Манаслу-трек по праву входит в тройку самых популярных маршрутов в Непале.
25.04.2015 в Непале произошло мощное землетрясение, унесшее почти 9 тыс жизней и разрушившее сотни тысяч строений.
Эпицентр с магнитудой 7.9 находился в нескольких километрах от начального участка Манаслу-трека в поселках Барпак и Лапрак.
Мне довелось оказаться в момент землетрясения на тропе в десяти километрах выше. Потом пришлось выходить местами без тропы,
через пустые поселки Манаслу-трек: ДО и ПОСЛЕ. Отчет о приключениях 17-29 апреля 2015
29.04, когда нам оставалось до автобусной дороги 10км, как потом выяснилось, непроходимого ущелья, нас эвакуировали вертолетом армии Непала.
И без того неровно дышащий к Непалу человек после такого начинает чувствовать невидимую цепь, которая раз за разом возвращает…
Осенью того же года я решил съездить на трек. Сведения из инета и от агентов из Катманду были в основном неутешительные. Поселки разрушены, тропы нет, люди ушли.
И самый иезуитский аргумент – нехорошо "ходить по трупам". Отточенное после квэйка мастерство закошмаривания с целью привлечения пожертвований использовалось
в полной мере. Только сейчас начинаю понимать, зачем агентам в Мск, Спб и Ктм понадобилось "валить" Манаслу-трек.
Ладно, оставим это на их совести. Вернемся к реальному положению дел.
За четыре дня после квэйка в апреле я пробежал значительную часть трека, от нетронутых верхних поселков до ставшего непроходимым ущелья в начале трека.
Видел реальные повреждения строений и тропы, было понятно, как это восстанавливать. Непонятно было, что добавит сезон дождей. Что будет с "треснувшей"
местами тропой, во что превратятся осыпи, местами стершие тропу.
1. Заезд на трек.
Топливный кризис в Непале осенью 2015 туристическую отрасль затронул слабо. Местные автобусы и маршрутки из Ктм в Покхару, Бесисахар, Аругат, Горку ходят исправно.
Самолеты в Луклу летают, джипы в Саллери и обратно ездят по разумным ценам 2500руп/чел.
Немного подорожало такси в Ктм, но это на совести таксистов. Видел заправку, где заправляли только ихние микрашки. В 2014 за 400руп из Тамеля в а/п мы ехали
почти час, причем профессионально, дворами, объезжая пробки. Сегодня ценовое дно в районе 600-700, при этом на тендер и жесткий торг тратится куча времени.
Едет такси без пробок минут 15, по главным улицам. Бензина, причем в деньгах, уходит меньше, другое дело – клиентов поубавилось. В идеале должно вмешиваться
государство – уменьшать число такси- лицензирование и т.п. Но это в другой стране…
Автобус до Аругата в апреле стоил 400руп для фаранга, 140 для местных. Сейчас- 375. В Аругате надо пересесть на местный автобус до Аркета (30-40мин).
Из Аркета ходит автобус до Сотикхолы (еще 30-40) Вся заброска занимает световой день и обходится в 650руп. За джип для группы в апреле до Аругата агенты в Ктм
называли $200, потом еще вроде 50 до Соти. В апреле джип давал сомнительные преимущества (много времени уходило на пробки на выезде из Ктм и на серпантинах),
ну приедешь ты в Соти не затемно, а часа в 3. Сейчас по полупустым дорогам на джипе конечно быстрее, главный минус локал баса – бесконечные остановки- остался.
Как вариант ехал Ктм-Горка на маршрутке-минивэне (375руп), потом Горка-Аркет на набитом локал-басе часа 4. Удовольствие сомнительное, сидячие места перед
отправлением не купить.
2. Начальный участок Сотикхола – Мачукхола.
Можно ли было пройти после квэйка? И что там сейчас?
Агенты вовсю рассказывают о запасных вариантах захода на трек из Горки. На картах Манаслу-трека тоже показаны два варианта захода – из Аругата и из Горки.
Сходятся они в Мачукхоле. Было у меня ощущение, что это из разряда усложнить-чтобы клиенты задумались-отказались или согласились на трек с палатками.
