аэропорт JFK (John F. Kennedy International Airport) - г. Нью-Йорк (New York City) – г. Филадельфия (Philadelphia) – заповедник Куперс Рок (Coopers Rock State Forest) – г. Мемфис (Memphis) – р. Миссисипи (Mississippi river) - г. Альбукерке, Нью-Мексико (Albuquerque, New Mexico) – Большой Каньон, Аризона (Grand Canyon, Arizona) –озеро Мохаве (Lake Mohave) - плотина Гувера (Hoover Dam) – г. Лас-Вегас (Las Vegas) – г. Лос-Анджелес: г. Пасадена, пирс Санта-Моника (Los Angeles: Pasadena, Santa Monica Pier) – вдоль Тихого океана: Малибу, побережье (The Pacific Ocean: Malibu, coastline) – Силиконовая долина (Кремниевая долина): г. Сан-Хосе, дом Винчестеров, штаб-квартира Apple, Стэнфордский университет (Silicon Valley: San Jose, Winchester Mystery House, Apple HQ, Stanford University) - рыбалка на Тихом океане - г. Сан-Франциско: мост Золотые ворота, набережная (San Francisco: Golden Gate Bridge, Embarcadero) - крепость Росс, Калифорния (Fort Ross, California) – озеро Тахо (Lake Tahoe) - г. Солт-Лейк-Сити (Salt Lake City) – г. Парк-Сити, Юта (Park City, Utah) - парк Йеллоустон (Yellowstone National Park) - Великие озера (Great Lakes) - исток р. Миссисипи (Mississippi Headwaters in Itasca State Park) – г. Детройт (Detroit) - музей Генри Форда, г. Дирборн, Мичиган (The Henry Ford Museum, Dearborn, Michigan) – Ниагарский водопад (Niagara Falls) - Атлантический океан: г. Рокпорт, Массачусетс (The Atlantic Ocean: Rockport, Massachusetts) – г. Бостон (Boston) – Гарвардский университет (Harvard University) – парк Бэар Маунтин, штат Нью-Йорк (Bear Mountain State Park, New York) – г. Нью-Йорк (New York City) – аэропорт JFK (John F. Kennedy International Airport)
Карта путешествия
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Аннотация к поездке, Гостиницы и ночевки, Радио в пути, Климат, Национальные парки, Бюджет поездки, Питание, Бензин, Шоппинг, Фильм о путешествии
- Часть 1: Перелет из Европы, от г. Нью-Йорк к национальному парку Большой Каньон (Аризона) (03-10 августа)
- Часть 2: Через Неваду в Калифорнию (11-16 августа)
- Часть 3: К Йеллоустон через Юту (17-21 августа)
- Часть 4: К Великим Озерам и Ниагаре (22-27 августа)
- Часть 5: Niagara Falls и возвращение в Нью-Йорк (27-31 августа)
- Супермаркеты в США
- Патриотизм и приоритеты
- О фастфуде и McDonald's
- О дорогах, инфраструктуре и ПДД
Аннотация к поездке
Это была моя первая поездка в США. Была давнишняя цель и мечта: объехать страну вокруг, от океана до океана. Конечно же, перед поездкой было непонятно: понравится ли страна или нет, захочется ли сюда возвращаться.
В наличии было 28 свободных дней августа 2015 года. Сначала хотелось проехать только в одну сторону т.е. прилететь в Нью-Йорк, оттуда в Лос-Анджелес на самолете и обратно в Нью-Йорк, уже на машине. Но сравнив цены на билеты и one-way fee (доплата за сдачу машины в месте, отличном от места первоначальной аренды) на аренду машину от побережья до побережья (от $500 на момент путешествия), а также очень устав от перелетов и таскания багажа, решил и туда и обратно проехать на машине. Как следствие, чемодан обосновался в огромном багажнике арендованного Nissan Altima, а я начал свое неспешное знакомство с великолепной дорожной инфраструктурой Штатов.
