В 6 все сонные собрались у гостиницы. Волновался наверное каждый, но виду никто старался не подавать.
На улице было холодно, ниже нуля. Солнце только начинало вставать. Надела на себя все, что было, но хоть нести меньше. Все вещи, которые на коре были не нужны, остались нас ждать в автобусе. Кстати наш водитель тоже пошел на кору, чего зря тут просиживать, если можно поработать на свою карму. А вот пожилые индусы по состоянию здоровья на кору не пошли и остались на эти дни в Дарчене.
Лотце дал отмашку и наконец-то началась наша кора. Сегодня должен был быть совсем несложный разминочный день - нам предстояло пройти около 20 км и плавно без рывков подняться с 4600 на 4900 метров.
Немного теории про то что нам предстояло:
Кора это священный рутиал, представляющий из себя обход вокруг какой-нибудь святыни. Тибетцы ходят вокруг ступ, монастырей, священных озер и гор.
Кора вокруг Кайласа бывает внешняя и внутренняя. Мы шли по внешней коре, а чтобы иметь “моральное право” идти на внутреннюю кору надо пройти 13 внешних. Кроме того внутренняя кора еще достаточно опасна из-за падающих камней и плохой тропы, где без кошек и веревок по словам очевидцев не пройти.
Внешнюю кору можно идти как по часовой стрелке, так ходят буддисты, индуисты и джайны, так и против часовой стрелки, так ходят последователи религии бон. Говорят, кора по-бонски гораздо тяжелее. Индуисты называют кору Парикрама.
Считается, если пройти кору 108 раз, то можно полностью очистить карму и в следующей жизни переродиться уже в одном из высших миров. Но можно отделаться и меньшим количеством кор - если проходить кору в полнолуние, то она засчитывается за 10 кор, а кора пройденная в год лошади за 13 кор. В полнолуние и в год лошади не знаю) Читала о том, что в недавний 2014 год лошади на коре было не протолкнуться. Но по-моему это какое-то жульничество, что-то здесь не так…
Идти было сравнительно легко, у меня практически не сбивалось дыхание, никакой усталости не было. Шла и получала удовольствие.
Где-то через час дошла до знаменитого места со столбом Тарбоче и площадкой для небесных похорон.
Здесь есть парковка для автобусов и для многих туристов кора начинается отсюда. Я читала об этом и в глубине души боялась, что и нас сюда довезут. А правильная кора это же полный обход, а не частичный. Но обошлось, мы стартовали из Дарчена и в Дарчен же и пришли.
Я там ушла в себя и не фотографировала. Да и вообще тогда даже в мыслях не было писать отчет, поэтому фото из интернета:
На фотографии установка столба Тарбоче. Происходит это действо раз в год на праздник Сага Дава и собирает множество паломников и туристов. Старый столб демонтируют, и на его место устанавливается новый. То как он в итоге будет стоять, имеет огромное значение для тибетцев. Если столб станет вертикально, то это хороший знак, если наклонится в сторону Кайласа, то плохой, а если в противоположную сторону, то очень плохой.
Так же здесь есть еще одна “достопримечательность” – площадка для небесных похорон, фото тоже из интернета.
Небесные похороны это один из видов погребения в Тибете, когда тело усопшего расчленяется и скармливается стервятникам. По информации из интернета, с приходом в Тибет китайцев, небесные похороны были запрещены, но в 70-каком-то году, его снова разрешили. Этот вид погребения очень хорошо вяжется как с природными особенностями этой местности, так и с буддистской философией. Тибет это горный регион и закапывать тело здесь некуда из-за очень неглубокого слоя почвы. Сжигать тело на костре, как это делают например в Непале, тоже не получится, потому что нет достаточного количества деревьев, их практически вообще нет. А с буддистской философией это перекликается так как уже отработавшее свой ресурс тело теперь может принести пользу другим существам, как в данном случае накормив стервятников. В интернете встречаются фотографии сего процесса. Некоторые неокрепшие умы, в силу недостатка серого вещества или, если придерживаться буддистской концепции, недостаточного опыта накопленного в предыдущих жизнях, считают своим долгом это сфотографировать и выложить в интернет. Я туда не рвалась, но говорят, что по этим причинам, туристов на небесные похороны теперь не пускают.