Не бросят горцы столбовую дорогу, по которой десятилетиями ходили караваны. Так и оказалось, хотя чего это им стоило и стоит, смотрите дальше
Фотоотчет начну вот с этих двух фото.
Тот же участок с другой стороны (желтую каску с предыдущего фото можно разглядеть на новой, верхней тропе).
А вот ЭТО на старой нижней тропе до 25 апреля не лежало....
Манаслу-трек 2.0 Новодел, скажете вы. И будете правы!
Ниточка тропы кажется такой тоненькой и ненадежной...
Ничего подобного, тропа 2.0, новая версия лучше старой. Сложено макс месяц назад.
А вот и клиенты. Пенсики-датчане возвращаются из Долины ЦУМ
Французы идут на Ларку.
Правда, похоже? И загорелый погонщик на верхнем фото…
Если серьезно, каждая лошадь несет 2*40кг white rice. Все это по линии World Food Program.
Вот ихняя развесочная в Сотикхоле. На переднем плане – упряжь для лошадей
Мысль посетила, пока пил чай и смотрел сначала на французов, потом на лошадей.
Вот если бы агенты не забирали у фарангов __% денег, а те бы оставляли их все на треке, не пришлось бы гуманитарить…
Лапу-Беси. Вас ждут !
Вот фото, сделанное 18 апреля. Понравилось тогда. Стильно. Прям шале непальские…
До квэйка неделя…
А это октябрь.
Они опять… Без цемента и бет каркаса. Предыдущий квэйк был 80 лет назад, так что с полвека есть.
Вас ждут !
Нехитрый ассортимент
Поврежденный мост после Лапубеси.
Мост пока не ремонтируют, непроходима тропа за ним (видна на фото) Перед мостом спускаемся к реке, тропа там. Караваны спускаются к реке раньше.
Это наиболее пострадавший мост на всем треке.
Вид назад.
Вот так это место выглядело в апреле. Прилетевший со склона в апреле камень разобрался с правой подушкой.
Делают тропу. Интересно, тетки работают, а мужики снизу похоже руководят.
3. Дежавю в Мачукхоле
Вот поляна перед Мачу в октябре.
29 апреля на этой поляне ловим вертолет
Из камней выложено слово HELP! А еще буква H из красных ковриков и костер для дыма.
Это все гиды и буржуи суетятся, бросили прорываться, когда услышали по радио, что иностранцев
будут вывозить с трека вертолетами. Мы были ближе всего и нас эвакуировали первыми.
Солидные белгородцы командой из 6 чел в это время стояли лагерем на горке. На месте ночлега
развернули полноразмерный российский флаг (см. Манаслу-трек: ДО и ПОСЛЕ. Отчет о приключениях 17-29 апреля 2015)
Поймали.
Вот это же место сечас.
Когда прилетели в Покхару, перед тем, как сдать нас корреспондентам, армейский чин собрал нас возле вертолета. Летчик объяснил,
что сел на засеянное поле (см.фото выше), так как наша площадка с буквой Н была под проводами. Я тогда поразился этой отчетности силовиков
перед прессой и народом…. Могу теперь доложить командиру, что посевы мы порушили (см.фото) Даже загородь из камней от скота разобрана.
Думаю, если бы вертолет сел за рекой, мы бы все равно в него заскочили.
"И потопташа их…"
На обеде в Мачукхоле случилась первая из нескольких встреч с меценатами. Бизнесгерл из Канады 30+, взгляд жесткий, улыбка всегда.
Вместе с ней "старый партнер по бизнесу" из Ктм, свое агентство, а еще матерый горец, плохо говорящий по-английски, но знающий места.
Работал два года у нас в Приэльбрусье поваром для иностранцев. Объяснил мне , откуда там такая ниша на рынке труда, про местных говорил
не стесняясь.
Так вот, девушка тут с бизнес-миссией. Канадский фонд хочет построить школу в Румче, рядом с Керуджей.
28 апреля мы облезали непроходимый участок Кхолабеси-Мачукхола через другой берег и гору +-1000м по высоте. Как раз через полностью
разрушенную Керуджу, самое тяжелое впечатление после квэйка.