Авто
В силу ограниченности времени, первого визита и величины страны, решил остановиться только на поверхностном осмотре самого-самого. Таким образом, определились следующие цели поездки, исходя из которых и сформировался маршрут:
- Объехать основные достопримечательности и получить собственное представление о стране;
- Проведать друзей в Нью-Йорке, Калифорнии, штате Юта;
- Посетить места съемки любимых сериалов последнего времени, чтобы глубже понять их контекст:
«Во все тяжкие» (Breaking Bad) - г. Альбукерке, Нью-Мексико;
«Теория Большого взрыва» (Big Bang Theory) - г. Пасадена, часть Лос-Анжелеса;
«Фарго» (Fargo) – Средний Запад США, города Бемиджи (Bemidji), Дулут (Duluth), штат Миннесота. - Посмотреть основные университеты и бизнес-школы;
- По возможности избегать больших городов: хотелось отдохнуть от суеты и посмотреть одноэтажную Америку, ведь частично был вдохновлен и одноименной книгой И. Ильфа и Е. Петрова. Еще одна причина для этого: в Нью-Йорке или, например, Лос-Анжелесе в это время стояла страшная духота и жара, чего не переношу. На тех же основаниях, некоторые штаты на пути (например, Арканзас) проезжал почти без остановок.
Всю дорогу я проделал на машине, исключая отрезок Нью-Йорк - Филадельфия: это расстояние я преодолел на автобусе Megabus.
Навигация, техника, мобильная связь и интернет в дороге
Из техники я взял:
- Навигатор Garmin с актуальными картами Северной Америки
- Google Maps на мобильном
- Android-смартфон (в США ловил только 2G, использовал для разговоров по российской сим-карте)
- IPhone 4: ловил 3G, раздавал интернет, использовался для разговоров по США (сим-карта AT&T)
- Ноутбук
- Видеорегистратор с GPS (снимал красивые участки дорог + трек маршрута)
- Зеркалка Canon
- Конвертер в машину (розетка 220В от прикуривателя) – не понадобился
- 2 переходника на американский тип розеток
Сразу по прилету я зашел в магазин AT&T на Times Square в Нью-Йорке и купил симку с тарифом GoPhone. Цена вопроса - $45 + примерно $3 – сим-карта, оформили все на месте. На данный момент включено 3Гб интернета на полной скорости и анлим звонки и смс по Америке на месяц. Мне хватило с лихвой.
Почти везде по интерстейт хайвеям по пути следования связь была отличной, много где был 3G (4G не проверял – девайсы не поддерживали). Ближе к западу США было пара мест, где не было ни сотовой связи, ни интернета (например, пустыни Невады, Нью-Мексико), причем в Нью-Мексико по трассе связи не было вообще часа три-четыре – будьте к этому готовы, если окажетесь в тех местах. Ну или берите Verizon – по слухам, у него самое большое покрытие, но это другой стандарт связи и, следовательно, под него необходимо покупать отдельный телефон.
На подъездах к национальным паркам и в самих парках 3G и просто мобильная связь были очень фрагментарно, в основном у Visitor Centers. Но wifi в общественных зонах парков Большой Каньон и Йеллоустон был всегда, причем очень неплохой. Оттуда я без проблем совершал видеозвонки по Skype.
С wifi проблем не возникало вообще – он был практически в каждом Макдоналдсе или кафешке по пути. Такая же ситуация и в мотелях. Иногда я просто парковался около Макдоналдса, там, где сигнал получше и прямо из машины смотрел в интернете все, что необходимо.
Гостиницы и ночевки по пути следования
Большую часть ночей я провел в машине, в основном на Rest Area (зона отдыха) трасс. Так, где их не было, искал другие места. Например, в Малибу (Калифорния) пришлось просто остановиться на обочине дороги, рядом с машинами местных жителей и прикорнуть на пару часов.
