Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Впечатления, отчеты, фотографии, блоги из путешествий и трекингов по Непалу, Тибету, Бутану. Отзывы туристов о поездках, турах и отдыхе в Непале, Тибете, Бутане. Как недорого посмотреть Непал, Тибет, Бутан. Что посмотреть в Непале, Тибете, Бутане, Катманду, Лхасе.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #1

Сообщение Aviator425 » 14 ноя 2018, 15:36

Планы - ничто, подготовка - все.

В 2002-м году мне в руки попала небезызвестная книга “Аннапурна” Мориса Эрцога о первом успешном восхождении на восьмитысячник. Книга написана очень ярким, оптимистичным, вдохновляющим языком, пропитана позитивной энергетикой, зарядом целеустремленности. Это потом я узнал, что в той экспедиции было все далеко не так гладко и радужно, как это монополистично описал Эрцог. Но на многие годы в голове засели географические названия: Тиличо, Миристи Кола, Манангбот, Тукуча и т.д. Эта книга породила настоящую мечту, и я благодарен автору за нее.

И вот, в 2011-м году, эта мечта материализовалась в виде месячного путешествия в Непал и двадцатидневного трека по Кольцу Аннапурны. Восторг, радость от встречи с долгожданным, неспособность поверить в реальность происходящего - все это не оставляло места ни йоте негатива или недовольства. Любые неудобства, проблемы, неприятности и неприятные люди, если и имели место случаться, то просто оставались незамеченными на фоне непрекращающегося потока положительных впечатлений.

Еще долго по возвращении домой мне чудились вкус дыма поселений на пути трека, и ароматы непальских блюд; шум, гам и ритм жизни непальских городов, движуха Лэйксайда и Тамеля. На протяжении еще семи лет я вспоминал Непал и Гималаи и всегда хотел снова вернуться туда. Сколько часов было потрачено на перемусоливание идеального плана трека, поиск и подбор идеальной снаряги, тысячи мелких решений, что взять, где остановиться, что обязательно посозерцать!.. Так, зимними вечерами заядлый рыбак достает свой заветный ящик и перебирает снасти, раскладывает поплавки и грузила, проверяет лески - и тем живет до следующего сезона.

А сколько ушей было изъезжено рассказами о треккинге в Непале! “Ты обязательно должен съездить! Это маст-си, это отвал башки!”.

Вобщем, этим летом были куплены билеты, докуплена кое-какая снаряга, артикулирована цель - пройти Кольцо Аннапурны, но в этот раз в одиночку и против шерсти, то есть, по часовой стрелке. Забегая вперед и из уважения к читателю, сразу скажу, что эта цель достигнута не была - перевал со стороны Муктинатха пройти не удалось.

Тем не менее, максимально поделюсь своим опытом, наблюдениями и новыми впечатлениями, так как сам я столкнулся с тотальным отсутствием какой-либо внятной информации, за исключением общих фраз типа “hard work” и “it’s doable”.

    Цель
    Подготовка
    Немного о снаряжении
    Трек - как оно было (подводные камни, везение, ошибки и т.п.)
    Резюме и что для себя вынес



1. Цель
Сейчас уже сложно вспомнить, как и почему возникла идея пройти Кольцо по часовой. Впоследствии, когда меня спрашивали коллеги-треккеры, мол, а почему против часовой-то, самым честным ответом было одно слово - “stupidity”. Правда, это относилось только к части преодоления перевала, так как ничего криминального в том, чтобы двигаться по часовой, в целом нет. Скорее всего, идея идти против шерсти возникла по причине того, что шел я один, и опасался попадания в ситуации, когда комнат для одиночки не было бы. А уже потом, поверх этой прагматики возникли неимоверные амбиции.

Исходя из той инфы, которая была доступна на тот момент, изначально планировал преодолевать перевал ночью - типа, чтобы быть на самом перевале на рассвете, надо выходить в 1-2 часа ночи. Понимая, что идти придется одному, а не в цепочке десятков треккеров, была куплена целая светодиодная фара под названием Olight X7 Marauder, которая давала достаточное количество света (3000-9000 люмен). Забегая, скажу, что этому фонарику так и не довелось испытать себя на перевале.

Теперь, после реальной попытки, я понимаю, что выходить на перевал ночью одному - весьма экстремальная и по сути опасная идея. Хотя, знаю минимум одного человека, который сделал это, будучи вооруженым лишь обычным налобным фонариком на пальчиковых батарейках (впрочем, по его собственному свидетельству, прохождение перевала было крайне глупой идеей, не стоящей того, чтобы ее повторять).

Ошибка или глупость всей этой затеи произрастала из незнания, которое, в свою очередь, базировалось на двух вещах: 1) обмане памяти - в ней сохранились только позитивные куски трека; 2) нехватке информации при подготовке.

Уже когда поднимался к перевалу, я был очень удивлен тем, что путь оказался сложнее, дольше и длиннее, чем рисовало воображение на основе обрывков воспоминаний. Как бы то ни было, именно с такой целью летел в Непал и выдвигался на трек, несмотря на то, что был дикий соблазн пойти по классическому пути - от Бесисахара.

2. Подготовка
Перед первой поездкой в Непал в 2011-м году я усиленно занимался всем, что только подворачивалось под руку: бессмысленные гонки на своем GT Avalanche по набережке Нескучного сада и Воробьевых гор на время, подтягиваний, даже беготне по тем же Воробьевым, общефизической подготовке по системе Бадюка и т.п. В итоге, все равно в первые дни на треке умирал.

Перед второй поездкой, зная, в чем основной прикол, я за 6 недель до вылета начал тупо лазить по имеющимся в наличии горам. Ну, тут это называется горы. Сто метров подъема, сто метров обратного спуска. Пять, восемь, пятнадцать раз туда-обратно с полной нагрузкой в горных ботинках. Девять, восемь с половиной, семь минут на подъем, пять, четыре на спуск. Да, это реально очень помогло. Помогло настолько, что никаких проблем с физикой на треке в свои офисно-хомячьи 42 года не было вообще. Более того, можно даже сказать, сумел показать неплохие результаты.

Для Гималаев критична одна вещь - колени. Ну, или, более широко - ноги. Бег, велосипед, турник - это все не то. Это дыхалка, а дыхалку можно прокачать теми же подъемами в подъезде на 12-й этаж и обратно. Самое важное - укрепить колени, а также и остальные части ног, начиная от ступней и заканчивая задницей, которая тоже немало участвует в выталкивании тела вверх и вперед. И ничего лучше подъема вверх с реальной, а еще лучше с превышающей нагрузкой, нет.

Вобщем, к концу своих тренировок по “горам” Уктуса я носил 17-18 кг рюкзак (в Непале было меньше). Обычно я поднимался и спускался в течение 3-4 часов, но к концу 3-го часа резко ощущался спад энергии. Я понял, что конец 3-го часа - это точка отказа. Требовалось закинуться какой-то энергией. Предполагая, что перевал придется преодолевать часов 6, я взял с собой несколько энерго-гелей, а также сникерсы и риттеры, которые особо не пригодились.

Восстановление энергии. Однажды в период тренировок я совершил глупость - пообедал непосредственно перед тренировокой. Итог: умирал, задыхался, обливался потом, держался за бок, показатели подъема-спуска заметно просели. Благодаря этому попадалову, во время самого трека я придерживался какой-то тактики, а именно - никаких завтраков, ланчей и обедов, пока не дойду до точки падения. И это отлично работало. Употреблял только воду и вкусные непальские соки из банок. Под самый конец своего трека, кто-то из встретившихся на пути русских, полностью поддержав такой подход, посоветовал восстанавливать энергию леденцами или банальной водой с разведенным сахаром. Верю, но уже не довелось это испытать.

