Если читать Динеца, то у него два места из культуры индейцев достойны обязательного внимания. Это Теночтитлан под Мехико и Тикаль в Гватемале. Только спросите обывателя, если он что-то слышал об индейцах южной или центральной Америки, то он, скорее всего, произнесёт имя нарицательное «Чичен-Ица».
Мексиканское правительство определяет ценовую политику посещения исторических зон по спросу и их ценности. Так вот, в Чичен-Ицу, сейчас, по-моему, 207 песо (я их не платил), в Тикаль и им подобные в ряду – 59 песо.
Я понимаю, что люди критикующие Чичен-Ицу, скорее всего, попали под негативное влияние толп народа. То есть – в отсутствие исторической атмосферы тех времён. Не возможности фотографировать объекты без современных людей и сосредоточиться на восприятии. Это и является ключевым фактором. Значит, надо создать условия для такой атмосферы. Современные учёные делят все исторические памятники майя на 9 типов. Для меня же, образно, сложились два типа. Упрощённо – это «Пирамиды» и «Руины».
Так вот, то, что больше всего хвалят, а именно руины, особенно стоящие среди лесов где-нибудь в глуши, не являются реальным отражением жизни индейцев. Ведь когда они жили – это были города, а не руины, и леса стояли, скорее всего, далеко. Получается, что благоприятное впечатление мы получаем от образа, сложившегося в нашем мышлении жителя северных лесов, а именно, индейцы – это джунгли, дикость, затерянные города.
Это всё, безусловно, интересно. Но руины – это руины! Я скажу, может, парадоксальную мысль, над которой посмеются многие. Для мня куда более сильное приближение воображения к тему миру произошло в просмотре ночных танцев индейцев. Темнота скрывает современных жителей, а огни, чудовищная воинственная музыка, бешеная пляска и выкрики воинов в полной боевой раскраске, переносят в те времена. Тут, историческая достоверность отходит на второй план. Главное – твоё воображение и проникновение мысли в далёкие времена. Конечно – это танцы для туристов, но всё же, всё же….
Руины, сколько бы их ни было, так не пробирали. А вот Чичен-Ица стоит особняком. Она, конечно, реконструирована, подновлена. Зато оказывает бешеное воздействие своим масштабом. Казалось, жители только что уснули, спрятались в своих убежищах, и ты стоишь один. Всё дело в том, что попал я туда уже после официального закрытия. Пустили нас туда, человек десять. Люди где-то замешкались, и я стоял один, любуясь закатом на пирамиде, бродя в чреве огромного стадиона или во мраке тропической ночи среди колонн.
Уже ушли и последние торговцы и туристы. Ночь опускалась, и был соблазн вообще заночевать здесь. Только задержался и попал под внимание смотрителя. Пришлось ретироваться. Снимал только на смартфон. Но в памяти остались незабываемые впечатления и ощущения. Всё-таки это седьмое чудо Света, чтобы там не говорили. Так что не ругайте Чичен-Ицу. Это Ваша вина, что если что-то не прочувствовали среди толп современного мира. Выбирайте момент, либо на заре, либо на закате.