Я брал с собой спальный мешок, а спинка заднего сиденья в машине откидывалась, образуя почти ровную площадку с багажником. По диагонали можно было вполне удобно вытянуться, что я и делал в безопасных местах. Там, где меня что-то настораживало или же где было очень душно, спал прямо за рулем, не выключая двигателя и кондиционера. Повезло, что была электрорегулировка водительского сиденья – это очень облегчило подъем и опускание спинки.
Также несколько ночей провел в гостях у друзей. Там же и стирался, хотя по пути было много автоматических прачечных – laundromat, при желании постираться всегда можно там.
Когда необходимо было побриться и помыться или же требовали обстоятельства – останавливался в мотелях. Таковых на моем пути было четыре плюс гостиница в Лас-Вегасе. Описание гостиниц смотрите в отчете по дням далее.
Вообще, общая закономерность – чем западнее и южнее, тем мотели были дешевле (за исключением Калифорнии, конечно). Стоит также заметить, что тараканы и прочая неприятная живность ни в одном мотеле мне не попадалась.
Также рекомендуют по США бюджетную сеть мотелей Motel 6, но мне там остановиться не пришлось. Кстати, у них есть свое приложение под iOS.
Радио в пути
Америка оказалась очень религиозной страной. Пока ехал по Восточным штатам, лучше всего ловило именно религиозное радио. К слову, и билбордов вдоль дорог, рекламирующих те или иные конфессии, достаточно много.
После р. Миссисипи начались обширные незаселенные территории, радиостанций стало намного меньше. К этому времени я разобрался с активацией спутникового радио, которое было встроено в магнитолу. Удобная штука – ловит в любой пустыне, больше ста станций цифрового качества. После этого моим фаворитом стала радиостанция «Outlaw Country» со слоганом: «No Fences. No Badges. No Commercials.» (я бы перевел его как: без преград, без полиции, без рекламы). Музыка очень подходила под пейзажи Запада и Юго-Запада страны. Вообще, после поездки изменил отношение к кантри-музыке в лучшую сторону, некоторые вещи просто понравились.
Климат
Нью-Йорк и Филадельфия встретили жарой и духотой. Нью-Йорк ей же и проводил в конце августа. Похожая жаркая погода стояла почти на всем пути моего следования, США - страна южная. Наибольшая влажность в добавок к жаре была в Арканзасе – там вообще можно было футболку выжимать, чувствовалось горячее дыхание Мексиканского Залива. Начиная с Техаса жара не уменьшалась, но влажность уменьшилась, стало суше и существование стало терпимее. При подъеме в горы (на моем пути это был, например, Флагстафф (Flagstaff), Аризона и Парк-Сити, Юта), конечно же, температура снижалась до комфортной. Отдельно хочется выделить климат Сан-Франциско – когда в Силиконовой долине стоит жара в +35С, в Сан-Франциско может быть прохладно, пасмурно и ветрено – сказывается тамошний рельеф местности и море.
Из-за жары, засухи и лесных пожаров в Калифорнии пришлось отказаться от посещения ряда запланированных парков, оставим на следующий раз. Для парков Аризоны, Невады, Юты лето также не самое лучшее время посещения. Но здесь я изначально планировал посетить только самое-самое, а именно, Большой Каньон.
Непогода настигла меня лишь на несколько дней. В Северной Дакоте (поля пшеницы до горизонта) я попал в натуральный ураган – дождь стеной и ветер, который раскачивал машину. Пришлось срочно остановиться и переспать непогоду во вздрагивающей при порывах ветра машине. После этого, на Великих Озерах пару дней было пасмурно и ветрено. Потом погода вернулась в привычное жаркое русло.
Еще кстати в Техасе не выдержал жары и купил фольгированную накидку под лобовое стекло – без нее было сложно.
Национальные парки
Основные природные парки США огромны. Например, Большой Каньон (Grand Canyon National Park) – это более 50 км пробега только по самому парку, не считая мест, куда можно добраться только на автобусе, оставив автомобиль на стоянке. Пробег по Йеллоустону – 150 км и это я проехал только половину Йеллоустонской восьмерки, дороги, на которой сконцентрированы основные достопримечательности. В сезон народу много, ночевку на территории парков при желании осматривать их более чем сутки надо бронировать заранее т.к. все кемпинги и гостиницы заполнены.