Здесь же находится Чортен Кангни. Эта такая небольшая ступа, под которой можно пройти. Мнения, что именно с ней нужно делать расходятся - в одних источниках написано, что пройдя через Чортен, очищаешь все грехи, а в других, что вокруг чортена нужно обойти 3 раза и тоже будет что-то хорошее)
Мне бы конечно хотелось послушать от гида про все эти достопримечательности, но еще в начале я решила, что лучше уж пойду в своем темпе.
После этого места и до нашего лагеря маршрут идет по долине реки Ла Чу. Очень живописные виды, по бокам стены гор, пологие подъемы. Я шла небыстро, но практически без остановок.
На коре было много тибетцев, больше чем треккеров. И это прекрасно, значит пока это больше паломнический маршрут, чем треккерский. По интернету ходила страшилка о том, что китайцы собирались строить канатную дорогу вокруг Кайласа, толи просто байка толи они пока просто передумали.
Некоторые паломники шли налегке, тибетцы проходят кору за один день, некоторые, в голове не укладывается, проходили кору простираниями. То есть человек ложится, вытягивает руки, встает, шагает туда, куда дотянулся руками и с этого места опять ложится, таким образом обмеряя весь маршрут свои телом. Простирающиеся одеты в специальные фартуки, никакая другая одежда не выдержит, а чтобы не стереть руки надевают на них шлепки. Кора простираниями занимает около 2-3 недель. На лицах никакой усталости.
Где-то на середине маршрута меня догнал Илья Геннадич, мой знакомый из русской группы, импозантный мужчина в самом расцвете сил. Он сбавил свою крейсерскую скорость и вместе с ним мы и дошли до лагеря. По дороге у нас был небольшой привал в чайном домике.
Здесь можно было пообедать дошираками, но почему-то кушать не хотелось, и я ограничилась горячим чаем и шоколадкой. Литр кипяченой воды здесь стоил 7Ю, и лучше было не смотреть на то, что пьешь. Само собой водопровода здесь нет, и воду брали из речки Ла Чу, берущей свое начало где-то в ледниках. Речка маленькая, но уж очень неспокойная, поэтому весь песок, который она поднимала, плавал сейчас в наших термосах.
На подходе к лагерю меня начали оставлять силы, и я уже еле переставляла ноги. А Илья Геннадич тем временем бдил, в паре сотен метров позади нас были замечены несколько человек, и он подгонял меня вперед тем, что я потом буду очень жалеть, если на последних метрах они меня обгонят. Но если бы я о чем-то и жалела, то точно не об этом эпизоде). Уже совсем без сил, но непобежденная, я доковыляла до лагеря. Нашла свой "номер", это была маленькая темная каменная клетушка с бетонным полом, пятью кроватями и грязным бельем. Изнутри так и веяло холодом.
Сидеть в “номере” было невозможно, есть до сих пор не хотелось, поэтому все в той же компании Ильи Геннадича я отправилась смотреть на близлежащий монастырь. Он нашего лагеря он располагался метрах в 500 на другой стороне долины.
Монастырь носит название Дирапук и он фигурирует в буддистском эпосе как место, где спасаясь от снежной метели остановился бутанский лама Гурва Готтсанг Па. Монастырь здесь образовался позже, а тогда это была просто пещера. Вход в пещеру Ламе указала ячиха, след рога которой остался на верхнем своде пещеры. Позже здесь медитировал Миларепа.
Монастырь Дирапук относится к буддистской школе Кагью. Родоначальником этой школы является индийский йогин Тилопа живший в 988-1089 годах. Знаменитыми учителями этой школы были так же Наропа, Марпа, Миларепа и Гампопа.
У этой школы есть несколько направлений, которые в свою очередь тоже имеют ответвления, вобщем там все сложно. Перепечатывать текст из Википедии не вижу смысла, вряд ли он осядет в головах читающих. Самое известное направление этой школы назвается Карма Кагью. Его духовный лидер носит имя Кармапа, и он считается 3-м по значимости Ламой в буддизме, после Далай-Ламы и Панчен-Ламы.