Что касается энергогелей - тут оказался жертвой рекламы, точнее, тонкой, ненавязчивой рекламы одного из популярных треккинговых блоггеров. Тупо увидел в его инсте фотку со выложенной снарягой, распознал бренд и купил несколько штук. Употребил всего одну дозу, остальные выкинул, так как организм моментально отреагировал, и эта реакция мне совершенно не понравилась (не фекалии, подробнее - в описании трека).

3. Снаряжение
Здесь я не перечисляю каждый взятый с собой предмет, а только то, что оказалось важным и актуальным (и неактуальным тоже).

Как и в первый раз на Кольце, так и на тренировках, проблемой, которая меня сильно беспокоила, было довольно сильное потение, в результате чего слои быстро становились влажными, а затем начинали тупо холодить.

Расскажу, как было в первый раз в 2011-м году, когда перевал Торунг Ла выходили со стороны Хай Кэмпа. Любая катастрофа - это целая серия отдельных ошибок. В тот раз этими ошибками были:
    Неправильный подбор слоев: теплое термо, легкая флиска, пуховка, мембранка.
    Прием завтрака, а именно горячего чая, будучи упакованным во всем этом облачении.
    Неправильный темп ходьбы: если все дни до этого наш гид плелся позади, то выйдя из Хай Кэмпа он ринулся вперед, и мне пришлось чуть ли не бежать за ним. “Чувак, почему мы бежим?” - “Надо успеть до ветра!”

В итоге, через полчала выхода из Хай Кэмпа я взмок и начал тупо мерзнуть. Через какое-то время я понял, что это уже не шутки. Сказал гиду. В ответ: “На мне два слоя, и я окей. Ты должен терпеть”. Пля. Через полчаса после того, как миновали тихаус, я сказал “Стоп!”, снял рюкзак и на морозе переоделся в сухое - благо было тонкое термобелье (не теплое) и сотая флиска. Когда я снял мембрану, мой пуховик представлял собой некое подобие глазированной льдом креветки. Весь конденсат, который скапливался внутри мембраны, тут же леденел. Только благодаря решению переодеться, а также тому, что в термос была залита горячая вода с несколькими разведенными пакетиками аскорбиновой кислоты в порошке, я дошел до перевала и спустился, не схватив пневмонию или что там еще.

Помня об этом, я оснастился, помимо обычной флиски, еще и сиверовским пауэрстретчем Сноуи. Кроме того, взял с собой три шапки: одну влагоотводящую Buff Dryflx, и пару обычных - любимый Arcteryx и еще одну сиверовскую пауэрстретчовую (голова - самый важный член человеческого тела - его нельзя ампутировать). Также в этот раз взял настоящий гортекс, а не брендовую мембранную “разработку”.

Карты. В телефон загрузил Osmand и Maps.me. Первой пользовался, второй нет, позже снес ее, т.к. мало места было для фоток и видео. Карта Osmand отлично работала, часто выручала меня, когда стоял на какой-нибудь развилке, а вокруг никого не было. И только один раз карта просто зашибись анти-помогла, о чем расскажу позднее.

Приборы. Часы Suunto Core Crush. Все было поначалу неплохо, особо не придирался к их довольно неточному высотомеру, но в итоге их поведение оказалось полностью безобразным, сами часы - бесполезными в самый ответственный момент.

Спальник. В прошлый раз это был супер-теплый, но и такой же тяжело-объемный Marmot Trestles 0. Ну, тогда был портер, а сейчас шла борьба за каждые 50 грамм. В этот раз взял Marmot Trestles 15. Самое высокое место, где ночевал - Ранипава (3700). Надевал термо+флис, шапку, в ноги кидал пуховку (ноги, само собой в прималофтовых носках), сверху накрывался одеялом. Температура в комнате ночью, если верить Суунто +5 градусов. Пробовал не накрываться одеялом - увы, спальник особо тепло не держит, через какое-то время начинал испытывать легкий дискомфорт. В то же время, при накрытом сверху одеяле, в спальнике можно было спустя какое-то время снять флис и остаться только в термо - и все было ок. Вывод: Marmot Trestles 15 не особо хорошо держит тепло даже при более высокой температуре, нежели заявленный лимит комфорта.

Аптечка.
Там много всего было, от зеленки и разных пластырей (от советского суперлипучего до “второй кожи” Compeed). Что использовалось: для носа Изофра, для горла Ингалипт, несколько раз закидывался аскорбинкой в порошке для профилактики. Чтобы хорошо какалось - Энтерол. Под самый конец путешествия, после обеда автобусного трипа Покхара-Катманду, почувствовал что-то нехорошее в животе - сразу закинулся 6-7-ю таблетками активированного угля - спасло. Одна плашка активированного угля была всегда с собой в кармане брюк, вместе с документами - чтобы доступ к ней был немедленный.

Также с собой была пачка лакричных конфет из Икеи - отдал одной непальской девчонке на ресепшене отеля - она жестко кашляла, стало жалко. А еще против кашля, и, скорее, для более быстрого и эффективного отхаркивания гималайской пыли, брал с собой пачку грудного сбора №4 - это оч крутая вещь. Правда, ее надо заваривать не по инструкции, а жестче: 2-3 пакетика на 100 мл кипятка или даже меньше. Эффект моментальный.

Мозолей и натертостей не было: во-первых, разношенные ботинки, во-вторых - те же тренировки. Но, пользуясь случаем, еще раз пропиарю Compeed - это вещь обязательно должна быть в аптечке туриста (набор пластырей от влажных мозолей).

По здоровью пока что все, если что вспомню, или у кого вопросы по содержимому - отпишу в комментах.

Треккинговые ботинки. Asolo TPS 520. Сходили оба трека в Гималаи, и выдержали 6 недель тренировок. Реально крутая вещь. Слышал, правда, нелестные отзывы, как раз о том, что после долгого перерыва отслаивается подошва, но лично меня они не подвели. Да, еще пару слов о диллемме “кроссовки-ботинки”.

И во время тренировок, и в самом треке, я замечал, что есть заметная разница в том, какая на тебе обувь. Кроссовки (у меня были какие-то Саломоны GTX, довольно убитые) дают более мягкое сцепление с почвой, с поверхностью. Они как бы обтекают камни и камешки. И зачастую они дают лучшее сцепление с поверхностью. Ботинки же, безусловно, дают жесткую фиксацию стопы и голеностопа. Но. Жесткая подошва любую неровность переводит в изменение положения стопы. То есть, наступив на камешек, ботинок так или иначе развернет всю стопу в ту или иную сторону. Подвернуть ногу не получится, т.к. голень держится крепко высокой частью ботинка. Но нога слегка “гуляет”. А самое неприятное - это когда мелкие камни на уклоне работают словно шарики в подшипнике - благодаря чему ботинок просто проскальзывает.

Тем не менее, большую часть трека, что в первый, что во второй раз я шел в ботинках. Мой выбор - это однозначно тяжелые треккинговые ботинки типа Asolo TPS 520 или Meindl Island.

Треккинговые палки. Куча мнений о том, нужны ли они или нет, буквально на этом треке один соотечественник и даже в своем роде альпинист доказывал мне, что палки бессмысленны, так как “они тебя не удержат”. Пару раз пытался объяснить ему, что задача палок - не удерживать тело при падении, а просто снимать часть нагрузки с коленей при подъеме и спуске, потом плюнул. Забавно, что при этом вся их группа шла с палками.

Здесь мое мнение однозначное: палки в треккинге в Гималаях - обязательны. Причем, на них нельзя экономить. И они относятся к той части снаряжения, которое категорически не стоит покупать в Непале. Есть несколько статей снаряжения, в которых вы должны быть уверены на 100% - удобный, проверенный рюкзак; солнцезащитные очки с реальной защитой, в идеале - поляризованные; треккинговые ботинки и палки. Непалские говнопалки с эксцентриковыми зажимами могут сломаться на второй день трека, так что считайте, что их просто нет. Ну не могут быть палки за $10 такими же качественными и надежными, как палки за $150.