Обоим паркам я посвятил по одному дню, но для полного осмотра каньона (Южный край) необходимо пара дней, а для Йеллоустон, думаю, дня три и больше. Имейте в виду и рассчитывайте время.
Бюджет поездки
Надо понимать, что путешествие в США – это всегда недешево. Итак, основные статьи затрат:
- Виза - $160
- Перелет Москва - Нью Йорк – Москва (Finair) – 37 500 руб. Покупал за пару недель до вылета, поэтому дорого.
- Аренда автомобиля – 1010 евро + $110 one-way fee (Alamo, через брокера).
Достался Nissan Altima. Специально брал большую машину т.к., во-первых, комфортно, во-вторых, по-американски, в третьих, начиная с этого класса гарантировалась опция круиз-контроля, а на нем я проехал 80% всего расстояния. - Проживание - $245
- Сотовая связь - $48
- Билеты в парки и достопримечательности – прим. $100
- Бензин – прим. $600
- Питание – не считал, но старался уложиться в $20 в день (подробнее – ниже)
Питание
Завтракал я в фастфуде, на обед покупал фрукты в Wallmart, для ужина старался найти китайский ресторанчик где брал на вынос рис с курицей, суп или что-либо еще. Конечно, были исключения. Например, в Альбукерке попробовал мексиканской кухни, в Солт-Лейк-Сити сходил в масонский ресторан: кормили, кстати, вкусно.
На Западе несколько раз посещал сеть китайской кухни Panda Express – дешево, вкусно и чай заварной. Для планирования бюджета, кому интересно (на 1 человека):
- Завтра в Mcdonald’s - $5-6
- Завтрак в Burger King – $7-8
- Завтрак в Starbucks - $10
- Завтрак в дайнере или в ресторанчике классом повыше - от $12-$15 + чаевые
- Ужин в Panda Express, китайском ресторанчике – $9-$12
По пути следования очень помогло приложение GasBuddy (iOS) – по нему искал самую дешевую заправку в округе, удобная штука, рекомендую. В целом, самый дешевый бензин был в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, самый дорогой – в Калифорнии.
Шоппинг
Ездил я один, поэтому данному моменту уделил мало времени. К тому же половину чемодана у меня занимал спальный мешок, чем я очень расстроил таможенников в Шереметьево по возвращению, которые, заинтересовавшись откуда я еду, решили просветить мой чемодан. И тем не менее, несколько моментов.
В США есть sales tax (налог с продаж). В каждом штате он разный и включается в стоимость тех или иных покупаемых вещей, кроме продуктов питания. Цены в магазинах даны без его учета, но при оплате вам его прибавят. Например, в Мичигане на одежду он был 6%. Есть специальные сайты, где можно узнать его размер в зависимости от штата (http://www.sale-tax.com/), иногда налог разный в разных местах штата. Есть штаты без этого налога – например Нью-Гэмпшир (New Hampshire), в котором я и посвятил день закупкам в аутлете.
Фильм о путешествии
Так как видео после поездки набралось не меньше, чем фотографий, я смонтировал фильм о путешествии.
Серия 1
Серия 2
Далее – хроника путешествия.
Часть 1: Перелет из Европы, от г. Нью-Йорк к национальному парку Большой Каньон (Аризона) (03-10 августа)
Разные цвета трека - расстояние, пройденное в каждый из дней
Летел я авиакомпанией Finair с пересадкой в Хельсинки. Перелет понравился, особенно было красиво, когда пролетали над ледниками Гренландии. Кормили вкусно.
Аэропорт Хельсинки, посадка на рейс
Там удобные лежачки
Над ледниками Гренландии
Под нами Лонг-Айленд
В JFK по прилету больше часа стоял на паспортном контроле, но как я понял, это обычное дело. В результате подошел к офицеру, который, параллельно попивая колу через трубочку, говорил с настолько непонятной дикцией, что я вообще ничего не понял из его слов. В результате просто поулыбался и покивал ни сказав не слова и, получив въездной штамп, отправился забирать багаж.