Вообще у них там в буддизме все как-то странно, я немного не понимаю отношения между школами - казалось бы Далай-Лама и Кармапа являются прямыми конкурентами, однако же они прекрасно вместе сосуществуют, участвуют в опознании новых реинкарнаций друг друга, отправляются вместе в паломничества, учатся друг у друга. Буддисты такие буддисты.
Кстати, появление Кармап, было предсказано Падмасабхавой, по его прочеству линия Кармап выполнит свою миссию к 21-му перерождению. Чтобы это могло значить, поймет одно из следующих моих перерождений.
Сейчас в странах, где исторически буддизм не присутствовал, распространена именно школа Карма Кагью. Начало западной экспансии учения было положено 16-м (предыдущим) Кармапой.
В 1959 году он был вынужден бежать из Тибета по все тем же политическим причинам. Позже он обосновался в Сиккиме, где ему выделили землю и монастырь Румтек. Свою миссию он видел в том, чтобы нести учение буддизма на запад. Он считал, что в Тибете для буддизма настали сложные времена и ему все равно не дадут здесь развиваться, а западные же люди с удовольствием его примут. Он много ездил по США, Канаде и Европе, где открывал буддистские центры и монастыри. Там у него появились ученики и последователи. Одним из самых заметных западных учеников 16-го Кармапы стал датчанин Оле Нидал.
По наставлению 16-го Кармапы он продолжил открытие центров Карма-Кагью на Западе, в том числе и в России, здесь они называются Центры Алмазного Пути. В процессе он сильно увлекся - проникся собственной значимостью, переосмыслил традиционный буддизм и сейчас преподает то, что называет необуддизмом. По его мнению, учение буддизма необходимо отделить от традиционной, не представляющей ценности тибетской культуры и в уже очищенном виде нести западным людям. Очистили буддизм впрочем, так, что самого буддизма в нем практически не осталось. Оле Нидал ест мясо (а как же закон Кармы?), употребляет алкоголь (первую проповедь в Москве он начал с распития коньяка), позволяет себе высказывания в адрес других народов и религий, граничащих с расизмом (считает, что родиться женщиной в исламской стране и нарожать кучу детей это проявление плохой кармы). Пытаясь угодить большой потенциальной аудитории людей, которым нравится слово буддизм, но которые не готовы что-то в себе менять, он не осуждает и даже принимает практически все пороки современного общества. На сайте Сектовед есть интересная статья как раз на эту тему, называется “ Необуддийская миссия ламы Оле Нидала”. Мне бы не хотелось принимать чью-то сторону, т.к. я глубоко не разбираюсь ни в одних ни в других учениях, но направление буддизма, которое не поддерживается Далай-Ламой, это же как-то странно, да?
Сейчас между приверженцами традиционного учения Карма-Кагью, как впрочем и других школ буддизма, и лидерами необуддизма идет жесткая конфронтация, закономерно начавшаяся после смерти 16-го Кармапы. Но обо всем по порядку.
Умер 16-ый Кармапа от рака в 1981 году в возрасте 57 лет. Произошло это в американской клинике, и по словам его лечащих врачей и сестер он полностью отказался от обезболивающих препаратов, и казалось, что вообще не чувствовал боли. А в течение 3-х дней после его смерти, и это даже вроде подтверждено документально, его тело сохраняло тепло в области сердца. Если любите смотреть документальные фильмы про Тибет, то очень советую посмотреть на ютубе фильм “Живой Будда”, он как раз про Тибет, про смерть 16-го и поиски нового 17-го Кармапы.
По традиции существующей в этой линии, предыдущий Кармапа оставляет некое послание о том, где искать нового перерожденца. В этот раз никаких писем оставлено не было, все чего-то ждали, но время шло, а Кармапа сам собой не находился. Со времени смерти 16-го Кармапы прошло уже 12 лет, и всё ещё не было ни одной зацепки.