Система для питья. В первый раз для питья была использована система Platipus то ли 2, то ли 3 литра. Очень удобная штука, реально удобно, когда идешь и хочется пить, просто хватаешь зубами пипку, которая рядом с лицом и глотаешь воду. Но. В этот раз в рюкзак набилось гораздо больше скарба, чем, в первый, когда был гид и портер. Красть ценное пространство внутри рюкзака посчитал кощунством. Поэтому для питьевой системы использовалась бутылка Camelback, пристегнутая карабином к лямке рюкзака. Бутылка довольно сильно раскачивается, но я просто кидал сверху нее лямку от фотосумки, и все было очень аккуратно, не мешалось.

Рюкзак. Кстати, о рюкзаке, коих у меня 4 штуки. В данном треке использовался The North Face Prophet 65, купленный в Альпухе лет пять назад. На данный момент это самый легкий рюкзак с объемом 65 литров - 1650 г. В реальности, мне удалось уменьшить вес за счет среза и укорачивания ненужных мне лямок, шнурков и прочей фурнитуры еще на 90 г.

Шлепки. Единственное, что было забыто дома - легкие и комфортные шлепки из Ашана. Досадно. Пришлось купить в Тамеле жесткие и крайне неудобные, если не сказать дебильные вьетнамки. Ну кто додумался пришпандорить вот эту гибкую херовинку которая должна быть между большим и остальным пальцами, чуть ни не в середине тапка?!.. It’s Nepal. Кстати, в лоджах в комнатах сидеть или ходить в них было невозможно - не держат тепло ни разу. Не повторяйте эту ошибку - не надо рассчитывать на местные тапки, везите с собой наш проверенный вспененный полиуретан из Ашана. Шлепки - незаменимая вещь в треке по-любому.

Солнцезащитные очки. Надел всего один раз и то ненадолго - когда солнце на перевале выглянуло из-за перевала и начало светить прямо в глаза. Впрочем, буквально минут через 20 его закрыли облака, и очки снял.

Что оказалось ненужным: подушка Therm-a-rest. В лоджах повсеместно есть вполне нормальные подушки, которые можно тупо подкладывать под капюшон спальника. Фактически, подушка использовалась только два раза - для сна во время стыковок в Дубае. Для этого же и использовался самый простой фольгированный коврик. Правда, коврик я оставлял с баулом и ненужной мелочью в гостинице в Катманду, а вот подушку зачем-то таскал с собой.
Термос. Думал, что пригодится во время ночного-морозного преодоления перевала, затем, после отказа от этой безумной идеи - для того, чтобы попивать горячий чаек во время созерцания звезд на руфтопах лоджей. В итоге не пригодился ни разу.

Итак, трек.
Без лишнего графоманства, здесь я расскажу только об особенностях движения против шерсти, а также упомяну те необычные моменты, проблемы, которые могут оказаться критичными.

День 1. Катманду - Покхара.
Ничего необычного, дорога заняла 9,5 часов. Было все: и пробки перед мостиками, и горе-треккер из Германии, который зашарился куда-то вместе со своим гидом во время первой остановки на ланч, и которого весь автобус, отъехав от стоянки всего лишь на 2-3 минуты езды, потом ждал полчаса. И минут 20-25, потраченные на заправку бензином уже в Покхаре, в километре от бас-стэйшена. Больше всего позабавила ситуация на одном из мостов. В одну сторону (в Покхару) транспорт стоит, с противоположной стороны едет. Когда машин не очень много в обе стороны, то на мостах они разъезжаются без остановок. Но если поток превышает определенный объем, то кому-то приходится останавливаться и пропускать встречные машины. Получается что-то вроде попеременной односторонней полосы. В моей поездке эта история случалась несколько раз, и иногда, по ощущениям и визуальным данным, такие пробки растягивались на километр и около того.

И вот значит стоит наш поток в сторону Покхары мертво. Вперед удается просачиваться только смельчакам на моциках. И тут с сиреной на противоположную полосу заезжает скорая помощь. И упирается прямо в здоровенный турист-бас. Несколько минут никакого движения, потом сосед водилы выскакивает из скорой и утекает вглубь пробки. Наверное, он пошел решать вопрос с тем, чтобы вся встречная полоса откатилась куда-нибудь там не знаю куда. В итоге минут через двадцать он, несолоно хлебавши вернулся, после чего скорой помощи пришлось сдавать назад (а к тому времени ее сзади очень хорошо облепили другие моцики, и вся эта тема начала медленно рассасываться назад. Вот эта была самая долгая и дикая пробка. Мне уже было все равно, поэтому мои мысли устремились к тому человеку, которого везла скорая помощь. Вот что дал весь этот выпендреж пациенту? А если эти потерянные полчаса или даже больше - вопрос, если не жизни и смерти, то какого-либо осложнения? Так что, и среди непальцев попадаются идиоты, вроде того помощника водителя.

Еще кое-что. Таксисты в Покхаре стали какие-то оборзевшие. Выйдя из автобуса подхожу к одному, а он сам навстречу мне. “Туда-то и туда-то” - “Окей, но ты выйди за ворота бас-стэйшен, а я там тебя подберу”. Хм, сразу не сообразил послать его и почему-то последовал его указаниям. Вышел, повернул направо. Стою жду. Вижу, он выезжает, но вместо того, чтобы подъехать ко мне (я-то стою на полосе противоположной), выворачивает на другую сторону дороги. И я значит должен туда к нему топать. Нормально? В то время как другие треккеры без проблем пакуются в такси прямо на самом бас-стэйшене. Махнул рукой мимо проезжавшему такси и уселся в него.

Эта история почти повторилась при возвращении. При подъезде к стэйшену водила не захотел заморачиваться с заездом на стейшен и, аргументируя тем, что перед въездом образовался небольшой заторчик, предложил мне выйти и самому дойти. Я говорю - “Ты ошалел? Ты взял 300 рупий с самого ближнего конца Лейксайда (где небольшая речка) и ты не хочешь проехать 100 метров?”

Забегая вперед, скажу, что отсутствие очарования и щенячьего восторга, имевшего место быть в предыдущий, первый визит в Непал, выявило весьма неприглядные стороны реального отношения непальцев к туристам. Но, о каждом таком случае - в свое время.

Заселился в тот же гест, что и в первый раз - New Annapurna Guesthouse. Семейная гостиница, очень доброе, теплое отношение, а главное - приятно видеть те же лица.

Вывод: если любите и уважаете себя, лучший выбор - это перелет на самолете. Выбор№ 2 - частное авто. В противном случае становитесь заложником какой-угодно ситуации, вы не контролируете ее.

День 2. Покхара - Хиле.
Покхара - действительно очень приятное место с особой атмосферой. Понятно, что речь о туристическом районе Лэйксайд. Впоследствии, после трека, я полазил и по остальному городу, и там конечно видишь реальную жизнь местных, и там уже нет такого релакса, как сидя с бутылкой Эвереста в ожидании стейка в каком-нибудь рестике на Лэйксайде.

Хозяин геста вызвал такси, отчалил в 10, в 11 был в Наяпуле. По дороге есть несколько очень классных смотровых точек, не стесняйтесь и простите водилу останавливаться, чтобы делать фотки.

Выгрузился в Наяпуле, через полчаса дошел до Биретанти. Буквально минут через 10 после начала движения, меня окрикнул из здания какой-то мужик. Я подумал, что это чек-пост, зашел. Полупьяный непалец еле шевеля языком тыкал ручкой в какую-то тетрадку. Рядом был ящик с рупиями. Начал чувствовать что-то неладное, но зачем-то стал вписывать свои данные. Имя-фамилия, страна, что-то там еще и тут графа - Donation. Это че, чек-пост? “Неаа, этааа … этааа на школу”. Ага, понятно, пока, хорошего дня. “Эээ.. Погоди!..”

Минут через двадцать был настоящий чек-пост. Две трезвые девушки, никаких донейшенов не просят. Ок, спасибо.

