Когда мне исполнилось 50, я поняла, что пора исполнять несбывшиеся мечты, и обошла вокруг Аннапурны. Это оказалось так здорово, что я крепко подсела на горные походы. Так что при первой возможности я вновь отправилась в Непал, в надежде пройти трек «Три перевала» в Сагарматхе.
По опыту похода вокруг Аннапурны я уже хорошо понимала, что человек предполагает, а гималайская погода располагает, поэтому заготовила несколько вариантов прохождения маршрута – и через перевалы, и в обход. Погода оказалась ко мне благосклонной, так что удалось пройти все три перевала и залезть на три пятитысячные вершинки. Вот как это получилось:
0. 17.10. Вылет из Москвы.
1. 18.10. Прилет в Катманду, перелет в Луклу. Lukla – TokTok.
2. 19.10. TokTok – Namche Bazar. Акклиматизационный выход к смотровым площадкам над Syangboche.
3. 20.10. Namche Bazar –Khunde – Hillary Memorial – Khumjung – PhortseTenga.
4. 21.10. PhortseTenga – Phortse – Pangboche.
5. 22.10. Pangboche – Dingboche. Акклиматизационный выход в сторону Nangkartshang.
6. 23.10. Dingboche – Chhukhung. Акклиматизационный выход в сторону Island Peak Base Camp.
7. 24.10. Радиальный выход из Chhukhung на Chhukhung Ri .
8. 25.10. Chhukhung – Kongma La Pass – Lobuche.
9. 26.10. Lobuche – Gorak Shep. Радиальный выход на Kala Patthar.
10. 27.10. Gorak Shep – Everest Base Camp – Lobuche.
11. 28.10. Lobuche – Dzonglha.
12. 29.10. Dzonglha – Cho La Pass – Dragnag.
13. 30.10. Dragnag – Gokyo. Радиальный выход к Четвертому озеру.
14. 31.10. Радиальные выходы на Gokyo Ri и ко Второму озеру.
15. 1.11. Gokyo – Renjo La Pass – Lungdhen.
16. 2.11. Lungdhen – Thame.
17. 3.11. Thame – Namche Bazar – Monjo.
18. 4.11. Monjo–Pakhepani (между Surke и Chutok La).
19. 5.11. Pakhepani – Jubing.
20. 6.11. Jubing – Ringmu.
21. 7.11. Ringmu – Phaplu.
22. 8.11. Переезд из Phaplu в Катманду на джипе.
23. 9.11. Вылет в Москву.
Немножко о делах житейских.
Информация о треке и карты. Рассказы форумчан о Непале я читала уже несколько лет, огромное спасибо всем, кто писал!
Я скачала в телефон PDF-главу о регионе Эвереста из путеводителя Lonely Planet, там подробное описание трека, удачные рекомендации хороших лоджей. На ходу пользовалась картами с навигацией maps.me, которые практически нигде не подводили, кроме участка тропы на морене перед Лобуче, где я крепко заблудилась. Но там тропинка постоянно меняется, так что maps.me не виноваты. В Намче купила красивую бумажную карту, но почти ей не пользовалась.
Что брала с собой.
Снаряжение для трека вокруг Аннапурны я описывала тут: Непал. Соло вокруг Аннапурны. Относительно этого произвела следующий апгрейд:
- рюкзак побольше - Ospray объемом 56 л – легкий и удобный, все поместилось с большим запасом;
- «котята», или «ледоходы». Пригодились на леднике перед Чо Ла и на спусках с Чо Ла и с Ренджо Ла, где было скользко;
- пуховый спальник с температурой комфорта -8, весом 1100 г. Задушила свою жабу и купила перед поездкой. Ни разу не пожалела, по ночам бывал конкретный минус, но мне было тепло и уютно. Везде спала просто в термобелье, нигде не приходилось залезать в спальник в пуховке;
- термос-кружка – удобно, но можно было обойтись и без;
- насчет фотоаппарата долго сомневалась, в результате решила не брать – лишний вес и лишняя необходимость его заряжать. Фотографировала телефоном.
- солнечная батарея для телефона – необходимая для меня вещь, не только экономит деньги на зарядке, но и позволяет не беспокоиться о том, что телефон, интенсивно используемый как навигатор и фотоаппарат, сдохнет в самый неподходящий момент.
- несколько батончиков-мюсли, которыми перекусывала на перевалах и в длинных переходах. Другой еды никакой с собой не брала, да и батончики частично принесла обратно.