В итоге один из регентов Кармапы от безысходности решил вскрыть оберег, который Кармапа оставил ему перед смертью со словами, что однажды этот оберег очень пригодится. В обереге и нашли письмо Кармапы, с не совсем четкими, но быстро разгаданными указаниями, где и кого следует искать:
Эмахо
Самоосознавание — это всегда блаженство;
Дхармадату не имеет ни центра, ни края.
Отсюда к северу, на востоке [страны] снегов [a]
Есть страна, где спонтанно громыхает божественный гром [b]
[В] прекрасном месте кочевника со знаком коровы [c],
Метод Дондруб и мудрость Лолага [d].
[Родился] в год, используемый для Земли [e]
[С] чудесным, далеко слышным звуком белого [f];
[Это] тот, кто известен как Кармапа.
Его поддерживается Господь Донйо Друпа;
Не будучи сектантом, он проникает во все направления;
Не будучи вблизи одних и вдали от других, он является защитником всех существ:
Как солнце Дхармы Будды, что приносит благо другим, всегда сияет.
[a] «Страна снегов» — одно из названий Тибета. Поэтому фраза «на востоке [страны] снегов» означает, что новое перерождение следует искать в восточном Тибете (Кхам). Фраза «отсюда к северу» указывает на то, что письмо было написано 16-м Кармапой в его тогдашней резиденции в Румтеке, который находится южнее Тибета.
[b] 17-й Кармапа Ургьен Тринле родился в Лхатоке: «Лха» означает божественный, а «тхок» означает гром. В тексте, гром поэтично называется «гнам чагс» или «небесное железо».
[c] Имя кочевой общины, где родился Кармапа — Бакор; «ба» означает «корова»; в дхармических текстах корова обозначается словом «доджо», оно используется и здесь.
[d] Метод относится к имен отца (тиб. Дондуп), а мудрость — к имени матери (тиб. Лолага).
[e] Ургьен Тринле родился в год деревянного быка по тибетскому календарю; дерево произрастает из земли, а вол используется для её вспахивания.
[f] Это касается звука раковины, который по словам местных жителей был слышен в воздухе примерно через час после рождения Его Святейшества.
На восток страны в область Лхаток была отправлена поисковая экспедиция. Там они нашли долину Баркор, в которой проживала многодетная семья кочевников, где родителей звали Дондуп и Лолага. Один из их сыновей был рожден в год быка.
У них долго не получался мальчик, на тот момент в семье был 1 сын и толи 6 толи 7 дочерей, и вся семья очень много молилась о его рождении. Молитву надо было произнести 111 тысяч раз, глава семейства так же ходил в паломничество в Лхасу. Со слов родителей вечером накануне рождения Кармапы в небе ни с того ни с сего появилась радуга, а спустя несколько дней после его рождения вся долина где они жили на несколько часов необъяснимо наполнилась гулом похожим на гул белых раковин, одного из буддистских символов.
И вот этого маленького чумазого мальчугана похожего на маугли забирают из семьи и перевозят в тибетскую резиденцию Кармап, которую был вынужден покинуть его предшественник. Обычный ребенок, которого незнакомые дяди забрали от родителей, наверное бился бы в истерике, но этот судя по документальным съемкам в фильме, вел себя как будто так и надо.
Кармапе дали имя Ургьен Тринле Дордже, но с Вашего позволения я буду называть его Первым Кармапой). Его признали большинство регентов, удаленно из Индии его признал Далай-Лама, а в след за ним, что самое удивительное китайские власти. Здесь китайцы учли ошибки допущенные с Панчен-Ламой и расчитывали на то, что признанный Далай-Ламой Кармапа будет авторитетом для тибетцев, а что делать Кармапе будут решать уже китайцы. Но он не оправдал их надежд и позже тоже бежал в Индию.
А группировка “Оле Нидал и Ко” ссылаясь на то, что первый Кармапа вовсе не Кармапа, а китайский шпион нашла своего Кармапу, его имя Тринле Тхае Дордже. Это был мальчик уже из богатой тибетской семьи со знатными родителями. Естественно сейчас он живет тоже за пределами Тибета. Я буду называть его вторым Кармапой.
Вы уже наверное могли подумать, что это типично для линий перерождений великих Лам, когда находятся два перерожденца, но нет, такого никогда раньше не было. Однако сейчас такая ситуация возникла и в линии Панчен-Лам и в линии Кармап.