Часа два (или три?) легкого трека, практически в полном одиночестве, лишь пару раз встретив нескольких треккеров, и обогнав пару местных портеров, часам к трем дня пришел в Хиле. Был там в завершении прошлого трека, очень понравилось место, тихое, спокойное. Потому и захотелось бросить кости там же. Остановился в пустом гесте, где-то кроме меня была занята всего одна комната двумя женщинами из Португалии. Неспешно распаковался, душ, стирка, пиво, разглядывание карты, мысли о предстоящих днях, легкие беседы с соседками. Стемнело, поужинали. Время восемь-полдевятого. Всех тянет ко сну.

И тут с интервалом в полчаса прибывают две огромные русскоязычные группы человек по 14-16. Первая группа ломится дальше в сторону Тиккедунги. Вторая же заселяется в мой гест. Само собой, кухня начинает в бешенном темпе кашеварить на всех этих 16 человек, потом они ужинают, и когда меня уже вырубало, вся эта группа начинает расселяться по комнатам. Вобщем, меня тупо выдернули из неглубокого сна, а это означает, что потом заснуть будет сложнее. Можно, но просто придется дольше уходить. И все было бы хорошо, только едва все они улеглись, как кто-то захрапел. Оказалось, что аж через комнату пробивало так, слово это все было над ухом. Вобщем, я заснул часам к 5 утра.

В чем тут проблема? А вот в чем. Конкретно эта группа с Беларуси и Украины в тот день рванула из Катманду прямиком до Хиле, выехав на басе в 6 утра и к 8 вечера прибыв в Хиле. Цель трека - базовый лагерь Аннапурны.

Подобные организаторы, дабы удешевлять свою коммерцию, максимально сокращают количество дней. Ну в натуре, зачем тратить на что-то 2 дня, когда можно уложиться в 1? То есть, когда все нормальные треккеры, выдвинувшись из Покхары, не спеша притопав в Хиле или Тиккедунгу, устав, укладываются спать - очень высока вероятность прибытия такого вот сюрприза. Они разгонят ваш сон, сами отрубятся, а потом просто не дадут вам спать. А фигли?

Вот такая вот гениальная “оптимизация” от торговцев Гималаями с просторов СНГ, а точнее, от турфирм и индивидуальных вождей с России и Украины. Ни одному нормальному человеку в голову не придет мучать туристов 15-часовым переездом и рисковать отсутствием какого бы то ни было запаса времени, только для того, чтобы сократить себестоимость турпродукта, дабы демпинговой ценой урвать себе хоть кого-нибудь с рынка.

Вывод: если вы планируете трек из Покхары, неважно, будь то Кольцо по часовой или Пунхил, или тот же базлаг Аннапурны - имейте в виду, что Хиле и Тиккедунга зашкварены в айтинерари подобных групп, которые ломятся на трек прямо из Катманду. По-любому они припрутся в указанные точки тогда, когда вы уже будете спать или начнут громыхать по комнатам тогда, когда вы уже будете засыпать, и они просто украдут ваш сон в первую же ночь трека. Планируйте трек так, чтобы не оказаться с этими веселыми ребятами в одном гестхаусе. Тут ли надо идти до Уллери (на самом деле, достаточно перейти реку после Тиккедунги и остановиться в любом следующем месте), либо, непосредственно в Хиле и Тиккедунге узнавайте у владельцев гестов, не забронированы ли у них комнаты группами из Катманду. Кстати, та же ситуация творится с другой стороны трека - народ ломится из Катманду аж до Чаме.

День 3. Хиле - Горепани.

Проснулся, собрался, вышел в 8-30. Далее - всем известный долгий подъем по ступенькам до Уллери. Преодолев его, я почувствовал, что надо закинуться энергией и достал Power Gel. Съел его, запив водой. Да, прилив энергии есть. Но есть и нехороший побочный эффект - несколько раз стукнуло в районе сердца, может, что-то типа аритмии. Нафиг, вся эта химия спорта высоких достижений - в топку. Простых шоколадок вполне достаточно.

Уже в районе Бахтанти я догнал основную толпу треккеров, которые располагались на обед. Благодаря этому я прошел лесную часть практически в полном одиночестве, лишь пару раз меня обогнали единичные треккеры, а пару раз кого-то обогнал я. И только после Нангетханти я начал ощущать усталость. Несколько раз меня обгоняли непальские туристы. Где-то в районе 2 часов дня я был у чек-поста Горепани. Без проблем заселился в тот же гест, в котором несколько дней жил в прошлый раз. Гест очень чистый, там даже требуют оставлять обувь перед входом в комнаты.

В этот же вечер заметил скудность еды. То есть, заказываешь, к примеру, миксд рис - там долны быть и овощи, и жаренное яйцо, и чикен. А чикена там - на треть ладошки, яйцо - вообще смех какой-то: сначала, видимо, делается подобие жеского омлета, а потом несколько нарезанных кусочков. Причем, видно, что это яйцо не сейчас пожарено было. У них уже что-то типа заготовок как в фастфуде. Качество еды на треке, в сравнении с тем, что было 7 лет назад, упало на дно, и в дальнейших местах никаких признаков улучшения этой ситуации не было. Единственно, что должен сказать - что хорошо готовят именно в промежуточных местах. Когда остановился передохнуть и выпить сока в Нангетханти (это непосредственно перед Горепани, там тоже есть небольшой гест или пара, но в основном точка держится за счет кормежки), заглянул на кухню и был очарован видом и запахами готовящейся еды для небольшой группы треккеров из Швеции. Вот туда надо было бы смотаться поужинать, но цена вопроса - минимум час туда и час обратно.

Засада:
Ушлые непальцы придумали, как они считают, свой такой лайфхак. Заглядываешь в точку продаж. "Вода бутылка сколько?" - "150". - "Ок. А можно еще меню глянуть?" (В голове: "Может, че пожевать, может сока?..") Опа! А почему это вода - 100 рупий?" -- "Эээ, это вот эта вода" - и показывает на какой-то замызганный кулер с 15-литровым жбаном. "Это пьюрифайд литр 100 рупий, а вот ета в бутылках - 150". - "Милая, окей, не вопрос, пьюрифайд. А где у тебя в меню цена за бутылку-то? Нету?" - И тут начинается такой смешок пойманного на месте мелкого обманщика, типа, да ты просто ничего не понимаешь, но это так смешно. Я говорю, безо всякого смеха: "Будда-то все видит, не? Мне не проблема купить бутылку за 150, но когда меня обманывают - приятного мало. Давай-ка еще полтос, жду". - "Ай, ну какой ты, абар алопалг аалоаапаоло". И такая канитель замечена мной везде на участке Наяпул - Горепани. Подозреваю, что это процветает именно в районе Наяпул - Горепани - Гхандрук - АБС. Неприятно. Ну и с соком похожая ситуация: спросишь - одна цена, 250 или даже 300. Заглянешь в меню - 150-200.

День 4. Горепани - Татопани.
На Пунхил не пошел, не вижу смысла, это стало каким-то стадным мейнстримом. Три-четыре сотни человек, толкотня на тропе - мне этого хватает в российских мегаполисах. И с террассы геста был отличный вид.

В 9-30, не завтракая, побежал вниз. Как же все-таки классно, когда ты идешь один! Один лишь только этот день стоил всей поездки в Непал. Свежесть утра, солнечные лучи, прорезающие рододендроновый лес, местами пронзительная тишина, местами такое же пронзительное верещание сверчок, цикад или как там они называются. И никого! Ну, буквально считанные туристы навстречу, несколько караванов осликов - все это не идет ни в какое сравнение, с выходом из того же Чаме и нескончаемых толп треккеров, которые то обгоняют тебя, то потом торчат на пути, чтобы через 20 минут снова толкаясь, задевая своими палками и рюкзаками и нелепо извиняясь, снова обогнать тебя.

Вот в чем смысл прохождения Кольца Аннапурны по часовой - даже если и приходится в какой-то момент идти навстречу потоку треккеров, то это недолго. А в моем случае такого не было вообще, если не считать поток треккеров, спускающихся с перевала (но там мне было уже не до них).

