Для начала – небольшое предисловие.
Данная поездка «спланировалась» довольно спонтанно. В начале лета 2016 года в одной из соцсетей обратил внимание на рекламу поездки (полета) в Стокгольм лоукостом Ryan Air за очень привлекательную цену. Был приведен пример передвижения с расписанием и транспортом. К сожалению, в мае мы уже «покатались» немного по Европе, да и на отпуск были запланированы другие дела. Но этот интересный вариант в памяти на какую-то полочку отложился.
И вот в конце августа увидел опять подобное предложение. Стали вместе с женой внимательно рассматривать условия. Решили, что от такого предложения – грех отказываться.
Итак, предлагался полет из Гданьска в Стокгольм и обратно за смешную, на наш взгляд, цену. Менее 1500 рублей за билеты на двоих «туда и обратно» !!! Впечатляет?!
Нас впечатлило. Стали прорабатывать детали поездки и подробности передвижения. Но билеты на самолет купили сразу.
Постепенно «скелет» поездки стал обрастать подробностями.
Аэропорт Skavsta, в который прилетает самолет, находится в 100 км южнее Стокгольма в городке Нючёпинг. Оттуда по расписанию, привязанному к авиарейсам, отправляется автобус до центра Стокгольма. Оказалось, что билеты на автобус (туда-обратно), стоят раза в 3 (три) дороже авиабилетов. Билеты без мест и с открытой датой.
Сайт перевозчика: https://www.flygbussarna.se/en/skavsta
Мы знали, что Швеция – довольно дорогая страна. Поиск отеля тоже стал интересным занятием. В основном предлагались либо хостелы, либо отели на окраине. И по цене они не слишком отличались. Решили для первой поездки выбрать нормальный отель с отдельным номером.
Постепенно штудировали информацию о Швеции и Стокгольме. Достопримечательности, транспорт и прочее.
Нельзя сказать, что Швеция для нас была «Terra incognita» в плане информации. Лет «-дцать» назад, когда в Калининграде еще было шведское консульство, в Русско-Шведском доме организовали курсы шведского языка. Мы с женой тогда записались на них. Закончили курс обучения. Но раньше так и не довелось применить знания на практике… И вот теперь мы едем в Швецию.
Несколько волновал сам полет, т.к. давно уже не летали, а тут и иностранная компания, и особые требования лоукостера. Да еще добавило волнения то, что за неделю до полета мы сходили в кино на фильм «Чудо на Гудзоне». Так что впечатления о вариантах полета у нас были свежие…
Кроме того, несколько беспокоила погода. За неделю до нашей поездки над Северной Европой пронесся сильный циклон, вызвавший шторм на Балтике. Были разрушения на берегу Германии, Польши и Швеции. Нам более-менее повезло: было прохладно, ветрено, но терпимо. (Кстати, через 3 недели после нашей поездки очередной циклон засыпал Стокгольм хорошим слоем снега.)
В середине сентября мы съездили в Гданьск по делам. Заодно прокатились «на разведку» до аэропорта. Нашли несколько платных парковок, где можно было оставить машину. А оттуда организован трансфер «до и от» аэропорта.
Перед поездкой забронировали семейный отель неподалеку от аэропорта. Жена опасалась, что после бессонной ночи в дороге, ей может быть некомфортно в полете. Поэтому решили приехать туда чуть пораньше, и поспать хотя бы несколько часов. Да и непредсказуемость пересечения границы, и ремонт на участке трассы Эльблонг – Гданьск тоже надо было учитывать.
Итак, с предисловием закончили.
Поехали…
Вечером в пятницу 7 октября после работы потратили еще какое-то время на сборы в поездку, и поздно вечером выехали. До отеля добрались перед полуночью. Разместились и спать.
Рано утром позавтракали и в направились в сторону аэропорта. Оставили машину на парковке (35 PLN). Нас с вещами довезли до аэропорта.
Некоторое время гуляли и осматривались в аэропорту.
Прошли регистрацию, контроль безопасности и на посадку.
Время в полете было около полутора часов.
Аэропорт Skavsta
Автобус до Стокгольма уже стоял на остановке. За рулем – типичная (в нашем представлении) шведка. Блондинка, средних лет. Пока искали в сумке билеты, свободные места были заняты, и автобус уехал. Парковщик (пакистанец или афганец, судя по виду) сообщил, что следующий автобус приедет через полчаса. В следующем автобусе водителем был солидный «типичный швед» нигерийской или суданской наружности. Билеты на автобус представляли собой распечатку с QR-кодом, который на входе прикладывался к сканеру. Некоторые пассажиры скопировали QR-код на смартфон и прикладывали его, но это срабатывало хуже.
Полтора часа в дороге и мы у Центрального автовокзала Стокгольма.
Сразу пошли искать остановку автобуса для обратного выезда и смотреть расписание. Итак, до обратного выезда у нас немного больше суток.
Потом пошли в газетный киоск Pressbyrå, чтобы купить Travel card на 24 часа.
Там же позавтракали. Порадовало, что для пенсионеров на кофе существенная скидка. И на Travel card тоже. И даже документ не спросили.
Так как билет у нас «на завтра» будет использован до 15 часов, то и активировать его надо в это же время. Поэтому, решили побродить пару часов по центру.
Грандиозных целей посещения музеев Стокгольма мы перед собой не ставили. И времени маловато, а «светлого» времени еще меньше. Хотелось просто познакомиться с городом, со страной.
Интересный садик на балконе.
Ратуша (Stadshuset) - является символом Стокгольма и выдающимся образцом архитектуры 20 века, в ней заседает городской совет и проходит знаменитый банкет нобелевских лауреатов.