В результате рюкзак получился около 9 кг, и по дороге туда его пустили в ручную кладь.
Страховка. У меня есть постоянная страховка от Сбербанка для выезжающих за рубеж, но позвонив в ассистанс Mondial, я выяснила, что треккинг в горах она вообще не покрывает. Так что с перепугу купила дорогую страховку на 2 недели (высокогорную часть трека) от World Nomads, которая покрывает треккинг на высотах до 6000 м и, как говорят, обеспечивает при необходимости эвакуацию вертолетом. Проверить, как она работает, мне, к счастью, не довелось.
Перелеты. Из Москвы в Катманду и обратно я летела Air Arabia с длинными (7 часов) пересадками в Шардже. В транзитном зале ожидания я ничтоже сумняшеся стелила в уголке на пол чехол от рюкзака, сверху спальник, и прекрасно отсыпалась.
Я заранее купила авиабилет Tara Air только из Катманду в Луклу, а с обратной дорогой решила разбираться по ходу дела, в зависимости от погоды и обстоятельств. Мне не хотелось тратить резервные дни на сидение в Лукле в случае нелётной погоды (или в Катманду в случае лётной), гораздо приятнее было бы пройти обратно пешком до Phaplu или Salleri, но я не была уверена, что на это хватит времени. Оказалось, что хватило.
Ну, поехали!
1. Катманду - Лукла - Tok Tok
Самолет садится в 9.30 без опоздания, очередь за визой и паспортный контроль я удачно проскакиваю в первых рядах, рюкзак со мной в ручной клади, так что багажа мне ждать не надо – и вот около десяти утра я выхожу в знакомую, пыльную и веселую толчею Катманду. Билет в Луклу у меня на завтрашнее раннее утро, но я хочу попробовать – чем кто-то там не шутит – улететь сегодня: небо ясное, самолеты в Луклу должны летать вовсю, вдруг найдется лишнее местечко? А завтра – кто знает, что будет с погодой!
В местном терминале начинаю долго и путанно объяснять свою ситуацию, но сотрудник Tara Air, глянув на билет, останавливает мои речи: «Минуточку!», тут же звонит куда-то и печатает посадочный талон. Буквально за руку меня проводят через проверку безопасности (бдительные непальцы отыскивают и отбирают зажигалку. Хорошо, что не повезла горелку с пьезоподжигом!), бегом через зал ожидания, и вот, не успев опомниться, я засовываю в уши вату и грызу конфетку в кабине крохотного самолетика, наполовину забитого какими-то мешками и коробками с надписью «Lukla». Ррраз – и полетели!
Выдыхаю, расслабляюсь, любуюсь проплывающим за окном пейзажем, похожим на кадры из кинофильма. Тут до меня начинает доходить, что поддавшись стремительной волне удачи, я не успела в Катманду сделать две важные вещи: оформить документы на трек и снять деньги в банкомате. Вопрос с документами меня не очень волнует – я читала, что вроде бы и ТИМС, и пермит можно сделать в Лукле и Монжо. А вот без денег, боюсь, придется туго – с собой у меня только сто с небольшим долларов наличными в качестве НЗ, остальные деньги на карточке, и я понятия не имею, как обстоят дела с банкоматами в Лукле и в Намче. Я рассчитывала снять деньги в банкомате, который расположен еще до паспортного контроля в аэропорту Катманду, но он не работал.
Так что, приземлившись через полчаса в Лукле, первым делом отправляюсь на поиски денег. Выясняется, что ближайший банкомат – в Намче, а в Лукле можно получить наличные в банке, сделав платеж через терминал. Но тут недавно отключили электричество, так что связи с терминалом нет. Решаю подождать, может, включат, отправляюсь пока смотреть, как самолетики прыгают в пропасть с обрыва, разогнавшись по взлетной полосе.
Электричество вскоре появляется, но терминалу не нравится моя карточка! Совсем недавно я пользовалась ею в Шардже на пересадке, там все было ОК. Долго и нудно дозваниваюсь до Сбербанка и долго на них ругаюсь, обещают сейчас же все поправить. Тут электричество опять отключается… В общем, когда я наконец получаю вожделенную пачку рупий, вывод мне совершенно ясен: в Непал надо брать наличные доллары, не полагаясь на карточки. С обменом валюты тут проблем нет.