Без каких-либо ланчей и длительных остановок, не считая многочисленные фотоостановки, к 2-м часам я был в деревушке Гхара. Я очень хотел проломиться до Калопани в тот день, а это было возможно только, если удастся вскочить на какой-нибудь бас. По полученным сведениям, это можно сделать, если спуститься до дороги до трех часов дня. Я буквально побежал вниз на адреналине. не могу понять, почему в тот момент внутренний голос категорически был против ночевки в Татопани. Через полчаса пробежал страшный мост через черную Кали Гандаки, и спокойно затопал в направлении Горепани. Вот тут я без всяких иллюзий, окутывавших меня семь лет назад, по полной программе ощутил все прелести трека по части Бени-Джомсом. Каждые 2-3 минуты мимо проезжает каке-нибудь ТС. Вереницы непальских байкеров, джипы туда-сюда - пыль стоит столбом.

К счастью, непальская горная пыль - это не частицы PМ 2.5, выкашливаются довольно легко и быстро. Но все равно малоприятно. Очень спасал бафф.

Когда я дошел до Татопани, почему-то захотелось остановиться тут. Пошел в тот же гест - Дхаулагири, который был забит под завязку, но мне повезло - дали комнату в отдельно стоящем домике, самым дальним. Только следующим утром я обнаружил, что вход в комнату был буквально в 5 метрах от края обрыва. Ну, там кустики, деревца какие-то маскировали, а я еще думал, пойду туда отолью перед сном.
Aviator425
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 12.11.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 38
Отчеты: 1
Бутан отзывы

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #2

Сообщение Aviator426 » 14 ноя 2018, 21:01

День 5. Татопани - Муктинатх

Выдвинулся в 8-00. Часа два шел пешком, свежее утро, транспорта сначала было мало, потом уже много. В основном, джипы, но несколько раз шли и локалбасы. Где-то после замечательной деревушки Дана меня подобрал джип с компанией молодых непальцев, направлявшихся в Муктинтах, чтобы помолиться. Просто джип чуток опередил меня, остановился, со стороны переднего пассажира высунулось веселое лицо и, взмахнув рукой, предложило присоединиться. Ноу проблем, парни! Я втиснулся на третий ряд, и в компании этих парней и девчонок провел следующие три часа до Джомсома. Кто знает, сколько времени, нервов и психологического напряжения мне пришлось бы потратить, пока я добрался бы до Джомсома. (Изначально планировал дойти до Калопани). Дорога страшная, особенно, начиная с водопада Рупце и до Калопани. Семь лет назад мне довелось ехать по ней в обратном направлении, и даже тогда мне было очень стремно. Но сейчас, благодаря компании все ощущалось легче. Оно как-то легче, когда ты не один, а с другими веселыми, живыми душами. Даже если и погибать - то хоть не в одиночку.
Как потом выяснилось, ребята ехали туда впервые. Что чуток впоследствии напрягло слегка, ибо по дороге молодой водитель, которому на вид было не больше 20-ти, шуровал так, словно он ездил по ней дважды в день. Как бы то ни было, под непрерывную прокрутку моднейших на данный момент непальских песен Maya Luki Liku и Pohila Number Ma мы доехали до Джомсома. Дорога просто капец какая пыльная. Временами, когда впереди ехал кто-то еще и одновременно дул ветер, видимость падала так, что ничего, кроме впереди идущей машины, видно не было.

Прибыл в Джомсом где-то в 2 часа дня. Быстро дошел до чек-поста,оплатил полностью джип до Муктинатха (4000 рупий), в который тут же набилось некоторое количество местных, с которых водило не преминул взять свою мзду, и часа в три в был в Ранипаве.

Здесь впервые столкнулся с проблемой получения комнаты для одиночки. “Привет! Комнаты есть?” - “Сколько вас?” - “Я один” - “Комнат нет”. Первый гест - известный в русскоязычной среде Dream Home, зачатый можно сказать соотечественником, известным под именем Майтрейя. Сам гест произвел гнетущее впечатление: грязный, комнаты убитые, в каждой второй почему-то с конем выдернутая электрика, в комантах пыльно и грязно - вобщем, жесть. Но это я увидел спустя пару дней, когда утром, уже налегке пришел осматриваться и договариваться. Спрашивал, где Майтрейя - его нет и неизвестно. Сложилось ощущение, что чувака выдавили из управления/владения бизнесом. Спросил насчет русского борща - ноу, никакого русского борща нет и не будет. Епт!...

Ситуация с отказом в комнате для меня одного повторилась несколько раз, пока не дошел до отеля под названием Buddha Hotel. Владелица, или хозяйка-распорядительница - некая Карма. Диалог шел так:
“Есть комнаты?” - “Сколько вас?” - “Я один”. - “Комнат нет” - “Ну-ну. Если бы я сказал 4 или 6, то комнаты были бы )))”. - “Комнат нет” - “Окей, смотри, в таком-то отеле мне предложили комнату за 3000 рупий” (так оно и было). Достаю три тысячи. “Смотри, или я отдам их за комнату там, или потрачу у тебя. Что скажешь?” - “Эээ… комната стоит 1500 рупий” - “Полторы?? Нее, это перебор.” - “Ну хорошо, тысяча последняя цена”. - “Окей”. - “Но только есть будешь только в моем гесте?” - “Ладно”.

В этом отеле я провел последующие 3 дня. Еда в нем была просто отвартительная: недоваренные овощи, мизерные дозы белка - чикена, жареных яйиц и т.п. При том что цены были чуть ли не самые высокие в Ранипаве. Пиво - 600. В итоге за пивом я ходил в гест, соседствующий и принадлежаший некоему Лопсангу (который, по совместительству менеджерил Dream Home). Пиво у него стоило вполне резонные 400 рупий, и остальная еда была дешевле и вкуснее.

По вайфаю. В БУдде вайфай есть, но стоит к нему подключиться более чем одному юзеру - считай, что его нет. Ну пля, это просто засада. Я не мог физически отправить ни одно фото, ни одно видео, и еле-еле отправлялись сообщения. Проблема была в том, что едва гест покидали гости, в него тут же забуривались новые, в основном, непальцы, пачками прибывавшие на свои религиозные празднования. И тут же врубались в свои айфоны.

Пару раз я по-вечерам уходил в другие гесты - Боб Марли и, не помню название, то ли Dream Paths, то ли Tiger Paths, вобщем, тот, который следующий после Будды в сторону храма. Вот в этом-то другом гесте была просто замечательная кухня. В один из вечеров я пришел к группе русских из Мурманска, посидел с ними, так эта Карма потом выкомпостировала мне весь мозг, мол, “Мой муж тебя там видел, ты там ел!” В последнюю ночь, когда я выписался из Будды и вернулся с перевала, в этом гесте мне без всякого мозгоправства предоставили хорошую комнату за обычные 500 рупий. Единственный минус - это их сэндвич с тунцом. Ну это был не тунец, а что-то вроде шпрот или сардин, по вкусу. А так в целом все хорошо. Поднимает настроение большой ЖК-телевизор с непальскими модными видеоклипами и танцами.

Вобщем, мой совет - по-возможности, не останавливайтесь в Будде. Там чемпионы по жадности в Непале. Забыл сказать, что эта Карма фактически меня обманула, если говорить цензурно - впарила мне пару шалей якобы из шерсти яка. Ну я тоже дурак, ну какая может быть шерсть за 900 рупий (к тому же, у нее, как вы уже можете догадаться, и на это завышенные цены - у других уличных торговцев те же шали-платки были по 700 без торга). В итоге оказался галимый китайский акрил. Это я уже потом, когда затаривался кашмиром, выяснил у продавцов, как проверять.