Абсолютно правильно канадцы максимально укоротили путь денег, выстегнув почти всех посредников. И послали самую видать спортивную
сотрудницу фонда на место с рекогносцировкой. Вот только хитрован из Ктм уж больно тертый…
Забеспокоился, когда я начал показывать любознательной девушке на примере лоджи, где мы обедали, как надо строить (бет каркас и т.д.).
Цемент в Керуджу-Румче с караванной тропы - это 1000м набора высоты, однако…
Кстати, слово за слово, хитрован предложил интересный вариант организации трека. Вот только нужны ли будут ему наши копейки,
если пойдет канадский проект….
Вторая встреча с меценатами случилась выше Добана. Сначала в Добане мне рассказали, что итальянцы вчера пожертвовали на школу 2000 евро.
Учитывая ящики для Donation повсеместно и прямые просьбы, я почти пропустил это мимо ушей. Однако в километре выше Добана на следующий
день обнаружил троих почтенных сеньоров и бодрую скорее сеньориту, которая явно была у них главная. Седовласые макаронники не говорили
по-английски, сеньора чуть-чуть. Но с непальцами получается договориться на пальцах, а здесь было очень надо. Напрягшись, сообразил про Италию.
"Asolo!"- и показал на свои кроссовки. "Not Salomon, not Adidas, Asolo!" Возраст над экспансивными южанами оказался не властен…
На волне восторга и гордости за своего производителя обуви дама нашла слова и сформулировала свою миссию:
"Вот мы жили, хорошо живем. Узнали, что тут случилось. И решили, что я, что мы должны… Вот приехали "
Только ради этого минутного разговора стоило сюда ехать!
Неужели типичные представители золотого миллиарда нутром осознают свою многовековую вину перед третьим миром?
Грабили, грабят и грабить будут – неужели близки к покаянию, пусть по-своему, деньгами? И нужен только толчок, повод
вроде землетрясения? Хотелось бы верить….
Горячие источникии в Татопани в порядке. Когда спускались в апреле, струя была едва теплая, сейчас, как и прежде, правую струю рука почти не терпит.
Строений добавилось, но вот из двух лоджей дальновидно оставили одну, вторую перевели в разряд хозпостроек. Строительство закрытой купальни заморозили.
Вот мост выше Татопани. К нему мы рубились по сыпухам из Добана, не зная, цел он или нет. Мосты на треке уцелели все, сделаны на совесть.
Сейчас тропа как видно на фото отличная, жители Добана постарались. Жаловались, что после дождей приходится все время чинить.
А вот титаническая, без шуток, работа с гигантской осыпью после Добана. Сделайте зум, увидите как они ворочают камни
Тот же участок с другой стороны. Вся осыпь метров 300, причем глыбы...
Из Соти вышел в 7, в спокойном темпе с остановками в Добане был в 16-00, это к вопросу об усложнении пути – все идется по времени на табличках.
Вот только указатели кое-где надо бы поправить, но об этом дальше.
Совершенно пустой Добан. В схватке за единственного постояльца победил
лучший английский хозяина двухэтажки, нужна была информация.
Самая серьезная проблема с тропой случилась на участке Добан-Джагат.
Вот здесь река изменила русло и смыла кусок берега с тропой. В результате по правому (здесь и далее по ходу) берегу образовался непроход.
В результате из трека выпал участок с пос.Yarukhola, мостом после него через приток и мостом на левый берег перед Джагат.
Уходит тропа, уходят люди, уходит жизнь…Брошенная Yarukhola.
Вот этот указатель надо бы убрать. Если пойти по нему, соберешь колючки с заросшей тропы и упрешься в прижим (см фото выше)
Сейчас путь в Джагат выглядит так. Перед Yarukhola сворачиваем со старой тропы вниз к реке
Затем по временному мостику переходим на левый берег
идем вдоль реки и лезем вверх по новой хорошей тропе к пос. Lakpa. На противоположном берегу видна старая тропа.
Затем спускаемся к Джагату.
И вот мы в пермитной зоне Манаслу-трека
Совершенно пустой Джагат