Шли северной тропой от Тхивы через Selele la, возвращались южной тропой до Тарпу. Ездили в четвером. Без гидов-портеров, без кухни и палаток.
По дням так:
Летели "арабами", из Москвы, через Шарджу (вылетели 24.10). Прилетели в Катманду, багаж, симка, то да сё, прыгнули в джип около 11-00, поехали. Ночь переночевали по дороге в придорожной гостиннице чтобы водитель отдохнул. Дорога сложная, длинный, часа на два, серпантин в начале, ну и потом. Приехали в Тапледжунг около 14-30. Местные, "рейсовые" джипы уже не ходят. Переночевали, в 7 утра уехали в Thiva, в 12 дня были на месте. Собрались-отдышались, потопали.
Далее шли так:
1 Thiva -> Sukethum
2 Sukethum -> Amjilosa
3 Amjilosa -> Gyabla (Kyapra)
4 Gyabla -> Ghunsa
5 Ghunsa -> Selele La
6 Selele la -> Cheram
7 Cheram -> Ramche
8 Ramche -> Oktang (BC) -> Tseram
9 Tseram -> Tortong
10 Tortong -> Yamphudin
11 Yamphudin -> Khebang
12 Khebang -> Hapukhola
13 Hapukhola -> Tharpu
(итого 13 ходовых дней)
На следующий день в пять утра в Тарпу прыгнули в джип и около 10 вечера были в Катманду. Вечером следующего дня вылетели в Москву.
В двух словах по маршруту-региону-впечатлениях.
Регион Кончанджанги, по сравнению с более популярными треками, транспортно менее доступен, более сложная и долгая заброска-выброска. Деревенская инфраструктура, исключительная простота деревенского населения и быта, интересная, симпатичная и первозданная природа. Буддийский "фон" не богат достопримечательностями. Туристов не много.
Логистика.
Мы выбрали арендованный джип по причине удобства и независимости от автобусов и локал-авто. На четверых сумма получилась вполне подъемная. По заброске есть бюджетный вариант автобусами или соизмеримый по цене с джипом самолёто-автобус. Время заброски при всех трёх вариантах получится примерно одинаковым и выйграть ничего не выйдет.
.[i]По местной заброске[/i]
Из Тапледжунга в Тхиву с 6ти утра едут рейсовые джипы, стоимость 600 rs. Наш "аппарат" выдвинулся около 7ми утра и был на месте чуть раньше 12ти, с одной остановкой. Ездят до двух дня, позже уже нет. Арендовать авто частным образом не получилось, никто не хотел ехать. Утром, в наш джип влезло 11 взрослых, 2е детей, водила и мальчик на крыше. После Тхивы пробита дорога до Чирувы, а после Чирувы до моста к Таплетоку, но через сами деревни дорогу пробить затруднительно, в итоге по ним не ездят. Дорога очень жесткая, практически везде торчащая каменная основа, скорость низкая, тряска чудовищная, но машины таки ездят.
По выброске.
Непальцы активно строят дороги, но треккерские карты не обновляют. Из Hapukhola (на картах нет, есть в maps.me) ходит рейсовый автобус ,вроде, в Вhadrapur (Birtamod) и обратно, два раза в день, ранний - отправляется по-холодку в 4-30 утра. Есть и джипы. Этот автобус позволяет, вероятно, успеть в тот же день сесть на самолёт до Катманду. Дорога там жёсткая, "непальский проселок", асфальта нет, но ездить можно. Гораздо лучше чем из Тапледжунга до Тхивы. Мы этого не знали и шли как планировали до Тарпу, где нас встречал джип. Ехать на авто посчитали лишним, так как целый день в Тарпу делать совсем нечего. Хорошо прогулялись, окружающая реальность симпатичная, много сельского жилья, рисовые террасные поля на склонах, огороды. Дорога не асфальтовая, местами пыльная, перед Тарпу 2х часовой тяжёлый под'ем. Можно долго топать по серпантину, есть тропа "в лоб", через огороды (на maps.me ее нет).
На самом деле, с "первой авто-дорогой" встретились ещё раньше, после длинного подъема от Ямпудинга на перевал. По ней же дошли до Кхебанга. Дальше - по тропе, но дорога не кончается в Кхебанге. Дорога строится, откуда ведёт не понятно, есть многочисленные ответвления. На maps.me ещё не отражены, по ним пока не ездят, дорожной техники не видели, может и перестали строить, а может - фестиваль.
Быт.
Регион заметно менее посещаем, опять же по сравнению с популярными местами. В основном встречали либо большие (8-12 человек) группы с палатками, кухнями, армией портеров и гидов (наверное видели 3-4 группы), а так же маленькие (1-2 человека) группы с гидом и портером. Совсем самостоятельных, как мы, не было. Проблем с местами в лоджах у нас не было. Лоджи аскетичны, но нам хватало, питание простое, всегда есть далбат, так же вермишель, картошка, супы, омлет, чапати и чай. В некоторых местах делали мо-мо. Все очень просто и по-деревенски. Кое где, на переходах встречали ти-хаузы. У нас были с собой перекусы, так что мы не напрягались, если нет горячего. Так же в лоджах почти везде - печенье, пиво и по мелочи. Воду в бутылках перестают продавать почти сразу после Таплетока, пили воду из ручьев - очень вкусно, проблем не имели.
Везде удавалось объясниться с местными, местами с трудом, но удавалось.
Цены средние, но не беспредельные, как писали в некоторых отчётах, все более менее бюджетно.