Эх, Карма-Карма, а я тебя еще жалел, когда ты кашляла, делился с тобой лекарствами… Ну как так, Будда-отель, Будда же все видит!..
Aviator426
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 14.11.2018
Город: Пермь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 38
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #3

Сообщение G-Man » 14 ноя 2018, 22:15

Aviator425 писал(а) 14 ноя 2018, 15:36:взял Marmot Trestles 15, Вывод: Marmot Trestles 15 не особо хорошо держит тепло даже при более высокой температуре, нежели заявленный лимит комфорта.


Не согласен с данным утверждением.
Все зависит от личной переносимости температуры. Производитель указывает некий усредненный порог замерзания - "Bag temperature - 15° F/-9° C.
Я например люблю по прохладнее чтобы было, зимой до -10, хожу верх -Rain Shell, в качестве mid layer- Polartec 200, низ - T-shirt( синт. с влагоотведением). В "Dharmasala - 4460м", ночью при -12 было комфортно в термухе, спал как сурок в сурке. ))
Dharmasal-1.jpg


P.S. Gore-Tex заявляет что их мембрана работает до -15, хотя на практике при -10 уже между верхним и нижнем слоем при вода превращается в снег. Снимаешь верх, а с тебя снег сыпется.

Aviator425 писал(а) 14 ноя 2018, 15:36:Чтобы хорошо какалось

ну с этим вообще проблем нет на треке из-за непальской кухни, тут бы наоборот, успеть добежать до кустиков, валунов, чего-то еще, так как все более менее крупное скатилось вниз, а лунный пейзаж не способствует сокрытию процесса
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Дорогу осилит идущий.
Аватара пользователя
G-Man
активный участник
 
Сообщения: 844
Регистрация: 25.09.2012
Город: Алания
Благодарил (а): 124 раз.
Поблагодарили: 34 раз.
Возраст: 48
Страны: 20
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #4

Сообщение Aviator426 » 14 ноя 2018, 23:21

День 6-7. Муктинатх, отдых и акклиматизация.

Следующие пару дней были посвящены акклиматизации. В первый день я добрался до Чабарбу (или Чамбар Бхин), оно же - традиционное Феди перед крутым подъемом. Высота 4200. Там мне удалось купить 0.5 бутылочку концентрированного облепихового сока. Это непросто, так как нигде на виду на продажу эти бутылки не выставлены, а используются хозяевами только для того, чтобы разбавлять и продавать уже разведенные стаканы (250 рупий). А получилось так. Я спросил, какой водой они разбавляют сок. Ответ: натуральной (natural, то есть та, что стекает с вершин). Не, спасибо, говорю, давайте мы разбавим моей водой с бутылки. Окей, выходит чел с целой бутылкой концентрата. Я как увидел, вспомнил, что такие бутылки раньше повсюду продавались, очень хорошо помню, что стоили 500 рупий. Спрашиваю, йоу, дай всю бутылку куплю, сколько? Видимо, от неожиданности чел сразу и ответил - 750. Я без торга согласился и практически выхватил у него ее, и всучил ему озвученную сумму. Ибо в реальности с этой поллитровой бутылки концентрата у меня вышло где-то 4 литра гораздо менее разведенного облепихового сока. А по лицу видно было, что им не с руки продавать этот сок неразведенными бутылками.

На следующий день я повторил подъем к Феди и прошел дальше до высоты 4600 (думал, что 4800, как показали часы, но в реальности, глядя сейчас на гуглмапс в режиме terrain, вижу, что было меньше, это, кстати, был первый раз, когда откалиброванный в тот же день по высоте Муктинатха альтиметр, соврал).

День 8. Подъем к перевалу.
Во время акклиматизационных выходов стало понятно, что придется взять портера. Заметил также, что один и тот же маршрут повторно давался тяжелее. Возможно, начала сказываться нехватка белка. Возможно, стоило один день отдохнуть. Очень хотел посетить хваленую самую высокогорную русскую баню в гесте Майтрейи, но, не был удивлен, что никакой бани нет даже за $100. Не знаю, что случилось с Dream Home, но выглядит в запущении.

Утром восьмого дня в 5-30 я вышел из геста, у крыльца меня ожидал портер из числа местных жителей, с которым накануне договорился о том, что он тащит рюкзак до Феди за 3000 рупий. Надел пауэрстретч и пуховку. Видимо, снова слишком быстро пошли, так как через полчаса начал потеть. Как назло стал поддувать ветерок. Надел сверху гортекс. В итоге, когда пришли к Феди. снова весь был мокрый. Переоделся, надел теплое термо, флис и снова гортекс. Договорился с портером, что за еще 5000 рупий он тащит рюкзак до первых blue houses - хибар из профнастила синего цвета. построенных в качестве укрытия на случай повторения трагедии 2014-го года.

В Феди к нам присоединился австралийский парень, который путешествовал по Индокитаю на мотоцикле со своей девушкой (тоже из Австралии). Но моцике он доехал до Феди и теперь один, без девушки, планировал налегке зайти на перевал и спуститься.

Здесь я откалибровал альтиметр, установив значение 4200 м.

Двинулись в 7-15. Уже было светло, хотя у нас солнца не было - его как раз загораживала махина перевала. Я намеренно пошел медленнее, чтобы не допустить повторного взмокания - и это удалось. С другой стороны, а там такой крутой подъем, что особо не разбежишься. Австралиец чуток отстал, видно было, что ему было тяжело, ну так если во мне 82 кг, то он, явно крупнее меня, затаскивал на гору все 90-95. Уважуха и респект.

Где-то на полпути между Феди и blue houses я глянул на альтиметр - 4193. У меня не было, нет и не будет цензурных слов для этого бренда. Это уже за гранью добра и зла - так врать!

Добрались до blue houses к 9-ти утра. Через перевал перевалились солнечные лучи. У укрытий мы чуток передохнули и мне пришлось принимать решение. Из-за неправильных показаний альтиметра вчерашняя высота (4600) была недостаточной для того, чтобы быть уверенным в том, что при дальнейшем движении вверх, меня внезапно не накроет горняшка. Хотя до сих пор чувствовал себя превосходно. Австралиец поделился полтаблеткой чего-то там против горняшки. Сказав, правда, что эта таблетка для того, чтобы приняв ее, спускаться вниз. Я не стал вникать, съел ее и спросил портера, сколько рупий до перевала. Он долго думал, и объявил еще 6000. Окей, а что, если меня вырубит горняшка и придется идти вниз? Ну, тогда еще 10000, сказал портер. Хорошо, мне просто нужно было знать цифры. Торговаться я не собирался. Мы пошли дальше.

С этого момента навстречу пошел плотный поток треккеров с перевала. Перекидываться приветствиями с ними не было сил. Все-таки, пилить от Муктинатха, даже с портером - это совсем другая история.

Преодолев еще один затяжной и крутой подъем, мы вышли в некое подобие узкого коридора, выйдя из которого нас встретил довольно сильный ветер в лицо. Он не сносил с ног, но выдувал всю жизнь из груди, несмотря на казалось бы непродуваемую гортексовую куртку. Минут через 30-40 я стал одной рукой оттягивать куртку от от груди, пытаясь создать хоть какую-нибудь воздушную подушку, чтобы согреть эту жизненно важную область. Ветер, казалось, студил само сердце. Впереди я увидел какие-то строения, поначалу подумал, что вот оно! тихаус на перевале! - но нет, это оказалась третья, последняя пара blue houses. Опасаясь, что работники тихауса, обслужив последних треккеров, закроют магазин и пойдут обратно к Хайкэмпу, я снова рванул вперед. Бежать не получалось, немного не хватало кислорода, но ломанулся я вперед так, что далеко опередил портера и австралийца. Забыл сказать, что солнца не было, его, едва оно чуток погрело нас у первых blue houses на высоте 4700, скрыло длинное облако, которое тянулось к перевалу снизу, от Муктинатха поверх отрога Торунг Пика.