Совсем недавно в мае 2017 года второй Кармапа выступил с заявлением об отказе от монашества по причине женитьбы. Но функции Кармапы он по-прежнему продолжает исполнять хоть и в ограниченном варианте.
Кстати, о конфликте, который может возникнуть в линии в период между 16-м и 17-м Кармапами, в своих предсказаниях упоминал еще 5-ый Кармапа:
В конце времени 16-го в гирлянде Кармап
И в начале времени 17-го,
Воплощение демона (дословно «нарушителя самай»)
Некто называемый На-тха (может быть переведено как «родственник», в частности «племянник»)
Появится в этом месте, Сачо.
Силой человека с извращенными устремлениями,
Линия Кармап будет близка к повреждению.
В это время тот, у кого будет истинное устремление из прошлой жизни
Сердечная эманация Падмасамбхавы,
С западного направления
Тот, у кого ожерелье из родинок, он свиреп и гневен.
Он говорит гневные речи,
У него темная кожа красно-коричневого цвета и выпяченные глаза
Он покорит инкарнацию нарушителя самай,
Он защитит Тибет и Кхам на время.
В это время счастье — как увиденное солнце,
В Тибете это случится, я думаю.
Первый Кармапа имеет на теле цепь из родинок, напоминающую ожерелье, у него темный цвет кожи и гневный взгляд (особенно в детстве был). Слова о «защите Тибета на время» могут быть связаны с деятельностью Кармапы во время его пребывания в Тибете.
Вот все, что я знаю про Карма Кагью и Кармап)
А мы тем временем все шли по направлению к монастырю. По дороге было заброшенное 2-х этажное здание похожее на гостинницу. Видимо, с ним что-то пошло не так, и готовая гостиница, по виду куда более удобная, чем наши несуразные постройки, была полностью заброшена.
На подходе к монастырю нам попалось еще одна заброшенная постройка, судя по бордовому цвету стен имеющая отношение к монастырю. Олени, которые обычно стоят наверху постройки и смотрят на колесо Дхармы, были спущены на землю и любовались на Кайлас.
Монастырь очень атмосферный. Мы походили по залам, людей нигде не было. В одном из залов были портреты 3-х Кармап, 15-го, 16-го и 17-го, того что Первый.
Медитационня пещера, та самая в которой Гурва Готтсанг Па укрылся от метели совсем крохотная если очень постараться туда могут уместиться человека 4-5. На входе в нее принято снимать обувь. Очень желательно захватить с собой что-нибудь, на чем можно сидеть, потому что долго на каменном полу сидеть не получится, если Вы конечно не йог. Мы пробыли внутри минут пять, не могу сказать, что почувствовала что-то конкретное, просто было какое-то ощущение спокойствия, умиротворения, теплоты. Когда уходили, пришла целая группа и кому-то пришлось ждать снаружи пещеры пока намедитируются другие.
На фото видно заброшенную гостинницу, а еще дальше под горой наш лагерь, а еще дальше Кайлас.
По дороге обратно видели несколько толстых сусликов. Они были совсем не пуганые, и подпускали к себе достаточно близко, шагов на 7.
Дорога обратно до отеля далась совсем тяжело, подъем был достаточно пологий, но идти почему-то совсем не шлось. Буквально через несколько шагов я задыхалась и выдыхалась. В тенте-кафешке собрался весь лагерь, было шумно темно и неуютно. Хоть аппетита по-прежнему не было, остатки разума подсказывали мне, что нужно уже что-то поесть. В зале из обслуживающего персонала никого не нашлось, и я пошла на кухню узнать, что у них тут можно заказать. Лучше бы я туда не заходила, вот это уже действительно было дно. Я попробовала поесть рис, но хоть я и понимала, что завтра мне это аукнется, ничего не получилось.
Вспыльчива, умна, красива, в меру любопытна. Расторопна и подаёт большие надежды. Считает себя правой рукой Шефа. Порой ничего не понимает, однако блестяще справляется с любым заданием. Особенно – с деструктивным