Через минут 10 спокойной езды по неширокой пустой дороге, мы проехали перекресток с 92-ой, и еще через 3 километра начался подъем на сами Голанские высоты по 98-ой, идущей вдоль северо-восточной границы Израиля до самой высокогорной друзской деревни Мадждал Шамс и высшей точки Израиля- горы Хермон. Последний километр перед началом серпантина идет вплотую к границе с Иорданией.
Остановиться и осмотреться можно на двух площадках на обочинах у приграничного забора. Подьем по 98-ой на Голаны проходит по серпантину,
в некоторых поворотах настолько узкому, что две легковушки расходятся с трудом, а туристический автобус на наших глазах зацепил задним свесом за асфальт- перепад высоты в повороте был слишком крутым.
Но дорогу везде ограждают отбойники с отражателями и шанса улететь с обрыва даже в темноте и тумане практически нет. С одного из поворотов открывается отличный вид на каньон реки Ярмук и остатки железнодорожного моста через ущелье.
Мост был разрушен саперами Хаганы в 1948 году в ходе Войны за Независимость для того, чтобы остановить наступление иорданцев. После окончания подьема трасса идет по равнине, виды по сторонам открываются захватывающие, машин мало, в общем, езда в удовольствие.
Через час спокойной езды справа появился знакомый холм Тель ас Сак. Смысла описывать его в этом отчете нет, подробности о Тель ас Саки есть в январском отчете, из нового можно отметить недавно построенный мемориальный комплекс десантникам, погибшим при защите этого укрепления.
В остальном все по старому- пусто, тихо, военная техника 70-хх…
Едем дальше на север, проезжаем описанные в первом отчете развалины сирийской военной базы и штаба, уничтоженного 9 октября 1973г
и по дороге заезжаем в кибуц Эйн Зиван, находящийся рядом с пересечением 91-ой дороги, ведущей в столицу Голанских высот- город Кацрин и 98-ой. В Эйн Зиване покупаем забытые батарейки для вспышки и кое- какой еды и едем дальше на север. Заехали в кибуц Merom Golan- красивое зеленое поселение рядом с горой Бенталь. Находясь в Мером Голан, сложно предположить, что находишься в Израиле- настолько пейзаж вокруг отличается от привычного. Вокруг природа центральной Европы и южной Скандинавии. Леса, зеленая гора Бенталь рядом...
От Мером Голан до поселения Эльром не более 10 км, доезжаем до перекрестка- направо вьезд в Эльром, налево указатель "Valley of Tears", основная цель нашего путешествия. Долина Слез (עֵמֶק הַבָּכָא), получившая свое название в результате тяжелых потерь Израиля в Войне Судного Дня протянулась на 4 км, от горы Хермонит до холма Бустер.
История этого места такова:
В 1973 году, лидеры арабских стран сумели сделать невиданное. Они смогли договориться между собой осуществить синхронное нападение на Израиль: Египет- с юга, с Синайского полуострова, а Сирия- с северо-востока. Ирак, Алжир, Ливия, Марокко, Иордания и другие страны региона не принимавшие прямого участия в нападении на Израиль поддержали Сирию и Египет вооружением. Естественно, СССР тоже не остался в стороне и даже Куба послала своих военных советников в Сирию. Все это привело к очень неравному соотношению сил, в том числе и на севере Израиля: на Голанах 177 израильским танкам Центурион-Шот и Паттон противостояли 1300 сирийских танков Т-55 и Т-62. Вдоль демаркационной 1967 года, на вулканических сопках было построено 17 укреплённых пунктов, по периметру этих сопок делался уступ земли, лишая сирийцев возможности для штурма посредством тяжелой техники.. Каждый укрепленный пункт обороняли 20 человек и до взвода танков поддержки. От горы Хермон на севере до долины Ярмук на иорданской границе был вырыт противотанковый ров шириной 15 футов и десять футов глубиной.