Немного не дойдя последних перед перевалом blue houses, я внезапно принял моментальное решение поворачивать. Удивительно, порой днями и неделями не получается принять какое-то решение, потому что в голове возникают два лагеря аргументов. Здесь же сработал некий калькулятор, механику которого я даже не успел осознать. Я приблизительно оценил, что до перевала идти еще час. Потом нужно будет часа полтора бежать вниз. Крайне высока вероятность, что я уже никого не встречу. Облака все больше затягивали небо, и в любой момент мог пойти снег, что само по себе не страшно, но вот потеря видимости - это капец. Но более всего меня доканывал не перестающий дуть в грудь, останавливающий ледяной ветер. Сложив одно к другому я понял, что горы не пускают меня, да и хрен с ним. Какая-то часть мозга кричала “Забей! Иди вперед! Осталось чуть-чуть! Это будет победа!”. Ну, это тот самый внутренний голос из анекдота, который говорил “Зайди и поставь на красное”. Другой же голос, тихий голос истины говорил: “А что ты вообще тут делаешь?”

Даже портеру было слегка обидно, что мы не дошли, “Осталось всего час-полтора!” говорил он мне, забыв, что возвращение принесет ему еще десятку.

Но я уже знал, что повернуть - было единственно правильное решение. Внезапно возникла стопроцентная, всепоглощающая уверенность в правильности выбора. Или, правильнее сказать, что правильный выбор результировал появление этой твердой уверенности в себе. Вдруг и ветер перестал дуть, и солнышко выглянуло, словно соблазняя, мол, да ладно тебе, давай снова к перевалу.

Нет. Я топал и топал вниз, и в голове все начало становиться по местам. Что я делаю тут, за тысячи километров от своей жены и дочки? Зачем я тут? Чтобы чего-то там кому-то доказать? Чтобы ухмыляться, сидя в Хай Кэмпе, Мананге снисходительно говоря “Ну да, я на перевал из Муктинатха зашел, не особо сложно”? Да катись этот перевал вместе с Муктинатхом!

Куда делось то первое очарование Гималаями? Что в них такого важного, чтобы подвергать себя многократному риску, риску свернуть шею, улететь с обрыва, риску сломать ногу? Ты нужен там, а не тут.

С каждым шагом вниз я начинал смотреть на окружающий пейзаж все реальнее и реальнее. И что же? Я не видел буйства красок и теней, как на отфотошопленных фотографиях Заводского или Янкового. В реальности горы были серые, затянутые километрами воздушной дымки, холодные, безучастные, опасные. Да весь этот регион крайне неприспособлен, малопригоден для продуктивной и полноценной жизни человека. И то, что каждый год по этому маршруту идут и возвращаются домой живыми тысячи треккеров, не делает его не опасным. Это как раз иллюзия, что Кольцо Аннапурны, пробитая тропа, это не опасный совсем трек!

Буквально за день до прилета в Непал на этом самом треке, на подходе к Талу погиб французский треккер в возрасте 52 лет. Упал (или упала) с узкой тропы на камни с высоты 50-60 м. А когда я уже вернулся домой, узнал, что знакомая, успешно сходив на Тиличо и через перевал, улетела с арендованного в Муктинатхе велосипеда, у которого отказали тормоза, катясь по этой волшебной асфальтированной дороге. Чудом не сломала себе ничего, но вся синяя и в рваных ссадинах и в хорошем таком шоке.

Я вдруг с ледяной ясностью осознал, что моя настоящая цель - это вернуться домой. Мне еще нужно как-то вырваться из западни долины Мустанга, добраться до Катманду и пережить два сегмента на Boeing 737 MAX, у которых, оказывается, системная проблема с датчиками, и пока пил пивко в Хиле, один из таких боингов вместе с парой сотен пассажиров упал в море.

В этот день удачливый портер из Ранипавы заработал за 1 день $200. С деньгами я расстался легко, внутренне улыбаясь, представив какой гордый и довольный собой он придет домой. Наверное, порадует чем-нибудь свою жену и детей.
Aviator426
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 14.11.2018
Город: Пермь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 38
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #5

Сообщение Kustarnik » 15 ноя 2018, 10:36

Прочитала приключения Дока и Турика и всё, чувствую надо ехать, лучше вчера, максимум сегодня!
Ваш отчёт как противоядие, вроде отпустило, до весны продержусь
Аватара пользователя
Kustarnik
участник
 
Сообщения: 150
Регистрация: 21.04.2016
Город: матрица
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 31 раз.
Возраст: 105
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Женский

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #6

Сообщение Aviator426 » 15 ноя 2018, 12:04

#5
Если вы ни разу не были в Непале, в Гималаях; если нет ответственности за семью, детей - то бишь, если вы молоды и одни, или же если вы пенс - обязательно езжайте!
Aviator426
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 14.11.2018
Город: Пермь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 38
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #7

Сообщение nivasi » 15 ноя 2018, 12:51

Aviator426 писал(а) 14 ноя 2018, 23:21:Ты нужен там, а не тут.

Похоже, да.
Для остановки нет причин — иду, скользя...
И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!
Аватара пользователя
nivasi
полноправный участник
 
Сообщения: 397
Регистрация: 23.01.2011
Город: Брест
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Возраст: 67
Страны: 46
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #8

Сообщение demas » 15 ноя 2018, 12:56

Сложив одно к другому я понял, что горы не пускают меня, да и хрен с ним.


Очень правильное решение.

Ваш отчёт как противоядие, вроде отпустило, до весны продержусь


Ну, почему - просто относитесь к этому так же, как и Aviator426. Не ставьте рекорды, а просто получайте удовольствие от процесса. Если трек первый, позьмите тот, что с высотами поменьше. Выбирете сезон потеплее (я бы рекомендовал конец сентября, начало октября). Сейчас вернулся сам - в ноябре гораздо холоднее. Продумайте альтернативные маршруты, куда опуститесь и как пойдете, если на больших высотах будет не очень.
demas
полноправный участник
 
Сообщения: 305
Регистрация: 06.10.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 23 раз.
Возраст: 45

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #9

Сообщение b0b » 15 ноя 2018, 20:04

Aviator426 писал(а) 14 ноя 2018, 23:21:Сложив одно к другому я понял, что горы не пускают меня, да и хрен с ним.

А вы не анализировали в последствии - почему вас не пустили?
При настолько мощной предварительной подготовке (а она действительно вызывает восхищение).
Потому, что вы решили, что можете без хорошей акклиматизации не просто идти на 5К+, а еще и за раз подняться больше чем на 1700м по вертикали.
Хорошо, что вы там прислушались к ИХ мнению и вернулись.
А вот если бы не вняли и на прокачанной физухе перли дальше... то хз
Ну это все ИМХО.
(Сам неоднократно поворачивал назад, когда цель была вот уже перед носом. Наверное поэтому еще здесь ;)
b0b
почетный путешественник
 
Сообщения: 4851
Регистрация: 04.02.2010
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 136 раз.
Поблагодарили: 621 раз.
Возраст: 62
Страны: 31
Отчеты: 16
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #10

Сообщение Drups » 15 ноя 2018, 22:24

6 недель скакания по холмам - это прокачанная физуха? Не смешите мои тапочки
С выводом, что бег - это не для гор подготовка?

Но идти против шерсти - это вот пять баллов, как правильно, поддерживаю!
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #11

Сообщение Aviator426 » 16 ноя 2018, 12:21

b0b писал(а) 15 ноя 2018, 20:04:При настолько мощной предварительной подготовке (а она действительно вызывает восхищение).
Потому, что вы решили, что можете без хорошей акклиматизации не просто идти на 5К+, а еще и за раз подняться больше чем на 1700м по вертикали.
Хорошо, что вы там прислушались к ИХ мнению и вернулись.
А вот если бы не вняли и на прокачанной физухе перли дальше... то хз


С акклиматизацией все было в порядке. Сделал пару выходов, в один день - до 4200, в следующий - до 4600 (ошибочно думал, что 4800). На следующий день, когда шел на перевал, очень внимательно следил за ощущениями. (Начальные симптомы гор мне известны, в прошлый раз чуток хватанул их, когда поднимался на горку с маленькими гомпами из камней над Хай Кэмпом - начало ломить в затылке. Спустился и ломота прошла).