Так, деньги есть, теперь документы. Неожиданно выясняется, что правила оформления поменялись, и ТИМС для этого трека теперь вообще не нужен. Вместо него на выходе из Луклы делается такая розовая бумажка:
По сути дела ничего не изменилось, т.к. стоит эта бумажка те же самые 2000 рупий, только фотография не нужна, и оформляется все прямо на месте и гораздо быстрее. А пермит в Сагарматху можно будет сделать в Monjo.
И вот наконец я на тропе, поход начинается. Дорожка как-то не по-непальски плавно идет слегка вниз, я жмурюсь на мягком солнышке, разглядываю причудливые буквы высеченных на камнях мантр, вдыхаю запах травы и дыма и только сейчас ощущаю – ура, я снова здесь, в горах!
Рассчитывала в первый день дойти до Monjo, но из-за мороки с банком потеряла много времени, да и подустала с непривычки, так что вскоре после Phakding начинаю подыскивать место для ночлега. Останавливаюсь в местечке Tok Tok – симпатичный лодж стоит у изгиба речки. Сейчас разгар сезона, и я думала, что везде будет полно народу, но оказываюсь тут единственной гостьей. Горячий душ, небольшая стирка. На ужин – дал бат и имбирный чай, по которым я так соскучилась.
2. Tok Tok - Namche Bazar
Просыпаюсь на рассвете, по утреннему холодку бодро топаю вдоль реки, в голове крутятся строчки – В поход, беспечный пешеход, уйду, избыв печаль…
На входе в Monjo останавливаюсь купить пермит (3390 рупий). На тропе уже много народу, приходится ждать, пока руководитель корейской группы оформляет бумаги на всех своих подопечных. И дальше, через череду симпатичных деревушек, мимо камней, расписанных мантрами.
И вот передо мной знаменитые подвесные мосты, за которыми начинается затяжной крутой подъем к Намче Базару. Помню, когда я увидела их в первый раз в фильме «Эверест», подумала, что сама никогда бы не отважилась ступить на такой. А на самом деле вовсе не страшно – ветер треплет разноцветные флажки, сверкает на солнце речка и дальние снежные вершины, мост пружинисто и весело подпрыгивает под ногами.
А дальше – тот самый подъем. Вспоминаю науку ходьбы «slowly-slowly», которой я училась на треке вокруг Аннапурны.
Медленно-медленно, но как-то незаметно выбираюсь к смотровой площадке, откуда впервые виден Эверест.
А там уж и до Намче недалеко.
Пробираюсь через пеструю толкотню крутых торговых улочек на противоположную сторону подковы Намче, чтобы найти лодж с хорошим видом из окна. Бросаю рюкзак в прогретой солнцем комнатке и отправляюсь гулять налегке.
Сначала вниз – к ступе.
А потом наверх – к гомпе. В ее внутреннем дворе – неожиданная картина: компания местных ребятишек бойко отплясывает под попсовую музычку. Присмотревшись, понимаю, что они не просто пляшут, а репетируют довольно сложный танец с разными притопами и прихлопами.
Поаплодировав им, сажусь перекусить на открытой террасе соседнего лоджа с прекрасным видом, заказываю свое любимое непальское блюдо apple fritters – кружочки яблок, обжаренные в тонком слое теста (открыла их для себя в прошлом году в Марфе). Почему-то дома у меня ни разу не получилось приготовить их так же вкусно, как тут, сколько я ни пыталась.
Расслабляться особо времени нет, пора слазить куда-нибудь повыше для акклиматизации, пока не стемнело.
Без рюкзака дело идет веселее, поднимаюсь к Syangboche и, перейдя взлетную полосу, подхожу к ступе, откуда видны Эверест и Ама Даблам.
Виды прекрасны, но вокруг полно народу, гид вещает что-то про Эверест, туристы гомонят и щелкают фотоаппаратами. Хочется побыть в тишине, и пройдя чуть дальше, я сворачиваю на незаметную тропинку вправо и вверх, забираюсь на пригорок и тут уже долго-долго сижу, наблюдая, как удлиняются синие тени ближних гор и облака окутывают дальние снежные вершины.
В наступающих сумерках спускаюсь в Намче.
А после ужина – сюрприз: дверь лоджа внезапно распахивается, слышится бодрая музычка, и в столовую вваливается толпа ребятишек, которых я видела у гомпы. Оказывается, они репетировали не просто так, а для показательных выступлений перед туристами. Отплясывают пару танцев, треккеры одаривают их денежками, а хозяйка лоджа – конфетами, и они отправляются на свой промысел к следующим лоджам.