Связь (у меня была симка ncell) кончается в Тхиве и появляется за два часа до Тарпу. Электричество есть в Гунсе, Ямпудинге, Кхебанге, Напуколе, в Тарпу не было, авария какая-то. Зарядиться от аккумуляторов местных не получалось, но у нас была солнечная панель и банк, чего нам вполне хватало.
По самому треку.
Маршрут проходит по пастушьим тропам, через их стоянки (ночёвки), расстояния между пунктами, в основном, рассчитаны на дневной переход портера с грузом или пастуха со стадом. Настоящие, жилые, деревни: Чирува, Таплеток, Лелеп, Гьябла, Амджлоса (2 дома), Гунса, Ямпудинг и далее.
Высотность маршрута средняя, набор плавный. Много подъемов и спусков, есть затяжные по 2-3 часа, местами знатная "пила". Вокруг, на начальном этапе, рододендроновые леса, бамбуки и прочее тепло-влажно-любивое. Повыше - хвойные, потом альпийские луга (видели высохшие к осени эдельвейсы), потом тундра etc.
Тропа - каменные, местами, бесформенные ступени, сложенные поколениями местных жителей, крутые подъемы-спуски, иногда глина, иногда лесные тропы с камушками и прочими прелестями. Т.е. приходилось лазать, прыгать и скакать. Но мы справились.
В процессе движения пользовались навигацией maps.me. Тропы на карте отмечены точно, но подробностей, как, к примеру, на треке к базовому лагерю Эвереста, почти нет. Так, не отмечены перевалы на переходе Selele la, тропы не размечены (есть редко встречающиеся знаки), нет табличек на перевалах. На карте подробно указаны всякие домики, но часто отсутствуют названия деревень, которые есть на бумажной карте и наоборот. Так же, подозреваю, что не отмечены второстепенные тропы, которыми пользуются только местные.
Временные интервалы между деревнями, указанные на стандартной треккерской карте, более менее соответствуют действительности. Иногда хотелось идти дольше, но отсутствие ночёвки во временной досягаемости не позволяло это делать. Ходить в темноте с фанариками не хотелось.
Переход Selele la. Идется за два дня. В нашу сторону, имхо, проще, так как из Черама очень мощный, долгий и крутой подъем (мы его спускались 2,5 часа). На переходе местами снег, в т.ч. на подъёмах к перевалам, которых, на самом деле всего два. Остальные перевалы, отмеченные на картах, по сути, перевалами не являются. Ночёвка в Селеле ла холодная, но терпимая. За один день пройти весь путь врятли удастся.
Выход к так называемому южному базовому лагерю. Октанг, указанный на карте за ледником, недостижим, перейти ледник не представляется возможным. Крутые склоны, "живые" осыпи, курумник. Соответственно, дальше, до точки Ялунг (который, как ни странно, ниже Октанга на 230 метров), тоже не дойти. Вероятно, когда-то и был проход, но его засыпало курумником или ледник изменил характер и форму. По непроверенной информации, истинный южный базовый лагерь находится на высоте 5900, а где конкретно пока не знаю.
Погода.
Наши дни - практически конец сезона. В целом с погодой повезло, дождь был один раз, вечером в Гунзе, пару раз шел лёгкий снежок. До трёх тысяч днём жарко, но ночи уже холодные. На верхах, думаю, температура падала до -5 -7 градусов в ночные часы, вода в бутылках замерзала. В верхней части после полудня появлялась облачность. Как пришли в Рамче погода сильно испортилась, низкие плотные облака, иногда открывающие кусочки синего неба, ветер. Ходили гулять на окрестные горки, шли в облаке, видимость метров двадцать. На следующий день, когда ходили к Горе почти весь день было солнечно. Погода была великолепная и так до вечера. Даже на солнышке погрелись. Обратно шли в приподнятом настроении.
Общие впечатления.
Путешествие очень понравилось, здорово сходили, все довольны, всё прошло удачно, всё получилось даже больше. Данный регион совсем не похож на ранее виденные мной, что очень приятно. Безлюдно, дико. Бурные реки, водопады, дикий лес, крутые ущелья, снежные горы, Конченджанга и Жануу. Огромный, неприступный ледник Конченджанги.
Шли сами, независимо от носильщиков и прихотей гида. Смогли выйграть день, которого не хватало при первоначальном планировании маршрута.
Туристов мало, местное население доброжелательное и готовое помочь в любой ситуации, но к туристам непривычное. Быт простой и незатейливый. Переходы и длинные и короткие, местами тяжёлые, приближаясь к около-спортивным. Множество подъёмов-спусков, но были и продолжительные пологие участки, идти по которым вполне приятно. Финальная часть до Тарпу так же доставила, идиллические пейзажы, лесистые горы с разбросанными избушками, огородами и террасами. Аккуратно и чисто. Население, как мне показалось, в основном индусы и около того. Наверху - больше непальцы. Высотная часть очень симпатичная, неприступные скалы на фоне заснеженных гор, кулуары и каменные осыпи покрытые снегом.
Так что - всё получилось клёво.
Выражаю огромную благодарность "Доку и Турику" (aka b0b] ) за информационную поддержку и консультации, а так же "Самимынеместные", за подробный отчет по региону.
Если есть вопросы - обращайтесь, пока хорошо помню всё - отвечу, помогу, чем смогу.
С уважением,
Дмитрий Бирюков и "компания"
ЗЫ
Писали трек, по возможности http://www.greenalp.com/RealtimeTracker ... ser=biruko
Прошу прощенья за ошибочки. текст написан в самолетах и загружен на пересадке в Шардже, с телефона, могут быть кракозабры)))