В Ратуше регулярно проводятся экскурсии (каждый час с 10 до 15, летом каждые полчаса с 9:30 до 16). В летние месяцы можно забраться на 106 метровую башню-колокольню с тремя коронами (государственный герб Швеции) и насладиться панорамой Стокгольма. В здании Ратуши есть сувенирный магазин, который работает с 8:30 до 16:30 ежедневно кроме государственных праздников.
(К нашему большому сожалению, подъем на башню прекратился в начале октября. Нам не повезло…)
Большая Башня Ратуши со знаменитым флюгером, венчающим главу башни – в виде Трех Золотых Корон, символический смысл, которых в истории следующий: шведскому королю подчинялось целых три королевства – Швеция, Норвегия и Дания. Две соседних башни возглавлены флюгером-Солнцем и флюгером-Луной.
У входа в банкетный зал стоял щит с объявлением и извинениями, что вход закрыт на мероприятие. Это оказалась свадьба.
(Честно говоря, стало жаль невесту, т.к. погода была совсем не летняя. Мы кутались от холодного пронизывающего ветра.)
Здесь необыкновенно привлекательная набережная терраса и две фигурки на парапете лестницы, спускающейся к воде (их очень часто фотографируют для открыток) – Женщина-Танец (Dancen) и Мужчина-Песня (Songen).
У торца Ратуши (под башней «Три короны») – монументальная фальш-гробница легендарному основателю Стокгольма Биргеру Ярлу (Birger Jarl), тому самому шведскому рыцарю, который получил поражение в битве от русского князя Александра (будущего Невского, благодаря этой битве) в нач.13в. на Неве.
Вид от Ратуши на Гамла Стан.
Стены Ратуши украшены барельефами в честь знаменитых людей.
Обойдя Ратушу со всех сторон,
пошли в сторону центра города.
Немецкая церковь (Tyska kyrkan) или Церковь Святой Гертруды (Sankta Gertruds kyrka) — евангелическо-лютеранская церковь в районе «Старый город».
Сергельc Торг (Sergels Torg), что переводится, как «площадь Сергеля», находится в самом центре Стокгольма. Она имеет два уровня:
- на нижнем из них находится вход на центральную станцию метро Стокгольма (T-Centralen) и несколько заведений «фаст-фуда»,
- на верхнем ездят машины и гуляют люди. Названа площадь в честь шведского скульптора 18 века Йохана Тобиаса Сергеля.
На нижнем уровне иранские эмигранты проводили какой-то свой митинг.
Подошло время заселяться в гостиницу. Мы спустились в метро,
доехали до своей станции, а оттуда на автобусе до отеля,
который расположен на берегу бухты, куда причаливают паромы.
К сожалению, окно нашего номера не выходило на бухту,
а с другой стороны был вот такой вид.
Бросили свои вещи и вскоре отправились опять на осмотр города.
На автобусной остановке рассмотрели расписание автобуса и … сильно огорчились! В субботу это был последний автобус. Обратно от метро придется возвращаться пешком.
Слюссен - самая крупная и самая известная транспортная развязка Стокгольма. Название набережной происходит от шлюзов, обеспечивающих водное сообщение между озером и морем. Первый шлюз, названный в честь королевы Кристины, был построен здесь в 1642 году. Набережная Слюссен – это ворота в Старый город Стокгольма, Гамла Стан. Она также является терминалом для многих судов, таких как, например, паромы Viking Line.
Здесь также находится одна из смотровых площадок Стокгольма Katarinahissen, куда мы и направились.
Но первым делом, подкрепились горячим бутербродом с жареной селедкой и стаканчиком горячего кофе в популярным в столице киоске сельди Strömmingskiosken возле метро Слюссен (Slussen). (Правда, на ветру все быстро остывало.)
При выходе с площадки осмотрели стенды, посвященные истории шлюзов.
Выходящий из Стокгольма паром.
Начало темнеть.
Церковь Катарины является одной из основных церквей в центре Стокгольма. Оригинальное здание было построено в районе Седермальм в 1656-1695 годах по проекту архитектора Жана Валле, который выбрал для нее греческую модель с центральной башней в середине.
Несколько известных шведов похоронены на кладбище, окружающем церковь Катарины, например, министр иностранных дел Анна Линд и популярный голландско-шведский певец Корнелис Вресвик.
Продолжили прогулку по уже ночному городу.
Главной целью вечерней прогулки было метро Стокгольма, о котором писали многие путешественники, и не только на этом форуме.
Стокгольмский метрополитен, не только средство передвижения, но и настоящее произведение искусства. Cказочные пещеры и гроты, греческие скульптуры и элементы классической архитектуры, настенные рельефы и рисунки, поп-арт, мозаика, выставки художников, симпатичные поезда. И все это — Стокгольмский метрополитен.
Иногда его называют «самой длинной художественной галерей в мире».
И так со станции на станцию…
(местами через трещины в скале сочиться влага…)
Стены этой станции окрашены в красный и зеленый цвета и расписаны рисунками на тему социальных проблем и охраны окружающей среды, актуальных в Швеции.
Едем дальше…
Смотреть надо не только по сторонам, но и под ноги
Накатавшись в метро, поехали в гостиницу. Выбрались из под земли и обнаружили проблему – куда идти? С собой у меня был планшет с навигационной программой, которую использовали во время прогулки по городу. А в метро я забыл выключить планшет. И он, бедняга, все пытался найти спутники. Процессор перегрелся, аккумулятор почти «сел». Решили «брать языка». На смеси английского с добавлением некоторых шведских слов пытались объяснить им, что нам нужно. Только пятый «раскололся» и показал нужное направление.
Вернулись в гостиницу и «отрубились» после такого длинного дня.