В Нью-Йорке купил сим-карту (об этом писал выше) и пошел навестить давних друзей, которые перебрались в Штаты. Спасибо им за предоставленный ночлег т.к. гостиницы в Нью-Йорке нереально дорогие.
Очень хотелось спать, но у меня была задача минимум – немного погулять по Манхэттену и дойти до ночной Times Square. Задача была выполнена, заодно и перекусили в одной из многочисленных кафешек на берегу Гудзона.
New World Trade Center
Times Square
Наутро отправился на остановку автобуса Megabus, который должен был доставить меня к железнодорожному вокзалу Филадельфии, где я собственно и планировал получить машину. Автобус вполне удобный, двухэтажный. Но отрезок в 160 км между этими городами мы ехали восемь часов вместо двух положенных. Оказалось, что на скоростной платной дороге грузовик снес опору моста, перевернулся и загорелся, вся трасса была перекрыта, транспорт пускали по местным дорогам в обход. В общем, такого жесткого ада я даже дома на дорогах не встречал. Справедливости ради скажу, что это была единственная серьезная пробка, которую я встретил за все свое тридцатидневное путешествие.
Несколько переживал, что опаздываю на получение машины на шесть часов. Но все в результате прошло без проблем – меня ждали и авто я получил без проволочек. Где-то час ушел на загрузку, развешивание и распределение гаджетов и вещей по салону, переключения дорожного компьютера с миль на километры и т.д. После этого я отправился в путь по дорогам Пенсильвании.
В темноте проехал страну амишей. Смотрится забавно – лубочные домики и конные коляски, которые приходилось обгонять очень осторожно. Понравилось – дал себе слово вернуться туда погостить.
Заночевал на rest area (площадки для отдыха на основных трассах) недалеко от границы с Мэрилендом. На следующий день (5 августа) продолжил свой путь по территории Мэриленда и Западной Вирджинии. Вокруг холмы и леса, красиво.
Вид с rest area
Зайцы на rest area
Проезжая по Западной Вирджинии увидев по пути указатель на заповедник Куперс Рок (Coopers Rock State Forest), решил заехать и не пожалел, очень красиво.
Вид с обзорной площадки заповедника Куперс Рок
Отдельная обзорная площадка для инвалидов...
В Теннесси решил первый раз заночевать в мотеле. Fairview Inn and Suites (1524 TN-96, Fairview, TN 37062, США) - $45 с завтраком, недалеко от г. Нашвилл (Nashville), Теннесси – этот город знаком любителям кантри. Проезжал мимо, объехал мотели вокруг, выбрал самый дешевый по пути, в нем и решил остановиться.
Моя оценка – 3 из 5. Сначала дали стандартный номер, вошел, смотрю, кровать и постельное белье все грязное. Возмущению не было предела – все отфотографировал, пошел ругаться на ресепшн. Извинились, сказали, что у них уборщица заболела и не убралась, в качестве компенсации дали люкс – в два раза больше площадью без доплат. Постель была чистая и удобная, но в целом мне показалось грязновато, хотя за эту цену норм.
В номерах для длительного проживания кто-то живет с кошкой
А так как оказался я на родине Jack Daniel’s, то не преминул доехать до магазина алкоголя (в супермаркетах Теннесси крепкий алкоголь не продается), где строгий дяденька, проверив мой ID, продал мне заветную бутылочку виски, которая спасала меня долгими темными вечерами (конечно, не за рулем, а при ночевках в мотелях).
Днем следующего дня я доехал до г. Мемфис (Теннесси). В Visitor Center этого города все было посвящено Элвису Пресли, но меня по такой жаре волновало и интересовало только одно: Миссисипи, великая американская река. Припарковался около парка, посвященного реке (Mud Island River Park) и пошел фотографировать. Масштаб впечатляет, вода правда грязновата. По мосту проходит граница штатов Теннесси и Арканзас.
