приходится переводить дух. К тому же на приличную высоту можно подняться по канатной дороге. А потом уже пешком. Сами тропы что наверх, что по другому склону вниз также весьма живописны. И, в конце концов, это просто хороший треннинг для организма.
Прогулявшись по острову и его набережным, пообщавшись при свете дня с оленями, мы поспешили на паром.
С пересадкой на синкансен в Хиросиме мы прибыли в Киото.
Вечернее знакомство с Киото было решено начать с района Гийон. Гейш мы видели, но фотографировать их было как-то не с руки, неудобно. Да и не столько гейши представляли интерес, сколько древние постройки и витиеватые улочки с узкими каналами. Запечатлели также здание театра Кабуки в яркой вечерней подсветке.
8-й день был отведён для обзора главных достопримечательностей Киото, которые бы укладывались по времени в один день. В итоге мы выполнили план на все сто процентов, правда, едва успев к Золотому павильону.
В начале дня осмотру подверглось святилище Фусими-Инари. Мы поднялись на самый верх горы Инари, пройдя через многочисленные тории, подаренные богатыми и не очень прихожанами. Путь был непрост, но опять же стал хорошей зарядкой для организма.
Далее нас ожидал путь на трамвае "Рандэн" до парка Арасияма. В парке главной достопримечательностью служит бамбуковая роща Сагано - действительно очень интересное место. Да и сам парк также неплох. Тут и красивые аллеи, и многочисленные разноцветные вишни, и большой пруд с катанием на лодках - одним словом всё, что нужно для отдыха.
К Золотому павильону - храму Кинкаку-Дзи - мы также решили подобраться на трамвае. Но дорога от ближайшей трамвайной остановки к нему заняла очень много времени и мы попали на территорию храма почти в последний момент. В связи с этим осмотр архитектурной ценности был через полчаса прерван работниками парка, которые, словно уборщики, выметали последних посетителей в сторону выхода.
Вечер в Киото также прошёл в активном освоении местности - улочек и проспектов города.
Половина следующего дня была посвящена Наре, куда мы отправились на местной электричке. Ограничимся фотографиями.
Здесь, в Наре меня немного напрягло сообщение из МИДа о необходимости подать списки на вывозные рейсы. Я тут же забрался на почту, но никаких объявлений от Аэрофлота не обнаружил и успокоился. На самом деле я каждый день отслеживал почту, нет ли каких-то изменений в обратном рейсе.
После возвращения в Киото мы направились в парк самого известного буддистского храма города - Киёмидзу-дэра. Здесь невозможно было отказаться, чтобы не помыть руки в священном водопаде Отова. Сам храм, стоящий на частоколе деревянных столбов на возвышении, и окружающая его территория произвели солидное впечатление.
Далее прогулялись через парк Маруяма и напоследок ещё раз ощутили дыхание древней японской столицы - в районе Гион, на набережной реки Такасе, проходя мимо маленьких торговых лавчонок и милых японских кафешек.
Вечером синкансен отвёз нас в Мисиму на ночлег. Учитывая, что на Фудзи мы уже побывали, конечно, Мисима была совершенно лишней, но период бесплатной отмены давно закончился, и мы решили ничего не менять. Всё равно по дороге.
У нас оставалось два полных дня в столице Японии. И потратить мы их решили на парки и гуляние по городу.
Парк Ёёги поразил красотой вишнёвых деревьев. И красоту эту можно было созерцать не в толпе людей, а совершенно свободно, делая при этом снимки с разных ракурсов. Это был один из последних дней цветения сакуры и во время порыва ветра над землёй бушевал цветочный вихрь - красивейшее зрелище.
Затем мы прошлись по городу, отметились на перекрёстке Сибуя, который был не столь многочисленным по известным причинам, отдали должное памяти преданной собаке Хатико и дошли до реки Мэгуро, где вдоволь налюбовались склонившимися над водой цветущими ветвями сакуры и при свете дня, и в вечернее время в лучах вечерней подсветки.
Вначале завершающего дня мы отправились в район мэрии. Смотровая, ясное дело, была закрыта, поэтому нам предоставилась возможность просто побродить по плиточным (как в Москве) тротуарам под цветущими в этом районе сакурами среди высоких офисных зданий делового района Токио. Следующей и последней целью этого дня оказался район Асакуса с Токийской телевизионной башней, храмом Сэнсо-дзи и массой торговых павильонов. Возвращаясь под вечер в отель, впервые за эту поездку, нас помочил приличный дождик.
Утром в Токио пошёл снег, чего не случалось десятки лет до этого. Вот так было оформлено наше расставание с этой чудесной страной в этот раз.
Самолёт вылетел точно по расписанию 29 марта. Мы и не догадывались, что это был последний рейс...
Вряд ли ещё когда-нибудь возникнет возможность побывать в Японии во время цветения сакуры, перемещаясь на полупустых синкансенах, прогуливаясь чуть ли не в одиночку под покрывалом белых, розовых, фиолетовых веток японской вишни, вольготно гуляя по улицам многомиллионных городов, наслаждаясь солнцем и голубым небом почти на всём протяжении путешествия. Ну и ладно. Здоровье важнее. Будьте здоровы. А маленький отчёт завершаем.