Собственно, именно поэтому, дойдя до первых blue houses, договорился с портером, что в случае чего пойдем вниз.

В итоге я дошел до высоты 5100, может быть даже и 5200 без каких-либо проблем с акклиматизацией. Думаю, что даже если бы прямо на этой высоте и начала болеть голова, то вполне можно было идти дальше, там оставалось всего пара сотен метров вверх и час ходьбы. Дальше был бы спуск, так что горняшка не стала бы проблемой.

Проблемой, как уже описывал, стало то, что ветер и холод просто выдували всю жизнь из тела. К сожалению, из-за нерационального использования теплых вещей, утеплиться уже не было возможности - мокрый пуховик даже слегка задубел от холода в рюкзаке (хотя снаружи не было минуса). И если на подъем до перевала еще меня хватило бы, то спускаться при таком же встречном ветре, ухудшающейся погоде и вероятности снега - это было уже рискованно.

Вот сейчас я думаю, что протупил - надо было отправить портера с рюкзаком вниз, а самому дойти хотя бы до перевала, как это планировал сделать австралиец, и как за пару дней до этого сделал один немец, с которым познакомился в Муктинатхе.

Суть в том, что подняться на Торунг Ла со стороны Муктинатх - вполне реально, и даже не так уже сложно и трудно. Если бы не этот ветер, все бы получилось.

Если стартовать не их Муктинатха, а из Феди, в те же 5-30 или 6 утра, то к 10 легко можно быть на перевале. Самое главное, начинать медленно, сильно медленнее, чем готов идти организм. Потому что сил-то полно, а вот режим теплообмена меняется резко, возможно, из-за этого тело начинает потеть. Собсно, я вспотел именно в первые минут 20-30 движения. Потом, когда переоделся в Феди, и сознательно замедлял движение, этой проблемы не было.

Но даже и из Муктинатха можно подняться на перевал часов за 5, при условии, что будет хорошая погода.

Про то, что на перевале дует сильный ветер я знал, даже еще в первый трек, когда гид объяснял, почему из Хай Кэмпа нужно выходить так рано (4-5 утра, рассвет на перевале - и быстро вниз). Мол, к обеду начинает дуть сильный ветер из долины Кали Гандака. Но я и подумать не мог, что ветер будет дуть с обратно стороны!

А 1700 м за раз - ну, конечно, на этой высоте это гораздо тяжелее, но ведь бахнул же без проблем 1,5 км за один день от Хиле до Горепани?
Aviator426
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 14.11.2018
Город: Пермь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 38
Пол: Мужской

Re: Кольцо Аннапурны по часовой. Ноябрь 2018.

Сообщение: #12

Сообщение Aviator426 » 16 ноя 2018, 13:14

Возвращение

В гесте сказали, что автобус до Джомсома отправляется в 9 утра. В реальности автобус отправляется не в 9 утра, а ровно в тот момент, когда заполнятся все 23 или 26 мест. Автобус стоит 330 рупий.

Джипы отправляются сразу после оплаты - 4,000 рупий, 8 человек. Попробовал собрать восьмерых - я, еще трое, ждем. Подходит группа - пять человек. Выкинули меня и уехали.

Ладно, высматриваю других треккеров. Вот 5 израильтян. Я, значит, шестой. Смотрю, подползает очередная троица. Так, думаю, нахрен такая математика. Говорю израильтянам, мол, я счас заплачу за троих, и вы свои 2,500, и поедем вшестером. Так будет гораздо удобнее тем, кто поедет в задней части по бокам. Таким образом, этот джип обошелся мне в 1,500 рупий (против 2,300 за Джомсом - Муктинатх).

Джипер попался хороший, привез нас прямиком к аэропорту (а мог бы скинуть и в Старом Джомсоме). Зашел в офис Tara Air: “Как тут у вас улететь в Покхару?” - “Да хоть прямо сейчас - есть один билет на последний самолет сегодня через 30 минут”.

Вау, классно! С этого момента я окончательно уверовал, что небесам угодно, чтобы я поскорее вернулся домой, а не лазил по горам.

Обрадовался я прежде всего тому, что не пришлось снова ехать по пыльной, малоприятной и местами попросту опасной дороге на транспорте, который, в силу непальского левостороннего движения, по всему пути полз бы как раз с края обрыва.

Собственно говоря, на этом путешествие можно считать завершенным.

Из общего: настоятельно рекомендую стейки из говядины Maya Special в Maya Pub & Restaurant в Покхаре. Кроме того, открыл для себя Chicken Chili - аналог наших острых крылышек к пиву, но в разы круче, вкуснее и острее. Только заказывайте boneless, без костей, а то если не сказать - принесут традиционную нарубку, где костей много, а мяса нет.

Также открыл очень приятный кусок Покхары - дальний конец Лэйксайда, и правильнее уже говорить Baidam Road. Там много недорогих (впрочем, есть и довольно дорогие) гестиков, которые выходят прямо к озеру. Вдоль берега стоят хаты и шэки, растаманская атмосфера и полный laidback.

Кое-что еще. Зачем-то купил билет на дорогой (лакшери!) автобус компании Travel Nepal. 2,500 рупий вместо 1,000. Очень сильно пожалел.

Это на билете автобус сверкает как новенький. А в реальности он, нет, не то, чтобы убитый в хлам. Он нормальный. Просто лакшери автобус - это такой здоровенный слон. И подвеска у него - вот она-то убитая насквозь. Каждая кочка, камешек, трещина в асфальте жестко и жестоко била в душу всей стальной конструкции автобуса. На скорости, даже небольшой, это превращалось в неровный гул и вибрацию. Минут через 20-30 такой езды начинает болеть голова. В простых автобусах такого не наблюдалось, может быть, потому что они меньше и легче.

В автобусе не было сдвижных окон. То есть были две маленькие форточки - одна слева спереди, где я как раз и сидел, другая справа сзади. Еще не отъехав со стоянки водитель врубил кондей. Из расхлябаных индивидуальных клапанов кондиционирования сверху прямо мне в башню стала бить струя прохладного воздуха. Даже в закрытом положении дуло так, что мама не горюй (да и не только из этих клапанов - там со всех щелей сифонило будь здоров). И это при том, что водило поставил +24 градуса. Народ начал тянуть руки, вертеть клапаны, но бестолку. В обычном автобусе, в котором добирался до Покхару двумя неделями ранее, были такие же круглые клапана, но они хоть не сифонили, будучи в закрытом положении. Но это было только начало приключений с лакшери-автобусом.

Я попросил помогая водителя выключить кондей, что и было сделано. Утро было еще прохладным, и я периодически открывал форточку, чтобы проветрить салон автобуса, следя за тем, чтобы окна на противоположной стороне не запотевали. В таком духе мы проехали половину пути.

Во время единственно длительной остановки на ланч (30 мин), автобус заметно нагрелся под лучами солнца, и водитель врубил-таки кондей, но выставил температуру +29 !!! Меня не спасала даже на полную открытая фортка. Через час или полтора, при очередной остановки у сортира, я подошел к водиле и попытался объяснить ему, в чем он неправ. Просил его не врубать кондей, так как нам было вполне достаточно обычного проветривания на скорости. Он делал морду кирпичом, улыбался, но ничего вятного не сказал. Когда залезли в автобус, этот идиот просто поменял температуру на -19 !

Я достал флиску, шапку и в таком виде доехал до Катманду. Не повторяйте мою ошибку с luxury автобусами. В Непале это не то, что можно подумать.
Aviator426
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 14.11.2018
Город: Пермь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 38
Пол: Мужской




Список форумовАЗИЯ форумТИБЕТ, НЕПАЛ, БУТАН форумОтзывы о Непале, Тибете, Бутане



Включить мобильный стиль