Вид на парк и реку
Мост в Арканзас
Вид на центр Мемфиса
По Арканзасу ехал без остановок – жарко и влажно. Как гласит Википедия, климат данного штата идеален для образования торнадо и ураганов. Первая ночевка на rest area, где я не смог спать с выключенным двигателем – мгновенное становишься мокрым, без кондиционера смерть.
Далее по трассе мой маршрут затрагивал север Техаса. Жара сохранялась, но влажность значительно уменьшилась, поэтому на улице стало находится гораздо комфортнее. Я специально свернул с трассы, чтобы посмотреть эту часть маршрута подробнее и проехаться по второстепенным дорогам. В принципе это того стоит: степь с встречающимися тут и там небольшими нефтяными вышками, пастбища и грунтовые съезды к многочисленным ранчо. Техас – это государство в государстве (как и Калифорния, кстати), возможно в будущем его стоит посмотреть отдельно.
Постепенно я приближался к границе штата Нью-Мексико. Местность становилась пустыннее. Именно здесь мне попался участок дороги где сотовая связь по трассе не ловила часа два-три пути, населенных пунктов особенно тоже не было.
На границе штатов Техас и Нью-Мексико
На границе штатов Техас и Нью-Мексико
Ранним утром я приехал в Альбукерке, Нью-Мексико. Здесь меня прежде всего интересовал ряд локаций из сериала «Во все тяжкие» (в оригинале – «Breaking Bad»), которые хотелось посмотреть вживую. Кто смотрел, тому будет интересно.
Дом Хэнка и Мари
Автомойка
Los Pollos Hermanos
На многих светофорах в городе вот такие вот скворечники. Так и не смог понять, что это.
Посмотрев город и перекусив заодно на каком-то мексиканском продуктовом рынке (вкусно, но, конечно же, остро), я двинулся дальше по направлению к Большому каньону (Аризона).
Пейзажи Нью-Мексико
К вечеру я был в г. Флагстафф (Flagstaff), Аризона. Так как город находится достаточно высоко в горах даже жарким летом там было вполне прохладно, пахло хвоей. Переночевав в окрестностях города, рано утром я отправился к национальному парку, до него оставалось порядка 100 км на север от трассы.
Большой каньон завораживает. Даже я, который объехал почти все горные системы России, был впечатлен масштабом увиденного, с удовольствие потратил на него весь день. Рекомендую к обязательному посещению. Перемещение между точками каньона в рамках Grand Canyon National Park (South Rim) осуществляется либо на машине, либо на специальных автобусах (там три маршрута). Также можно исследовать часть каньона на поезде.
Полезная информация по маршрутам, картам, продолжительности и уровням сложности
Полезная информация по маршрутам, картам, продолжительности и уровням сложности
Виды каньона с Mather Point Overlook (Главная обзорная площадка)
Виды каньона с Mather Point Overlook (Главная обзорная площадка)
Небогатая растительность
Американский размах - по каньону на поезде
Осмотрев основную обзорную площадку и погуляв по округе, я решил спуститься внутрь каньона. Я выбрал тропу South Kaibab Trail и самый короткий маршрут по ней.
Вниз по тропе и виды каньона
Вниз идти ещё долго. Маршрут до реки Колорадо на дне каньона и обратно рекомендуют только с ночевкой
Вниз по тропе и виды каньона
Каньонная белка
Для желающих есть конные маршруты
После этого я поехал на машине вдоль каньона, останавливаясь на многочисленных обзорных площадках вплоть до другого конца парка, до места, где каньон встречается с пустыней.
Еду вдоль каньона
Там, где каньон встречается с пустыней
Там, где каньон встречается с пустыней
Солнце клонилось к закату и я, попрощавшись с каньоном, продолжил свой путь на запад, к Калифорнии и Тихому океану.
На запад
Продолжение следует...