Атака началась в субботу 6 октября 1973 года, в 13.50 с авианалётов и интенсивного артиллерийского обстрела позиций израильской артиллерии, танков и укреплённых пунктов. Затем сирийцы силами 1260 танков, и другой техники, включающей в себя бульдозеры для засыпания противотанковых рвов и техники для наведения мостов пошли в атаку. В ближайшие несколько дней, ценой потери 772 человек, Израиль отбросил наступающих сирийцев, уничтожив более 1000 единиц техники и более 5000 солдат врага. Один из самых тяжелых эпизодов Войны Судного дня происходил в Долине Слез- израильтяне сдержали превосходящие в соотношении 9:1 силы сирийцев и не дали им прорваться в Галилею и центр страны.
По узкой дороге едем до развилки, поворачиваем направо, поднимаемся на холм, и через 200 метров ставим машину на стоянку, недалеко от монумента 77 танковому батальону 7-ой танковой бригады (1), принимавшему участие в остановке сирийского наступления в крупнейшей танковой битве 6-8 октября 1973 в Войне Судного Дня.
Из 105 танков 7-ой танковой бригады остались на ходу всего 7, общие потери сирийцев составили 760 единиц бронетехники.
После осмотра мемориала, двинулись вниз по холму к стоящему метрах в 100 сирийскому танку Т-62 (2).
оттуда- к стоявшему неподалеку израильскому Центуриону (3)
и дальше на юго-восток, к видневшемуся на горизонте танку Центурион и укреплениям недалеко от него. (4)
Такое ощущение, что война закончилась не в далеком 73-ем, а гораздо позже- такая степень сохранности у укреплений и танка. Танк стоит в том же виде, в каком его и оставили- все приборы на месте…
Вокруг валяются гильзы, коробки от боеприпасов.
надпись на коробке: 8 ручных осколочных гранат
В укрытиях на холме живет местная живность… Вокруг- пустота, серое небо, на горизонте видны развалины сирийской деревни.
Атмосферности добавляет хорошо слышный грохот взрывов и стрельба, периодически доносящиеся со стороны Сирии- сирийская разборка между правительством и исламистами подошла вплотную к границе Израиля, армия несколько раз открывала огонь в ответ на как бы случайно прилетающие со стороны Сирии пули и снаряды. Едем дальше,
пересекаем полузатопленный противотанковый ров, (5)
по краям дороги часто встречаются остатки сирийской бронетехники (6)
и ставшие уже привычными ЗИЛ 130, попавшие на минные поля.(7)
Иногда попадаются остатки более редкой техники, типа вот этого Мерседеса- то ли автобуса, то ли Унимога, нарвавшегося на противотанковую мину.
Встретили армейский патруль, а еще через километр уперлись в закрытый шлагбаум и надпись «Территория армии», (8) до границы осталось всего метров 500. Развернулись и поехали обследовать дорогу, идущую вдоль горы Хермонит. Здесь проходила линия обороны, которую сирийцы так и не смогли прорвать, хотя и были близки к этому несколько раз. Вот так это выглядит сегодня:
(9)
Противотанковый ров
(14)
(10)
(11)
На заднем плане- густой сосновый лес у друзской деревни Буката, на горизонте- вершина Хермона
(13)
(12)
И бонусный кадр)))): памятник друзам- героям борьбы с французскими войсками на центральной площади Мадждал Шамса
Карта местности на случай, если кому вдруг....
Номера, обозначенные на карте соответствуют номерам в тексте или у фотографий.
ТТХ поездки: затраченное время- 18 часов, прйденное расстояние пешком- 12-15 км, пройденное расстояние на машине- 520 км.
Три огромные просьбы к тем, кто захочет увидеть эти места вживую:
1) Не лезте на минные поля. Мины там действительно есть и именно там, где обозначено
2) Если видите шлагбаум или знак, что впереди military area, значит надо разорачиваться. В Израиле армия никогда без причины не закрывает территорию.
3) Все, что находится в Долине Слез (гильзы, танковое оборудование и т.п.), должно оставаться там. Долина Слез не свалка старой армейской техники, а памятник людям, действительно спасшим страну. Сувениры с Голан можно купить в Кацрине, Эйн Зиване и в друзских деревнях по дороге к Хермону и Мадждал Шамсу: Букате, Масадэ и в самом Мадждал Шамсе